Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду.
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа)
Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду.
Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми.
В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности.
На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр.
В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к подвижным играм. При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.
В содержание работы с детьми ОВЗ входят:
∙Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
∙Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
∙Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
∙Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;
∙Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий инструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы;
∙Мотивация на улучшение результатов (похвала);
∙ Релаксация во время занятия;
∙Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
∙Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Практика показала, что на физкультурных занятиях при правильной организации, можно реализовать целый комплекс задач, не лишая детей двигательной нагрузки
- закреплять представления детей об окружающем мире;
- обогащать словарь ребёнка;
- классифицировать предметы по форме, цвету, величине. и др.;
- закреплять количество и счёт;
- ориентировку в пространстве.
Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни. У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе инструктора ФК.
Тесное взаимодействие инструктора, воспитателя, логопеда и медицинского персонала – это главный принцип работы с детьми ОВЗ.
1. Коррекционное направление адаптивной физической культуры с проблемными детьми обеспечивает физическое, познавательное, коммуникативное, речевое развитие детей.
2.Обучение детей с нарушениями в развитии по адаптивной физической культуры – это эффективный путь к успешной интеграции детей с ОВЗ.
3.Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают дефицит двигательной и эмоциональной активности, поэтому на занятиях физкультурой необходимо большое разнообразие двигательной деятельности.
Формы работы на занятиях достаточно разнообразны: систематические,
индивидуальные, соревновательными и игровыми. Одни формы
организуются педагогом физической культуры самостоятельно, другие после
обсуждения и рекомендаций других специалистов. На занятиях
присутствуют воспитатели, участвующие в процессе занятия. Это дает
возможность более эффективного включения некоторых воспитанников в
процесс обучения. При работе с данной группой детей необходимо
использовать наглядно-действенные способы работы для объяснения того
или иного упражнения, так как обращенная речь доступна не для всех детей.
На занятиях физической культуры в детском саду действия инструктора
физической культуры и воспитателя должны быть слажены. При
ознакомление детей с новыми упражнениями инструктор по физической
культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель
следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает
ребенку действием – направляет, поддерживает или исправляет неверно
выполненное движение.. Функция воспитателя - оказание индивидуальной
помощи ребенку, который в ней нуждается.
Большое значение имеет физкультурно-оздоровительная работа с детьми
ОВЗ. Упражнения на дыхание, закаливание, массаж, ходьба по корригирующим дорожкам оказывают стимулирующее воздействие на
физиологические системы детей. Оказывая благоприятное воздействие на
психологическое и физическое состояние, как здоровых детей, так и детей с
ОВЗ. Эта работа должна вестись не только во время физкультурного занятия,
но и в продолжительности всего дня (утренняя гимнастика, динамические
паузы, подвижные игры на прогулке, гимнастика после дневного сна,
физкультминутки).
Необходимо уделять большое внимание режиму двигательной активности
детей с ОВЗ. Потому что утомление у таких детей может произойти раньше,
чем у здоровых ребят. При наличии признаков утомления (значительное
покраснение кожи, напряженное выражение лица, выраженное
потоотделение, дыхание резкое и поверхностное) нагрузку следует
уменьшить. Заключительная часть занятия должна закончиться
упражнениями на расслабление или элементами аутотренинга, чтобы
успокоить детей. Занятия физкультурой для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развития.
На фото:
-Упражнения на гимнастической скамейке на развитие равновесия, координационных способностей и укрепления мышечного корсета спины
- упражнения с обручами
Упражнения с обручем – это прекрасное средство для развития координации, быстроты, двигательной реакции, точности движений. Упражнения с обручем увеличивают силу рук, особенно пальцев и кисти, эффективно влияют на формирование правильной осанки.
-лазание
Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки, способствует познанию ребенком окружающей среды.
Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.
«Мы все нужны друг другу»
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учереждении №91 «Детский сад», осуществляется работа по физическому развитию, как обычных детей, так и детей с ЗПР, т.е. детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Данные дети не имеют серьезных противопоказаний против занятий физической культурой, но требуют особый подход в работе с ними.
Дети с ЗПР относятся к группе детей с особыми образовательными потребностями. Такие дети являют собой очень разнообразную группу. Их физические возможности могут проявляться как в форме расторможенного, двигательно-беспокойном, так и скованном, заторможенном поведении (аутисты и дети с СДВГ (синдром двигательной гиперактивности)). . Эта группа, по сути, является инклюзивной т.к. функционирует в рамках массового детского садике и объединяет детей с различными диагнозами. На своих занятиях инструктор физической культуры, должен выбирать различные способы коррекции для каждой подгруппы детей. Поэтому на занятиях необходимо учитывать специфику психики и здоровья каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bc5eb0e36b3eeae0315946a165a20d76.docx | 49.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду.
Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми.
В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности.
На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр.
В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к подвижным играм. При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.
В содержание работы с детьми ОВЗ входят:
∙Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
∙Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
∙Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
∙Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;
∙Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий инструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы;
∙Мотивация на улучшение результатов (похвала);
∙ Релаксация во время занятия;
∙Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
∙Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Практика показала, что на физкультурных занятиях при правильной организации, можно реализовать целый комплекс задач, не лишая детей двигательной нагрузки
- закреплять представления детей об окружающем мире;
- обогащать словарь ребёнка;
- классифицировать предметы по форме, цвету, величине. и др.;
- закреплять количество и счёт;
- ориентировку в пространстве.
Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни. У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе инструктора ФК.
Тесное взаимодействие инструктора, воспитателя, логопеда и медицинского персонала – это главный принцип работы с детьми ОВЗ.
1. Коррекционное направление адаптивной физической культуры с проблемными детьми обеспечивает физическое, познавательное, коммуникативное, речевое развитие детей.
2.Обучение детей с нарушениями в развитии по адаптивной физической культуры – это эффективный путь к успешной интеграции детей с ОВЗ.
3.Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают дефицит двигательной и эмоциональной активности, поэтому на занятиях физкультурой необходимо большое разнообразие двигательной деятельности.
Формы работы на занятиях достаточно разнообразны: систематические,
индивидуальные, соревновательными и игровыми. Одни формы
организуются педагогом физической культуры самостоятельно, другие после
обсуждения и рекомендаций других специалистов. На занятиях
присутствуют воспитатели, участвующие в процессе занятия. Это дает
возможность более эффективного включения некоторых воспитанников в
процесс обучения. При работе с данной группой детей необходимо
использовать наглядно-действенные способы работы для объяснения того
или иного упражнения, так как обращенная речь доступна не для всех детей.
На занятиях физической культуры в детском саду действия инструктора
физической культуры и воспитателя должны быть слажены. При
ознакомление детей с новыми упражнениями инструктор по физической
культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель
следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает
ребенку действием – направляет, поддерживает или исправляет неверно
выполненное движение.. Функция воспитателя - оказание индивидуальной
помощи ребенку, который в ней нуждается.
Большое значение имеет физкультурно-оздоровительная работа с детьми
ОВЗ. Упражнения на дыхание, закаливание, массаж, ходьба по корригирующим дорожкам оказывают стимулирующее воздействие на
физиологические системы детей. Оказывая благоприятное воздействие на
психологическое и физическое состояние, как здоровых детей, так и детей с
ОВЗ. Эта работа должна вестись не только во время физкультурного занятия,
но и в продолжительности всего дня (утренняя гимнастика, динамические
паузы, подвижные игры на прогулке, гимнастика после дневного сна,
физкультминутки).
Необходимо уделять большое внимание режиму двигательной активности
детей с ОВЗ. Потому что утомление у таких детей может произойти раньше,
чем у здоровых ребят. При наличии признаков утомления (значительное
покраснение кожи, напряженное выражение лица, выраженное
потоотделение, дыхание резкое и поверхностное) нагрузку следует
уменьшить. Заключительная часть занятия должна закончиться
упражнениями на расслабление или элементами аутотренинга, чтобы
успокоить детей. Занятия физкультурой для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развития.
На фото:
-Упражнения на гимнастической скамейке на развитие равновесия, координационных способностей и укрепления мышечного корсета спины
- упражнения с обручами
Упражнения с обручем – это прекрасное средство для развития координации, быстроты, двигательной реакции, точности движений. Упражнения с обручем увеличивают силу рук, особенно пальцев и кисти, эффективно влияют на формирование правильной осанки.
-лазание
Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки, способствует познанию ребенком окружающей среды.
Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.
«Мы все нужны друг другу»
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учереждении №91 «Детский сад», осуществляется работа по физическому развитию, как обычных детей, так и детей с ЗПР, т.е. детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Данные дети не имеют серьезных противопоказаний против занятий физической культурой, но требуют особый подход в работе с ними.
Дети с ЗПР относятся к группе детей с особыми образовательными потребностями. Такие дети являют собой очень разнообразную группу. Их физические возможности могут проявляться как в форме расторможенного, двигательно-беспокойном, так и скованном, заторможенном поведении (аутисты и дети с СДВГ (синдром двигательной гиперактивности)). . Эта группа, по сути, является инклюзивной т.к. функционирует в рамках массового детского садике и объединяет детей с различными диагнозами. На своих занятиях инструктор физической культуры, должен выбирать различные способы коррекции для каждой подгруппы детей. Поэтому на занятиях необходимо учитывать специфику психики и здоровья каждого ребёнка.
1. Изучив программу «Истоки» массового детского сада соответствующую требованиям ФГО
2. Программа для детей с ЗПР (Кузнецова, Колесникова);
3. Планирование коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя- логопеда (Н.В.Нищева);
4. Опыт работы по реализации инклюзивного образования;
5. Методическую разработку «Учиться и жить вместе: открытое пространство инклюзии»
Был создан перспективный план работы коррекционной группы.
Особенности нашей группы: объединяет детей с 4-7 лет со следующими особенностями:
- Дети со сниженным интеллектом;
- Дети ЗПР;
- Дети с нарушение зрения;
- Дети с нарушениями двигательной сферы;
- Дети- аутисты;
- Дети с СДВГ;
- Дети с тяжелыми нарушениями речи.
8 детей и 11 имеют инвалидность.
Формы и методы работы на занятиях физической культурой.
- Групповое занятие;
- Подгрупповое;
- Индивидуальные;
- Факультативные с родителями;
- Элементы адаптивной физкультуры;
- Минуты релаксации;
- Элементы логоритмики.
При организации занятий программа физических нагрузок имеет упрощённый вид для сложно координационных упражнений, упражнений, включающих в себя прыжки и подвижные игры. Мы стараемся не использовать сложно координационные упражнения в работе с детьми, т.к. дети затрудняются выполнить данные упражнения и будут выполнять их неправильно, что может впоследствии привести к травматизму. Подвижные игры представляют собой два-три правила доступных для понимания воспитанников.
Проводя работу с семьей ребенка ООП по двигательному развитию, родителям рекомендуется повторять игры и упражнения, применяемые на занятиях в домашних условиях. С этой целью для них проводятся групповые консультации, семинары, практические занятия, на которых они знакомятся с организацией двигательной активности ребенка. Это вносит вклад в коррекционную работу детского сада.
Специфика занятий физкультурой с детьми с ООП заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья. Основными задачами на каждом занятии являются коррекция и профилактика осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естественных движений, активизация вегетативных функций и укрепление мышечного корсета. Это делает занятия коррекционно развивающими.
Деятельность по физическому развитию направлена на решение задач двух типов:
1. Общепедагогические задачи: укрепление здоровья ребенка; развитие произвольных движений; профилактика соматического здоровья; закаливание организма.
2. Коррекционные задачи: создание развивающей среды, комплекса условий, стимулирующих психомоторное развитие; осуществление системы коррекционных мероприятий, направленных на развитие произвольных движений и коррекции общей и мелкой моторики
От педагога физкультуры требуются знания основных дефектов, их проявлений, сопутствующих заболеваний, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Данные знания необходимы педагогу для того, чтобы не навредить здоровью, а также выявить потенциальные возможности ребенка, определить оптимальный путь развития и коррекции. Для более эффективной работы в данном направлении педагогу физической культуры необходимо постоянно взаимодействовать с другими специалистами образовательного учреждения, а именно с диффектологом, психологом, воспитателями, педагогом по ЛФК, массажистом.
Работая с детьми с ООП мы используем такой эффективный метод, как логопедическая ритмика. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания;
- развитие пространственной организации движений;
- развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
- формирование и развитие кинестетических ощущений;
- воспитание выразительности и грации движений;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
- развитие чувства ритма;
- воспитание умения перевоплощаться, и т.д
Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.
В процессе обследования возможностей детей, мы применяем диагностики для детей с ЗПР. Вместе с тем жизнь заставила нас предъявлять нашим детям более простые методики обследования. Поскольку дети нашей группы в 90% просто не умеют даже ходить друг за другом, не могут выполнить элементарных речевых инструкций или выполняют их с пятого повтора, не могут подбросить и поймать мячик, и т.д. Это заставляет нас опираться на требования программы более младшего возраста, чтобы постепенно в процессе обучения добивать выравнивания стартовых возможностей детей в сравнении со здоровыми сверстниками
На своих занятиях педагог физической культуры должен проводить диагностику степени физического развития в начале и конце учебного года. Следует подчеркнуть, что применение диагностик мы осуществляем в строгом соответствии с требованиями ФГО. Благодаря результатам входной диагностики выявляются основные проблемы развития, и создается образовательный маршрут. Таким образом, в работе используется компенсаторный принцип воздействия, заключающийся в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет активного использования сохранных функций.
Дети с ООП испытывают дефицит двигательной и эмоциональной активности, поэтому на занятиях физкультурой необходимо большое разнообразие двигательной деятельности. И наоборот дети с СДВГ нуждаются в применении релаксирующих действий
Формы работы на занятиях достаточно разнообразны: основные виды движений и гимнастики не меняются на протяжении месяца, индивидуальные (в процессе групповой работы, облегченное задание для вновь поступившего ребенка в данную группу, либо с более тяжелым диагнозом), соревновательными и игровыми (внутри группы). Одни формы организуются педагогом физической культуры самостоятельно, другие после обсуждения и рекомендаций других специалистов. А также на занятиях присутствуют воспитатели и специалист (диффектолог, психолог и др.), участвующие в процессе занятия. Это дает возможность более эффективного включения некоторых воспитанников в процесс обучения. При работе с данной группой детей мы используем наглядно-действенные способы работы для объяснения того или иного упражнения, так как обращенная речь не всегда доступна для всех детей. Осуществляя преемственность в работе с воспитателями мы организуем спортивные уголки в группах и консультируем их по работе со спортинвентарем в группах и на участках.
Успешности работы по двигательному развитию способствует создание адекватной возможностям ребенка с ООП охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской деятельности, в том числе двигательной. Коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Занятия физкультурой для детей с ООП является одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развитии.
Особенности Организация
физкультурно-оздоровительной
работы для детей с ООП в инклюзивной коррекционной группы.
(сообщение из опыта работы д/с №18) МБДОУ №18
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ
в условиях инклюзивного обучения в МАДОУ №91
Инклюзивное обучение – процесс развития общего обучения, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к обучению для детей с особыми потребностями.
Физкультурно – оздоровительная работа должна строиться с индивидуальным подходом и учётом особенностей детей. Например, при включении в подвижные и спортивные игры подбирать ролевые функции исходя из функционального состояния каждого участника, а при проведении эстафет соответственно распределять различные задания. Можно использовать с форой – с разными дозировкам, исходными и конечными положениями.
Анализируя процесс физического воспитания детей с ОВЗ, надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является её коррекционно – компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания.
Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.
Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной реабилитации и поэтому между понятиями физической и социальной реабилитации существует взаимосвязь. Здесь опорными становятся принципы, а также методы деятельностного подхода, деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических единиц, одновременном развитии всех учащихся, личностно развивающем образовании.
Физическое воспитание детей с ОВЗ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно – эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности. Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. Поэтому именно двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности является основным механизмом инклюзивного образования.
Главное на занятиях по физической культуре заинтересовать ребёнка, создать игровую ситуацию. Целью является создание целостной системы педагогического процесса, обеспечивающего создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей и укрепления здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция двигательных нарушений; разработка и использование таких методов, приёмов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Задачи физического развития и физического воспитания детей с ОВЗ:
- Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками;
- Охранять жизнь и укреплять здоровье детей;
- Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;
- Создавать условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности;
- Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
- Тренировать у детей сердечно – сосудистую и дыхательные системы, закаливать организм;
- Создавать условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний;
- Осуществлять систему коррекционно – восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников;
- Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действия взрослого;
- Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции;
- Формировать у детей игровые двигательные действия.
На занятиях по физическому воспитанию решаются как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Основные направления коррекционно – педагогической работы:
- Метание – один из первых видов двигательной активности ребёнка, который основывается на развитии хватательных движений и действий малыша. В процессе метания движение выполняется как одной рукой, так и двумя руками. При этом стимулируется выделение ведущей руки и формируется согласованность совместных действий обеих рук. Всё это имеет особое значение для коррекции отклонений в познавательной сфере детей в процессе физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрослого и подчинять своё поведение требованиям инструкции взрослого.
- Ходьба направлена на развитие основных движений ребёнка, формирование умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо - двигательной и зрительно - двигательной координации. В процессе ходьбы развивается целенаправленность в деятельности ребёнка.
- Бег способствует совершенствованию основных движений ребёнка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми действиями корпуса, формирует лёгкость и изящество при быстром перемещении ребёнка. Совместный бег в группе детей закрепляет навыки коллективных действий, способствует появлению эмоционального отклика на них и предпосылок коммуникативной деятельности. Правильная организация бега детей позволяет формировать у них адекватные формы поведения в коллективе сверстников и желание участвовать в совместной деятельности.
- Прыжки направлены на развитие основных движений ребёнка, тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки следует вводить постепенно и очень осторожно, поскольку они создают большую нагрузку на неокрепший организм ребёнка. Детей начинают учить прыжкам со спрыгивания, с поддержкой взрослого. Для совершенствования навыков в прыжках ребёнок должен проявить волевые качества своей личности, сосредоточиться и собраться с силами. Кроме того, в процессе выполнения прыжков у детей начинают закладываться основы саморегуляции и самоорганизации своей деятельности.
- Ползание, лазанье, перелезание направлены на развитие и совершенствование двигательных навыков, укрепление мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения, в свою очередь, оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движениях рук и ног, на укрепление внутренних органов и систем. Данное направление работы является одним из важнейших, поскольку представляет высокую коррекционную значимость, как для физического, так и для психического развития ребёнка.
- Общеразвивающие упражнения способствует развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата.
- Физические упражнения обеспечивают активную деятельность внутренних органов и систем, укрепляют мышечную систему в целом. В общеразвивающих упражнениях выделяют следующие группы движений: упражнения без предметов; упражнения с предметами; упражнения, направленные на формирование правильной осанки; упражнения для развития равновесия.
- Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми. Подвижные игры создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умения согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Дети учатся находить своё место в колонне, в кругу, действовать по сигналу, быстро перемещаться по залу или на игровой площадке. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, активной совместной деятельности. В процессе подвижных игр создаются условия для развития психических процессов и личностных качеств воспитанников, у детей формируются умения адекватно действовать в коллективе сверстников.
Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких, а следовательно, увеличивается приток кислорода в кровь, что благотворно влияет на общее состояние здоровья.
Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий детей. Она должна быть правильно подобрана с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых).
Характер подвижной игры, ее содержание должно быть разнообразным. Это может быть сюжетная игра («Поезд», «Самолет»), может проходить по типу игр-инсценировок, бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки) и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.
Прежде чем предложить детям подвижную игру, необходимо заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявлять терпимость к детям, которые не могут или не понимают, поэтому неправильно выполняют задание. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
В зависимости от состояния здоровья ребенка необходимо использовать различные средства физической культуры, а при отклонениях в состоянии здоровья – лечебную физическую культуру (ЛФК), которая в данном случае является методом функциональной терапии и составной частью адаптивной физической культуры (АФК).
ЛФК – метод, при котором используются средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного становления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. Обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.
Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. специально организованные движения (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые).
Современным направлением является адаптивная физическая культура как коррекционно-педагогическая составляющая в системе психолого-педагогической работы. Включает многообразную структуру двигательной активности.
Основная задача АФК – восстановление врожденной потребности в двигательной активности, которая в сочетании с правильным, сбалансированным питанием является важным элементом режима, положительно влияющим на здоровье ребенка. Активные движения повышают устойчивость к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.
Адаптивная физическая культура способствует развитию умственных способностей, восприятия, мышления, пространственных и временных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи ребенка, что в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью.
Среди корригирующих упражнений особое значение имеют дыхательные упражнения; упражнения на расслабление; упражнения на нормализацию поз и положений головы и конечностей; развитие координации и равновесие; развитие силовых качеств (упражнения сопротивления); коррекция осанки; развитие ритма и пространственной организации движения.
В ходе выполнения движений у детей не должно быть задержки дыхания. При выполнении упражнений необходимо обращать внимание в первую очередь на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. При этом следует исключить случаи постоянного ротового дыхания у детей вследствие заболеваний носовой полости.
При проведении фронтальных занятий следует избегать длительного пребывания детей в одни и тех же позах. Нельзя допускать долгих объяснений заданий т.к. это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей т.к. это усиливает мышечное напряжение и усложняет выполнение упражнений.
Основные виды и содержание упражнений, используемые на физкультурных занятиях:
- Упражнения для растягивания мышц используются для снятия напряжения, профилактики тератогенеза, расширения диапазона движения.
- Упражнения для развития чувствительности мышц (силовые упражнения на сопротивление).
- Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности мышц.
- Упражнения для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
- Упражнения на выносливость.
- Статические упражнения напряжения – расслабление, для устранения спазмов и судорог.
- Тренировка ходьбой (обучение правильной ходьбе с опорой и без нее).
- Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
- Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
Таким образом, выстроенная физкультурно – оздоровительная работа с детьми с ОВЗ способствует укреплению здоровья детей и их физическому развитию, закрепляет успехи ребёнка, достигнутые в коррекционно – развивающей работе в условиях инклюзивного обучения.
Инклюзивное образование физической культуры для детей с ОВЗ
1. Аннотация
2. Содержание
2.1. Введение
2.2. Формы образования детей с ОВЗ
2.3. Значение физической культуры для детей с ОВЗ
2.4 Специфические особенности физического воспитания детей с ЗПР
2.5. Методы и приемы обучения на уроках физической культуры детей с ЗПР
2.6. Заключение
3. Список использованных источников и литературы
1. Аннотация
Данная работа может представлять интерес для учителей физической культуры, работающих в классах, где есть дети с ОВЗ, а именно с ЗПР. Описанные формы и методы обучения направлены на формирование здорового образа жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.1 Введение
Вопрос обеспечения дифференцированного подхода к организации образовательного процесса на уроках физической культуры остается актуальным и в современной педагогической практике. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ закреплено право равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Ни для кого не секрет, что в современном обществе уровень здоровья детей снижается, болезни «помолодели», увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития.
2.2. Формы образования детей с ОВЗ
В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относят: детей- инвалидов; детей с диагнозом умственной отсталости; детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии.
Инклюзивное образование – это совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. Детям с особенностями развития сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям совместное обучение с детьми с ОВЗ позволит развить толерантность и ответственность, которые станут основой их будущей жизни.
2.3 Значение физической культуры для детей с ОВЗ
У лиц с отклонениями в состоянии здоровья физическая культура направлена на развитие основных физических качеств; повышение функциональных возможностей организма; становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств; формирование комплекса специальных знаний. Помимо данных положительных влияний инклюзивные уроки физической культуры имеют еще ряд преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для двигательного подражания; формируется способность к преодолению физических, и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества; появляется желание улучшать свои физические кондиции. Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка с ОВЗ важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, убедиться в собственном физическом потенциале. Несомненно, положительный опыт таких уроков выносят и здоровые дети. Для них эти уроки это новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети с ОВЗ учатся толерантному отношению друг к другу.
2.4 Специфические особенности физического воспитания детей с ЗПР
В связи с повышенной утомляемостью учащихся с задержкой психического развития на общеобразовательных уроках особое значение имеет вопрос об использовании уроков физической культуры, утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток во время уроков в классе, а также физкультурных мероприятий на больших переменах с целью повышения умственной и физической работоспособности аномальных детей. Физическая культура имеет большие возможности для коррекции недостатков и совершенствования моторики детей. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяет производить подбор наиболее целесообразных сочетаний упражнений для каждого отдельного случая. На основании всего изложенного можно отметить ряд специфических особенностей в вопросе физического воспитания детей с задержкой психического развития.
1. Физическое воспитание учеников направлено, прежде всего, на коррекцию недостатков их развития.
2. Для успешного осуществления коррекционно-развивающих задач в процессе физического воспитания нужно учитывать имеющиеся у детей отклонения в физическом и психическом развитии.
3. Третья особенность заключается в применении специально подобранных средств и
методических приемов, которые в наибольшей мере содействуют коррекции недостатков и в то же время благоприятно влияют на общее физическое развитие.
2.5. Методы и приемы обучения на уроках физической культуры детей с ЗПР
Клинические наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с задержкой психического развития нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки к жизни. Учителю физической культуры следует: использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диалог с учениками, проводить индивидуальное обучение. Для детей с диагнозом ЗПР главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала. При постановке задач урока следует:
1. Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы.
2. Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.
При пояснении упражнений:
1. Показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса.
2. Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления.
3. Не затягивать объяснение, не превращать их в длинные монологи.
При выполнении учениками учебного задания:
1. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников.
2. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем - неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.
3. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения.
4. Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.
5. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям.
2.6. Заключение
На уроках физической культуры в классах, где обучаются дети с ОВЗ, следует учитывать диагноз детей, соответственно планировать урок, распределяя нагрузку на детей и выбирать формы и методы обучения. К таким детям следует осуществлять индивидуальный подход, учитывая их умения, навыки, состояние здоровья и даже настроение.
Инклюзивное образование становится необходимым для современного образования в России. Связано это со многими факторами. Прежде всего, это рост числа детей с отклонениями в развитии, это определяет необходимость индивидуального подхода в обучении.
3. Список использованных источников и литературы
1. Кулагина, Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья/ Е.В. Кулагина. 2000. - 35 с.
2. Кулагина, Е.В. Опыт корекционных и интеграционных школ/ Е. В. Кулагина // Социологические исследования 2009,№2. - С. 71-78.
3. Дробинская, А.О. Школьные трудности«нестандартных» детей [Текст] М. Школьная
пресса. 2006.- 64с.
- А.Б. Уразбаев, Инклюзивное образование: методы и формы работы на уроках физической культуры: Вестник "Өрлеу" - kst. 4(14)/2016 стр 105-108 [Электронный ресурс]. URL: https://elib.pstu.ru/ (19.02.2020)
3. Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. - М;Творческий Центр, 2012-127с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия для занятий физической культурой с детьми в МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик» п. Ключи Камчатского края
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно–пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной....
Особенности занятий физической культурой в детском саду с детьми сОВЗ
Здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратил актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален он самый главный, учитывая экологическую обстановку. Здоровый и духовно развитый ч...
Консультация "Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду."
Консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей...
Консультация для педагогов ДОУ: «Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду».
Консультация для педагогов ДОУ: «Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду»....
«Особенности занятий физической культурой с детьми ОВЗ в детском саду».
Проведение занятий физической культурой с детьми ОВЗ...
Статья «Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду».
Статья будет интересна для педагогов работающих с детьми с ОВЗ...
Доклад на педагогическом совете по теме: «Особенности занятий физической культуры с детьми с ОВЗ в детском саду».
Доклад на педагогическом совете по теме: «Особенности занятий физической культуры с детьми с ОВЗ в детском саду»....