"Роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников"
учебно-методический материал по физкультуре

Светлана Ивановна Епифанова

Учебный материал из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_podvizhnyh_igr.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

             «Детский сад № 5 г. Пугачева Саратовской области»

«Роль подвижной игры в физическом развитии детей дошкольного возраста»

                                                                             Составитель: Епифанова С.И.

                                                                                         иструктор по ФИЗО

        

                                                  2024 г.

Физическое воспитание занимает важное место в системе дошкольного образования, является основным фактором укрепления здоровья и всестороннего развития личности ребенка. На современном этапе развития общества в дошкольном образовательном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Одним из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья является подвижная игра.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.

Основные задачи подвижных игр

  1. Укреплять здоровье детей.
  2. Способствовать их правильному физическому развитию.
  3. Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.
  4. Воспитывать необходимые морально – волевые и физические качества.
  5. Прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание), воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Существуют игры малой, средней и большой подвижности. Выбираем  игры не только от её содержания и особенностей, но и от возраста, физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, режима дня, времени года, места проведения, интересов детей. Чем дети младше, тем сюжет и правила проще, продолжительность игры – короче, степень нагрузки – меньше, участие взрослого – активнее. Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет малышам большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия. В играх дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, лазанье, бросании, ловле, перелезании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен  не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений нужно стараться соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулировать допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивать или уменьшать количество повторений. Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач.

Почему же так важны подвижные игры для дошкольников? Потому, что в  дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка как в физическом, так и в психическом плане. Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие  правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками.

Подвижные  игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки, равновесие. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Игры на свежем воздухе стимулируют работу мозга, улучшают деятельность дыхательной и сердечнососудистой системы, способствуют более правильному и быстрому росту формирующегося детского организма.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с  мячами, мешочками и др., повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и  пальцев, что имеет особое значение для дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте подвижные сюжетные игры помогают  закреплять знания и представления о предметах и явлениях окружающего их  мира, например о средствах передвижения (поездах,  автомобилях, самолетах), о  повадках и особенностях движений различных животных и птиц. Такие  подвижные игры как «Поезд», «Птички в гнездышках», «Воробушки и  автомобиль», «Волк и зайцы», «Солнышко и дождик».

Для среднего возраста такие подвижные игры как «Самолеты», «Цветные  автомобили», «У медведя во бору». Такая двигательная деятельность тренирует  нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы  возбуждения и торможения. Бессюжетные игры для дошкольников учат детей быстро действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание, умение ориентироваться в пространстве. Такие подвижные игры как «Догони меня», «Не опоздай», где дети, разложив предметы, разбегаются, а затем бегут к своим  ориентирам, помогают находить и занимать свое место.

Оздоровительный эффект при проведении подвижных игр тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве. Подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений и таким образом в значительной степени  способствует правильному росту и развитию. Различные по содержанию  подвижные игры позволяют проследить разнообразие к поиску путем гармоничного развития детей.

Подвижные игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под яркой, забавной, привлекательной формой скрывается  немало педагогических возможностей. Игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, игры сопровождаются громкими криками, смехом, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психологическая разрядка, в результате которой возникают положительные  эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир.

Преимущество игр в том, что они связаны с инициативой, фантазией, творчеством, а это усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и эндокринной системы. Игра – естественный спутник  жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенный самой природой в развивающемся организме.  Положительные эмоции – важнейшие факторы оздоровления. Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем, больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма.

Подвижные игры являются самым доступным средством развития двигательной сферы детей, оказывают всесторонне комплексное воздействие на организм ребенка. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребенка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка передвижка "Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19131516","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media...

Консультация "Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников"

Рассмотрим классификацию подвижных игр и их значение...

Роль подвижной игры в физическом развитие дошкольников

Папка - передвижка "Роль подвижной игры в физическом развитие дошкольников"...

Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников

Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежд...

Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольника

Что такое подвижная игра. Классификаци подвижных игр по возрасту, по степени подвижноси ребенка в игре. Игры большой подвижности, игры малой подвижности. Сюжетные игры, игры забавы, игры с эллементами...