Развитие творческих способностей детей среднего возраста через художественную литературу
презентация к уроку по художественной литературе (средняя группа)
Развитие творческих способностей детей среднего возраста через художественную литературу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 735.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творчество — это незримые ниточки, соединяющие сердце. Чтобы человек благотворно влиял на человека, утверждайте в духовной жизни коллектива и личности творчество», — писал В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст — сензитивный , наиболее благоприятный период для развития творческих способностей дошкольников. Этот период считают особо восприимчивым к любым видам творческой деятельности. Большую роль оказывает воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка.
При чтении художественной литературы ребёнок видит перед собой определённую картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события. Чем сильнее переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Художественная литература формирует у детей положительные и отрицательные эмоции и на основе этого возникающие образы у детей имеют соответствующий колорит, способы изображения. Дети переживают все, что происходит с героем: испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Использование художественной литературы для развития творческих способностей ребенка требует применения разнообразных методов и приемов. 1 . Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев и с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Не обходимо, что бы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает произведение. 2 . Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа с мнемосхемами, привлечение воображения и памяти) . 3. Например - анализ сказок предполагает осознание того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Для анализа ребёнку необходимо вспомнить известную сказку. Предлагаю детям ответить на вопросы типа: «Как вы думаете, о чем эта сказка?»; «Кто из героев больше всего тебе понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков?» и т. д.
4. Пересказ помогает развивать фантазию и воображение, творчество. Обучение пересказыванию русских народных сказок в своей группе мы начали с детьми с трёх лет. На занятиях использую такие приемы, как пересказ по ролям, игр – путешествий, драматизаций. В драматизации дети используют изготовленные своими руками персонажи, готовые пальчиковые и настольные театры.
Занятия по чтению художественной литературы провожу в игровой форме, т.к. игра является основным видом деятельности детей. В игре «Моя любимая игрушка» ребёнку можно предложить сделать игрушку персонажем сказки. Затем поинтересоваться у ребенка: где эта игрушка может жить, о чём думает, что любит.
Применение разнообразных моделей для составления сказки помогает детям усвоить ход сказочных событий и последовательность действий персонажей сказки. Например, чтобы разыграть сказку «Репка», нужен жёлтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми можно обсудить, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Затем, когда эту часть работы дети успешно осваивают, уместно предложить самим раскладывать заместители в нужном порядке.
Так принимая участие в проекте «Чудо – пуговица» мы с детьми сочиняли сказку «Путешествие пуговицы», где каждый вносил свои предложения. В итоге получилась небольшая сказка, которая была записана в «Картотеку сказок, стихов, загадок игр с пуговицами».
Особенно детям нравится изображать героев таких произведений, в которых образ четко представлен и связан с детскими понятиями о недостатках человека. Это очень ярко наблюдается в передаче образов героев поэтических сказок Чуковского («Муха – цокотуха», « Федорино горе», « Тараканище »). Это ещё раз подтверждает, что дети изображают то, что на них произвело сильное впечатление во время чтения художественных произведений.
Творчество детей проявляется так же в лепке из пластилина и солёного теста, с использованием бросового материала, в конструировании из бумаги, например, «оригами» . Дети по сказкам, и народным, и авторским, создают образы героев произведений. Готовые персонажи используются в играх-драматизациях, в ходе которых можно изменить окончание сказки, или добавить персонажей из других сказок и развить новый сюжет .
Нужно детям больше читать и предлагать им то, что произвело впечатление, переносить на лист бумаги, это позволяет лучше запомнить произведение и развивает творческие способности . Актуальной задачей являться заинтересованность и увлечение ребенка. Важно поощрять в нем самостоятельность и активность, хвалить за успехи и, тем самым, способствовать его творческому развитию и развитию творческих способностей. Необходимо беречь в каждом ребенке мечтателя, фантазера, чтобы он вырос творческой личностью, Человеком с большой буквы. Каждый ребенок любит слушать сказки и увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Художественная литература - это не только развлечение, но и прекрасный способ для того, чтобы развить творческие способности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей детей старшего возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах».
Пособие отражает практический опыт музыкального руководителя в условиях обновления содержания музыкального воспитания. Представленный материал включает в себя перспективно-тематический план развивающм...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через креативные музыкальные игры.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через креативные музыкальные игры. Современная музыкально...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через креативные музыкальные игры.
Вопросы, связанные с музыкальной педагогикой и направленные на развитие творческих способностей детей, неоднократно поднимались в работах отечественных и зарубежных ученых и практиков, начиная от Б....
Образовательная программа "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через художественное творчество".
Данная программа составлена по области "Художественное творчество" и рассчитана на детей подготовительной группы....
педагогический опыт "Развитие детских творческих способностей детей дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность."
В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...
План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"
План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...
Индивидуальный план профессионального развития Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».
Цель:Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.Задачи:Расширять представле...