Чтение художественной литературы детям младшего дошкольного возраста (3 - 4 года)
картотека по художественной литературе (младшая группа)

Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, к природе, к окружающему миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chhl_3-4_goda.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование текстов художественной литературы при занятиях с детьми 3-4 лет (и в дошкольном учреждении, и дома) очень благоприятно влияет на  развитие разносторонней гармоничной личности ребёнка. Чтение улучшает умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе чтению художественной литературы необходимо уделять гораздо больше времени, кроме того, нужно воспитывать бережное отношение и любовь к книге. Выстроить ход образовательной деятельности можно совершенно по-разному — это зависит от умения педагога придерживаться темы и интегрировать подаваемый материал в зависимости от поставленных задач и тематики выбранного произведения.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЯМ  3–4 ЛЕТ

        У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.

        Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе, путём сопоставления разных мнений, различных друг от друга точек зрения.

        Примерные цели занятий по чтению художественной литературы во второй младшей группе могут быть такими, как: формирование представления о мире; развитие навыков разговорной речи; продолжение знакомства с художественным словом; развитие способности конструировать ответы на вопросы; развитие восприятия художественных образов; приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге; развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях и т.п.

        Примерными задачами занятия могут стать: ознакомление детей с литературными произведениями, знакомство с новыми писателями; пополнение словарного запаса, ознакомление с новыми словами; формирование навыка выразительного чтения, интонации; расширение знаний об окружающем мире и т.п.

Во второй младшей группе могут быть использованы следующие приёмы на занятиях чтения художественной литературы: художественное слово — чтение текста; рассказ воспитателя — тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы; заучивание наизусть, в том числе и использованием мнемотехники; индивидуальное чтение и хоровое проговаривание; соединение двух видов искусств — просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением; инсценировки (например, разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчиковых игрушек или фигурок); дидактические игры.

Читать необходимо детям ежедневно в любом возрасте. В группах детского сада и дома обязательно нужно оборудовать книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда. В книжном уголке неплохо периодически обновлять материал (в соответствии с временем года, к праздникам, по теме недели). Так же обязательно знакомить детей с авторами детских произведений.

        Перед чтением произведения детям воспитателю (родителю) следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты: определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения; отметить в тексте отрывки и слова, которые помогут развивать речь при их повторении (например, воспитатель читает отрывок: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке…» («Маша и медведь»), затем читает ещё раз фразу и просит ребят закончить её; интонационный момент: педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией; подбор иллюстраций к книге.

        Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать: смена обучающих приёмов игровыми (например, после чтения стиха С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно провести игру «Найди мышонка»); чередование групповых и индивидуальных ответов малышей (как словесных, так и выраженных двигательно); включение в занятие демонстрационных материалов (игрушки, фигурки, рисунки и т. д.) — это радует малышей, помогает сфокусировать их внимание; использование действий, которые потребуют от ребят сменить позу, двигаться (например — «Дети, давайте искать, куда же спряталась кошечка» — и заглядывать под стулья и столы). Такой приём значительно оживляет занятие, оживляет воображение малыша и препятствует утомлению.

        Очень важно в любом дошкольном возрасте поощрять детей, рассматривающих книги, иллюстрации в книжном уголке по собственной инициативе.

Примерный список для чтения в младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года)

Сентябрь

1. Потешка «Ясно солнышко закатилося»
2. Кабардинская песенка «Заяц»
3. РНС «Кот, петух и лиса»
4. А. Фет «Ласточки пропали»
5. Л. Толстой «Нашли дети ежа на траве»
6. К. Ушинский «Васька»
7. Н. Калинина «Утром»
8. Потешка «Зайка-трусишка по полю бежал»
9. Е. Чарушин «Корова»
10. Ю. Кориец «Лапки»
11. Литовская сказка «Почему кот моется после еды»
12. Л. Толстой «Сели гуси на воду»
13. Потешка «Ножки, ножки, где вы были»
14. А. Прокофьев «Боровик»
15. О. Дриз «Своя погода»
16. А. Барто «Кораблик»
17. Потешка «Дождик, дождик, веселей»
18. В. Жуковский «Птичка»
19. О. Высотская «Грибок»
20. И. Токмакова «Осинка»
21. З. Александрова «Арбуз»
22. В. Броневский «Отлет аистов»

Октябрь

1. Потешка «Заинька по сеничкам»
2. РНС «Лиса, заяц и петух»
3. А. Плещеев «Скучная картина»
4. Л. Толстой «У Вари был чиж»
5. М. Ивенсен «Падают листья»
6. А. Дэви «Дожди»
7. Н. Калинина «Как петух утащил Васин хлеб»
8. Е. Чарушин «Коза»
9. Потешка «Из-за леса, из-за гор»
10. А. Барто «Козленок»
11. Н. Забила «Ясочкин садик»
12. Кабардинская песенка «Была юбка-юбочка»
13. Е. Благинина «Вьется недалечко»
14. А. Блок «Зайчик»
15. Я. Аким «Где живет вода»
16. Потешка «Мыши водят хоровод»
17. Е. Ровинская «Петушок»
18. В. Берестов «Сова и синица»
19. Л. Толстой «Птица свила гнездо на кусте»
20. Ш. Гупта «Моя лошадка»
21. И. Бунин «Льёт дождь холодный…»
22. Потешка «Ой ду-ду»

Ноябрь

1. РНС «Волк и семеро козлят»
2. Л. Толстой «Была драка между Жучкой и кошкой»
3. Потешка «Тили-бом, тили-бом»
4. Е. Чарушин «Заяц»
5. О. Высотская «Ёлочка»
6. Армянская песенка «Где ночует солнце?»
7. Н. Некрасов «Перед дождём»
8. Л. Толстой «На лугу были чурки»
9. Потешка «Тень-тень, потетень»
10. А. Барто «Слон»
11. Н. Калинина «Как Вася ловил рыбу»
12. А. Барто и П. Барто «Девочка чумазая»
13. З. Алесандрова «Мой мишка»
14. Потешка «Кто у нас хороший?»
15. Н. Павлова «На машине»
16. Т. Волжина «Где чей дом?»
17. И. Токмакова «Где спит рыбка»
18. К. Кулиев «Колыбельная»
19. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши»
20. Молдавская песенка «Колыбельная»
21. Потешка «Ранним-рано поутру»
22. Г. Бойко «Козочки-брыкалочки»

Декабрь

1. Потешка «Ты мороз-мороз-мороз…»
2. Е. Чарушин «Зайчата»
3. Е. Серова «Солнце в доме»
4. А. Пушкин «Под голубыми небесами»
5. К. Ушинский «Уточка»
6. Л. Толстой «К Маше пришли в гости девочки пить чай»
7. А. Барто «Машенька»
8. Шотландская сказка «Крошка-малышка»
9. Потешка «На пенёк сел дроздок»
10. Л. Яхнин «Город спит»
11. Латышская сказка «Как заяц с морозом поспорил»
12. А. Барто и П. Барто «Девочка-ревушка»
13. З. Александрова «Снежок»
14. РНС «Маша и медведь»
15. М. Ивенсен «Ёлочка»
16. Е. Благинина «Захрустела льдинка»
17. Потешка «Скок-поскок, сколочу мосток»
18. К. Чуковский «Ёлка»
19. Е. Ильина «Наша ёлка»
20. Г. Бойко «Сестрицы-озорницы»
21. С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка-мороз»
22. Балкарская песенка «Палочка»

Январь

1. Потешка «Сидит сова на печи»
2. А. Блок «Ветхая избушка»
3. Л. Толстой «Был у Пети и у Миши конь»
4. И. Токмакова «Как на горке…»
5. А. Введенский «На лыжах»
6.  И. Токмакова «Ели»
7. С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
8. Потешка «Наша-то хозяюшка»
9. С. Маршак «Мяч»
10. РНС «Петушок и бобовое зёрнышко»
11. Е. Благинина «Аленушка»
12. А. Пушкин «Зимняя дорога»
13. Потешка «Ходит сон»
14. А. Барто «Синица»
15. Болгарская сказка «Воробей и лиса»
16. С. Черный «Мчусь как ветер на коньках»
17. Л. Толстой «У Миши были сани»
18. И. Никитин «Жгуч мороз трескучий»
19. Потешка «Огуречик, огуречик»
20. С. Маршак «Дремота и зевота»
21. Н. Калинина «В лесу»
22. Чешская песенка «Помогите!»

Февраль

1. РНС «Снегурушка и лиса»
2. Потешка «Ночь прошла, темноту увела»
3. О. Высотская «Снежный кролик»
4. Потешка «Уж как я ль мою коровушку люблю»
5. Итальянская сказка «Как осёл петь перестал»
6. Шведская песенка «Отличные пшеничные»
7. Л. Толстой «Петя и Маша были гости у Насти»
8. С. Маршак «Сказка об умном мышонке»
9. Потешка «Расти, коса, до пояса»
10. Английская песенка «Перчатки»
11. Шотландская песенка «Купите лук»
12. К. Ушинский «Гуси»
13. А. Плещеев «На малютку сына»
14. Чешская песенка «Лягушка на дорожке»
15. Шотландская песенка «Крошка вилли винки»
16. Н. Павлова «Чьи башмачки»
17. Потешка «Не плачь, не плачь»
18. Сербская песенка «Яблоня»
19. К. Чуковский «Мойдодыр»
20. И. Токмакова «Сонный слон»
21. Е. Чарушин «Утка с утятами»
22. Л. Берг «Рыбка»

Март

1. РНС «Петух и лиса»
2. Потешка «Конь бежит, вся земля дрожит»
3. Е. Благинина «Огонек»
4. Л. Квитко «Кисонька»
5. Е. Благинина «Вот какая мама»
6. А. Прокофьев «Раннею весной»
7. Шведская песенка «Маленькие пастухи»
8. Д. Габе «Мама»
9. О. Бедарев «Кто чей»
10. Потешка «Где блины, тут и мы»
11. Эстонская песенка «Сон, войди скорее в двери»
12. Л. Толстой «Дрались два петуха»
13. Б. Заходер «Шофер»
14. А. Прокофьев «А кто в дупле?»
15. Е. Баратынский «Весна, весна!»
16. К. Чуковский «Телефон»
17. Потешка «Весна, весна, приди красная»
18. П. Тычина «Ку-ку»
19. П. Воронько «Обновки»
20. У. Дисней «Новоселье гномов»
21. К. Аксаков «Мой Лизочек»
22. Я. Тайц «Кубик на кубик»

Апрель

1. Потешка «Ласточка, ласточка»
2. РНС «Коза-дереза»
3. С. Дрожжин «Хорошо весной, поле чистое»
4. Л. Толстой «Дед был стар»
5. Л. Квитко «Ручеек»
6. М. Клокова «Зима прошла»
7. И. Токмакова «Пихты»
8. Потешка «Спи-ка, усни»
9. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»»
10. Шведская песенка «Едем, едем на лошадке»
11. М. Познанская «Воробушек качаться захотел»
12. В. Берестов «Веселое лето»
13. Б. Заходер «Сапожник»
14. И. Сигсгорд «Палле один на свете»
15. С. Маршак «Ладушки, ладушки»
16. Потешка «Баю-баюшки, баю»
17. Д. Хармс «Кораблик»
18. С. Маршак «Кто колечко найдет?»
19. П. Воронко «Березка»
20. Украинская песенка «Веснянка»
21. Л. Толстой «У бабки была внучка»
22. К. Ушинский «Козёл»

Май

1.Потешка «Дождик, дождик, пуще»
2. К. Чуковский «Краденое солнце»
3. А. Барто «Сегодня солнышко печёт…»
4. РНС «Пузырь, соломинка и лапоть»
5. С. Капутикян «Май»
6. К. Чуковский «Цыпленок»
7. Французская песенка «Ручки, спляшите разок»
8. А. Прокофьев «Май»
9. В. Берестов «Чайки»
10. И. Бунин «Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет»
11. С. Капутикян «Маша обедает»
12. Потешка «Зеленейся, зеленейся, мой зелёный сад»
13. В. Сутеев «Кораблик»
14. А. Босев «Трое»
15. З. Александрова «Дождик»
16. Братья Гримм «Горшок каши»
17. М. Познанская «Ромашка»
18. Л. Толстой «Три медведя»
19. А. Плещеев «Мой садик»
20. Потешка «Ты трава ль моя, травинушка»
21. З. Александрова «Одуванчик»
22. А. Прокофьев «Мак»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте»

Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочи...

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте.

Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной ...

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературыдетей старшего дошкольного возраста средствамипознавательно-исследовательской деятельности...

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....