Консультация для педагогов «Использование нестандартного оборудования, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста»
консультация по физкультуре
Дошкольный возраст - важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей ДОУ, все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с современными требованиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Использование нестандартного оборудования, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей ДОУ, все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с современными требованиями.
Несомненно, движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Наблюдения показывают, что у современных детей снижается интерес к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, или, наоборот, хаотическая гиперактивность.
Одним их путей решения задач физического развития и повышения двигательной активности является использование нетрадиционного физкультурного оборудования, которое способно:
- служить дополнительным стимулом активизации физкультурно-оздоровительной работы;
- решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений;
- обогатить двигательный опыт;
- развивать творчество и фантазию;
- заинтересовать детей;
- изменить стиль работы воспитателей.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Предметное окружение имеет огромное значение для развития двигательной активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:
- повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
- чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
- повысить моторную плотность физкультурных занятий;
- уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.
Первая задача воспитателя - правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Здесь предлагается исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в дошкольном возрасте: ходьбу и бег; равновесие и координацию; подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года); катание, прокатывание и бросание мяча; ползании, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно и др.
Исходя из выше сказанного, у нас в саду педагогами и инструктором по физической культуре изготовлены различные нетрадиционные атрибуты для развития основных движений, сенсорных представлений дошкольников, используемых в организованной и совместной двигательной деятельности из бросового материала, тканей различной фактуры и т.п.
Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале. Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
- обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
- приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
- создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
- приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
- пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Опыт работы позволил подтвердить мнение о том, что использование нетрадиционного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий способствует повышению интереса и увеличивает степень двигательной активности детей дошкольного возраста. Двигательная активность на занятии - важный показатель его эффективности. Она играет двоякую роль: создает условия для овладения конкретным движением и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении. Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.
Нестандартное оборудование помогает развивать физические качества и направлено на:
- профилактику плоскостопия,
- развитие, глазомера, меткости, ловкости,
- развитие дыхания, развитие мелкой моторики,
- развитие ориентировки в пространстве, координации и равновесия,
- укрепление мышц рук и плечевого пояса.
Использование нестандартного оборудования и пособий, способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению движений коррекционно-воспитательной работы. У детей развивается зрительное восприятие, пространственная ориентировка, координация движений, мелкая моторика. Активизируются зрительные функции.
Примеры нестандартного оборудования
«Червячок здоровья» (для профилактики плоскостопия)
Цель: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Использование: на физкультурных занятиях (в основной части и в заключ.части), является хорошим помощником в оздоровительной работе (закаливание, профилактика), в гимнастике после сна.
Материал: флисовая ткань, губки для тела, фасоль, пуговицы различного диаметра, подставки под горячее, карандаши или деревянные палочки.
«Цветик-семицветик» (для мелкой моторики рук)
Цели: развивает умственную деятельность, координацию движения пальцев рук, приручает руку к осознанным, точным и целенаправленным движениям.
Материал: ткань для изготовления цветка, пуговицы, молния, липучки, шнуровка.
Использование: на физкультурных занятиях, в досуговой деятельности.
«Дорожка из линолеума» - применяется для прыжков через нее боком, ходьбы по ней прямо, боком приставным шагом, ползании, для бега и т.д.
«Моталочки» (для моторики рук)
Материал: веревка, палочки, игрушка.
Задачи: развивать мелкую моторику рук, ловкость и быстроту.
«Ленточки»
Материал: колечки и атласные ленты разного цвета.
Цели: Развивать координацию движений, ловкость, быстроту в играх с ленточками; способствовать развитию внимания, мышления и воображения.
«Солнышко»
Материал: Плотная ткань, ленточки, карандаши.
Цель: помогает в развитии мелкой моторики, учит детей действовать по сигналу. Развитие у детей навыка ползания, воспитание правильной осанки.
Мешочки для метания
Материал: плотная ткань, наполнитель - песок (горох или другой материал).
Задачи: для развития силы рук, для занятий ОРУ, ОВД, для метания и подвижных игр, а также для развития мелкой моторики.
Мешки для прыжков
Материал: плотная ткань и тесьма.
Цель: для прыжков, игр и эстафет.
Дорожка многофункциональная (для профилактики плоскостопия)
Материал: плотная ткань, разнообразный материал для массажа стопы (камни, крышечки, пуговицы и многое другое).Задачи: осуществлять профилактику плоскостопия; укреплять иммунитет, развивать внимание, мышление, сообразительность.
Шагайки (волшебные ведерки)
Цель: для координации движений, для игр и эстафет, для индивидуальной работы.
Парашют
Используется на физкультурных занятиях, праздниках.
Развивает быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание, слуховое и зрительное внимания, формирует умение ориентироваться в пространстве, закрепляет цвет и форму, используется для релаксации.
Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И все будет получаться!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста».
Иллюстрированный материал для родителей об использовании нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ и дома для физического развития детей, их оздоровления и укрепления здоровья малышей....

Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста
Наряду с традиционным (стандартным) оборудованием в физкультурных уголках групп детского сада обязательно необходимо иметь и нестандартное физкультурное оборудование. При этом, оно обязательно должно ...

Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста
Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...

Консультация для родителей на тему: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему:«Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей на тему: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста».
Движение - это основа любой деятельности ребѐнка. Но при этом в нашевремя многие врачи отмечают значительное сокращение объѐмадвигательной деятельности детей. Именно гиподинамия в детском возрастеприв...