Мастер-классы для педагогов 2021-24 у.г.
консультация по физкультуре

Нигматуллина Наталья Геннадиевна

Мастер-классы для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нигматуллина Н.Г.

Использование  ТРИЗ - технологий в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Цель. Повышение мотивации к двигательной деятельности  у дошкольников младшего  возраста посредством метода аналогий и Кругов Луллия.

Задачи:

1. Повысить интерес дошкольников к занятиям физической культурой посредством методов Триз - технологий.

2. Повысить компетенцию педагогов в использовании данных методов на занятиях по физической культуре.

3. Дать представление родителям об использовании метода аналогий и Кругов Луллия в двигательной деятельности  детей.

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Нужно развивать в детях умение анализировать, размышлять, договариваться в коллективе, стремиться к тому, чтобы дети сами пришли к решению задачи, а не давать точные указания.

Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Продуктом успеха является высокая мотивация. Успех создает мотивацию. Любовь и уважение – вот то, что приводит к успеху. Успех ведет к победе, победа к мотивации, а мотивация – к желанию побеждать и к новым успехам.

Любовь, уважение, похвала, вот то, что желает ребенок больше всего.

Поэтому мотивация должна быть эффективной уже в д/саду.

Главная цель формирования мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности.

Мотивация к физкультуре и спорту служит побуждением к действию, способностью деятельно удовлетворять свои потребности в движении.

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все задания. Чтобы не утратить интерес к занятиям не нужно принуждать детей к выполнению того или иного движения, а нужно выстраивать занятия таким образом, чтобы постепенно вовлечь детей во все новые игры и забавы.

В обучении движениям я выделяю специфическую направленность: научить детей не подражать, а творить. Причем внимание к технике выполнение на начальном этапе обучения я считаю не столь важным. Главное – вызвать у детей желание действовать!

        Неоспоримо, что формирование ЗОЖ должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Реализуя основную цель – образование и воспитание личности, педагог должен сохранять и улучшать психосоматическое здоровье ребенка, развивать его эмоциональную, нравственно волевую и интеллектуальную сферы. Начинать надо с осознания того, что педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы от каждого его участника востребовалась активная позиция в различных жизненных ситуациях.

Как известно, дети более активно запоминают и используют те знания, которые они получили, будучи заинтересованы в них, нежели когда это «сухой», неинтересный материал. Поэтому мною было принято решение включить в процесс физического воспитания детей методы ТРИЗ.

Всем известно, что методы ТРИЗ решают задачи интеллектуально-творческого развития ребенка. Поэтому передо мной  встала проблема – как рационально использовать их в физическом воспитании. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всѐм!».

Известно, что деятельность, построенная на основе методов ТРИЗ, помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. У детей, увлечѐнных игрой, повышается способность к произвольному вниманию, обостряется наблюдательность. В своей работе я использую технологию ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (Общая теория сильного мышления – Теория решения изобретательских задач – Развитие творческого воображения), а внедрение любой технологии предполагает ее системное использование во всех направлениях развития воспитанников, в том числе и физическом.

Синектика  – современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий. Автор синектики Уильям Дж. Гордон (США, 50-е годы). В переводе с греческого  синектика означает «объединение однородных элементов». По Гордону, существуют два вида процессов творчества:

   - превращение незнакомого в знакомое или неизвестного в известное, ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны - это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения. Этот процесс неуправляемый и основан на интуиции и вдохновении.

превращение знакомого в незнакомое - означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В "известном мире" предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного - основа творчества. Этот процесс управляемый и основан на использовании различного вида аналогий.

             Мы с детства слышим: «Все познается в сравнении». Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо использование одного из самых действенных методов познания окружающей  действительности из группы методов активизации мышления – метод синектики. Дети младшего дошкольного возраста не имеют богатого двигательного опыта, в силу возраста, разнообразный спортивный инвентарь им не знаком и действия с ним тоже. Для обогащения двигательного опыта детей, повышения мотивации к двигательной деятельности и приобщение к физической культуре в целом метод аналогий как нельзя лучше подходит для дошкольников этого возраста.

Синектика (аналогия) позволяет формировать способность к подражанию действиям животных, птиц; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение.

Виды аналогий:

а) личная аналогия - (мы воробушки, что мы чувствуем как воробушки);

б) прямая аналогия - крыльями машем, клюем зернышки, пьем воду как воробушки, прыгаем как воробушки;

в) символическая аналогия - один ребенок или воспитатель изображает, а все дети отгадывают; показывают: воробушек - нахохлился воробушек - несмышленыш воробушек - задиристый и т. д.;

г) сравнение объекта с чем-либо (нахохлился и стал как комочек; задиристый как петушки т. д.);

д) преобразование - попал в волшебную страну и стал говорить, танцевать; или отправляется по волшебным дорожкам, преодолевая все препятствия; или в конкретную сказку; или встречается с героями сказок.

Вот в такие игры можно играть с малышом 3-4 лет:

 «На что похоже?» (прямая аналогия по цвету, форме, размеру, действию).  Мяч такой же круглый, как …(как яблоко, как апельсин…). Скакалка такая же длинная, как…(змея, веревка ), мяч прыгает так же, как (заяц, воробей, лягушка).

Как вариант игры - можно сравнить два похожих по внешним признакам объекта и найти не только сходство, но и их отличие. Например: рассмотрев  мяч волейбольный и футбольный можно отметить, что у них одинаковая форма, но разный цвет, рисунок, материал.

«Найди друзей» (прямая аналогия по свойствам, качествам). Расширяет словарный запас за счёт описательных прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражняет в подборе словосочетаний:

Зелёный – кегля, лягушка, огурец.

Круглый – мячик, солнце, яблоко.

Квадратный – куб, мат.

В 4-5 лет ребенку будут интересны такие игры, как:

«Волшебные очки»:

Вы предлагаете ребёнку «одеть» очки (вырезанные из цветного картона) определённой формы – круглой, квадратной, треугольной.

 «Найди похожих - непохожих» (по методу прямой аналогии). В данной игре можно сравнивать как живые  объекты, так и неживые.

В 6-7 лет ребенку будут интересны такие игры, как:

 «Кто чем работает?» -учит ребёнка устанавливать связи между человеком определённой профессии и орудиями его труда (взять спортивные профессии и орудия их труда: хоккеист - шайба, клюшка; тренер - свисток и т.д.)

«Знаток правил» - учит ребёнка зрительными моделями-символами обозначать некое запретное действие. Можно зарисовать правила поведения в спортзале и суметь их разгадать.

Как на занятии создать атмосферу творчества и развития? А для этого педагогу необходимо демонстрировать живое мышление, владеть и грамотно пользоваться приёмами аналогий, не передавать информацию в готовом виде, а рассуждая совместно,  из прошлого опыта детей и на основе уже имеющихся знаний превращать любое занятие в интересное путешествие. 

Задача, как детского сада, так и школы - воспитание такой личности, которая была бы способна принимать самостоятельные решения, находить выход из разных ситуаций, личности готовой к творчеству. 



Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей "Снегурочка"

Инструктор по ФИЗО

 Нигматуллина Н.Г.

2021г.

 Физкультурная программа "Готов к труду и обороне", сокращённо ГТО, существовала в СССР с 1931 года. Целью ее создания было спортивное воспитание молодежи. Вначале эта программа имела 1 ступень, в которую входило  21 испытание, сдать их могли только с 18 лет.

       Начиная с конца 30-х годов, эта программа претерпевает множество изменений: вводятся такие виды испытаний, как метание связки гранат, переползание, скоростной пеший переход, переноска патронного ящика, различные виды единоборств  и т.д.

       Последний всесоюзный физкультурный комплекс ГТО был утвержден в 1972г. и имел уже V ступеней, начиная с 10 лет. С распадом СССР, в 1991г., комплекс ГТО фактически перестал существовать.

       Инициатором возрождения комплекса ГТО стал Путин В.В., который в марте 2014г. подписал Указ « О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО». В настоящее время эта программа включает в себя ряд испытаний на силу, скорость, гибкость и выносливость, имеет 11 ступеней, начиная с возраста 6 лет и до 70 лет и старше. По итогам прохождения участник получает золотой, серебряный или бронзовый знак отличия.                                                    Современная система ГТО урегулирована Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «ГТО», утвержденным Постановлением Правительства от 11 июня 2014г. Задачи и цели комплекса имеют важные и долгосрочные перспективы: начиная от увеличения числа граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом до модернизации системы физического воспитания в целом во всех возрастных группах.

Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?

«Движение – это жизнь!» А дошкольный период – яркое тому подтверждение. Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью.

Современные дети далеко не все обладают отменным физическим и психическим развитием, у них не достаточно сформированы потребности в занятиях физической культурой. Уже в дошкольном возрасте дети имеют зависимость от электронных игр, а родители зачастую не являются приверженцами здорового образа жизни.

Задача инструктора по физическому воспитанию не просто сформировать будущего здорового физически и психологически человека, а быть частью системы этого развития. Комплекс ГТО вполне может справиться с этой задачей, мотивируя родителей и общество предпочесть занятия физической культурой и спортом компьютеру и телевизору.

Кроме того, подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволит не только создать условия для укрепления, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, но и приблизить дошкольников к положительным результатам сдачи норм ГТО в дальнейшем.

Организаторы проекта ГТО считают возрождение комплекса принципиально важным для формирования у молодого поколения целеустремлённости и уверенности в своих силах.

Для достижения поставленной цели, т.е. подготовка детей  дошкольного возраста к выполнению нормативов первой ступени Физкультурно-спортивного комплекса ГТО, в работе с детьми реализую  задачи, которые направлены на  повышение  двигательной  активности детей, развитие их координационных  способностей, быстроты,  ловкости,  выносливости,  умение  преодолевать  препятствия.  Упражняю  в  различных  видах  ходьбы,  беге,  прыжках,  метании.  Закрепляю  знания  о  видах  спорта.   Прививаю  желание  заботиться  о  своём  здоровье.  Воспитываю   у  детей   эмоционально – волевые  качества,  чувство  товарищества.

Как подготовить детей?

При составлении программы подготовки к сдаче норм ГТО инструктору необходимо руководствоваться принципами и ведущими положениями дошкольной педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания и развития построения образовательного процесса:

- чередование нагрузки и отдыха

- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка

- при обучении движениям учитывается «зона ближайшего развития», т. е. предлагаемые упражнения направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережает его

- воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств

- укрепление здоровья средствами физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и уровню физического развития и здоровья детей, сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики

- понимание детьми сути производимого ими того или иного движения

- наглядность (создание у ребенка при помощи различных органов чувств представления о движении)

- обучение с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности

- преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном действии.

Для безопасного и эффективного проведения занятий требуется соблюдение следующих необходимых условий.

Проведение тестов без предварительной подготовки детей к их сдаче недопустимо!

В течение 3–4-х недель дошкольники проходят предварительную общефизическую (ОФП) и специальную подготовку (СФП, предусмотренную программой. Это поможет добиться правильного выполнения упражнений и повысить уровень осознания важности занятий физической культурой. В это время занятия строятся с направленностью на сдачу конкретных контрольных нормативов по тестам. Для повышения ОФП, т.е. развитие физических качеств ребенка (сила, ловкость, гибкость), провожу  ОРУ с различными предметами: гантели, ленты, гимнастические палки и т.д., провожу различные игры-соревнования «Кто дальше прыгнет», «Кто быстрее до флажка» и т.д. Кроме этого провожу игры для приобщения детей к ЗОЖ, например: «Найди, что полезно». Непосредственно при подготовке к тестам ГТО провожу СФП, которая включает в себя наглядный показ, того или иного теста, алгоритм его проведения , название этого теста, чтобы у ребенка сложилась в голове картинка законченного действия.  Для этого составила игру «Отгадай движение». (Показываю морфотаблицу).

Обязательным условием подготовки к сдаче нормативов является знакомство ребят с историей возникновения комплекса ГТО, для чего он нужен, что в нем полезного для здоровья и т.д. В этой части проводятся викторины по истории ГТО, квест-игры по истории ГТО и ЗОЖ, тематические занятия.

Те, кто готовится к сдаче ГТО должны не иметь мед. противопоказаний, быть зарегистрированы на сайте ГТО, соблюдать рекомендуемый двигательный режим.

Важным моментом в этот период является работа по формированию и поддержанию морально-волевых качеств. Необходимо планомерно воспитывать такие психологические способности как волевой настрой, умение терпеть, преодолевать чувство дискомфорта и т. д.

Во время проведения подготовительных занятий педагог должен методом наблюдения оценивать степень утомления детей с целью недопущения превышения уровня физической нагрузки на организм ребенка.

После прохождения программы общефизических тренировок педагог обязан сделать запись в журнале учета посещаемости занятий, отмечая детей, не прошедших ОФП.

Детей, не прошедших предварительной физической подготовки не следует допускать к сдаче тестов.

Т.К. одной из моих задач является повышение пед. мастерства педагогов в области ЗОЖ, а ГТО  - это одна из его составляющих, хочу предложить вам ответить на вопросы викторины по истории ГТО. (Показ слайдов)



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

ФИЗИНСТРУКТОР Нигматуллина Н.Г.

Игровой стретчинг и нейрогимнастика как способы здоровьясбережения дошкольников.

Цель. Повысить профессиональное  мастерство педагогов ОУ в вопросах организации   здоровьесберегающей  работы с дошкольниками.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может каждого избавить от болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.

Основной составляющей  здорового образа жизни являются: рациональное питание, закаливание, физические упражнения.

Когда ребенок начинает посещать детский сад, жизнь  его меняется. Социальные и культурные нормы, с которыми он знакомится, могут повлиять на его физическое и психическое здоровье. Сохранение и укрепление здоровья дошкольника главная задача воспитания и обучения в ДОУ. Для решения этой задачи педагоги должны прийти к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях, использование в работе с детьми оздоровительных методов и приемов. К таким методам можно отнести: дыхательные гимнастики, пальчиковые игры, массажи и самомассажи, фонопедические упражнения, упражнения на расслабление.

Я хочу рассказать вам об одном из таких способов – игровой стретчинг.

Стретчинг – комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, повышает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия. Хорошая гибкость обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Индийские йоги говорят: «До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод, но как только исчезнет гибкость – человек стареет».

Игровой стретчинг – специально подобранные упражнения на растяжку, проводимые в игровой форме.

Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8—9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность и память, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости. Этими упражнениями можно начинать заниматься с ребенком уже с 3—4 лет. Каждое упражнение повторяется 4— 6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Поскольку ритмичная музыка — один из главных возбудителей эмоций человека, под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышаются обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Музыка — могучее воспитывающее и организующее средство. Применение ее на занятии, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СТРЕТЧИНГА И РЕКОМЕНДАЦИИ К ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

При выполнении растяжек следует придерживаться основных правил стретчинга:

  • разогрев перед упражнениями. Поможет улучшить циркуляцию крови и увеличит поступление кислорода к мышцам;
  • медленное и плавное исполнение упражнений. В конце стретчинг-класса гибкость обычно гораздо больше, чем в его начале;
  • расслабление мышц. Напряженную мышцу практически невозможно растянуть;
  • «правило ровной спины»: спина при выполнении упражнений должна быть ровной. Сгорбленность уменьшает гибкость, следите за осанкой;
  • снижение травматичности. К примеру, при наклоне вперед с прямой спиной и прямыми ногами, выходить из упражнения стоит при слегка согнутых коленях во избежание травм спины;
  • спокойное дыхание;
  • регулярная растяжка. Должна происходить плавно и постепенно. Не принесут эффекта как занятия раз в неделю, так и стремления дотянуться до чего бы то ни было любым способом.

Можно рекомендовать использовать в домашних условиях родителям вместе с детьми несколько упражнений на растяжку, известных каждому с детства:

  • наклоните голову, потяните правое ухо к плечу. Задержитесь в таком положении на 3 с, а затем повторите упражнение в левую сторону;
  • встаньте рядом со стулом, спину выпрямить; обхватите левую стопу пальцами левой руки, осторожно потяните. Задержитесь на 3 с. Повторите упражнение с другой ногой;
  • поднимите руки на уровень плеч, согните локти и поверните ладони вниз. Не поворачивая таза, поверните туловище и шею влево. Задержитесь в таком положении на 30 с. Затем повернитесь в другую сторону (дозировка 3— 4 раза);
  • наклон вперед. Выполняется с прямыми ногами и спиной, руки тянутся к полу;
  • «выпад». Одна нога впереди согнута под прямым углом, вторая сзади прямая, прямая спина. Необходимо сесть как можно ниже;
  • растяжение передней поверхности бедра. Стоя на одной ноге, вторую взять руками и притянуть к соответствующей ягодице. Колени находятся на одном уровне;
  • растягивание икроножной мышцы. Опереться на стену, одну ногу вынеся вперед и согнув. Нога сзади прямая, пятка тянется к полу;
  • растягивание внутренней поверхности бедра. Сидя, ноги как можно шире в стороны, взяться руками за пальцы ног, тянуть грудь к полу при прямой спине;
  • растягивание бедер. Положение то же, что и выше, только руки прямые тянем перед собой вперед, опуская грудь на пол;
  • чрезвычайно эффективное упражнение для мышц внутренней поверхности бедер. Ноги широко расставлены, носки в стороны, колени сонаправлены с носками. Приседаем вниз, бедра параллельно полу, спину выпрямить, ягодицы напряжены, таз слегка вперед. Задержка на 1 мин. Потом переход с одной ноги на другую в положении «сидя на стуле» таким образом, чтобы одна нога была согнута и напряжена, а вторая — выпрямлена;
  • растяжка на поперечный шпагат. Ноги в стороны как можно шире, локти на пол. Нагрузка на локти и ноги равномерна.

Помните: растяжка должна выполняться симметрично, для обеих сторон тела.

Не интенсивность, а систематичность упражнений — вот ключ к успеху при занятиях стретчингом.

Нейрогимнастика, или гимнастика для мозга, — система упражнений для развития нейропластичности, т. е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт. Она активно задействует все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Ее цель — развитие способности мозга устанавливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые нейронные связи. Упражнения нейрогимнастики помогают осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая ребенка.

Главный принцип нейрогимнастики — постоянно изменять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.

Цели нейрогимнастичеких упражнений:

• синхронизация развития полушарий;

• развитие мелкой моторики;

• развитие координации, ловкости;

• развитие памяти, внимания;

• развитие речи и мышления.

Упражнения и игры с мячом (мяч – это самое универсальное оборудование)

С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные, парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой; сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и т.п. Мячи чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса вы используете, тем больше вы создаёте условий для развития ребёнка.

Упражнение «Брёвнышко» -   развивает пространственные представления схемы тела и координации движений; формируется чувство пространственной ориентации собственного тела относительно габаритов мата, ковра, зала и расстояния от края до края, от предмета к предмету.

Прыжки – развитие ритма, координации, зрительного восприятия и внимания.

Следующий этап полосы препятствий начинается с нейро игры «Поменять местами» Учимся совмещать движение вперёд по полосе и движения рук с переходом через среднюю линию (развитие ритма, координации, зрительного и сенсорного восприятия, и внимания).

Прыжки по следам – эта игра развивает ориентировку в собственном теле, что способствует межполушарному взаимодействию. Так же направлена на развитие координации, зрительного восприятия и внимания.

Ладошки - развитие координации, зрительного восприятия, внимания и памяти. В ряду среди ладошек лежат две дополнительные детали (оранжевая и салатовая), с детьми определили правила этой игры, что оранжевая деталь будет означать, что ладонь надо поставить на ребро, а на салатовую деталь – кулак.

Упражнения для тех, кто много сидит

Несложные упражнения на растягивание не только помогают избавиться от напряжения и боли в спине, но также улучшают осанку и развивают гибкость тела. Чтобы получить видимый результат, выполняйте растяжку регулярно 1-2 раза в день во время длительной сидячей работы.

Продолжительность растяжки:

  • 15 секунд в каждой позе на каждую сторону => общая продолжительность растяжки ~6 минут
  • 20 секунд в каждой позе на каждую сторону => общая продолжительность растяжки ~8 минут
  • 30 секунд в каждой позе на каждую сторону => общая продолжительность растяжки ~12 минут

1. Потягивание сидя на стуле

Сядьте на стул, обе стопы поставьте на пол, колени согните под прямым углом. Выпрямите спину и сцепите руки в замок. Не расцепляя рук, поверните запястья ладонями наружу, а тыльной стороной к себе. Теперь поднимите руки вверх и потянитесь, вытягивая позвоночник. Не наклоняйте голову, подбородок должен быть немного приподнят. Вытягивайте руки вверх, растягивая плечи, предплечья и запястья. Во время упражнения не отрывайте ягодицы от стула, тянитесь макушкой вверх, растягивая позвоночник по всей длине. Простое упражнение для растяжки на стуле в офисе расслабит спину, особенно область шеи и поясницы, раскроет грудной отдел позвоночника, избавляя от скованности и напряжения.

Потягивание сидя на стуле

2. Растяжка шейного отдела

Сидя на стуле, поставьте обе стопы на пол, положите руки за голову. Ладони должны лежать на затылке, локти разведены. Теперь наклоните голову вперед, легко надавливая на нее руками. Сведите локти и аккуратно надавливайте на затылок, растягивая шейный отдел позвоночника. Надавливайте мягко, избегая чрезмерных усилий. Не опускайте голову слишком низко, достаточно почувствовать растяжение в верхней части позвоночника. Эффективная растяжка для шеи за столом улучшит кровообращение, устранит зажимы и напряжение в верхней части спины и даже облегчит головную боль.

Скручивание сидя

3. Наклоны в стороны сидя

Сядьте на стул, выпрямите спину. Поднимите правую руку вверх, левую положите на правое бедро. Наклонитесь влево, растягивая правую сторону корпуса. Затем поменяйте руки и повторите наклон для левой стороны. Во время наклона не наклоняйтесь вперед, не задерживайте дыхание и не делайте резких движений. Мягко растягивайте боковые стороны корпуса, что поможет вам расслабить мышцы и снять напряжение. Выполняйте это упражнение из растяжки для спины на стуле, чтобы взбодриться, снять размять суставы и мышцы, а также хорошо растянуть область поясницы и крестца.

Наклоны в стороны сидя

4. Растяжка с вытянутыми руками

Сядьте ровно на стуле, выпрямите спину, приподнимите подбородок. Сцепите руки в замок и разверните ладони вовне, тыльной стороной к себе. Поднимите руки перед собой и потянитесь вперед, растягивая плечевой отдел, верхнюю часть корпуса и руки. Не сгибайте спину и не наклоняйте голову вниз, тянитесь до ощущения растягивания в области плеч. Упражнение расслабляет верхнюю часть спины, плечи и шею, снимает усталость с рук и плеч, а также помогает отдохнуть от работы за компьютером и снять умственное напряжение.

Растяжка с вытянутыми руками

5. Скручивания корпуса сидя

Сядьте на стул с прямой спиной, стопы упираются в пол, колени согнуты под прямым углом. Правую руку положите на спинку стула, левую – на правое бедро, а затем повернитесь всем корпусом вправо, растягивая левую сторону корпуса. Во время скручивания сильнее заводите левую руку за правое бедро, чтобы усилить растяжку. Повторите то же самое для другой стороны, чтобы как следует растянуть правую сторону корпуса. Упражнение из растяжки на стуле в офисе тонизирует верх тела, снимает зажимы и напряжение в области грудного отдела спины, а также расслабляет поясницу и плечи, уставшие от долгой сидячей работы.

Скручивания корпуса сидя

6. Растяжка грудного отдела позвоночника

Сядьте на край стула, колени согнуты под прямым углом, стопы упираются в пол. Сцепите руки в замок за спиной и потянитесь назад, раскрывая грудной отдел и отводя плечи назад. Сводите лопатки для максимального стретчинга спины. При этом не опускайте подбородок вниз и не наклоняйтесь вперед. Если вы ищете эффективную растяжку для спины на стуле, то это упражнение хорошо снимает напряжение в грудном отделе спины, расслабляет плечи и руки, а также улучшает обменные процессы, наполняя энергией и повышая продуктивность.

Растяжка грудного отдела позвоночника

7. Сведение рук за спиной

Найдите устойчивое положение на краю стула, ноги должны быть согнуты под прямым углом, спина прямая. Поднимите левую руку вверх и согните ее в локте, опуская ладонь за спину. Правую руку заведите назад и тоже согните локте, но ладонь поднимите вверх вдоль спины. Сведите обе ладони за спиной и потяните руки в противоположные стороны, растягивая мышцы спины. Поменяйте руки и повторите упражнение. При хорошей растяжке можно сцепить руки в замок. Упражнение на растяжку спины за столом развивает гибкость, улучшает подвижность плечевых суставов, а также устраняет зажимы в грудном отделе спины и плечах, расслабляя мышцы и снимая усталость.

Сведение рук за спиной

8. Наклон со скрещенной ногой

Сидя на стуле, поднимите правую ногу и положите ее стопу на бедро левой. Колено правой ноги отведите в сторону, чтобы голень была параллельна полу. Теперь наклонитесь вперед, вытягивая позвоночник и растягивая поясничный отдел. При этом руки можно положить на голень согнутой ноги для удобства. Наклоняйтесь с прямой спиной, чтобы хорошо растянуть поясницу и избавиться от напряжения в крестцовом отделе. Поменяйте ногу и повторите наклон. Эта растяжка за столом полезна не только для спины, но и для ног, ведь позволяет хорошо растянуть ягодицы и мышцы задней поверхности бедер.

Наклон со скрещенной ногой

9. Мельница сидя

Сядьте на стул, ноги поставьте вместе. Наклонитесь вперед и поставьте ладонь правой руки на пол, рядом с левой стопой. Поверните корпус влево и поднимите левую руку, скручивая корпус. Направьте взгляд вверх, прогибая спину и чувствуя глубокий стретчинг мышц спины и правой стороны корпуса. Не забудьте повторить то же самое для левой стороны корпуса. Глубокая растяжка для спины на стуле в офисе поможет снять напряжение, болевые ощущения в области поясницы, плеч и шеи, а также подарит свободу движений и легкость в теле.

Мельница сидя

10. Складка на стуле

Сядьте на край стула, колени согните под прямым углом и стопы поставьте на ширине плеч. Сделайте наклон вперед и поставьте ладони на пол. Наклонитесь максимально глубоко, опуская голову ниже коленей и чувствуя, как мягко растягивается позвоночник по всей длине, особенно область поясницы и шеи. Это упражнение по воздействию аналогично позе ребенка из йоги, так как мягко вытягивает позвоночник и глубоко расслабляет не только спину, но и все тело, способствуя качественному отдыху.

Складка на стуле



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Метод Табата, как эффективное средство развития физических качеств дошкольников.

  Выносливость - это способность человека к длительному выполнению интенсивной работы на требуемом уровне, которая обеспечивается повышенными возможностями функциональных систем организма.

Развивать выносливость – это значит постепенно повышать сопротивляемость организма. Уровень развития выносливости тесно связан с работоспособностью организма человека, выполняющего как умственную, так и физическую работу. У дошкольников целесообразно развивать в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анатомо-физиологическим особенностям организма.

Установлено, что при однообразной мышечной деятельности у детей быстрее наступает усталость. Поэтому дошкольники лучше переносят разнообразные по содержанию и кратковременные физические нагрузки, поэтому формируется не чистая выносливость, а скоростная выносливость или выносливость в выполнении упражнений силового характера и т. д. В этой связи правомерно говорить о развитии общей выносливости.

Применение системы интервальных тренировок «ТАБАТА», авторство, которое принадлежит японскому ученому и спортивному врачу Идзуми Табата (1996 год), позволяет эффективно развивать общую и специальную выносливость, а самое главное вносит разнообразие в учебный процесс, которое может с успешностью применятся на занятиях физической культуры с детьми старшего дошкольного возраста.

ТАБАТА - тренировка – это часть физкультурного занятия, проводимая в высокой интенсивности, во время которой необходимо выполнить как можно больше движений за кроткий период времени. Упражнения можно выполнять как с собственным весом, так и с дополнительным оборудованием. Занятия направлены на укрепление различных групп мышц, что подходит для детей дошкольного возраста, со средней и низкой физической подготовленностью. Дети с высокой физической подготовленностью намного быстрее усваивают тренировочные комплексы, что позволяет их усложнять.

Часть занятия, в форме ТАБАТА, занимает всего 4 минуты – включает ОРУ или отработку упражнений на закрепление пройденного материала.

Закрепление основных физических качеств на занятиях по физической культуре по структуре «ТАБАТА - тренировки» необходимо начинать с простых упражнений, знакомых детям, с упражнений, которые они выполняют ежедневно, не задумываясь об этом: прыжки, приседания, бег. Выбрать можно любые упражнения для ТАБАТА -тренировки, главное условие – выполнять их в очень быстром темпе, без остановки.

Примерные схемы выполнения 4-минутного раунда:

– все 4 минуты повторяется одно и тоже упражнение на восемь подходов;

– два упражнения чередуются между собой;

– два упражнения чередуются по парам;

– четыре подхода выполняется одно упражнение, затем четыре подхода –другое упражнение;

– четыре упражнения чередуются между собой;

– четыре упражнения чередуются по парам;

Закрепление основных физических качеств на занятиях по физической культуре по структуре «ТАБАТА - тренировки» необходимо начинать с простых упражнений, знакомых детям, с упражнений, которые они выполняют ежедневно, не задумываясь об этом: прыжки, приседания, бег. Выбрать можно любые упражнения для ТАБАТА -тренировки, главное условие – выполнять их в очень быстром темпе, без остановки.

Дети дошкольного возраста легко обучаемы, с лёгкостью и интересом выполняют любое упражнение, тем более под музыкальное сопровождение в современной обработке. Они настолько выносливы, что могут выполнять две или три ТАБАТЫ подряд. Дети с лёгкостью и интересом выполняют связки упражнений как на месте, так и в движении, и беге.

Рекомендации по организации физкультурных занятий по системе ТАБАТА для педагогов:

  • Обязательная разминка. Несмотря на то, что ТАБАТА — это 4-х минутная тренировка, разминке педагоги должны уделить еще больше времени. Разминку нужно проводить в медленном темпе, обязательной должна быть суставная гимнастика. Организм дошкольника будет работать на пределе, поэтому разминка разогреет тело и мышцы, активизирует сердечно-сосудистую систему.
  • Обязательное соблюдение интервалов. Рекомендую педагогам скачать специальное приложение для ТАБАТА -тренировок, которое само отсчитывает время и звуковыми уведомлениями предупреждает о начале.
  • Обязательная заминка. После выполнения упражнений в формате ТАБАТА пульс ребенка будет сильно повышен, поэтому его нужно плавно снизить. Рекомендую выполнить бег на месте, быструю ходьбу несколько минут до полного восстановления дыхания.

Табата-раунд (8 циклов 20/10)

  1. Бег на месте с ударами: 20 секунд
  2. Выпады назад: 20 секунд
  3. Махи ногой в сторону: 20 секунд
  4. Велосипед: 20 секунд
  5. Бег на месте с ударами: 20 секунд
  6. Выпады назад: 20 секунд
  7. Махи ногой в сторону: 20 секунд
  8. Велосипед: 20 секунд

Инструктор по ФИЗО Нигматуллина Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастерим вместе с родителями. «Грибочек». Мастер-класс в технологии квиллинг 2021 год

Целевая аудитория мастер-класса: педагоги, родители. Предложенный мастер-класс демонстрирует несложные приёмы квиллинг-технологий, приемлемые для выполнения детям старшего дошкольного и младшего ...

Мастер-класс для молодых педагогов "Организация проведения утренней гимнастики", 2021 год

Мастер-класс для молодых педагогов "Организация проведения утренней гимнастики"...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер-класс для родителей за 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебный год

Мастер-класс для родителей за 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебный год...