Список литературы для чтения по темам недели для среднего возраста
книга по художественной литературе (средняя группа)
Предварительный просмотр:
№ | Тема недели | Автор, название произведений и цель. |
До свидания лето! Здравствуй детский сад! | Важдаев В., Краснова А «Два жадных медвежонка». Цель: развивать умение детей понимать смысл произведения; учить отвечать на вопросы по прочитанному; воспитывать любовь к художественной литературе. | |
В. Карасева «Оля пришла в садик» Цель: учить слушать небольшие по объёму рассказы, оценивать поведения людей, развивать слуховое восприятие. | ||
Чтение сказки Р. Сеф " Сказка о кругленьких и длинненьких человечках". Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения, развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному. | ||
А.Л. Барто цикл «Игрушки». Цель: продолжать учить детей понимать содержание стихотворения, упражнять в подборе определений к заданному слову (игрушки), активизировать словарь детей, развивать внимание. | ||
Домашние животные и их детеныши | Русская народная сказка. «Три поросёнка» Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы. | |
С. Маршак «Усатый полосатый», «Детки в клетке» Цель: Учить детей воспринимать образное содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства | ||
В Сутеев «Кто сказал: «Мяу», «Три котенка» Цель: Учить детей воспринимать содержание произведения, передавать характерные признаки домашних животных. Продолжать развивать поэтический слух, умение слышать. | ||
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы. Учить понимать смысл сказки, развивать умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать дружелюбие. | ||
Лес, точно терем расписной… (деревья осенью) | А. Плещеев «Осень наступила». Цель: Формирование любви к природе через художественное слово | |
А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад». Цель: Развивать внимание, память, творческое воображение | ||
Л.Н. Толстой «Дуб и орешник». Цель: учить внимательно, слушать, понимать тему и содержание, отвечать на вопросы. | ||
И. Токмакова «Дуб». Цель: Продолжать развивать поэтический слух, умение слышать. | ||
Овощи | Сказка «Репка» Цель: развивать интерес к произведениям народной культуры; учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки; воспитывать культуру общения, умение слушать товарищей, не перебивать друг друга. | |
Сказка «Вершки и корешки» Цель: учить детей слушать сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст. Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость. | ||
Н. Носов «Огурцы» Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь, реакцию. | ||
Ю. Тувима «Овощи» Цель: учить слушать небольшие по объёму произведения, отвечать на вопросы по тексту. | ||
Фрукты | .Г. Юдин «Как варить компот» Цель: учить слушать произведение, отвечать на вопросы. | |
В. Сутеев «Яблоко» Цель: учить детей оценивать поступки героев; воспитывать доброжелательные отношения с товарищами; развивать память, слуховое восприятие. | ||
В Сутеев «Мешок яблок» Цель: развивать внимание, память, учить отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу; учить внимательно слушать литературное произведение, отвечать на поставленные вопросы. | ||
Л. Толстой «Сажал старик яблони» Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. | ||
Дикие животные и их детеныши. | В. Бианки. «Купание медвежат.» Цель: формировать умение внимательно слушать произведение. | |
И. Соколов-Микитов «Ёж». Цель: закреплять знания детей о диких животных. | ||
И. Соколов-Микитов «Белка.» Цель: учить слушать рассказ; выделять главную мысль рассказа | ||
М. Пляцковский «Как две лисы нору делили» Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость; следить за развитием действия, передавать словами, жестами общий сюжет, отвечать на вопросы. | ||
Грибы, ягоды | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» Цель: воспитывать любовь к художественной литературе; развивать умение слушать произведение до конца; учить оценивать поступки героев. | |
В. Сутеев «Под грибом» Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; развивать фонематический слух. | ||
К. Ушинский «Спор деревьев» Цель: учить слушать рассказ; выделять главную мысль рассказа; развивать умение оценивать поступки героев; воспитывать усидчивость. | ||
обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами» Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью; развивать речевую активность. | ||
Перелетные птицы | Загадывание загадок о перелетных птицах. Цель: Развивать логическое мышление, воображение. | |
Чтение рассказов Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» Цель: учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. | ||
Чтение стихов про птиц. Цель: прививать любовь к поэзии. | ||
Чтение А. Майков «Ласточка» Цель: расширения представления о птицах. | ||
Домашние птицы | К. Ушинский «Петушок с семьей». Цель: Познакомить детей с новым рассказом, помочь понять его содержание, вызвать желание стать героями рассказа. | |
Г. Кудашова «Гусенок пропал». Цель: развивать память, слуховое восприятие. | ||
Е. Чарушин «Утка с утятами», «Индюк», «Курочка». Цель: Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, воспитывать доброе отношение к домашним животным, | ||
В. Сутеев «Что за птица?» Цель: Расширять представление детей о дружбе, о доброте, о хороших качествах; развивать у детей эмоциональную отзывчивость. | ||
Наша Родина – Россия! | Сказка «Волк и семеро козлят». Цель: продолжать воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки; развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному; воспитывать усидчивость. | |
Сказка «Три поросенка». Цель: Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст. Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость. | ||
Чтение З. Александрова: «Родина» Цель: Развивать эмоционально чувственное отношение к природе, к Родине. Воспитывать любовь к родной природе, патриотизм. | ||
Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка» Цель: Учить детей эмоциональному восприятию произведения. Развивать способность анализировать литературный текст, давать оценку поступкам героев. | ||
Семья | Чтение Л. Квитко «Бабушкины руки». Цель: Формировать интерес к художественному слову, обогащать словарь детей. | |
Чтение К.Чуковский: «Я один у мамы сын». Цель: Формировать интерес к художественному слову, обогащать словарь детей | ||
Чтение С. Маршак «О девочках и мальчиках». Цель: Закреплять гендерные представления детей. | ||
Чтение произведения. К. Ушинский «Петушок с семьёй» Цель: Воспитывать умение слушать рассказ, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание рассказа. | ||
Мебель | А. Барто «Хромая табуретка». Цель: учить слушать текст и отвечать на вопросы | |
С. Маршак «Откуда стол пришел» Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. | ||
С.Я Маршак «Кошкин дом» Цель: Развивать интонационную выразительность речи, осмысление сюжета литературного текста. Воспитывать трудолюбие, желание слушать. | ||
Л. Толстой «Три медведя» Цель: вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями. | ||
Зимующие птицы и животные зимой | В. Бианке «Кто как зимует?» Цель: Учить слушать внимательно сказку, определять жанр произведения. понимать средства выразительности. Закрепить названия зимующих птиц. | |
М. Горький «Воробьишко». Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. | ||
З. Александрова «Новая столовая». Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе. | ||
Сказка «Зимовье зверей» Цель: продолжать формировать навыки рассматривания книги, передаватььинтонацией голоса персонажей, подвести к пониманию образного содержания сказки и поступки персонажей, воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки. | ||
Одежда, головные уборы | Н. Носов «Живая шляпа» Цель: Цель: продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. | |
С. Мурадян «Зайкина шубка» Цель: Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких. | ||
С.Я. Маршак «Вот какой рассеянный» Цель: Учить замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. | ||
А. Барто «Чепчик» Цель: продолжать учить детей понимать содержание стихотворения, юмористический смысл несоответствия. | ||
Обувь | Чтение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Цель: Учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей; развивать умение выделять главных героев сказки. | |
Ш. Перро. «Кот в сапогах». Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. | ||
С. Маршак. «Вот какой рассеянный». Цель: развивать умения детей воспринимать большие по объему тексты; воспитывать интерес к художественной литературе. | ||
К. Чуковский «Чудо – дерево» Цель: Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. | ||
Кухня, посуда | Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой». Цель: развивать воображение, умение высказывать суждение, выразительность речи и пантомимики; формировать интерес к сказкам, бережное отношение к посуде, аккуратность. | |
К. Чуковский «Федорино горе». Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. | ||
Русская народная сказка «Жихарка». Цель: обсудить с детьми поступки и характер главного героя, учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, передавать в речи свои впечатления. | ||
Н. Носов «Мишкина каша». Цель: продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа | ||
Новый год | Русская народная сказка «Снегурочка» Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы. | |
В. Осеева «На катке»Цель: Учить детей воспринимать содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. | ||
В Сутеев «Снеговик-почтовик» Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы. Развивать фонематический слух. | ||
А. Прейсе «Веселый новый год» Цель: Учить детей воспринимать образное содержание произведения. Обратить внимание детей на некоторые приемы комического (смешные ситуации воспитывать умение воспринимать произведения художественной литературы). | ||
Зимние игры и забавы | Ф. Губин «Горка». Цель: продолжать приучать детей слушать рассказы; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. | |
Н. Носов «На горке» Цель: учить детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. | ||
А. Квитко «Санки» Цель: Уточнить представление детей о зимних играх-забавах, как видов спорта | ||
А. Введенский «На лыжах» Цель: Формировать у детей умение слушать стихотворение, добавлять по смыслу слова, несложные фразы, учить представлять услышанное. | ||
Мое тело (здоровье) | К. Чуковский «Доктор Айболит» Цель: Продолжать учить детей слушать большую по объему текст, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения. | |
Чтение книги К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Создавать условия для предпосылок к формированию здорового образа жизни у детей. | ||
А. Барто «Девочка чумазая» Цель: Дать представление о правилах личной гигиены. | ||
М. Ефремов «Тело человека» Цель: Закреплять знания детей о частях тела, развивать внимание, память. | ||
Транспорт | Н. Носов «Метро» Цель: продолжать знакомить детей с произведением Н. Н. Носова. Учить детей понимать рассказ, уточнять словарь по теме. | |
Н. Носов «Автомобиль» Цель: продолжать знакомить детей с произведением Н. Н. Носова. | ||
Сказка Сутеев «Кораблик» Цель: обсудить с детьми поступки и характер главного героя, учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, передавать в речи свои впечатления. | ||
С. Я. Маршак «Багаж» Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание произведения в стихотворной форме. | ||
Инструменты | В. Осеева «Волшебная иголочка». Цель: учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. | |
Е. Пермяк «Торопливый ножик». Цель: Приучать внимательно слушать рассказ, осмысливать его и отвечать на вопросы. | ||
Л. Воронкова «Как Алёнка зеркало разбила» Цель: Познакомить с литературным произведением, помочь понять его смысл. | ||
Р. Сеф «Лопата» Цель: Учить детей понимать произведение, уточнять словарь по теме. | ||
ПДД | С. Михалков «Моя улица». Цель: развивать интерес к художественной литературе. | |
Я. Пишумов «Азбука города». Цель: развивать слуховое восприятие. | ||
Сказка по ПДД «Маша и медведь». Цель: Повторить правила дорожного движения, значения сигналов светофора. | ||
И. Гурин «Светофор». Цель: развивать интерес к художественной литературе. | ||
Комнатные растения | Г.Х.Андерсен. Дюймовочка. Цель: Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения. | |
Чтение Е. Серова «Лужайка», «Ах вы цветики, цветочки».Цель: создание условий для обучения слушать новое произведение внимательно и отвечать на вопросы. | ||
Е. Вовк «Чьи цветы лучше?». Цель: развитие мышления, памяти, внимания. | ||
Б. Пастернак «Герань». Цель: создание условий для обучения слушать новое произведение. | ||
Наши папы | Русские народные сказки «Каша из топора». Цель: учить понимать юмор, характерные особенности персонажей сказки; развивать воображение. | |
Разучивание стихотворения «Дедушкин портрет» Цель: Участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании. Выразительно читать стихотворный текст. | ||
З. Александрова «Дозор» Цель: Воспитывать трудолюбие, желание слушать и самостоятельно пересказывать короткие литературные тексты. | ||
Баруздин С.А. «Шёл по улице солдат». Цель: любовь к Родине, чувство гордости за Российскую армию, формировать желание стать таким же смелым и надежным, как солдат.
| ||
Весна | Потешка «Иди, весна, иди, красна…» Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать радостному весеннему настроению. Помочь детям понять содержание потешки. | |
В. Сутеев «Кораблик» Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, воспитывать интерес к литературе. | ||
Н. Сладков «Медведь и солнце» Цель: учить слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, воспитывать усидчивость, развивать внимание и память. | ||
Русская народная сказка «Заюшкина избушка» Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Воспитывать у детей чувство сострадания к тем, кто попадает в беду. | ||
Мамин праздник | Рассказ Л. Квитко «Бабушкины руки» Цель: Воспитывать уважительное отношение к родным людям, усидчивость. | |
Г. Виеру «Мамин день» Цель: продолжать учить понимать смысл стихотворения; углублять знания о родных и любимых людях; воспитывать любовь к родным и близким. | ||
О. Емельяновой «Лучшая мама» Цель: формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. | ||
Стихотворение Т. Чанчибаева «Мамины руки» Цель: учить детей выражать своё отношение, любовь к маме через поэзию. | ||
Профессии | С. Михалков «Дядя Степа» Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям. | |
С. Маршак «В театре для детей» Цель: развивать умение вслушиваться в текст стихотворения; помочь понять смысл произведения; поддерживать интерес к театру. | ||
К. Чуковский «Доктор Айболит» Цель: развивать умения детей воспринимать большие по объему тексты; довести до сознания детей юмор произведения; воспитывать интерес к художественной литературе. | ||
Б. Заходер «Строители» Цель: Цель: вызвать интерес к стихотворению и желание его запомнить. Расширять у детей память и внимание, воспитывать доброжелательность, любовь к поэзии. | ||
Безопасность в быту и бытовая техника | Л. Н. Толстой «Пожарные собаки» Цель: Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова, эпитеты, сравнения) | |
Б. Житков «Дым» Цель: познакомить детей с произведением Б. Житкова | ||
К. И Чуковский «Путаница» Цель: познакомить детей с произведением К. Чуковского | ||
С. Маршака «Пожар» Цель: познакомить со стихотворением С. Маршака | ||
День птиц (птицы прилетели) | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Цель: развивать умение видеть положительных и отрицательных героев; воспитывать чувство сострадания к пернатым. | |
В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…». Цель: Учить с детьми стихотворение, прививать любовь к природе. | ||
Н. Сладков «Птицы весну принесли». Цель: закреплять с детьми приметы времени года весна, уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению; воспитывать дружелюбие. | ||
В Бианки Рассказы. Цель: развивать слуховое восприятие. | ||
Рыбы | Сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: знакомить детей с творчеством Пушкина, учить понимать смысл произведений, развивать слуховое восприятие. | |
Русская народная сказка «Лисичка-Сестричка и серый волк» Цель: продолжать развивать умение детей внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы по прочитанному, воспитывать умение отличать добро и зло. | ||
Русская народная сказка «По-щучьему велению…» Цель, развивать умение отвечать голосами героев произведения, воспитывать усидчивость, познавательный интерес к происходящему. | ||
Н. Носов «Карасик». Цель: Учить детей понимать произведение, воспитывать интерес к художественной литературе. | ||
Космос | Б. Михайлова «Как Мишутка в космос летал». Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, воспитывать интерес к художественной литературе. | |
Отрывок из повести Н. Носова «Незнайка на луне» Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям в космосе. | ||
К. Чуковский «Краденное солнце» Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. | ||
Первый в космосе. Из книги В.П. Бороздина Цель: продолжать учить детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. | ||
Книжкина неделя | В. Драгунский «Друг детства» Цель: Познакомить с творчеством В. Драгунского. | |
Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель». Цель: Учить детей понимать содержание произведения. Развивать интерес и любовь к поэзии, чувство юмора. | ||
С. Маршак. «Как печатали книгу» Цель: Познакомить детей с творчеством С. Маршака. | ||
Заучивание «По дубочку постучишь…» рус. нар. Песня Цель: Продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи. | ||
Цветы на лугу | Стихотворение «Лесная фиалка» В. Паспалеева Цель: учить детей внимательно слушать стихотворение и отвечать на вопросы по тексту. | |
Е. Серов «Одуванчик». Цель: Учить детей использовать выразительные средства речи для передачи содержания стихотворения, воспитывать интерес к цветущим растениям, бережное отношение к ним | ||
В Катаев «Цветик-семицветик». Цель: учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования. | ||
Сказка «Про то, как пришли на Землю цветы». Цель: продолжать учить детей отличать сказку от произведений других жанров. Развивать интерес к книге, слуховое восприятие. | ||
День победы | Стихотворение Е. Благиной «Шинель». Цель: Познакомить детей со стихотворением, побуждать принимать активное участие в беседе, развивать диалогическую речь, развивать выразительность речи, отвечать на вопросы. | |
Е. Дюк «Про дедушку». Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. | ||
Чтение рассказов из книги В. Коросевой «Детям о войне». Цель: Воспитывать умение слушать новые произведения, следить за развитием действия. | ||
Чтение рассказа С. П Алексеева «Победа будет за нами!» Цель: В доступной форме рассказать детям о Великой Отечественной войне | ||
Мир насекомых | Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» Цель: Ознакомление детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара. | |
И. Крылов «Стрекоза и муравей» Цель: познакомить детей с басней через творчество И. А. Крылова, развивать умение отвечать на вопросы. | ||
К. Чуковский. Муха-цокотуха. Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к чтению художественной литературе. | ||
Й. Змай. Божья коровка. Цель: Расширять представление детей о разнообразии насекомых. | ||
Здравствуй лето! | Сказка «У солнышка в гостях» Цель: внимательно слушать сказку, отвечать на вопрос по содержанию, воспитывать усидчивость. | |
Чтение сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце». Цель: закрепить знания о значимости солнца для всего живого, развивать слуховое восприятие и познавательный интерес. | ||
Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха». Цель: продолжать учить детей оценивать поступки героев, развивать диалогическую речь, память. | ||
Сказка Н. Павловой «Земляничка». Цель: развивать внимание, память. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Список литературы для чтения детям (в род. уголок) средняя группа
Список литературы для чтения детям (в род. уголок) средняя группа...
Список литературы для чтения и заучивания наизусть в средней группе "Непоседы"
Список литературы на октябрь, ноябрь и декабрь для чтения и заучивания с детьми средней группы....
список литературы для чтения по лексическим темам
список литературы для чтения по лексическим темам...
Список литературы для чтения детям в средней группе по программе "От рождения до школы"
Данный материал поможет подобрать материал для чтения художественной литературы в средней группе по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"....
Рекомендуемый список литературы для чтения детям среднего дошкольного возраста с 4-5 лет.
Рекомендуемый список литературы для чтения детям среднего дошкольного возраста с 4-5 лет....
Рекомендуемый список литературы для чтения детям 4-5 лет лет (средняя группа) по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы
Рекомендуемый список литературы для чтения детям 4-5 лет (средняя группа) по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы...
Примерный список литературы для чтения детям в средней группе
Книга играет ключевую роль в развитии ребенка, помогая ему открывать новые знания, искать ответы на свои вопросы и расширять границы своего мира. Она позволяет ему переживать приключения героев, фанта...