Влияние упражнений с мячом на развитие речи детей 5-7 лет в детском саду на занятиях «школа мяча»
консультация по физкультуре (старшая группа)

Кельметр Евгений Вячеславович

В данной статье рассматривается вопрос о влиянии упражнений с мячом на развитие речи у детей 5-7 лет на занятиях "школа мяча" в дошкольном образовательном учреждении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.55 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние упражнений с мячом на развитие речи детей 5-7 лет в детском саду на занятиях «школа мяча»

Введение

Развитие речи у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач воспитания и обучения. Исследования физиологов и психологов подтверждают, что двигательная активность, особенно мелкая моторика, оказывает значительное влияние на формирование речевых зон в головном мозге ребенка. В этой статье мы рассмотрим, как упражнения с мячом могут способствовать развитию речи у детей 5-7 лет на занятиях «школа мяча» в детском саду.

Влияние двигательной активности на развитие речи

Многочисленные исследования, проведенные такими учеными, как М. О. Гуревич, А. А. Леонтьев, И. П. Павлов и А. Р. Лурия, показали, что высокая двигательная активность ребенка положительно сказывается на развитии его речи. Развитие общей и мелкой моторики подготавливает руку к письму, улучшает артикуляцию и способствует развитию мышления. М. М. Кольцова подчеркивает, что кисть руки можно рассматривать как орган речи, так как каждый палец имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

Роль упражнений с мячом

Упражнения с мячом являются эффективным средством для развития как общей, так и мелкой моторики у детей. Они активизируют двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает эффект занятий. На занятиях «школа мяча» в детском саду используются различные игры с мячом, направленные на коррекцию речевых нарушений и развитие речевых навыков.

Этапы коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет включает несколько этапов:

Диагностический этап: На этом этапе проводится исследование особенностей речевых нарушений и психологических процессов развития ребенка. Используются воздушные шары и большие мячи для установления контакта с ребенком и выявления его речевых и моторных навыков.

Коррекционно-развивающий этап: Цель этого этапа - создание условий для эффективной коррекции речевых недостатков. Работа разделена на разделы: развитие фонематического слуха, закрепление правильного произношения, развитие грамматического строя речи и словаря, а также развитие психических процессов.

Примеры игр с мячом

Игра «ОДИН — МНОГО»:

Цель: Автоматизация звука в слове, закрепление различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры: Педагог бросает мяч ребенку, называя существительное в единственном числе. Ребенок возвращает мяч, называя существительное во множественном числе, правильно произнося «трудный» звук.

Игра «СКАЖИ ЛАСКОВО»:

Цель: Автоматизация звука в слове, закрепление умения образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: Ребенок должен быстро образовать уменьшительно-ласкательную форму слова, возвращая мяч педагогу.

Заключение

Упражнения с мячом на занятиях «школа мяча» в детском саду играют важную роль в развитии речи у детей 5-7 лет. Они не только улучшают моторику и координацию движений, но и способствуют автоматизации звуков, развитию фонематического слуха и грамматического строя речи. Регулярное использование мячей в логопедических играх помогает создать благоприятный эмоциональный фон, разнообразить виды деятельности и повысить эффективность коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая неделя "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Методическая неделя, как одна из форм методической работы, позволяет систематизировать знания педагогов по данной теме и делиться накопленным опытом работы....

Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии речи детей.(мастер-класс для воспитателей детского сада)

В данном материале изложены теоретические вопросы развития детской речи в сюжетно-ролевой игре. Также освещены возможные стили общения педагога и детей в играх. Предложены проблемные ситуации по выбор...

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

Конспект занятия по родной природе, развитию речи и лепке в средней группе детского сада, тема занятия: «Защитим сосну и ель»

Конспект занятия по родной природе, главной целью которого является объяснить детям для чего нужно беречь ели и сосны....