картотека игр со сказкой для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по художественной литературе
картотека игр со сказкой для детей младшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_so_skazkoy.docx | 120.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г. Бабушкин муниципального образования «Кабанский район»
Республики Бурятия
Картотека словесно - дидактических игр по сказкам для детей старшего дошкольного возраста
г. Бабушкин 2022
Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.
Д/игра «Расскажи сказку»
Цель: совершенствование умения пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно, умение располагать в правильной последовательности картинки
Игра для детей от3 до 6лет.
Материал:
Мнемотаблицы пустые к сказкам «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», и 15 сказочных персонажей.
Варианты игры:
1. Дети располагают персонажей сказки в правильной последовательности;
2. Дети рассказывают сказку, используя игровые картинки
3. Игры на пространственное ориентирование: «Назови кто справа-слева от персонажа», «Далеко-близко».
Примечания:
1. Дети в возрасте 4 лет с помощью взрослого или самостоятельно определяют игровое поле для определенной сказки и рассказывают сказку или расставляют последовательно картинки, вместе с воспитателем.
Д/игра «Расскажи сказку»
Цель игры. Развивать умение пересказывать и сочинять сказку, развивать монологическую и диалогическую речь, правильное произношение звуков, умение составлять предложения. Упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять свою роль. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к р. н. творчеству. Развивать фантазию, память, внимание
Маиериал: На листах бумаги изображен лес в разные времена года, избушки (ледяная и лубяная), плоские фигуры сказочных героев прикреплены к подставкам.
Ход игры. По картинкам с изображением природы
передвигаются плоские фигурки сказочных героев.
Этими фигурками дети показывают сказку,
сопровождая рассказом.
Д/игра «Поиграем в сказку»
Дети очень любят рисовать и фантазировать. Из этого родилась новая игра «Поиграем
в сказку». Конечно, подготовительный этап занимает намного больше времени, чем сама игра, но благодаря выдумке детей, процесс пополнения персонажами наша сказка продолжается.
На первом этапе вместе с детьми обсудить, в какую сказку будем играть, подобрать персонажей, раскрасить героев сказки. С такими персонажами можно играть в любую сказку, прикрепляя их на магнитную доску
«Помоги герою найти свою сказку».
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: На листе бумаги изображён герой сказки и три картинки – сюжеты сказок, в которых этого героя нет, и одна картинка, в которой этот герой есть.
Ход игры:
Взрослый показывает детям картинку и говорит, например: «Петушок пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.
«Старая сказка на новый лад»
Цель: Развитие связной речи, воображения, творческого мышления.
Оборудование: сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие медведей (коричневые разных размеров), красный кружок (девочка).
Игровое действие: Ведущий вспоминает с ребенком сказку, используя картинки.
Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»:
а) медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать?
б) медведи добрые оказались, а девочка – злая. Как повели бы они себя?
Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.
Можно использовать и другие сказки.
Д/игра: «Узнай сказку» (по отрывку)
Цель: развитие слухового внимания
Воспитатель: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки. (Воспитатель читает отрывок по сказке « Маша и медведь», дети отгадывают.)
Воспитатель:
Все минуточку вниманья!
Сказку я хочу начать…
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.
Воспитатель:
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке! (Маша и медведь)
Д/игра «Перекодировка»
Цель: развитие мелкой моторики; целостного восприятия.
Материал: волшебный сундучок с карточками (мнемоквадратами)
Воспитатель: Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком? (Подходят, смотрят)
Я, волшебный сундучок,
Я, ребята, вам – дружок. (Открывают)
Воспитатель: В нашем волшебном сундучке есть карточки – схемы. Угадайте кто на карточке, превращайтесь, выходите, хвастайтесь. (Дети надевают шапочки, показывают животное).
Д/игра «Чья песенка?»
Цель: Закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок
Материал: отрывки из русско – народных сказок
1. «Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка, Еѐ подружки в лес заманили.
(Песенка Снегурушки; Сказка «Снегурушка и лиса»)
Д/игра «Отгадай-ка!»
Цель: умение детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе.
«Спи, глазок, спи, другой». (Сказка «Хаврошечка»)
«Сестрица Алѐнушка, я пить хочу!»
(Сказка «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка»)
«Ловись, рыбка, и мала, и велика!»
(Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»)
«Несѐт меня лиса за тѐмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» (Сказка «Кот, петух и лиса»)
«Сяду на пенѐк, съем пирожок». (Сказка «Маша и медведь»)
«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».
(Сказка «Мужик и медведь»)
«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».
(Сказка «Василиса Премудрая»)
«Ты молодец: не хвастун, а храбрец».
(Сказка «Заяц – хваста»)
«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал». (Сказка «Лиса и козѐл»)
Д/игра «Поиграем в репку»
Цель: развитие речи и творческого воображении, обучение символическому проигрыванию сюжета
Воспитатель рассказывает сказку – путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечает ошибки и в результате пересказывает сказку. Вначале можно разрешить пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами.
Д/игра «Шкатулка со сказками»
Цель: развитие связной речи, фантазии, творческого мышления
Материал: различные фигурки животных, человечков.
Воспитатель предлагает детям достать фигурки из шкатулки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
Д/игра «Теремок»
Цель: развитие связной речи, памяти. понимание символических пятен
Материал: мемотаблица, нарисованный теремок, по ходу сказки выставляются цветовые пятна:
серый – мышка
зеленый – лягушка
оранжевый – лисичка
белый – заяц
темно-серый – волк
коричневый – медведь
Создание воображаемой ситуации: «Зажмурить глаза – одеть волшебные очки и посмотреть
в волшебные очки, где находится теремок – здесь обыгрывается сказка(т.е. привлечь внимание детей – погружение в сказку с помощью волшебных очков)
«Сказочная путаница»
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: Картинка с изображением двух разных сказок.
Ход игры: взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.
«Волшебный кубик».
Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти.
Материал: разноцветный кубик, на каждую грань которого, с помощью липучки, прикрепляются герои или сюжеты сказок.
Описание игры:
I вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети называют героя и сказки с его участием.
II вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети изображают этого героя.
III вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные). Дети называют сказку и её героев.
IV вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки, и называет героя и сказки с его участием.
V вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные, и называет сказку и её героев.
«Маски»
Цель: Развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.
Материал: маски сказочных персонажей – животных.
Описание игры: Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.
поле. Когда кубик остановиться на одном из сюжетов, ребёнок называет сказку и её героев.
«Найди сказочных героев»
Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей. Развитие речи, памяти, внимания, мышления.
I вариант:
Материал: Фигурки сказочных героев, сюжеты сказок.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт детям фигурки или резиновые игрушки сказочных героев. На столах разложены сюжеты разных сказок. По команде воспитателя дети к каждому сюжету ставят своего сказочного героя.
II вариант.
Материал: большие карты, на которой изображен сюжет какой – либо сказки; маленькие карточки с изображением сказочных героев сказки.
Ход игры:
Игра проводиться по принципу лото. Детям раздаются большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки. Дети, у которых герой из сказки, изображенной на большой карте, называет героя и берёт его себе. Выигрывает тот кто первым заполнит свою карту.
«Из какой сказки герой? ».
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: большая карточка с изображением героя сказки; маленькие карточки, с изображением сюжетов разных сказок.
Ход игры:
Детям раздаются большие карточки. Ведущий показывает карточки с сюжетами сказок. Тот ребёнок, у которого на большой карточке изображен герой из сюжета сказки, называет сказку и берёт карточку себе.
Выигрывает тот, кто быстрее соберет все сказки.
Лото «Путешествие по русским народным сказкам»
Цель: Вызывать у детей потребность в общении, развивать зрительное внимание.
Оборудование: 6 больших листов лото с изображением 6 персонажей сказок, 36 маленьких карточек с такими же изображениями.
Игровое действие: Играть можно вдвоем или в небольших группах. Вначале педагог должен убедиться, что дети знают всех персонажей, изображенных на карточках. Поэтому в 1-ой части игры дети называют персонажей.
Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается лист лото, затем ведущий игрок из маленьких карточек, положенных вниз картинкой, выбирает одну из них и показывает изображение, называет персонаж. Ребенок, у которого находится лист лото с данным изображением, берет маленькую карточку и накрывает изображение на большой карточке. Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе лото.
«Покажи одинаковое».
Цель игры: Расширение словарного запаса. Учить детей мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развивать фантазию, уметь классифицировать предметы по разным признакам.
Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами, выбранной сказки.
Ход игры.
Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.
Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д.
«Раскрась по описанию».
Цель игры: развитие речи, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; закрепление понятия «силуэт»; развитие наблюдательности, образного мышления и воображения.
Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами из игры «Собери и расскажи сказку», выбранной сказки; загадки к героям сказки; цветные карандаши, бумага.
Ход игры.
Ведущий рассказывает детям сказку, и выкладывает опорные картинки с сюжетами сказки. Затем вместе с детьми отбирает фигурки героев сказки.
Когда фигурки лежат перед детьми, взрослый зачитывает по карточке загадку про одного из героев. Дети должны отгадать, о ком идёт речь. Тот, кто первым отгадал, становится рассказчиком.
Ведущий переворачивает карточку и просит найти точно такую же фигурку – силуэт.
Дети, каждый на своём месте, обводят силуэт. После этого опорные картинки убираются, и рассказчик вместе с ведущим должен описать изображение, а дети должны дорисовать и раскрасить силуэты, не глядя на фигурку.
Вначале рекомендуется играть простыми фигурами (репка, колобок, теремок, рукавичка). После каждого описания показывайте фигурку и сравнивайте, у кого какой силуэт получился. Следующим рассказчиком становиться тот, у кого точнее всех получился рисунок, или можно загадать загадку про следующего героя.
«Сказочные зайцы».
Цель: развитие речи, воображения, наблюдательности, выразительности движений.
Описание игры: Взрослый предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы. Желающие рассказывают, какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки. Остальные дети отгадывают, из какой сказки заяц.
«В какую сказку попал Колобок? »
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: Картинка с изображением сюжета сказки, на которую приклеен Колобок.
Ход игры: Взрослый показывает детям сюжетную картинку. Дети называют сказку, и описывают картинку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Сказки" для детей старшего и подготовительного возраста
Помощь воспитателям в работе над темой "Народное творчество"...
диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....
Картотека театрализованных игр по сказкам для детей старшего дошкольного возраста
Картотека театрализованных игр по сказкам...
Картотека "Трудовые сказки" (для детей старшего дошкольного возраста)
Картотека оформлена на основании пособия Шорыгиной ТА. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессия....
Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста
Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...
Картотека загадок " В гостях у сказки" для детей старшего дошкольного возраста
Картотека загадок на закрепление названия сказок и сказочных героев....