Мастер класс
материал по художественной литературе (младшая группа)

Цель:  показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

Задачи:

1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.

Оборудование: стулья по количеству участников, пустой сосуд, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды, карточки с загадками жёлтого и синего цвета, карточки с «загадками-близнецами», конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 43»

Мастер-класс для педагогов

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Подготовила: Терентьева Т.Г.

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

Задачи:

1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.

Оборудование: стулья по количеству участников, пустой сосуд, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды, карточки с загадками жёлтого и синего цвета, карточки с «загадками-близнецами», конспект.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Перед Вами предметы: пустой сосуд, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды. На наш взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен с нами, докажите это.

(Ребёнок - как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.

Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё не нужное - отсеивает. Дети как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы.)

2. Вводная часть.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество – фольклор. Поэтому мне сегодня хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества. Виды устного народного творчества.

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.

Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. «Загадки – близнецы»

Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.

1. Нет ног, а хожу, 1. Кто ходит ночь

Рта нет, а скажу. И ходит день.

Когда спать, Не зная, что такое лень?

Когда вставать.

2. Не портной, а всю жизнь 2. Ползун ползёт,

с иголками ходит. Иголки везёт.

3. И комковато, 3. Меня режут – трут,

И ноздревато, Колотят – бьют,И мягко, и ловко, А я всё терплю-

А всех милее. Людям добром плачу.

4. Ночью не спит, 4. А у нашей Анютки

Мышей сторожит. Зверь в атласной шубке.

Возле печки греется,

5. Сидел на заборе, 6. Не ездок,

Пел да кричал, А со шпорами,

А как все собрались, Не сторож,

Взял да замолчал. А всех будит.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Игра «Скажи по-русски»

Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить, насколько Вы близки, к истокам народного творчества. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).

Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее. / Баба с воза – кобыле легче.

Детская философия. / Устами младенца глаголет истина.

Без страдания нет наград. /Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Первый из них всегда обречён. / Первый блин комом.

Один старый и два новых. / Старый друг лучше новых двух.

Кредиторы ждать не любят. / Долг платежом красен.

Все пошли – и ты догоняй. / Семеро одного не ждут.

Чужая рубашка опасна для жизни. / Своя рубаха ближе к телу.

Будней – то пять, а выходных – два. / Делу время – потехе час

.Конфликт поколений в курятнике. / Яйца курицу не учат.

Скороговорки.

Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово: вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Далее – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Теперь произнесите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

1. У четырех черепашек четыре черепашонка.

2. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

3. Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

4. Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

5. Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря этому у детей развивается воображение и мышление.

Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действия героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.

Я буду задавать вопросы.

• Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

• Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

• Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

• От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

• Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

• Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

• В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козлёночка).

• Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

• Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем (Репка.)

Вывод: развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей. Так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною была выбрана тема по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».

Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок пословиц,сказок, скороговорок, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...