Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
знакомство с русской народной сказкой
«Крошечка – Хаврошечка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rns_kroshechka_hovroshechka.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению
с художественной литературой
в старшей группе
на тему: знакомство с русской народной сказкой
«Крошечка – Хаврошечка»
Составила воспитатель
Головийчук О.Н.
Москва 2022г
Цель: развитие речи посредством приобщения детей к чтению художественной литературы.
Задачи:
- Познакомить детей со сказкой «Крошечка-Хаврошечка», обратить внимание на особенности композиции (присказка, зачин, концовка);
- Формировать у детей способности сопереживания при восприятии сказки, личностного отношения к поступкам героев.
- Закреплять умение детей строить выразительные ответы, с точки зрения образности и выразительности речи.
- Формировать нравственные понятия о правде и лжи, добре и зле, щедрости и жадности.
- Способствовать развитию творческой активности детей в деятельности.
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки «Морозко»; «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться»
- Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Морозко», «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться»,
- Прослушивание аудио записи русской народной сказки «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться»,
- Просмотр видео русской народной сказки «Морозко»,
- Знакомство с русскими народными пословицами и поговорками.
- Посещение «Уголка русского быта», знакомство с бытом русского народа в старину.
- Словарная работа: журят, холсты, наткала, побелила, в трубы скатала.
Материал:
- Русский народный костюм (для воспитателя)
- Подготовка помещения для проведения занятия: стол с самоваром, баранками, свеча.
- Книга с русской народной сказкой «Крошечка — Хаврошечка»
Организационный момент.
Беседа о сказках.
Воспитатель: Мы с вами отправимся к сказочнице на посиделки.
(Сказочница - воспитатель одета в русский народный костюм, встречает гостей, используя традиционное русское приветствие - «низкий поклон». На столе - свеча, самовар с баранками)
Сказочница: - Я приглашаю вас на посиделки, которые называются «Сказки у свечи» (Дети садятся полукругом у стола).
Воспитатель: Как у нас хорошо, уютно, тихо. Сегодня будем говорить о сказках и слушать новую сказку.
Сказочница: Какие сказки вы знаете?
(Ответы Детей: «Морозко», «Царевна — лягушка», «Не плюй в колодец пригодится воды напиться» и др)
Сказочница: Чему учат сказки? (Ответы детей: в сказках заключена народная мудрость, сказки учат бы храбрым, умны, добрым и сильными)
Сказочница: Ребята, кто сочиняет сказки? (Ответы Детей: писатели — сказочники, народ)
Сказочница: Да, сказки придумывает народ. На земле живет много разных народов русские, украинцы, белорусы и другие. Они сочиняют свои сказки.
Сказочница: Сегодня мы с вами познакомимся с новой русской народной сказкой «Крошечка —Хаврошечка». Многие сказки начинаются и заканчиваются по — особому. Вспомните, как обычно начинаются сказки?
(Ответы Детей: сказки начинаются с присказки)
Сказочница: С присказки. Озвучьте некоторые присказки.
(Ответы Детей: «в некотором царстве, в некотором государстве»; «жили-были»; «Давным — Давно в «Давние времена»)
Сказочница: Молодцы ребята, а за присказкой следует зачин, а потом сама сказка. У сказок — свой сказочный язык. С красивыми словами, сравнениями, фразами. Скажите красивые фразы из сказок.
(Дети говорят красивые слова, фразы: «Красна Девица», «Добрый молодец, «Елена Премудрая», «Стрелец — молодец». «Тепло ли тебе, Девица? Тепло ли тебе, красная? «Молочная раса, кисельные берега, куда гуси лебеди поле «Яблоня, матушка, спрячь меня!»).
Сказочниц: в сказке «Крошечка —Хаврошечка» нам встретятся слова, которые сейчас редко стали говорить, может вы догадаетесь, что они означают: журят (ругают), холсты (материал, ткань) (Ответы Детей: …)
Сказочниц: Сказка «Крошечка — Хаврошечка» начинается так:
«Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся». Как вы понимаете выражение «есть люди, которые своего брата не стыдятся»?
(Ответы Детей: злые, не Добрые, жадные, не уважают Других людей…).
Сказочниц: Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди. Садитесь поудобнее и слушайте повнимательнее.
Воспитатель начинает чтение с присказки... (Читает сказку)
2 часть: Чтение русской народной сказки «Крошечка — Хаврошечка»
Беседа по содержанию сказки.
Сказочниц: с какими сказочными персонажами мы познакомились в «Крошечке Хаврошечке?
(Ответы Детей: Хаврошечка, мачеха, ее Дочери: оДноглазка, Двуглазсау триглазка, сильный человек, с коровушкой)
Сказочниц: Что вы можете сказать о мачехе?
(Ответы Детей: злая, грубая, жадная,).
Сказочниц: Как вели себя дочери?
(Ответы Детей: все спали, у ворот сидели, на улицу глядели) воспитатель показывает иллюстрацию.
Сказочниц: Какую работу выполняла Хаврошечка в доме у мачехи?
(Ответы Детей: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она за все отвечает)
Сказочниц: Кто помогал Крошечке — Хаврошечке?
(Ответы Детей: коровушка, коровушка — волшебница) воспитатель выставляет иллюстрации
Сказочниц: Как узнала мачеха о том, что Хаврошечке помогает коровушка?
(Ответы Детей: все рассказала триглазка)
Сказочница: Чему учит сказка?
(Ответы Детей: быть трудолюбивы, честными, Добрыми, заботливыми)
Сказочница: Почему главную героиню сказки народ назвал Крошечка — Хаврошечка
(Ответы Детей: ласково Крошечка —Хаврошечка, потому что она хорошая) С: Ребята, есть такая пословица: «Мал золотник, да дорог», «Сам себя губит, кто других не любит» О ком в сказке можно так сказать? (Ответы Детей: о мачехе и ее трех Дочерях)
Сказочница: Какой фразой закончилась сказка?
(Ответы Детей «Стали они жить поживать, да лиха не знать») –Это концовка сказки Крошечка —Хаврошечка.
Физкультминутка:
Ребята, сейчас превратимся в гусей - лебедей
Лебеди летят, крыльями машут - плавные движения рук
Прогнулись над водой, качают головой – наклоны вперед, прогнули спинки
Прямо и гордо умеют держать – выпрямились, прямо стоят
Очень бесшумно на воду садятся – присели
Сказочница: Усаживаемся поудобнее, слушаем сказку еще раз.
3 часть: Работа над выразительностью речи.
Сказочница: Дома вы захотите рассказать маме, папе или сестренке эту замечательную, поучительную сказку.
Сказочница: Давайте сейчас попробуем сделать это вместе со мною. Я буду начинать предложение из сказки, а вы заканчивать, говорить следует сказочным, выразительным языком.
Сказочница: а злые сестры только и знали, что......... (у ворот сидеть и на улицу глядеть).
Сказочница: а ты, красна девица, моего мяса…,.( не ешь, а косточки мои собери , в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай, каждое утро косточки мои поливай,)
Сказочница: Подошла Хаврошечка — веточки. ... (к ней приклонились и яблочки к опустились)
Сказочница: Женился на Хаврошечке сильный человек и ... (стали они жить в добре поживать, беды не знать).
Сказочница: Молодцы! Хорошо запомнили содержание русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка»
Сказочница: Вот и посиделки наши подошли к концу. На прощанье я хочу вам подарить частичку русских народных сказок. Вот раскраски, раскрашивая их, вы будете вспоминать обо мне и о сказках.
Воспитатель: Пора нам возвращаться в свой любимый детский сад.
Попрощаемся с хозяйкой сказочной избы.
Дети говорят: «Мир вашему дому».
Уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Русская народная сказка Хаврошечка
Цель : Формирование эмоционального отношения к литературному произведению...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цель : Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Грибок – Теремок»
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Грибок – Теремок»Программное содержание: Продолжить учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказк...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»
Уточнить и закрепить представления о Родине, родном крае....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Вершки и корешки&r...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»
quot;Лучше нет родного края"...