Статья "Ум ребёнка в пальчиках"
статья по художественной литературе (старшая группа)

Капитонова Людмила Васильевна

Статья "Ум ребёнка в пальчиках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chtoby_sdelat_rebenka_umnym_i_rassuditelny1.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

«УМ РЕБЕНКА В ПАЛЬЧИКАХ»

Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, считать до поступления в школу.  

Одним из немаловажных аспектов подготовки ребёнка к школьному обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Эта проблема не теряет своей актуальности и в наше время.  

Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями овладения навыками письма. Детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук. У детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение.  

Гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка в детском саду.  

Пальчиковая гимнастика.  

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение- развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность.  

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.  

Предлагаю игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

БРАТЦЫ 

Засиделись в избушке братцы.

Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.

Захотел меньшой прогуляться

Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно ему гулять одному.

Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно им гулять двоим.

Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.

Зовут братца втроем прогуляться.

Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Грустно старшим сидеть в избе.

Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.

 

ЗАМОК 

На дверях висит замок.

Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог?

"замочком" вперед-назад

Мы замочком повертели,

Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили

Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали,

Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли!

Показать ладошки.

ПАЛЬЦЫ 

 

Пальчиковая игра«0вощи». У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «картинкой». Вот пузатый кабачок Положила на бочок.  Перец и морковку Уложила ловко.  

Помидор и огурец.  

Сгибают пальчики, начиная с большого.  

Наша Зина — молодец!  

Показывают большой палец.

Палец толстый и большой  в сад за сливами пошел

 сгибание больших пальцев рук

 

Указательный с порога, показал ему дорогу

указательные пальцы показывают

 

Средний, самый меткий      он срывает сливы с ветки

 средний палец соединяется с большим

 

Безымянный собирает

 

безымянный палец соединить с большим

А, мизинчик – господинчик, в землю косточки бросает.

мизинчиками постучать по столу или коленкам

 

Пальчиковая игра «Спортсмены». 

Чтоб болезней не бояться

Надо спортом занимать

Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.  

Играет в теннис теннисист

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,  В волейбол — волейболист,  

В баскетбол — баскетболист.  

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.  

 

Желаем Вам успехов! 

«Массаж» карандашами.

Уважаемые родители! 

 С помощью гранёных карандашей можно массировать запястья и кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику пальцев и кровоснабжение пальцев рук.  

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стишков и рифмовок.  

Начать игры можно с такой беседы: «Мой маленький друг! В твоём доме, я думаю, живут карандаши: -Посмотри, какие они разные - длинные, короткие, тонкие, толстые, разноцветные, с гранями и без них. Карандашами можно нарисовать замечательные картинки, яркие и весёлые.  А знаешь ли ты, что карандаши могут поиграть с твоими пальцами. Совсем скоро ты пойдёшь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми карандаши и поиграй с ними.  Рекомендации. 

  • Сначала все упражнения надо выполнять медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил положение кисти или пальцев и переключался с одного движения на другое. При необходимости, помогите ему или научите помогать себе рукой.  
  • Упражнения отрабатываются вначале одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, а затем другой, после этого двумя руками одновременно.)  
  • Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их рифмованными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и ему будет легче контролировать выполнение заданных движений.  
  • Предлагаемые ниже упражнения можно использовать как разминку для подготовки руки к письму.  «Скольжение». 

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании, и с упором острым концом в стол.  

  • Держи пальцами карандаш так, как ты держишь его, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы рук. Двигайся по карандашу сначала вверх, потом вниз. Повтори эти движения другой рукой.          

По карандашу скольжу,  Съехать вниз скорей спешу.  «Лодочка». 

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе (массаж межпальцевых зон)     Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи каждый палец тупым концом карандаша.  Нарисую я ладошку,  Отдохну потом немножко.  

«Эстафета». 

Передача карандаша поочерёдно каждому пальцу из одной руки в другую.  

  • Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки и т. д.  

Карандаш я подержу,  В гости к пальчику приду.  «Качалочка». 

Прокатывание карандаша между пальцами: Возьми карандаш в правую руку и прокати его поочерёдно между пальцами левой руки. Теперь прокати карандаш между пальцами правой руки. Постарайся его не уронить.  

Карандаш не отдыхает

Между пальцами гуляет.  «Добывание огня». 

Прокатывание карандаша между ладонями: Положи карандаш на правую ладонь. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. Можно попробовать сделать это двумя карандашами.  Карандаш катать я буду,  Может быть, огонь добуду.  «Утюжок». 

Прокатывание карандаша по поверхности стола: Положи карандаш на стол. Прокати его сначала ладонью правой руки, а потом ладонью левой руки.  Карандаш по столу прокачу Вперёд-назад, как захочу.  

Подведем итоги: систематическое использование данных упражнений способствует повышению речевой         активности,         концентрации         внимания,         развитию         памяти         и         воображения,         создаёт благоприятный эмоциональный фон. Овладев этими упражнениями, ребёнок сможет «рассказывать» руками целые истории.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ум ребёнка в пальчиках"

Мастер-класс для родителей...

Проект "Пальчики играют-речь ребёнка развивают"

Развитие моторики-неотъемлемая часть общего развития ребёнка.Упражнения на моторику развивают речь, внимание, тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности. И если уде...

Консультация для родителей «Играя пальчиками- развиваем речь ребёнка»

Консультация для родителей как развивать речь ребёнка через мелкую моторику и пальчиковые игры....

Родительское собрание на тему «Ум ребёнка – в пальчиках. Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет.»

Так как в условиях пандемии запрещено собираться в группах, мы были вынуждены провести собрание в удалённом режиме. И подготовили небольшую  электронную консультацию для них.Чтобы стимулировать р...

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...