У Лукоморья дуб зеленый
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Сарзанова Оксана Геннадьевна

ОД по сказкам А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_lukomorya_dub_zelenyy.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «У Лукоморья дуб зеленый»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной  деятельности 

Задачи:

- обеспечить условия для выражения детей своего мнения;

- способствовать развитию навыков взаимодействовать со сверстниками (в парах);

Cоздать условия для:

- внутренней потребности включения в деятельность с помощью беседы с опорой на личный опыт детей;

- осознанного принятия детьми «детской» цели;

- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность быть активными  и доброжелательными;

- развития умений задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения;

- развития умений выявлять причину затруднения в деятельности, выбирать способы преодоления затруднения;

- развития представлений о сказках (авторские);

- развития умений выделять части сказки;

- развития познавательной активности детей в процессе выполнения исследования;

- развития умений корректировать действия свои и сверстника;

- осознания себя как участника деятельности и для  сформированности элементарных навыков самооценки.

Ход занятия:

В группу входит сказочница (воспитатель).

Она в длинном сарафане, на голове кокошник. В руках музыкальный ларец из которого звучит музыка.

- Здравствуйте, ребятушки!

- Я сказочница Варвара, у меня для вас есть что-то интересное.

- Хотите узнать что? Тогда садитесь.

-  Приглашаю вас послушать и вспомнить интересные сказки и замечательные стихи, которые написал А. С. Пушкин. Этого великого русского поэта знают и любят и дети и взрослые. Вы узнали его?

Показ портрета А. С. Пушкина (достает из ларца).

А. С. Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и интересно, что многое из написанного понятно и близко детям.

В детстве А. С Пушкин тоже любил слушать сказки и сам много читал. Уже в семь лет он сочинил свои первые маленькие комедии на французском языке.

-  Кто чаще всего рассказывал ему сказки?

Арина Родионовна вечерами вязала и рассказывала ему сказки.

Сказочница достает из ларца клубочек. Он поможет путешествовать нам по сказкам. Кладет на золотую тарелочку.

В сказке может все случиться.

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится.

Скажет гостю заходи!

(О. Высоцкая)

Сказочница катает клубочек по тарелочке и приговаривает, дети закрывают глаза: «Катись, катись клубочек по тарелочке». К кому прикатиться тот и сказку будет отгадывать.

Ребята открывают глаза и отгадывают из какой сказки зачитанный отрывок.

Показ иллюстрации к сказке.

1. «У Лукоморья дуб зеленый

     Златая цепь на дубе том……»

Сказочница после того, как дети отгадали, достает из ларца кота и дарит детям.

2. «Первый раз закинул старик невод,

     Пришел невод с одною травою…..»

Сказочница дарит золотую рыбку.

3. «Ель растет перед дворцом,

     А под ней хрустальный дом……»

Исполняется «Белка» - фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане».

Сказочница достает из ларца и дарит Белку.

4. «Долго царь был неутешен.

     Но как быть? И он был грешен.

     Год прошел как сон пустой…….»

Сказочница: «А чем заканчивается сказка?»

Дети вспоминают: И с невестою своей обвенчался Елисей.

Я вам предлагаю присоединиться к веселью. Свободная пляска на р. н. мелодию.

Сказочница дарит волшебное зеркальце.

Спрашивает, из какой сказки отрывок.

Зеркальце поможет превращаться вам в сказочных героев.

5. «Вот проходит восемь дней,

     А от войска нет вестей…..»

Сказочница дарит золотого петушка.

Если дети не отгадывают из какой сказки отрывок, достает в подарок книгу (со сказкой, которую не отгадали).

Сказочница:

«В мире много сказок.

Грустных и смешных.

И прожить на свете,

Нам нельзя без них.»

(О. Высоцкая)

Игра «Подскажи словечко» (дети отгадывают слово и называют из какой сказки отрывок):

1) Его за руку взяла и в шатер свой (увела)

2) И в глазах у всей столицы петушок спорхнул (со спицы)

3) Весть царевну в глушь лесную.

   И связав ее живую под сосной оставить там.

   На съедение (волкам)

4) В руки яблочко взяла, к алым губкам (поднесла)

5) Остров на море лежит, град на острове (стоит)

6) Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный (дом)

7) С первого щелчка подпрыгнул поп (до потолка)

А. С. Пушкин долго прожил в деревне. Он любил смотреть, как деревенские девушки водили хороводы, любил он и народные игры. Давайте и мы поиграем.

Игра «Гори, гори ясно» (с подаренными сказочными героями).

После игры дети занимают свои места.

Во многих произведениях А. С. Пушкина описывается красота русской природы. Послушайте стихотворение, Александр Сергеевич был патриотом своей Родины.

Вот ветер тучи нагоняя.

Дохнул, завыл и вот сама

Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась клоками.

Повисла на суках дубов.

Блеснул мороз.

И рады мы проказам матушки-зимы.

Вот так писал о весне:

Гонимые весенними лучами

С окрестных гор снега сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют.

Стада шумят и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

О лете:

Ох лето красное! Любил бы я тебя.

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты все душевные способности губя нас мучишь.

Любимым временем года была осень:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поле туман.

Гусей крикливых караван тянулся к югу,

Приближалась довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора!

Чтение стихов сопровождается показом иллюстраций времен года (на интерактивной доске).

А. С. Пушкин давно умер, а слава его растет день ото дня. Его сказки слушали и ваши мамы и ваши бабушки. А когда вы вырастите, то расскажите его сказки своим детям. Подрастая, вы будете ближе и подробнее знакомиться с творчеством А. С. Пушкина. И с каждым днем Пушкин станет вам понятнее и дороже.

Путешествие по произведениям А. С. Пушкина в страну сказок заканчивается. Пора и мне прощаться с вами. Звучит музыка.

Волшебный ларец, клубочек, зеркальце и сказочные герои остаются у вас в группе. Они помогут вам узнать новые сказки. Ну а потом, я надеюсь, вы их передадите малышам. Ведь они тоже любят сказки.

До свидания, до новых встреч в стране сказок.

После окончания досуга дети рассматривают подарки от сказочницы.

Знакомимся со сказками Пушкина!

«Назови сказку правильно»
Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
- «Сказка о рыбаке и ….»
(рыбке)
- «Сказка о царе Салтане и …»
(сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)
- «Сказка о Золотом …»
(петушке)
- «Сказка о попе и …»
(о работнике его Балде)
- «Сказка о спящей царевне и…»
(семи богатырях)

  1. «Из какой сказки отрывок?»
    1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком.
    («Сказка о царе Салтане…»)
    2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…»
    («Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
    3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно».
    ( «Сказка о золотом петушке».)
    4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто».
    ( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
    5. «Жил-был поп, толоконный лоб».
    («Сказка о попе и его работнике Балде»)
    6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон»
    («Сказка о золотом петушке».)
    7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет.
    («Сказка о царе Салтане».)
    8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?»
    («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
  2. «Кто лишний?»
    Если герой из сказок Пушкина, то ребенок должен хлопнуть в ладоши. Если, названный герой не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой.
    Чебурашка, братья-богатыри. лиса, Снегурочка, комар. Конек-Горбунок, поп. Колобок, Журавль,Царевна-Лебедь. кот Леопольд, царь Салтан. Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка. князь Гвидон. Баба Яга, Балда. Курочка Ряба.
  3. Игра "Подскажи словечко"

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего (моря)

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому … .(зверюшку)

3. И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи (кругом)

4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)

5. Нужен мне работник: повар, конюх и (плотник)

6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)

7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)

8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)

  1. Пантомимы
    - Изобразите, как старик тянет невод из моря.
    - Изобразите белку, щелкающую орешки.
    - Изобразите Гвидона, натягивающего стрелу.
    - Изобразите Балду, дающего щелчок царю в лоб.
    - Изобразите кота у дуба «…Все ходит по цепи кругом
    Идет направо-песнь заводит,
    Налево - сказку говорит.»
    - Изобразите царицу «Царь с царицею простился,
    В путь дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна»
  2. Физминутка-игра «Бабушка Яга»
    В темном лесу есть избушка,
    (дети шагают)
    Стоит задом наперед
    (поворачиваются)
    В той избушке есть старушка
    (грозят пальцем)
    Бабушка Яга живет
    (грозят пальцем другой руки)
    Нос крючком
    (показывают пальцем),
    Глаза большие
    (показывают),
    Словно угольки, горят
    (покачивают головой)
    Ух, сердитая какая!
    (бег на месте)
    Дыбом волосы стоят!
    (поднимают руки вверх).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» «У Лукоморья дуб зеленый» с детьми старшей группы

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Коммуникация" (развитие речи). Заучивание отрывка из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" "У Лукоморья дуб зеленый..." с исполь...

литературная викторина "У лукоморья дуб зеленый" для детей старшего возраста.

На занятие к детям приходит ученый кот. Он рассказывает детям какой он мудрый, трудолюбивый, потомучто работает во многих сказках. и тут кот задает вопросы, а дети отвечают в каких сказках он главный ...

Конспект проведения занятия по изобразительной деятельности в средней группе Тема: “У Лукоморья дуб зеленый” (ниткопись, рисование клеевой кистью, поролоном).

Конспект проведения занятия по изобразительной деятельности в средней группе Тема: “У Лукоморья дуб зеленый” (ниткопись, рисование клеевой кистью, поролоном).Программное содержание:учить детей рисоват...

Методическая разработка. Лепка сюжетная коллективная «У лукоморья дуб зеленый…» (итоговое занятие по лепке в подготовительной группе детского сада )

В  Методической разработке "Лепка сюжетная коллективная "У лукоморья дуб зеленый..."    использованы технологии развивающего обучения, сотрудничества, ИКТ. Занятие приурочено к Пушкинск...

У лукоморья дуб зеленый

План-конспект совместной деятельности на тему "У лукоморья дуб зеленый."...

У лукоморья дуб зеленый

Занятие в старшей группе по оригами...