Наш любимый Михалков.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Мамаева Нелли Васильевна

 Дети могут посетить школу актёрского мастерства и познакомиться с новым произведением С,В. Михалкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Наш любимый Михалков.

Цель: ознакомление детей с произведением С. В. Михалкова «А что у вас?»

Задачи: формировать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать своё мнение; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; способствовать пополнению словарного запаса детей, расширению кругозора; развивать актерское мастерство, творческие способности через  различные упражнения (развивать умение непринуждённо и свободно держаться, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительными движениями, интонацией).

Оборудование и материалы: презентация к стихотворению С. В. Михалкова «А что у вас?», посылочка с книгой, карточки «Настроения», запись песни «Песенка друзей», звоночек, шапочка и воротник Петрушки,  музыка из кинофильма «Усатый нянь», кубики с цифрами, обозначающие место проведения уроков.

Аннотация к занятию. 13 марта 2023 года мы отмечали 110 годовщину со дня рождения любимого писателя С. В. Михалкова. Все дети нашей группы готовились к театрализованной постановке по стихотворению С. В. Михалкова "А что у вас?".  Мною было разработано занятие, в начале, которого дети анализировали литературное произведение, высказывали своё мнение. А затем сказочным персонажем, Петрушкой, дети были приглашены в школу актёрского мастерства.  На уроках актёрского мастерства развивали  творческие способности, умение непринуждённо и свободно держаться, побуждались к импровизации средствами мимики, выразительными движениями, интонацией через  различные упражнения, игры. В течении всего занятия дети были активно настроены, имея большое желание выступить с представлением перед всеми детьми детского сада.

Ход занятия.

Дети входят (держась друг за другом) под запись песни «Песенка друзей»

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Мы в кружок все соберёмся,

Мы друг другу улыбнёмся,

И друг к другу повернёмся

Поздороваемся так… (ладошкой)

-Настроение каково? (Во!)

-Кто такого мнения? (Я!)

Все без исключения? (Да!)

- Знакома ли вам песенка, недавно прозвучавшая?

- Кто автор слов этой песни? (С. В. Михалков)

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями этого автора. Будем беседовать. Надеюсь у меня будут активные и приятные собеседники.

А для начала разогреем мышцы дыхательного аппарата:
Свистит ветер - ССССССС...
Шумят деревья - ШШШЩШ...
Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит - 3333333333...
Работает насос - ССССС! ССССС! ССССС!

Метёт метель - ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель - 33333! 33333! 33333!
Кошка сердится - Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила - С! С! С! С!
Заводится мотор - Р! Р! Р! Р!

- Для того, чтобы голос у нас был свободным, и его полету ничего не мешало нам необходимо провести артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика. (По предложениям детей)

  1. Основная часть.
  1. Презентация «А что у вас?» (слайд 1)

- Однажды вечером, отдыхая во дворе своего московского дома, С.В. Михалков услышал очень интересный диалог детей, играющих рядом. Так родилось одно из его стихотворений. (слайд 2)

Предлагаю занять места и внимательно послушать произведение, которое было написано много лет назад, в то время когда газ, водопровод в квартирах были редкостью.

Обратите особое внимание на персонажей,  о чём они говорят.

2.        Словарная работа: (слайд 3, 4)

Неглинная – улица в центре Москвы
Вагоновожатый – водитель трамвая
До Зацепы – улица Зацепский вал в центре Москвы.

  1. Работа над содержанием  текста.

- В какое время дня происходил разговор? (Вечером)

- Какие слова текста это подтверждают? («Дело было вечером, делать было нечего»)

Игра «Телевизор» (Произносим слова «Дело было вечером, делать было нечего» увеличивая громкость и уменьшая громкость.)

- Назовите действующих лиц этого произведения. (Толя, Борис, Николай, Вова, Нина, Ната)

-  Каким вы представляете каждого героя?

 - О чём шёл разговор между ребятами? (спор о профессиях)

- О каких профессиях говорили ребята? (Пилот, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портной, доктор, учитель)

- Какая профессия важнее?

- Какова главная мысль этого произведения? (Чему хотел научить детей Михалков?)

Игра-упражнение «Скажи по-разному» Мамы разные нужны, мамы всякие важны»)

- Произнесите эту фразу как простое сообщение.

- …с вопросительной интонацией.

-…радостно, с особым чувством.

- Понравилось ли вам  стихотворение? Чем?

- По многим произведениям С. В. Михалкова поставлены преставления в театрах.

- А что такое театр?

- Как называется профессия людей, которые исполняют роли в спектаклях, представлениях? (актёр)

- Хотели бы вы стать актёрами, ездить по разным городам, странам с гастролями, получать аплодисменты, цветы?

- Какими качествами должен обладать актёр? Что должен уметь настоящий актёр?

- Как вы считаете - мы можем быть настоящими актёрами? Что для этого надо?

- Что же такое - актёрское мастерство? (Актёрское мастерство - это умение создать образ с помощью речи, мимики, жестов и движения.)

4.       Сюрпризный момент. (Воспитатель надевает шапочку и воротник Петрушки)

- К нам в детский сад почтальон принёс посылочку. А вот кому, мы затрудняемся решить.

- В строке кому написано «Самым артистичным, любознательным, старательным, внимательным  и просто очаровательным детям».

- Предлагаю попробовать себя в актёрском деле, поступив в школу «Актёрского мастерства».

- Итак, открывается школа «Актёрского мастерства» (звоню в колокольчик, звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь» - дети идут к месту проведения уроков)

5.       Путешествие по урокам.

1 урок: Игра на внимание «Найди и справь ошибку!»      (дети повторяют)

-Повар водит самолёты,

Это очень хорошо.

-Доктор делает компоты,

Это тоже хорошо.

-Учитель лечит нас от кори.

-Есть вагоновожатая в школе.

 (Под музыку из кинофильма «Усатый нянь» - дети идут к месту проведения уроков)

2 урок: Игра «Было или нет?»

  1. Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

  1. - А у меня в кармане гвоздь!
    А у вас?
    - А у нас на ужин кость!
    А у вас?

  1. - А из нашего окна
    Свалка новая видна!
    А из вашего окошка
    Лишь контейнеры немножко.


4)     - Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Только денег не хватило 
Нам купить воздушный шар!

  1. - А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

И гуляют, где хотят.

6)    - И спросила Нина тихо:

- Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьёт?

Ну конечно, не пилот.

3 урок: Упражнение «Настроение» (показываю картинку - дети называют настроение)

- А вы ребята можете показать разное настроение? С помощью чего?

(Мимика - выражение чувств и настроений (радости, грусти, гнева и проч.) с помощью движения мышц лица.)

Игра «Окно» (дети встают лицом к зрителю, закрывая руками (при задании открывают) лицо)

Задания: «вы едите лимон»,  «с неба сыплются конфеты», «у вас отобрали игрушку», «вы - начальник полиции», «вы горды своей мамой», «наступил день рождения».

4 урок: «Жесты»

- Хотелось ли вам показать образ ещё и руками?

- Жест - очень выразительное средство передачи мысли. Жест усиливает восприятие образа.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

«иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да».

5 урок: «Пантомима» - мимические представления без слов.

(Мальчики встают напротив девочек, по очереди изображают) 

«Папа- милиционер следит за порядком на улице» -  мальчики

«Мама- повар готовит обед» -  девочки

  1. Заключительная часть. Итог занятия.
  1. Загадка

Когда спектакль завершится –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность, 
Дарим мы…
(аплодисменты!)

2.    Беседа

- С чем сегодня вы познакомились?

- Чему хотел научить нас С. В. Михалков?

- Где побывали мы? Чему учились?

- Получалось ли у вас? Почему?

- И теперь я уверен, что эта посылочка адресована вам, потому что любознательные, старательные, внимательные  и просто очаровательные дети – это вы!

- Открываем посылочку. ( Книга «Весёлые стихи» с. В. Михалкова)

- Теперь мы сможем и выучить слова и показать представление всем детям детского саду.

 

При составлении конспекта занятия использовала следующую литературу:

1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.

2. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет.  Щеткин А. В. / Под ред. О. Ф. Горбуновой. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.

4. Михалков  С. В. Весёлые стихи - Издательство АСТ, 2018.

5. Интернет ресурс:

-https://www.stihi.ru/avtor/seregaomsk (пародии)

-https://nsportal.ru/detskii-sad/.../ - Презентация к произведению С. Михалкова "А что у Вас?"

-  Блог Крючковой Светланы. Рубрика: загадки.


 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А что у вас? Воспитатель Мамаева Н. В.

Слайд 2

Родился :13 марта 1913 г., Москва, Российская империя Умер :27 августа 2009 г. (96 лет), Москва, Россия

Слайд 6

Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал.

Слайд 7

Дело было вечером, Делать было нечего. Галка села на заборе, Кот забрался на чердак. Тут сказал ребятам Боря Просто так:

Слайд 8

– А у меня в кармане гвоздь. А у вас? – А у нас сегодня гость. А у вас? – А у нас сегодня кошка Родила вчера котят. Котята выросли немножко, А есть из блюдца не хотят.

Слайд 9

– А у нас на кухне газ. А у вас? – А у нас водопровод. Вот. – А из нашего окна Площадь Красная видна. А из вашего окошка Только улица немножко.

Слайд 10

– Мы гуляли по Неглинной, Заходили на бульвар, Нам купили синий-синий, Презелёный красный шар. – А у нас огонь погас — Это раз. Грузовик привёз дрова — Это два.

Слайд 11

А в-четвёртых, наша мама Отправляется в полёт, Потому что наша мама Называется пилот. С лесенки ответил Вова: – Мама – лётчик? Что ж такого!

Слайд 12

А у Толи и у Веры Обе мамы – инженеры . Вот у Коли, например, Мама – милиционер.

Слайд 13

А у Лёвы мама – повар. Мама – лётчик? Что ж такого!

Слайд 14

– Всех важней, – сказала Ната,— Мама вагоновожатый, Потому что до Зацепы Водит мама два прицепа .

Слайд 15

И спросила Нина тихо: – Разве плохо быть портнихой? Кто трусы ребятам шьёт? Ну конечно, не пилот.

Слайд 16

Лётчик водит самолёты — Это очень хорошо. Повар делает компоты — Это тоже хорошо . Доктор лечит нас от кори, Есть учительница в школе.

Слайд 17

Мамы разные нужны. Мамы всякие важны.

Слайд 18

Дело было вечером, Спорить было нечего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.Михалков.Три поросенка

Текст сказки Сергея Владимировича Михалкова "Три поросенка"...

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ – 100летие /литературный утренник/

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ – 100летие/Литературный утренник/...

презентация "С.В. Михалков -детям"

Презентация к непосредственно-организованной деятельности с детьми старшей группы по художественно- эстетическому развитию...

Технологическая карта педагогического проекта Мой любимый писатель С.В.Михалков

Цель: воспитывать интерес и любовь к книге, обогащать знание детей о творчестве С.В.Михалкова,  через знакомство с его произведениями....

Фотоотчет о проведении тематической недели, посвященной юбилею С. В. Михалкова «Наш любимый Михалков» в старшей группе «Пчелки».

      Вся неделя  в старшей группе «Пчелки» (с 13.03.23. по 17.03.23.), была посвящена  110-летию со дня рождения русского писателя, поэта, публициста, авто...