Картотека русских народных подвижных игр для детей раннего возраста
картотека (младшая группа)
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №7 «Незабудка»
Картотека русских народных подвижных игр для детей раннего возраста
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Подготовила: Герт Н.В
Подвижные игры для детей раннего возраста.
1. «Мишка косолапый»
Цель: учить действовать согласно словам текста; имитировать движения медведя; обогащать двигательный опыт детей.
Мишка косолапый (идем, переваливаясь с ноги на ногу)
По лесу идет.
Шишки собирает, (собираем с пола воображаемые шишки)
Песенки поет.
Вдруг упала шишка -
Прямо мишке в лоб! (хлопаем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ! (топаем ножкой)
2. «Зайчик серенький сидит»
Цель: учить действовать согласно словам текста; упражнять в прыжках на двух ногах; имитировать движения зайцев; обогащать двигательный опыт детей.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
3. «У медведя во бору»
Цель: учить действовать согласно словам текста; развивать умение бегать, не
наталкиваясь друг на друга.
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).
4.«По ровненькой дорожке»
Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом (ходьба, прыжки, приседания); обогащать двигательный опыт.
Дети, свободно группируясь, идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту:
По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз – два, раз – два.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам…
В ямку – бух!
Стихотворение повторяется снова. После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Устали наши ножки, устали наши ножки,
Вот наш дом – здесь мы живём.
По окончании текста дети бегут в «дом» - заранее обусловленное место за кустом, под деревом и т. п
5. «Соберём мячи в корзину»
Цель: Учить выполнять действия, называемые взрослым. Обогащать двигательный опыт детей. Развивать внимание, координацию движений.
Взрослый рассыпает мячи и предлагает детям собрать их.
Наш весёлый яркий мяч,
Ты куда помчался, вскач.
Догоню тебя быстрей
И спрячу я скорей.
6. «Солнышко и дождик»
Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать по сигналу воспитателя. Упражнять детей в беге.
Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
7. «Птички летают»
Цель: Развивать координацию движений. Упражнять в беге. Учить ориентироваться в пространстве.
Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: «Солнышко светит!». Все птички вылетают, ищут зернышки. Когда воспитатель говорит: «Пошел дождик», дети убегают на свои места.
8. «Мы топаем ногами»
Цель: Развивать координацию движений. Учить действовать в соответствии с текстом игры.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
По сигналу взрослого «Стой!» малыш должен остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую сторону.
9. «Курочка хохлатка»
Цель: Выполнять игровые действия в соответствии с текстом. Развивать внимание. Выполнять имитационные движения курочки, цыплят.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко
Не ходите далеко
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
Съели толстого жука,
дождевого червяка
Выпили водицы
Полное корытце.
(Выполняется движение в соответствии с текстом).
10. «Самолёты»
Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Приучать внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.
11. «Воробушки и автомобиль»
Цель: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Учить начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. Развивать координацию движений, ловкость. Обогащать двигательный опыт.
Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
12. «Где же наши ручки?»
Цель: Стимулировать двигательную активность детей. Закреплять названия частей тела. Обогащать двигательный опыт детей.
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои?
(руки за спиной)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(показывают руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои?
(уши закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(показывают уши).
13. «Вот как мы умеем»
Цель: Учить детей выполнять движения под музыку, подпевать. Развивать у детей чувство ритма, интерес к музыкально – художественной деятельности. Поддерживать у детей хорошее настроение.
Зашагали ножки — топ, топ, топ!
Прямо по дорожке — топ, топ, топ.
Ну-ка, веселей — топ, топ, топ.
Вот как мы умеем — топ, топ, топ.
Зашагали ножки — топ, топ, топ!
Прямо по дорожке — топ, топ, топ.
Топают сапожки — топ, топ, топ.
Это наши ножки — топ, топ, топ
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои?
(глаза закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(убирают ладошки от глаз)
14. «Снег идёт»
Цель: Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры. Упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо, падает, ложится.
Дети бегают по кругу, кружатся.
15. «Волшебник Дед Мороз»
Цель: Учить выполнять движения по образцу, реагировать на сигнал. Удерживать определенное положение тела в соответствии с заданием водящего, изображая что – либо или кого –либо. Обогащать двигательный опыт детей
Спит у ёлки дед Мороз (руки под щёчку,
В рукавицу спрятал нос (прикрыть ладошкой нос).
Надо деда разбудить,
Всем в ладошки звонко бить (хлопки ладошками громко,
И ногами постучать (топать ногами,
Дед Мороз, пора вставать.
Дед Мороз просыпается и вместе с детьми танцует (приседания, бегает.
16. «Снежинки и ветер»
Цель: Развивать воображения детей, внимательность. Учить играть в коллективе. Упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.
Воспитатель произносит слова:
А сейчас я посмотрю:
Кто умеет веселиться,
Кто мороза не боится.
Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются, когда воспитатель прекращает дуть.
17. «Лохматый пёс»
Цель: Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения Бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?»
Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место.
«Мыши и кот»
Цель: Развивать внимание, образные движения.
Ход игры: Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет педагог. Кот засыпает (а мыши разбегаются по всей комнате). Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на своё место и засыпает.
Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки—когда кот проснётся и замяукает. Педагог следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети—мыщки—выползают из своих норок.
«Колпачок»
Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.
Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту:
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь.
Выбирай кого захочешь!
Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге выбирает пару и дети танцуют под музыку.
«Мыши в кладовой»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании, в беге и приседанию.
Ход игры: Дети – «мышки» находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута верёвка на высоте 50 см от уровня земли – это «кладовка». Сбоку от играющих находится «кошка» (её роль выполняет воспитатель). «Кошка» засыпает, и «мыши» потихоньку бегут в «кладовую». Проникая в «кладовую», они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто «грызут» сухари. «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами». Они быстро убегают в свои норки. Игра возобновляется. В дальнейшем по мере усвоения правил игры роль «кошки» может исполнять кто-либо из детей.
Русская народная потешка «Где вы были?»
Дети ведут диалог с педагогом.
Воспитатель: Ножки, ножки, где вы были?
Дети: За грибами в лес ходили. Ходят на месте.
Воспитатель: Что вы, ручки, роботали?
Дети: Мы грибочки собирали. Приседают и
Воспитатель: А вы глазки помогали? «собирают грибы».
Дети:
Мы искали да смотрели, Смотрят из- под
Все пенечки оглядели.руки, поворачиваясь
вправо и влево.
Вот и Ванюшка с грибком, Сжимают пальцы одной руки в
С подосиновичком! кулак и прикрывают ег
сверхуладонью другой.
«Кружок»
Цель: Выполнять движения в соответствии с текстом, не путаться с нарастанием темпа.
Ход игры: Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:
Мы сперва пойдем направо
А затем пойдем налево
А потом в кружок сойдемся
И присядем на немножко
А теперь назад вернемся
И на месте покружимся
И похлопаем в ладоши.
А теперь в кружок все вместе.
(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)
«Гуси»
Цель: развивать диалогическую речь и соотносить слова с действиями.
Указания взрослого:
- Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке, собрались домой – а не пройти! Под горой сидит волк, хочет гуся схватить. Я буду волк, а вы – гуси!
- Гуси, гуси!
(дети: «га-га-га!»)
Есть хотите?
(«Да-да-да!»)
Хлеба с маслом?
(«Нет!!!»)
А чего же вам?
(«Конфет!!!»)
Летите домой!
Взрослый произносит вместе с детьми:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Раз, два, три – домой беги!
Дети начинают перебегать, а взрослый с игрушечным волком догоняет детей.
«Подарки»
Цель: передать через движения характер изображаемой игрушки.
Указания взрослого:
- Вы любите, когда вам дарят игрушки? Мы сейчас будем делать друг другу подарки.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет,
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
( с окончанием слов дети останавливаются, обращаясь к ребенку, стоящему в кругу, спрашивает, какой из подарков он хотел бы получить)
КОНЬ КУКЛА ВОЛЧОК
Скачет конь наш, Кукла, кукла, попляши, Вот как кружится волчок,
Чок-чок-чок! Яркой лентой помаши. Прожу-ж-жал и на бочок.
Слышен топот Кукла, кукла покружись (повторить два раза)
быстрых ног, Всем ребятам поклонись!
Хоп-хоп-хоп!
Хоп-хоп-хоп! САМОЛЕТ
Тпрррруууу! Изображая самолет, дети
«заводят моторы» под звуки
Р-р-р-р-р-р-р и делают круго
вые движения руками
перед собой и «взлетают» и летят.
«Летает - не летает»
Цель: Развивать внимание, фантазию
Ход игры: Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.
«Одуванчик»
Цель: Учить правильно выполнять движения по тексту, слышать окончание музыки.
Ход игры: Дети выполняют движения по тексту игры.
По краешку канавки
На травяном диванчике
Весёлою гурьбою
Расселись одуванчики
Тут и солнышко взошло,
Покатились мячиком.
Идет красно солнышко,
Где же одуванчики?
Дети– одуванчики в желтых шапочках бегают под музыку, бубен. С окончанием музыки они бегут на стулья.
Ведущий произносит текст, после чего идет искать одуванчики, которые закрывают руками лицо, прячутся.
Ведущий: Желтый одуванчик, я тебя сорву.
Желтый одуванчик, спрятался в траву
Ведущий уходит. Игра начинается снова.
«Зайки»
Цель: развивать быстроту
ХОД ИГРЫ: Ребенок изображает "зайчика", а взрослый - "волка". "Зайчик" делает то, о чем поется в песенке, а на последних словах песенки: "Волк идет!" - "волк" бежит за "зайчиком", который убегает от него.
Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шелка,
Оглянись, оглянись!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит! Лес поет! -
Убегайте без оглядки:
Волк идет, волк идет!
Картотека пальчиковых игр на основе сказки
для раннего дошкольного возраста
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Пальчиковые игры по мотивам сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Данные пальчиковые игры, детям нашей группы очень нравятся, мы используем их в совместной деятельности в группе и на улице, во время прогулок. В группе можно использовать для проведения хороводов после чтения сказок. Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать следующие названия:
«Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Кулачки» - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.
«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
«Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.
«Замок» - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;
«Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
«Бородка» - соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
«Клювики» - большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;
«Коза» - соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими;
«Волны» - шевелить прямыми пальцами без напряжения;
«Маятник» - прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;
«Кнопочки» - кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);
«Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши;
«Цепочка» - соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
«Коготки» - прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
«Молоточки» - ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
«Бутон» - соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;
«Здравствуй» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
«Репка»
В огороде дедка репку посадил
И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка и, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
«Теремок»
В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)
Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой,
Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)
Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево),
Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)
Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)
В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)
- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.(«Веер»).
«Про курочку Рябу»
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
«Зимовье зверей»
Звери однажды избу срубили («Молоточки»)
Печь в ней сложили и счастливо были («Здравствуй»)
Узнали про это волк и медведь («Колечки»)
Им захотелось хозяев всех съесть («Кулачки»)
Тихонько к зимовью они подошли
Дверь приоткрыли и в сени вошли. («Колечки»)
Голосом страшным заблеял баран («Лучики»)
Петух кукарекал («Клювики»), бык в бок забодал («Коза»)
Кот с печки зафыркал («Волны»), ну а свинья
Хрюкала с визгом: - Здесь хата моя. («Лучики»)
Волк с перепугу выскочил прочь.
Медведь за ним следом бежали всю ночь. («Волны»)
С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»)
А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)
«Кот, петух и лиса»
Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»)
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)
«Рукавица»
На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)
Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики»)
Дома стал её смотреть («Колечки»), не нашел на месте («Веер»)
И отправился искать («Колечки»), в лес с собачкой вместе («Кулачки»).
А в лесу в той рукавице («Колечки»), звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)
В лес собака прибежала («Колечки»), всех зверей перепугала, («Лучики»)
Рукавицу подняла («Колечки»), деду в руки отдала («Здравствуй»).
«Заюшкина избушка»
В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»).
А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)
Растаяла весной избушка на горушке («Волны»),
Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)
Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»),
Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)
Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй»)
В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).
«Дождь прошел»
Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»),
НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики»)
Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы…(«Колечки»)
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики»)
Солнце светит, солнце греет («Веер») гриб стоит как великан («Лучики»),
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки»).
Колобок
За горами, за лесами, (Поднимите руки вверх, соедините над головой, а потом, опуская разведите их в стороны.)
За широкими морями (Выпрямите руки перед собой, соедините кисти, затем плавно разведите в стороны.)
Жили дед и баба,
(«Дед» - покажите воображаемую бороду, «баба» - «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)
Тимофей да Капа.
«Как же, как же,
Как нам быть?
(Положите ладони на щеки и покачайте головой из стороны в сторону.)
Где муки на хлеб добыть?
Надо нам совсем чуток –
(Покажите пальцами «чуть – чуть».)
Испекли бы колобок!
(Пальчиковое упражнение «Шарик».)
По амбарам пометем,
(Покажите, как метут пол веником.)
По сусекам поскребем,
(Руки выставьте перед собой, «поскребите» ноготками.)
Небольшой у нас роток –
(Возьмитесь пальцами за губы.)
Соберем на колобок
(Поднимите руку вверх и махните ею вниз – «Эх!»)
Наскребли и замесили,
(Поднимите одну ладонь над другой и резко соедините ладони, затем поменяйте положение рук.)
Сахар в тесто положили,
(Покажите как сыплют сахар щепоткой.)
И слезинкой посолили
Потом в печку посадили.
Славный вышел колобок,
(Пальчиковое упражнение «Шарик».)
Остывать на полку лег.
(Руки сложите ладонями, положите их под щечку –
«колобок» спит.)
А потом проснулся,
Сладко потянулся,
(Потянитесь.)
Выпрыгнул в окошко прямо на дорожку.
(Сделайте небольшой прыжок вперед.)
Перед колобком – лесочек,
На поляночке – пенечек,
Почему-то он дрожит…
(Обхватите себя руками и покажите, как «дрожит» зайка.)
За ним заинька сидит!
«Ой, приветик, колобок,
Дай-ка укушу за бок!»
«Ты не съешь, косой, меня –
Укачусь я от тебя!»
Колобочек покатился,
И в лесу он очутился.
Видит, что стоит за ёлкой
(Пальчиковое упражнение «Елка».)
Зверь с глазами злого волка.
(Пальчиковое упражнение «Бинокль.)
«Здравствуй, здравствуй, колобок,
Дай-ка укушу за бок!»
«Ты не съешь, волчок, меня –
Укачусь я от тебя!»
Колобочек покатился,
На полянке очутился.
Но споткнулся он и с ходу –
(Покачайте туловищем из стороны в сторону.)
Бух в медвежью берлогу!
«Эй, ты кто , иди сюда!
Буду есть сейчас тебя!»
«Ты не съешь, медведь, меня
Укачусь я от тебя!»
Колобок дальше спешит,
А кругом трава шуршит.
Вдруг встречает он в лесу
Очень хитрую лису.
(Пальчиковое упражнение «Лиса».)
«Здравствуй, здравствуй, колобочек,
Откусить позволь кусочек!
Я голодная, устала,
Красоту всю растеряла.»
«Ты не съешь, лиса, меня –
Укачусь я от тебя!»
«Что? Тебя я плохо слышу,
Подойди ко мне поближе,
Сядь ко мне на носок,
Повтори еще разок».
«Нет, меня ты не обманешь!
Сесть на носик не заставишь!»
Побежал он прочь быстрее,
Своих ножек не жалея.
Через лес скорей к родному,
Дому, дому дорогому
(Пальчиковое упражнение «Дом».)
Видит – милое крылечко,
Из трубы – дымок от печки.
Баба с дедушкой сидят,
Ждут его и в лес глядят.
Колобок сказал: «Простите,
И меня домой пустите.
Буду теперь с вами жить,
В лес не буду я ходить,
Буду вам внучонком сладким,
Будет все у нас в порядке!»
Курочка Ряба
Дед и бабка жили-были,
(«Дед» - покажите воображаемую бороду, «баба» - «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)
Поначалу не тужили,
Но состарились однажды,
Что же было с ними дальше?
«Ох-ох-ох, дожили дед,
Ничего нет на обед,
(Разведите руками в стороны.)
В подвале нашем пусто,
Закончилась капуста,
Пусто и в кладовке,
Ни свеклы, ни морковки.
(Загните указательным пальцем одной руки указательный и средний пальцы другой руки.)
Опустел давно сундук,
Там живет большой паук.
(Пальчиковое упражнение «Паучок».)
Что же делать?
Как же быть?
Из чего обед варить?»
Дед ответил ей устало:
«Что с тобою, бабка, стало?
Видно, памяти не стало –
Я вчера на рынке был,
И несушку там купил,
(Пальчиковое упражнение курочка)
За нее пятак отдал,
( Соедините большой и указательный пальцы одной руки и округлите их, изображая «пятак».)
Что на черный день лежал.
Цып-цып-цып, сюда иди,
Ты яичко нам снеси!»
(Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось «яичко».)
«Хорошо! Давай-ка, дед,
Приготовлю я омлет!»
(«Омлет»: сложите ладони, немного округлив их.)
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)
Дед, яичко-то не бьётся,
Даже в руки не даётся!»
«Дай-ка, бабка, посмотрю,
Его враз я разобью!
(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
«Говорю тебе: не бьется,
Даже в руки не даётся!
(Разведите руками в стороны.)
Да, пропал опять обед,
Не поели мы омлет.
(Покачайте головой из стороны в сторону)
Дед, за курицей сходи,
В дом ее ты приведи,
Цыпленочка из яйца
(Выполните пальчиковое упражнение «цыплёнок».)
Выведет нам курица.»
Мимо пробегала мышь.
(Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)
«Прочь, пошла, воровка! Кыш!
Ой-ой-ой, яйцо разбилось!
(Покачайте головой из стороны в сторону).
Дед! Сюда! Беда случилась!
Мышь по печке пробегала,
Я ее уже прогнала,
Но она своим хвостом
Яйцо задела, а потом…
Покатилось, покатилось…
И упало…
И разбилось…»
В это время курочка
(Покажите пальчиковое упражнение «Курочка».)
Вышла из-за уголочка:
«Почему ты плачешь, дед?
Вкусный вышел ли омлет?»
«Ой, беда у нас случилась,
Горе, горе, приключилось.
Мышь по печке пробегала,
Бабушка ее прогнала,
Но она своим хвостом
Яйцо задела, а потом…
Покатилось, покатилось…
И упало…
И разбилось…»
Отвечала курочка:
«Хватит плакать, дедушка!
Хватит слезы вытирать,
Охать, ахать и вздыхать,
Я снесла для вас яйцо,
Новое, хорошее!
(Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось «яичко».)
Не обычное оно –
Вот какое – золотое!
Вы с ним на базар идите,
Все, что надо, там купите:
(Загибайте пальцы в такт стихотворению.)
Лука, перца и капусты,
На столе не будет пусто!
Мяса, хлеба, молока,
Чтоб бабка блинов спекла,
Да еще яиц мешок,
И все будет хорошо!
Репка
Как у деда в огороде
(«Дед» - покажите воображаемую бороду.)
Подрастала репка.
(Поднимите руки вверх, округлите и сомкните, затем плавно разведите в стороны и сомкните на уровне груди.)
И созрела она, вроде,
Но сидела она крепко.
Дергал-дергал репку дед, Наступил уже обед.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
Он и эдак, он и так-
Не получается никак.
«Ох, спина моя болит,
Одолел радикулит!
Слаб я стал на старость лет,
Тяну, тяну, а толку нет!»
Похлебал дед пшенной каши,
Что варила баба Глаша,
«баба» - «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)
И надумал бабку звать,
Вместе репку чтоб достать.
«Ну-ка, бабка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
«Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
«Видно, надо помощь звать,
Надо Анечку позвать.
Внученька! Ты к нам иди!
Тянуть репку помоги!»
Ухватилась внучка крепко
За бабулю, та – за дедку.
«Ну-ка, внучка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
«Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
«Видно, надо помощь звать,
Надо Жучку к нам позвать.
(Покажите пальчиковое упражнение «Собака».)
Жучка! К нам скорей беги!
Тянуть репку помоги!
«Ну-ка, Жучка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
«Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
«Видно, надо помощь звать,
Надо Мурочку позвать,
(Покажите пальчиковое упражнение «Кошка».)
Вон и наша кошка,
Жмурится в окошке.
Мурка: «Мурр! Сейчас приду!
Тянуть репку помогу.»
«Ну-ка, Мурка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
«Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
Глубоко и крепко
Пустила корни репка.
«Видно, надо помощь звать,
Надо Мышку нам позвать.
Сторожила я с утра
Ее около окна.
Мышка, мышка, выходи!
Репку вынуть помоги!»
(Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)
« Я работы не боюсь!
Над лентяями смеюсь!
Пи-пи-пи, уже бегу!
Я сейчас вам помогу!»
«Становись, держись покрепче,
И тяни, тяни порезче!
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
Раз, два, три, тяни-и-и-и!»
Разом вместе налегли,
Репку вынули из земли.
«Посмотри, какая –
Желтая, большая!
(Разведите руки в стороны, показывая, какая большая выросла репка.)
Мы ее запарим,
Мы ее пожарим,
Репу ест уже сто лет
Всякий русский человек!
Всем кусок достанется,
И еще останется!
Скажу я вам без лести!
Мы сильны, когда мы вместе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/13/picture-603443-1613200439.jpg)
Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/24/picture-1136701-1558683627.jpg)
Картотека русских народных подвижных игр для детей 5 – 7 лет
Картотека руских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/17/picture-1322635-1615992592.jpg)
Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, их можно использовать в работе со школьниками и дошкольниками, оздоро...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-984569-1515409557.jpg)
Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-1308463-1644146932.jpg)
Картотека русских народных подвижных игр для детей дошкольного возраста
Здесь вы можете ознакомиться с русскими народными подвижными играми и применять их во время прогулок и занятий по физической культуре...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/16/picture-1247552-1673862865.jpg)
картотека русских народных подвижных игр для детей дошкольного возраста
русские народные игры для дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/12/picture-1451901-1676203219.jpg)
Картотека русских народных подвижны игр для старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет).
Через народные игры для дошкольников дети познают окружающий мир. Русские народные игры как бы созданы для того, чтобы подтвердить эту истину. Народные игры для дошкольников - своеобразная школа ребён...