Роль художественной литературы в развитие детей младшего дошкольного возраста
статья по художественной литературе (младшая группа)

В данной работе представлены теоретические основы развития речи через приобщение к чтению художественной литературы детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение №1935

имени В.И. Кузнецова

Роль художественной литературы

в развитии детей

младшего дошкольного возраста.

Автор:

Воспитатель1 квалификационной категории

Пантелеева Наталья Сергеевна.

Москва

В современном мире, в жизни всего социума книга, как источник знаний, умений, способ «погружения в культуру», полезного времяпрепровождения, теряет свои авторитетные позиции. В настоящее время ее место занимают компьютерные технологии. К сожалению, мир прогресса практически оттеснил книгу. Однако, она не потеряла свою образовательную, воспитательную и развивающую роль. На современном этапе можно наблюдать, что отстранение людей от книги привело к многочисленным проблемам, а именно: снижению грамотности, духовности, нравственности, появлению новых словообразований (намеренное искажение и сокращение слов).

В связи с этим, наиболее актуальной становится проблема возрождения интереса к книге, обоснование ее высокой значимости как для детей, так и для взрослых. И начинать «литературное развитие» нужно уже с младшего дошкольного возраста.

Какова же роль художественной литературы в развитие детей младшего дошкольного возраста?

Изучение возрастных особенностей показывает, что у младших дошкольников можно развивать эмоционально-эстетическое восприятие художественной литературы, фольклора. Т.е. научить понимать и чувствовать содержание и форму произведения, откликаться на образную речь и интонации и др. Эти умения не возникают спонтанно, а постепенно формируются на протяжении всего дошкольного периода.

Исследования показали, что младший дошкольный возраст является особенно восприимчивым. В это время у ребенка интенсивно развивается наглядно-образное мышление, речь, психологическая жизнь наполняется опытом. Важной ступенью в познании окружающего мира является появление обобщенных знаний о предметах и явлениях через народные произведения.

Роль родного языка неоспорима. Изучение малых фольклорных групп является начальным этапом в «литературном развитие». Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек являются самыми продуктивными для развития речи детей 4 года жизни. Чтение попевок, потешек, скороговорок способствует правильной артикуляции.

Художественная литература позволяет детям погрузиться в мир фантазий и развивать воображение. Это способствует развитию эмоционального интеллекта и социальных навыков, пониманию чувств других людей, проявлению эмпатии. Раскрывая внутренний мир героев, произведения заставляют детей волноваться, сопереживать.

Чтение художественной литературы способствует развитию критического мышления у детей. Они учатся анализировать сюжет, представлять персонажей и устанавливать причинно-следственные связи. Это помогает им развивать логическое мышление и способность абстрактно мыслить.

Актуальность решения проблемы по «литературному развитию» очевидна. Предлагается построение педагогической работы таким образом, чтобы книга присутствовала во всех областях деятельности ребенка. Для создания условий приобщения детей к художественной литературе необходимо

Организация предметно-пространственной среды.

- создание уголков для чтения, с подбором литературных произведений, соответствующих возрасту; оформление тематических выставок, центров для театральной и режиссерской игры (пальчиковый, кукольный театры)

Организация НОД.

- использование литературных произведений в режимных моментах, на прогулке (стихи, попевки, потешки и т.д.); беседы, тематические литературные недели, рассматривание иллюстраций, викторины, театральные инсценировки по произведениям, конкурсы, вечера-презентации.

Организация продуктивных видов деятельности

- создание рукотворных книг, выставки рисунков, поделок.

При работе с родителя, в вопросах приобщения детей к художественной литературе, не нужно ограничиваться только консультациями, а активнее привлекать к совместной деятельности.

В итоге, «литературное развитие» младших дошкольников осуществляется родителями и педагогами ДОУ как важнейший процесс в личностном становлении детей и подготовки их на следующих образовательных этапах.

Литература:

  1. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.
  2. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей / Н.С. Крапинская. М.: Педагогика, 2006. 105 с.
  3. Николаенко Ю.Н. Становление профессиональной компетентности воспитателей в процессе приобщения к чтению детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в жизни детей старшего дошкольного возраста

Важную роль в воспитании подрастающей личности играет детская  литература, которая является органичной и неотъемлемой составляющей общей художественной литературы. Ребенку, который только начинае...

Роль художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста.

В статье говорится о роли художественной литературы в развити детей старшего дошкольного возраста....

Рекомендуемая художественная литература для чтения детям младшего дошкольного возраста

Чтение литературы способствует нравственному развитию детей и правильному восприятию окружающего мира, формируют внимание и усидчивость. Важно подбирать книги по возрасту, объяснять детям поступки пер...

Художественная литература для ознакомления детей младшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей младшего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...

Роль художественной литературы в развитии детей раннего дошкольного возраста

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирование личности ребенка,его художественного развития, существенную роль играет правильный выбор произведений лите...

Роль художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.Важная роль в приобщении де...