Литературная игра для старших дошкольников.
материал по художественной литературе (старшая группа)
" Пуктишествие в сказку".
Цель: формирование у детей чувства коллективизма, творческого воображения, фантазии, выдумки; развитие творческих способностей, духа соперничества и переживания за свою команду; воспитание положительных качеств человека: доброты, уважения, взаимовыручки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_igra_dlya_starshih_doshkolnikov.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная игра для старших дошкольников «Путешествие в сказку».
Цель: формирование у детей чувства коллективизма, творческого воображения, фантазии, выдумки; развитие творческих способностей, духа соперничества и переживания за свою команду; воспитание положительных качеств человека: доброты, уважения, взаимовыручки.
Оборудование: карточки с заданиями, выставка книг, наборы букв.
Зал украшен рисунками со сказочными персонажами, разноцветными воздушными шариками.
Правила: в игре принимают участие две команды: «Айболит» и «Колобок». Команда, которая справляется с заданием быстрее – получает 2 балла, вторая команда – 1 балл. Побеждает та команда, которая в сумме набирает наибольшее количество баллов.
Дети читают стихи:
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Алладина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух…
Каждый нам в дороге –
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Звучит музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки»
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами отправимся в Страну Сказок. Помните ли вы сказки, которые читали вам мама или бабушка перед сном, когда вы были маленькими? Помните ли вы сказки, которые читал вам воспитатель?
Сказка сопровождает человека с самого рождения, и, пока человек жив, будет жива и сказка!
Сегодня мы вспомним много разных сказок и сказочных персонажей. Ну, что, вы готовы? Тогда вперёд! Мы отправляемся в сказочный мир!
Раз, два, три, четыре, пять,
Все, кто учится читать,
Оглянись, покружись,
В книжном царстве окажись. (Дети стоя выполняют движения.)
Ребята, а вы помните, на ком или на чём совершали свои путешествия сказочные герои?
Винни-Пух? (на воздушном шарике.)
Незнайка и его друзья? (На воздушном шаре.)
Баба Яга? (На метле. В ступе.)
Дюймовочка? (На ласточке.)
Лягушка-путешественница? (На прутике.)
Нильс? (На гусе.)
Молодцы, ребята. Дорога в сказку открыта.
А сейчас члены команд приглашаются к игровым столам №1 и №2.
Ваша задача: из букв собрать на наборном полотне название команды – имя сказочного героя.
1. РАЗМИНКА.
Предлагаю начать игру с разминки. В названии каждой сказки есть одна ошибка. Найдите её.
«Кот в тапочках». («Кот в сапогах».)
«Мишенька и медведь». («Машенька и медведь»).
«Молодые яблоки». («Молодильные яблоки».)
«Сестрица Алёнушка и братец Ивашка». («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Мальчиш и Карлсон». («Малыш и Карлсон».)
«Принцесса на бобах». («Принцесса на горошине».)
«Гладкий утёнок». («Гадкий утёнок»).
«От страха глаза велики». («У страха глаза велики».)
«Замарашка». («Золушка».)
«Сказка о мёртвой принцессе и о семи богатырях». («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Воспитатель:
Сказка — это, конечно же, вымысел, выдумка. Но, даже являясь выдумкой, она остается поучительной. Сказка учит нас быть добрыми, честными, умными, сильными, она высмеивает людские недостатки: жадность, глупость, жестокость.
В сказках всегда добро побеждает зло.
2. АВТОРСКОЕ СЛОВО.
А вот что говорил А. С. Пушкин по поводу поучительности сказок? Расшифруйте его слова:
АКЗАКС ЬЖОЛ, АД В ЙЕН КЁМАН.
МЫРБОД МАЦДОЛОМ КОРУ.
Ответ. «Сказка — ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок». (Читаем каждое слово справа налево.)
3. ВОЛШЕБНЫЕ ЧИСЛА.
В русских народных сказках вы непременно встретите такие выражения, как «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле», «мать-сыра земля», «буйная головушка», «сокол ясный», «синее море» и другие. А ещё в названиях некоторых сказок встречаются числа. Какие вы сможете вспомнить?
Двенадцать месяцев; Волк и семеро козлят; Цветик-семицветик; Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях; Три поросёнка; Три медведя; Белоснежка и семь гномов; Тридцать восемь попугаев; Три толстяка; Два товарища; Два мороза.
Найдите их в квадрате с числами.
Ответ: 2, 3, 7, 12.
4. АРХАИЗМЫ.
В сказках встречаются устаревшие слова. Попробуйте к словам из левого столбика подобрать их значения из правого столбика.
око рот
чело палец
уста глаз
перст ладонь
ланиты щеки
длань лоб
Ответ. Око — глаз, чело — лоб, уста — рот, перст — палец, ланиты — щеки, длань — ладонь.
5. СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ.
Задание: подберите каждому герою из левого столбика подходящее отчество, фамилию или прозвище из правого столбика.
Кощей Болотная
Василиса Бессмертный
Кикимора Премудрая
Мышка Прекрасная
Лягушка Смоляной бочок
Лиса Царевич
Иван Искусница
Мальчик С пальчик
Старик Хоттабыч
Марья Патрикеевна
Петушок Квакушка
Бычок Золотой гребешок
Зайчик Норушка
Елена Побегайчик
Змей Горыныч
Карабас Базилио
Кот Барабас
Физкультминутка.
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю всем отдохнуть. Давайте, сначала встанем, отгадаем загадку.
Я — мальчишка деревянный
В полосатом колпачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.
Черепаха подарила
Этот ключ волшебный мне,
И тогда я очутился
В доброй сказочной стране. (Буратино.)
Буратино потянулся: раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Книгу «Золотой ключик, или Приключения Буратино», в которой рассказывается о деревянном мальчике с длинным носом, носившем бумажную курточку, штанишки и колпачок с кисточкой, написал Алексей Толстой.
А теперь поиграем в игру «Похлопаем-потопаем». Я буду произносить фразы, относящиеся к данному произведению. Если вы с ними согласны — похлопайте в ладоши, если не согласны — потопайте ногами.
• Итальянского Буратино зовут Пиноккио. (Хлопаем)
• Папа Буратино — Джузеппе Красный Нос. (Топаем)
• Вместо школы, куда Буратино был отправлен папой Карло, тот оказался в театре. (Хлопаем)
• Владелец кукольного театра — Дуремар. (Топаем)
• У Мальвины голубые волосы. (Хлопаем)
• Пуделя Мальвины зовут Тотошка. (Топаем)
• Пьеро — самый весёлый клоун в театре. (Топаем)
• Друзья Буратино — кот Базилио и лиса Алиса. (Топаем)
• Буратино поддался искушению посадить денежку на Поле Дураков, чтобы из неё выросло дерево с золотыми монетами. (Хлопаем)
• Черепаха Тортила подарила Буратино золотой ключик. (Хлопаем)
6. СКАЗОЧНЫЕ РЕБУСЫ.
Задание: разгадать ребусы, в которых зашифрованы имена сказочных героев.
Ответы: Лиса, Колобок, Мойдодыр, Пятачок.
7. СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ.
Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной.
Его звали. (Нет, не Буратино, а Дуремар.)
В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко,
Звали пёсика. (Нет, не Тотошка, а Шарик.)
Он гулял по лесу смело,
Но Лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали. (Нет, не Чебурашка, а Колобок.)
Бедных кукол бьёт и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид.
Это доктор. (Нет, не Айболит, а Карабас, доктор кукольных наук.)
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок.
Героя звали. (Нет, не Колобок, а Иван-царевич.)
Все узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыса дорогА,
А зовут её. (Нет, не Яга, а Шапокляк.)
И красива, и мила,
Только очень уж мала.
Стройная фигурочка,
А зовут. (Нет, не Снегурочка, а Дюймовочка.)
Жил в бутылке сотни лет,
Наконец увидел свет.
Бородою он оброс,
Этот добрый. (Нет, не Дед Мороз, а старик Хоттабыч.)
Воспитатель:
Ребята, подходит к концу наше путешествие. Давайте опять произнесём волшебные слова. (Повторяют за воспитателем.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Все, кто учится читать,
Оглянись, покружись,
Из царства книжного вернись! (Дети выполняют движения.)
Подведение итогов.
Команда-победитель. Лучший знаток сказок в группе.
Во время подведения итогов – игра «Правда - неправда о сказочных героях»
Если вы согласны — похлопайте в ладоши, если не согласны — потопайте ногами.
Я старый хитрый сказочник,
Я сказочник-загадочник.
Когда всю правду говорю,
То нужно дружно хлопать,
А если вру или хитрю,
Ногами громко топать.
Такая милая бабуся –
На костяной ноге Ягуся. …
И ребятишек любит очень –
Подарки дарит, между прочим…
Иван-царевич, злой, наверное, … …
На сером волке за царевною…
За тридевять земель скакал, …
И бедный серый волк устал. …
Вот жадный и злой Карабас-Барабас. …
Сейчас он накинется с плёткой на нас
И в кукол послушных своих превратит:
Он сказочный, страшный, косматый бандит. …
Королева снежная –
Добрая и нежная, …
Она, я это точно знаю,
Стать принцем помогла мальчишке Каю. …
Скромная Золушка, трудолюбивая,
Стала принцессою, очень счастливая,
Очень к лицу ей наряд подвенечный –
Все мы за Золушку рады, конечно. …
А вот и рыбка золотая,
Она, конечно, очень злая, …
Вернула старухе обратно корыто,
Бабушка плачет, корыто разбито. …
Кощей, наш добрый старичок, …
Свои богатства сам считает, …
Смерть свою спрятал в сундучок …
И никого не обижает. …
Надежды мои вы, друзья, оправдали.
Вы хлопали, топали, всё отгадали.
Вы очень старались, и вам повезло –
Добро победило ужасное зло.
Вопросы для болельщиков.
За умными мозгами
Он в город шёл с друзьями.
Преграда не страшила.
Был смельчаком … (Страшила)
Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать … (Яга)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака
Жучка Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
Кто знает эту сказку с детства,
Поймёт, о чём я говорю:
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю? (Печь)
Хоть твердит, что он — мастак,
Попадал не раз впросак,
Просто он — большой зазнайка,
И зовут его … (Незнайка)
Я с бала королевского
Однажды убегала
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла. (Золушка)
На сметане мешон,
На окошке стужон,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился (Колобок)
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. (Ступа)
Подскажи нам Алладин,
Где живет твой верный джин? (В лампе)
Победил кот Людоеда,
Съел его вместо обеда. (Кот в сапогах)
Это кто ж, набравшись сил,
Солнце в небе проглотил? (Крокодил)
Дюймовочки жених слепой
Живёт все время под землей. (Крот)
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)
Болото – дом её родной.
К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник)
В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта-дом стоит у речки.
Почтальон в ней — дядя. (Печкин)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети (Семеро козлят)
Мальчик луковый - герой
Детской сказки небольшой.
Ты подумай не спеша,
Вспомни имя малыша. (Чиполлино)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкально-литературное развлечение для старших дошкольников "Хлеб всему голова". Сценарий ко дню Матери в средней группе.
Сценарий развлечения в старшей группе "Хлеб всему голова" проводится как итог проекта "Откуда хлеб пришел"...
Литературная викторина для старших дошкольников «В гостях у сказки»
В викторине использованы разнообразные игры, иллюстрации для закрепления у детей знаний о различных сказках...
Литературная викторина для старших дошкольников «Путешествие по стихотворениям Агнии Львовны Барто». Автор: Перминова Вера Никоновна
Цель: закрепить знания дет...
Литературная гостиная для старших дошкольников: "А как речь то говорит, словно реченька журчит..."
Литературная гостиная, направленная на формирование интереса и положительного отношения к поэзии, приобщение к литературному творчеству А. С. Пушкина....
Литературная викторина для старших дошкольников «Путешествие по стихотворениям Барто»
закрепить знания детей о стихотворениях Агнии Львовны Барто....
Литературная викторина для старших дошкольников «В гостях у сказки»
Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству...