Картотека Дворовых игр
картотека по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
В картотеки представлены игры в которые играли наши мамы и бабушки.
Игры ловишки, игры с мячом, игры малой подвижности, игры с прыжками, командные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 701.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с мячом
«Вышибалы»
Дети делятся на две равные команды. По жеребьевке или считалке определяются «вышибалы». «Вышибалы» делятся на две группы и становятся на расстоянии 6-7 метров на заранее прочерченных линиях. У них в руках мяч. В середине (в кругу) – другая команда, которую будут выбивать мячом. Игра начинается по сигналу. Задача детей в кругу - увернуться от мяча. Игрок, которого выбили мячом, выходит из круга. Если кто-нибудь из детей в кругу ловит мяч, то выбитый ранее игрок возвращается в круг. Когда дети в кругу ловят мяч, то этот мяч считается, как запас и, если выбивают игрока, то он остается в игре. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все игроки. Затем команды меняются местами.
Варианты:
1. Вышибала кидает мяч вверх, крича: «Бомба»,- все должны сесть и не шевелиться, если при этом мяч попадает на игрока, тот выходит с поля.
- Вышибала говорит: «Торпеда»,- и пускает мяч катиться по земле, все игроки должны пропустить мяч между ногами.
- Оставшийся один, игрок может выручить всю команду, если его не выбьют мячом столько раз, сколько ему полных лет, в этом случае вся команда заходит в круг и игра продолжается.
До игры дети договариваются, считать ли игрока выбитым, если мяч отскочил от земли, а потом “попал” в игрока.
«Картошка»
Как и в вышибалах, чем больше игроков — тем веселее. Все участники встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, как в волейбол. Если игрок не отбил или удержал мяч в руках, он садится на корточки в центр круга (становится картошкой). Остальные продолжают играть до тех пор, пока не выявится победитель.
Однако, любой из игроков может «выкопать» картошку, попав в игрока, сидящего в центре круга, мячом. Игрок, которого коснулся мяч, возвращается к игре. Если же, тот, кто хотел выбить мячом сидевших в центре, так сказать, промазал, то он сам садится в центр круга.
Сама «картошка» тоже может себя спасти, поймав летящий мяч. При этом все игроки, сидящие в центре, возвращаются к игре, а тот игрок из рук которого был пойман мяч, занимает их место.
«Собачка»
Как правило, эта игра рассчитана на троих игроков. При помощи считалочки, выбирают собачку. Двое кидают друг другу мяч, а третий (собачка), стоявший в центре, должен забрать у них мяч. У кого забрали мяч, тот становится «собачкой».
«Штандер»
Игра для большой компании, начиная от 5 детей и для детей от 6 лет и лучше играть в неё на спортивной площадке или спортзале.
Ход игры:
Выбирают водящего, который с мячом становится в круг, предварительно образованный игроками. Водящий подбрасывает мяч вверх и произносит имя одного из игроков.
Все игроки разбегаются, кроме одного, чьё имя назвали - он должен быстро поймать мяч, выкрикнуть «Штандер» и тут может быть два варианта продолжения игры:
1. Если игрок, чьё имя назвали ловит мяч на лету и произносит «Штандер», то все замирают при этом слове, а он бросает мяч в выбранного им игрока, не сходя с места.
2. Если мяч словлен названным игроком после удара о землю, то он старается попасть в движущихся игроков.
Игроки могут уворачиваться или уклоняться от мяча, присев или наклонившись. Тот, в кого попали мячом, выходит из игры, а названный игрок становится водящим. Если он никого не выбил, то игра начинается заново.
Игры-Ловишки
«Чай-выручай»
Из играющих выбирается ловишка. Его задача пятнать убегающих. Те дети, кого «осалил» ловишка, вытягивают руки в стороны и кричат: «Чай, чай, выручай». Задача игроков: освободить того, кого запятнал ловишка, дотронувшись до руки «осаленного» и самому убежать от ловишки.
Правила:
- «Осаленному» нельзя сходить с места.
- «Ловишка» меняется через 3-5 минут.
«Маляр и краски»
Правила:
Маляр не должен ловить «краску», когда она только поднимается со стула.
Нельзя двум игрокам выбирать название одной краски.
Перед началом игры выбирают «маляра» и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «красками», каждый ребенок выбирает себе цвет, но так, чтобы «маляр» не услышал его названия. Водящий приходит в магазин и, обращаясь к «хозяйке», говорит:
-Я маляр в синих штанах
-На коленке латка,
-Во рту шоколадка,
-Пришел за краской.
-Разрешите взять?
«Хозяйка» отвечает: «У меня красок много, какую тебе?»
«Маляр» называет цвет краски. Если такого цвета нет, «хозяйка» говорит: «Иди по голубой дорожке на одной ножке», и назначает число прыжков.
Все «краски» сидят рядышком на лавке и ждут, какой цвет назовет «маляр». Названная краска должна вскочить с места и успеть добежать до противоположного конца площадки или комнаты, где можно будет укрыться за линией. Если «краска» убежала и «маляр» не успел ее осалить или поймать, то диалог начинается снова. Обычно, по условиям игры «маляр» должен насобирать не менее пяти красок. Затем выбирают новых ведущих «хозяйку» и «маляра» и присваивают «краскам» новые имена. Игра начинается заново
«Ловишки с мячом»
Цель: развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.
Ход игры: площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется. Продолжительность 5-7 минут.
Игры с прыжками
«Классики»
Правила игры:
Для игры необходимы асфальтовая площадка, мелки и камушек. На площадке рисуются мелком клеточки, в которых имеются цифры с определенной последовательностью. Прыгать можно и самому. Главным в игре считается попадание в клетку камнем, затем нужно до нее допрыгать на двух или одной ноге, а потом вернуться назад таким же образом. Самый удачливый игрок - тот, у которого получилось пройти путь от единицы до десяти. Число игроков может быть совершенно любое.
Игра развивает:
Благодаря игре развивается умение концентрироваться, меткость и ловкость, а для малышей – изучение и знание цифр.
«Удочка»
Цель: Совершенствовать координационные способности, укреплять мышцы ног.
Ход игры: Играющие стоят в кругу, выдержит центре круга воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самым полом (землей, а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел ног. Описав мешочком 2-3 круга, воспитатель делает паузу, подсчитывает количество задевших за мешочек и дает указания по выполнению прыжков.
Командные игры
«Казаки-разбойники»
Правила игры: Все игроки разделяются на команды — «казаки» и «разбойники», и договариваются о территории игры, например, улица, подъезд или двор. После чего «разбойниками» загадывается секретное слово, а «казаки» в это время отходят от них, чтобы не видеть. Затем «разбойники» стараются убежать, при этом обозначая стрелками направление движения, к примеру, на деревьях или асфальте. Поначалу они бегут группой, затем разбегаются в разные стороны, пытаясь стрелками путать «казаков». В задачу «казаков» входит обнаружение «разбойников», которых приводят в «тюрьму» и стараются от них узнать секретное слово. Победа присваивается «казакам» в том случае, если они узнают это слово или поймают всех «разбойников».
Игра развивает: Благодаря данной игре развиваются навыки разведчика, умение ориентации на местности и преданность «своим».
«Цепи кованы»
Количество игроков: от 8 человек. Все играющие делятся на две команды. Каждая команда становится в шеренгу, игроки берутся за руки. Шеренги располагаются друг напротив друга (на расстоянии примерно 10 метров).
Первая команда громко кричит:
«Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!»
Вторая команда, стоящая напротив спрашивает:
«Кого из нас?»
Игроки первой команды называют имя любого игроки из второй команды. Игрок, чье имя названо, разбегается и пытается прорвать цепь команды-противников. Здесь очень важно рассчитать «слабое звено».
Если удается разорвать цепь, то игрок, сделавший это, возвращается в свою команду, и берет с собой одного человека из команды противника - того, кто оказался «слабым звеном». Так цепь первой команды становится на одного человека длиннее.
Если же игроку не удалось разорвать цепь, он сам становится в команду противников. Цель игры – перетащить всех игроков из команды противника в свою цепь.
«Едешь тише - будешь дальше»
Правила игры:
В задачу водящего входит следующее – встав к участникам спиной на специальной линии финиша, при этом, чем дальше между участниками и водящим расстояние, тем лучше. Он громко произносит слова:
«Тише едешь, дальше будешь — стоп».
Во время произношения, причем, водящий это может делать в любом темпе, все участники игры пытаются бежать к финишу как можно дальше. В момент, когда замолкает водящий, необходимо застыть на месте. Игрок, который остановиться не успел или произвёл случайное движение, должен покинуть игру. Победителем считается тот, кто первым окажется на линии финиша, дотронувшись до водящего.
Игра развивает:
Благодаря этой игре развивается координация движения, умение реагировать быстро на изменяющиеся обстоятельства и быстрота бега.
«Море волнуется раз»
Правила игры:
Принцип игры заключается в следующем. Отвернувшись от игроков, ведущий произносит такие слова:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
В то время как говорит водящий, все участники игры хаотично должны двигаться в любом направлении и порядке, при этом изображая движения волн при помощи рук. Лишь замолкает водящий, и всем игрокам необходимо замереть в какой-либо позе. После чего водящий на свой выбор подходит и дотрагивается до одного из игроков, который должен будет изобразить в движении собственную фигуру. Водящий пытается угадать, что это такое. Если он затрудняется это сделать, то участник, чья фигура не была разгадана, делается водящим.
Игра развивает:
Игра способствует развитию воображения, артистичности и спонтанности.
Игры малой подвижности (на скамейке)
«Колечко»
Интереснее играть, когда детей много. Игроки садятся на скамейку, выставляют руки вперед, сложив ладошки "лодочкой". Ведущий зажимает между ладошками колечко (или другую маленькую вещь, но кольцо лучше, потому что плоское). Потом проходит через весь ряд игроков, вкладывая свои ладони в ладони игроков. Одному из них ведущий незаметно кладет колечко. Все держат ладони сложенными до конца, а тот, у кого в руках кольцо старается ничем себя не выдать. Теперь ведущий произносит:
"Колечко - колечко, выйди на крылечко!"
Игрок с кольцом в руках должен выскочить, а другие стараются его поймать. Если он пойман, возвращается на скамейку. Если посчастливилось выбраться, он становится новым ведущим. Какое счастье было получить колечко и почувствовать себя избранным!
«Съедобное-несъедобное»
Все рассаживаются на скамейку, а ведущий с мячом становится напротив. Ведущий называет предмет и одновременно бросает мяч первому игроку. Тот должен отбить мяч, если названный предмет несъедобный, или же поймать, если съедобный. Вообще, игра очень веселая, особенно, когда «съедаешь» что-то не то.
«Испорченный телефон»
Все игроки рассаживаются в рядок на лавку. Первый шепчет на ухо рядом сидящему любое слово (существительное), но шепчет быстро и не слишком разборчиво. Второй, таким же образом, шепчет третьему то, что услышал. Последний игрок называет вслух слово, которое услышал, а первый называет слово – оригинал.
«Кис-брысь-мяу»
Правила игры
Для игры нужно примерно одинаковое соотношение игроков разного пола. Игроки садятся на скамейку. Двое участников, ведущий и один из игроков, становятся перед скамейкой спиной друг к другу (ведущий лицом к игрокам, игрок - спиной). Ведущий показывает глазами (или незаметно пальцем) на кого-нибудь из игроков и спрашивает "кис?". Если игрок говорит "брысь", то тот продолжает выбирать. Если игрок говорит "мяу", то у этого игрока спрашивают "какой цвет?". Игрок называл цвет и выполнял задание, которое соответствовало выбранному цвету.
«Я садовником родился»
Правила игры:
Каждый из участников игры должен выбрать себе имя из названия цветков и сообщить его водящему – садовнику с остальными игроками. После чего водящий говорит считалочку:
«Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…»,
говоря в конце имя цветка. Далее между игроком и водящим происходит диалог, во время которого игроком произносится название цветка, которое присутствует в команде. Участник с названным именем обязан отозваться. Если кто-нибудь спутал название цветка или никак не отреагировал, то должен будет отдать свой фант, то есть любую вещь. Фанты разыгрываются по окончанию игры.
«Садовник» становится спиной к игрокам, достается вещь и водящему задается вопрос - «Что делать этому игроку?»
«Садовником» назначается задание, к примеру, спеть песню или попрыгать, рассказать стихотворение. После отработки своего фанта, его возвращают игроку.
Игра развивает:
Данная игра способствует развитию памяти, внимания, готовности и смелости находиться в ответе за собственные поступки.
- Мне нравится (1)