Занятие в Шахматной стране
материал по физкультуре (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №9 «Солнечный» города Обнинска

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по шахматам

«В шахматной стране»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Давудова Ирина Ивановна

 

 

 

 

Игра – викторина

“В шахматной стране”.

Цель: Способствовать развитию волевых усилий через обучение в игре в шахматы.

Задачи:  1.Закрепить полученные знания, продолжать обучение игре в шахматы.

                2.Развивать мышление, память, внимание, наблюдательность.

                3.Воспитывать желание совершенствовать игру в шахматы, работать сообща.

 

Материалы и оборудование: напольная шахматная доска, магнитная доска, набор шахматных фигур, шапочки шахмат, набор картинок, фишки, загадки о шахматных фигурах, шахматные доски для игры в шахматы, мешочек.

 

Ход викторины:

Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся с вами в путешествие, а куда, попробуйте догадаться:

“В этой стране король с королевой

Живут без корон.

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые – не человечки?”

 

-Правильно, мы отправимся в шахматную страну. Но прежде, чем начнется наше путешествие, проверим, что вы знаете о шахматной стране.

 

1.Какая фигура самая сильная на доске? (ферзь)

2.Какие бывают слоны и почему они так называются? (белопольные, чернопольные)

3.Кто попадает на поле превращения? (пешка)

4.Какие фигуры стоят в углах доски? (ладьи)

5.Какая фигура перепрыгивает через свои и чужие фигуры? (конь)

6.По полям какого цвета ходят короли? (по черным и по белым)

7.Что выгоднее: объявить шах или поставить мат? (поставить мат)

 

Ведущий: Молодцы ребята. Я вижу, что вы готовы отправиться в шахматную страну. Много столетий люди играют в шахматы, и число любителей этой игры все увеличивается. В шахматы любим играть и мы с вами.

- А кто живет в шахматной стране?

- Чтобы нам туда попасть, мы ненадолго превратимся в шахматные фигуры. Сейчас я вам раздам шапочки, вы их наденете и в миг станете шахматной фигурой (дети надевают шапочку шахматной фигуры).

- Слушайте мои слова: «Ты закрой свои глаза, обернись вокруг себя, и очутимся тогда в мире шахмат мы, друзья».

                           (раскладываю напольную шахматную доску)

 

-Открывайте глаза, вот мы и в шахматной стране.  Кто-то из вас в черной шапочке, а кто-то в белой. У нас с вами получилось 2 команды. Займите свое поле на шахматной доске. (Дети встают на свои поля).

 

Первое задание: “Назовите свой адрес”. “Как ходит твоя фигура”.

-У каждого шахматного поля есть свой адрес. Назовите адрес, где живет ваша шахматная фигура. А сейчас фигура, которая стоит на поле А8, покажет, как она ходит.

Ведущий: Вот мы и познакомились с жителями шахматной страны. А сейчас я попрошу команды занять свои места за игровыми столами.

Второе задание: Чудесный мешочек”

Дети из каждой команды по очереди наощупь достают и угадывают фигуры из мешочка. За каждую угаданную фигуру игроки получают фишку.

Третье задание: “Загадки о фигурах”

Справились вы уверенно, молодцы! А сейчас следующее задание: Каждой команде я буду загадывать загадку, а отгадку вы можете найти среди магнитных фигур и поставить её на принадлежащее ей поле. (За каждый правильный ответ команда получает фишку).

 

1.Пешки выстроились в ряд-

К ним не подойти! Не тронь!

Но воинственных солдат

Перепрыгнет хитрый… (конь)

2.Слон и конь рвутся в бой,

Но, противник, погоди!

Защищают короля

Две могучие… (ладьи).

3.Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок и силен,

Догадались? Это… (слон)

4.Быть особо защищенным –

У него такая роль,

Это правило резонно,

Потому что он… (король)

5.Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык неспешно

И берет наискосок?

Ну, конечно, это… (пешка)

6.Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал… (ферзя).

Четвертое задание: “Выбери шахматное слово”.

(На столе лежат картинки, среди них нужно найти шахматное слово)

- Какая из данных картинок относится к шахматам?

Жираф, слон, бегемот, зебра.

Лодка, корабли, парусники, ладья.

Огород, поле, сад.

Король, принц, принцесса, барон.

Корова, конь, баран.

Шашка, пешка, кошка.

Пятое задание: “Проверь начальное положение”

(На шахматной доске неправильно расставлены фигуры).

-Проверьте, правильно ли расставлены шахматные фигуры в начальном положении.

-Исправьте ошибки. (Команда белых – исправляют свое начальное положение. Команда черных – исправляют свое начальное положение).

 

-Молодцы ребята. Справились вы и с этим заданием. А сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и поиграть друг с другом в шахматы.

- Слушайте мои слова: «Ты закрой свои глаза, обернись вокруг себя, и очутимся тогда в детском садике, друзья».

(Дети снимают шапочки и проходят за шахматные столы. Пока дети готовятся к шахматной партии проводится игра со зрителями).

“Доскажи словечко”

1.Скоро бой. И ждет войска

деревянная… (доска).

2.Ни к чему, ребята, спешка-

потеряться может… (пешка).

3.Играем непростую роль

Его величество… (король).

4.В “Шалашах” и “Камышах”

Я услышал слово… (шах).

5.В словах “Матрешка” и “Формат”

Я различаю слово… (мат).

6.Нужно проявить сноровку, чтобы

сделать… (рокировку).

7.Какие фигуры спрятались в словах:

-коньки

-заслонка

-спешка

-оладьи

Ведущий: А сейчас шахматная партия. (Дети играю в шахматы)

Ведущий: Вот и подошло к концу наше занятие. Мы весело и интересно поиграли, многое вспомнили и закрепили. Играйте в шахматы, друзья! Это интересно и увлекательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл викторина В шахматной стране19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №9 «Солнечный» города Обнинска

Конспект занятия по шахматам

«В шахматной стране»

Подготовила: Давудова Ирина Ивановна

2022г.

Игра – викторина

“В шахматной стране”.

Цель: Способствовать развитию волевых усилий через обучение в игре в шахматы.

Задачи: 1.Закрепить полученные знания, продолжать обучение игре в шахматы.

2.Развивать мышление, память, внимание, наблюдательность.

3.Воспитывать желание совершенствовать игру в шахматы, работать сообща.

Материалы и оборудование: напольная шахматная доска, магнитная доска, набор шахматных фигур, шапочки шахмат, набор картинок, фишки, загадки о шахматных фигурах, шахматные доски для игры в шахматы, мешочек.

Ход викторины:

Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся с вами в путешествие, а куда, попробуйте догадаться:

“В этой стране король с королевой

Живут без корон.

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые – не человечки?”

-Правильно, мы отправимся в шахматную страну. Но прежде, чем начнется наше путешествие, проверим, что вы знаете о шахматной стране.

1.Какая фигура самая сильная на доске? (ферзь)

2.Какие бывают слоны и почему они так называются? (белопольные, чернопольные)

3.Кто попадает на поле превращения? (пешка)

4.Какие фигуры стоят в углах доски? (ладьи)

5.Какая фигура перепрыгивает через свои и чужие фигуры? (конь)

6.По полям какого цвета ходят короли? (по черным и по белым)

7.Что выгоднее: объявить шах или поставить мат? (поставить мат)

Ведущий: Молодцы ребята. Я вижу, что вы готовы отправиться в шахматную страну. Много столетий люди играют в шахматы, и число любителей этой игры все увеличивается. В шахматы любим играть и мы с вами.

- А кто живет в шахматной стране?

- Чтобы нам туда попасть, мы ненадолго превратимся в шахматные фигуры. Сейчас я вам раздам шапочки, вы их наденете и в миг станете шахматной фигурой (дети надевают шапочку шахматной фигуры).

- Слушайте мои слова: «Ты закрой свои глаза, обернись вокруг себя, и очутимся тогда в мире шахмат мы, друзья».

(раскладываю напольную шахматную доску)

-Открывайте глаза, вот мы и в шахматной стране. Кто-то из вас в черной шапочке, а кто-то в белой. У нас с вами получилось 2 команды. Займите свое поле на шахматной доске. (Дети встают на свои поля).

Первое задание: “Назовите свой адрес”. “Как ходит твоя фигура”.

-У каждого шахматного поля есть свой адрес. Назовите адрес, где живет ваша шахматная фигура. А сейчас фигура, которая стоит на поле А8, покажет, как она ходит.

Ведущий: Вот мы и познакомились с жителями шахматной страны. А сейчас я попрошу команды занять свои места за игровыми столами.

Второе задание: Чудесный мешочек”

Дети из каждой команды по очереди наощупь достают и угадывают фигуры из мешочка. За каждую угаданную фигуру игроки получают фишку.

Третье задание: “Загадки о фигурах”

Справились вы уверенно, молодцы! А сейчас следующее задание: Каждой команде я буду загадывать загадку, а отгадку вы можете найти среди магнитных фигур и поставить её на принадлежащее ей поле. (За каждый правильный ответ команда получает фишку).

1.Пешки выстроились в ряд-

К ним не подойти! Не тронь!

Но воинственных солдат

Перепрыгнет хитрый… (конь)

2.Слон и конь рвутся в бой,

Но, противник, погоди!

Защищают короля

Две могучие… (ладьи).

3.Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок и силен,

Догадались? Это… (слон)

4.Быть особо защищенным –

У него такая роль,

Это правило резонно,

Потому что он… (король)

5.Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык неспешно

И берет наискосок?

Ну, конечно, это… (пешка)

6.Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал… (ферзя).

Четвертое задание: “Выбери шахматное слово”.

(На столе лежат картинки, среди них нужно найти шахматное слово)

- Какая из данных картинок относится к шахматам?

Жираф, слон, бегемот, зебра.

Лодка, корабли, парусники, ладья.

Огород, поле, сад.

Король, принц, принцесса, барон.

Корова, конь, баран.

Шашка, пешка, кошка.

Пятое задание: “Проверь начальное положение”

(На шахматной доске неправильно расставлены фигуры).

-Проверьте, правильно ли расставлены шахматные фигуры в начальном положении.

-Исправьте ошибки. (Команда белых – исправляют свое начальное положение. Команда черных – исправляют свое начальное положение).

-Молодцы ребята. Справились вы и с этим заданием. А сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и поиграть друг с другом в шахматы.

- Слушайте мои слова: «Ты закрой свои глаза, обернись вокруг себя, и очутимся тогда в детском садике, друзья».

(Дети снимают шапочки и проходят за шахматные столы. Пока дети готовятся к шахматной партии проводится игра со зрителями).

“Доскажи словечко”

#1057;коро бой. И ждет войска

деревянная… (доска).

#1053;и к чему, ребята, спешка-

потеряться может… (пешка).

#1048;граем непростую роль

Его величество… (король).

#1042; “Шалашах” и “Камышах”

Я услышал слово… (шах).

#1042; словах “Матрешка” и “Формат”

Я различаю слово… (мат).

#1053;ужно проявить сноровку, чтобы

сделать… (рокировку).

#1050;акие фигуры спрятались в словах:

-коньки

-заслонка

-спешка

-оладьи

Ведущий: А сейчас шахматная партия. (Дети играю в шахматы)

Ведущий: Вот и подошло к концу наше занятие. Мы весело и интересно поиграли, многое вспомнили и закрепили. Играйте в шахматы, друзья! Это интересно и увлекательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»

Цель занятия:Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Прививать интерес к мудрой и полезной...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных матиматических представлений в подготовительной группе с элементами обучения детей в игре шахматы....

Презентация игрового занятия "Шахматная страна" в средней группе ДОУ

Презентация к НОД Тема занятия: «Шахматная страна»Возрастная группа: средняя группа, 4-5 летИнтеграция образовательных направлений: Познавательное развитие, социально-коммуникативное ...

конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" шахматы "Приключение в шахматной стране"

коеспект занятия по обучению детей элементарной игре в шахматы расчитанно для группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет....

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна» Тема занятия: Шахматная страна

МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатель: Савина Е.И.Конспект занятия с элементамиобучения детей игре в шахматы подготовительной группы«Шахматная страна»...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»

Цель занятия: Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения....