Уважаемые мамы и папы, если вы ещё не занялись оздоровлением своих
детей средствами физической культуры, у вас есть шанс сделать первый шаг.
С чего начать?
Ориентируясь на существующие нормативы (далее приведены низшие
границы), постарайтесь оценить возможности и способности вашего малыша.
К трем годам ребенок должен бегать со свободными естественными
движениями руками по прямой, к семи – быстро и легко бегать между
предметами, по ограниченной площади, с препятствиями, спиной вперед,
наперегонки (30 м за 7, 2 сек). К трем годам ребенок уже может подпрыгивать
на месте на двух ногах, к семи – прыгать через скакалку, в длину с места
(на 100 см) и с разбега (на 180 см), в высоту с разбега (на 50 см).
Дошкольника можно учить ходить, плавать, кататься на двухколесном
велосипеде, самокате, играть в баскетбол, футбол, бадминтон, ручной мяч, то
есть всему тому, что интересует его и не противопоказано в дошкольном
возрасте. Очень многое зависит от роста и веса ребенка, его физических
возможностей.
Можно завести дневник и отмечать, какие упражнения ребенок
предпочитает, способен ли импровизировать, как быстро устает. Вносить в
дневник его достижения на каждом возрастном этапе, совместно обсуждать
их и радоваться любой победе.
Чего нельзя делать в дошкольном возрасте?
Нельзя заставлять ребенка выполнять упражнения, которые ему не
нравятся, ведь одних и тех же результатов можно достичь разными
средствами. Если ребенка угнетают пробежки по утрам, то их можно заменить
ритмической гимнастикой под музыку. Если мальчика шести лет не
устраивают занятия в хореографической студии, предложите ему спортивные
игры, плавание. Занятия должны находить эмоциональный отклик в детской
душе.
Есть упражнения, которые категорически противопоказаны
дошкольнику. Это касается некоторых акробатических упражнений,
выполняемых в позиции взрослый-ребенок. Например, поднимая ребёнка,
никогда не держите его только за кисти, обязательно целиком за предплечья,
так как кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее
безопасно поддерживать за бёдра. Не рекомендуются висы на руках,
поскольку они дают чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс.
Попробуйте заменить простой вис на смешанный, когда ребенок упирается во
что-то коленями или легко достает опоры носками ног. Не позволяйте
раскачиваться в висе, если ребенок не сможет самостоятельно в любой
момент встать на ноги. При обучении лазанью не разрешайте детям залезать
выше того уровня, на котором можете их достать (до 2,2 м). Ребенку старше
трех лет, в совершенстве овладевшему лазаньем, можно позволить подняться
выше. В дошкольном возрасте противопоказаны упражнения с длительным
удержанием трудной статической позы (сед на корточках, руки в стороны).
Упражнения должны быть динамичными, с включением в работу мышц-
антагонистов.
Не рекомендуется заниматься на тренажерах и спортивных снарядах,
выпускаемых специально для взрослых. Например, вращательное движение
вправо- влево на популярном диске» Здоровье» может привести к смещению
позвоночных дисков.
Не разрешайте трехлетнему ребенку спрыгивать с высоты более 20 см,
семилетнему - с высоты более 40 см. Приземление должно быть
пружинящим на полусогнутые ноги и выполняться на мягкую основу.
Несоблюдение этих правил приводит к перегрузке позвоночника и мощному
сотрясению внутренних органов.
Спорт или физкультура? Как заинтересовать ребенка занятиями
физкультурой?
В последнее время стало престижным отдавать детей в секции
большого тенниса, конного спорта каратэ и пр. Однако не следует забывать,
что спорт - это всегда повышенные физические нагрузки, проявление
волевых усилий, способность переживать поражение. Может ли ещё не
окрепшая психика дошкольника выдержать такие встряски?
Если вы хотите, чтобы ребенок был здоров и счастлив, играйте с ним!
С детьми до семи лет физкультура должна быть игровой. Физические
качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила), о развитии которых так
мечтают многие родители, можно легко развить в совместных играх с
ребенком, а еще лучше, объединив трех - четырех близких по возрасту детей.
Только в игре дошкольник может выдержать достаточно продолжительные
нагрузки без лишних волевых усилий. С шести лет целесообразно вводить
веселые соревнования на скорость, ловкость, точность выполняемых
действий. И не беда, если ребенок сегодня проиграл. Похвалите его за
проявленное усилие, старание, обязательно нарисуйте радужную
перспективу.
Если ребенок не любит заниматься физкультурой, то искать причины
надо не в нем, а в окружающих взрослых. Это может быть связано с
негативным опытом общения с педагогом, который накричал на него, или с
однообразными скучными занятиями, во время которых запрещены смех,
общение детей. Это может быть образ жизни, который ежедневно навязывают
ребенку в семье. К шести годам дети вместе со взрослыми смотрят сериалы,
поднимаются на лифте на третий этаж, проезжают одну - две остановки на
автобусе до детского сада. Уже к первому классу такие дети становятся
ленивыми, их трудно привлечь к занятиям физкультурой.
Проанализируйте все причины, постарайтесь устранить их и начните
заниматься вместе с ребёнком. Если вы решили делать зарядку по утрам,
подумайте, что, может доставить вашему сыну (вашей дочери) радость от
совместного общения. Например, придумайте ребенку роль: сегодня он
проснется тигром, завтра - щенком. Войдя в образ под соответствующую
музыку, он с удовольствием будет выполнять простейшие имитационные
упражнения в потягивании, поворотах, прыжках и лазанье.
Если с года до четырех-пяти лет ребенка интересует сам процесс
движения, то с шести лет у него появляется интерес к результату. Хвалите его
за любые достижения, радуйтесь новым удачам. Если вы выбираете для
ребенка секцию или кружок, познакомьтесь с тренером- педагогом.
Выслушайте его требования, поинтересуйтесь содержанием тренировок.
Посетите одно-два занятия, чтобы понять стиль общения педагога с детьми и
его умение дозировать нагрузку с учетом их возможностей. Если вы увидите,
что для тренера важен результат подготовки к соревнованиям, желание
удовлетворить личные амбиции, найдите другую секцию.