РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по художественной литературе

В статье описывается, как влияет  художественная литература на развитие детей дошкольного возраста. Представлен опыт работы в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, в процессе совместной деятельности с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С приходом детей в дошкольное образовательное учреждение, ребенок подвергается всестороннему и гармоничному развитию.

Чтобы ребенок имел богатый внутренний мир, замечал прекрасное в окружающем мире его необходимо приобщать к произведениям художественной литературы, к искусству чтения.

Книга на протяжении многих веков являлась первым источником духовного обогащения, эмоционального и умственного развития.

Художественная литература обладает огромным развивающим и воспитательным потенциалом: она знакомит ребенка с духовным опытом человека, развивает его ум, возвышает чувства.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формировать образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.

Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка - умственное, нравственное и эстетическое.

Читая книги, у ребенка обогащается словарный запас, развивается речь, память и воображение. Книга выступает как мощный источник развития интеллекта.

Дошкольный возраст – это, бесспорно, возраст сказки. Именно в этот период ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Одним из любимых занятий дошкольников является слушание сказок: авторских или народных, волшебных, бытовых или о животных. Воспринимая по-своему сказочных героев, сюжеты и выразительные средства произведений, дети выносят особый смысл из каждого литературного текста. Большая часть сказок, конечно же, несет в себе глубокий воспитательный посыл, влияет на мировоззрение дошкольников, формирует систему их ценностей.

Сказка словно специально создана для ребенка. Его сознание само «требует» сказки, так как у него преобладает эмоционально-чувственное восприятие мира, а сказка говорит детским языком, и – удивительно: не уча напрямую, учит и воспитывает ребенка.

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал детей, креативность, открывает простор для детского творчества, развивает речь детей, воображение, память, учит коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека. Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира – он оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное. Сказка помогает понять на доступном для них языке красоту окружающего мира и становится незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине, осуждают такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряют трудолюбие, смелость, верность. Персонажи сказок для ребёнка могут стать идеалом, к которому он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка в любом возрасте оказывает благотворное влияние на развитие дошкольников в целом. Добрые и поучительные сказки обязательно оставят в душе дошкольника неизгладимый след, наполнят душу его разнообразными чувствами и эмоциями, а речь – красивыми словами и оборотами, стремлением говорить чище, лучше, грамотнее.

Сегодня потребность детей в сказке особенно велика. Ребёнка буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя психика у малышей достаточно пластичная, всё же она имеет свои границы. Ребёнок легко и быстро переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мысли о том, почему всё происходит так, а не иначе.

Ознакомление с художественной литературой нами осуществляется в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, в процессе совместной деятельности с детьми, при организации самостоятельной детской деятельности.

Для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении, нужна опора на визуальные впечатления. Для сопровождения чтения вслух сказок, рассказов, мы используем наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии и открытки по теме.

Разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизации, творческие игры, всё это способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, дети учатся умению оценивать поступки не только героев сказки, но и свои, и окружающих людей.

В процессе совместной деятельности знакомим детей с особым жанром устного народного творчества былины. После прочтения былин, дети проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают и обыгрывают в игре.

После чтения сказок мы переходим к собственному сочинению, с целью развития воображения, творческого мышления, формирования толерантности и умения работать в команде.

Для закрепления знаний используем дидактические игры на материале знакомых литературных произведений.

Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и пальчикового театра. По знакомым сказкам и рассказам организовываем драматизации, инсценировки известных или только что прочитанных произведений.

Изображая героев сказок, дети научились двигаться, выразительно говорить, образно воспринимать сказочных героев, раскрывать особенности их характера.

В группе, в уголке художественной литературы, включающего в себя несколько выставочных экспозиций, оформляются тематические выставки, в их организации принимают и дети:

- выставка книг со сказками;

- разные предметы, относящиеся к сказкам;

- герои сказок (игрушки);

- выставка поделок по сюжетам любимых сказок (сотворчество родителей и детей).

Дети имеют возможность каждый день общаться с книгой, развивая свои интересы. Ребенок видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам, тем самым прививаются навыки культуры общения и обращения с книгой.

Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение детей. Сюжеты прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации. Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие.

Подводя итог, можно отметить, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно-воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Прививая любовь к художественной литературе у детей улучшаются художественно-эстетические знания и представления, ответы на вопросы становятся более полными и точными. Дети проявляют больше эмоций при восприятии картин, могут описать свои переживания.

Литература

1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

2. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада / Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Академия, 2012. – 214 с.

3. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих. труды Т.1. / А.В. Запорожец. – М.: Владос, 2006. – 166 с.

  1. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников /И. Зимина // Дошкольное воспитание. 2005, №5.
  2. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 2014. – 143 с.
  3. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста /Дошкольная педагогика, 2007. - № 8. - с. 39-41.
  4. Конина, М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста /М.М. Конина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 485 – 497
  5. Пахомова О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей /О. Н. Пахомова – М.: Прометей, 2003.
  6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...

«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Влияние чтения художественной литературы на детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

В материале рассказывается о роли литературы в развитии дошкольников...