ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДВИЖЕНИЕ - НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)
Социальная значимость:
Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ДВИЖЕНИЕ - НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»
Автор проекта:
Инструктор по физической культуре
МАДОУ МО г.КРАСНОДАР
«Детский сад № 216»
Расторгуев АВ.
Проект по образовательной области физическая культура «Движение – наше здоровье»
Вид проекта: физкультурно-оздоровительный, творческий, познавательный.
Автор проекта: Гармашова О.С.- инструктор по физической культуре.
Участники проекта: педагоги (воспитатели ДОУ), воспитанники старших и подготовительных групп и их родители, мед.работник.
Место реализации: МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 216».
Социальная значимость:
Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Актуальность:
На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В Законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться федеральными государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Физкультурно – оздоровительный проект «Движение – наше здоровье» предусматривает просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей по вопросу развития представлений о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей.
Проблема:
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Анализ опроса родителей показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье, пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.
Цель проекта: заинтересованность родителей в целенаправленном формировании потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс.
Задачи:
Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнёрских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка путём использования интерактивных форм.
Помочь родителям в организации с детьми оздоровительной работы, направленной на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни;
Разработать методические рекомендации для родителей по вопросам закаливания и оздоровления детей.
Разработать интерактивные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи по охране и укреплению здоровья детей.
Изучить новые здоровьесберегающие технологии в ретроспективе и на современном этапе.
Создать оптимальный режим дня обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Гипотеза:
Совместная деятельность педагогов и родителей по формированию культуры здоровья дошкольников, снижение заболеваемости, в дальнейшем достижение хороших результатов ребенка в школе будет успешным, если будет:
обеспечена компетентность педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья;
использованы традиционные и интерактивные формы и методы работы с родителями по оздоровлению детей;
создано здоровьесберегающее пространство в ДОУ и семье с учетом интересов ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
Объект:
Воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении при социальном партнёрстве семьи и детского сада.
Предмет:
Организация условий для внедрения технологий взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию у детей основ физической культуры и здоровья, интереса и ценностного отношения к оздоровлению организма, занятиям физической культурой.
Ожидаемый результат:
-увеличение количества детей с высоким уровнем физической подготовленности;
-снижение заболеваемости;
-обогащение социального опыта дошкольников, расширение их кругозора;
-повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
-повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
-формирование представлений у родителей о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
- разработка методических рекомендаций для родителей по организации и проведению праздников, развлечений, досугов;
-активное участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе;
-оформление фотогалереи «Мы за активный отдых!», выставка творчества детских работ «Мы здоровью скажем «Да»;
- создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников».
Совместная деятельность участников проекта:
- тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
- мониторинговые процедуры, анкетирование;
- поход родителей с детьми в парк (или на стадион);
- праздники и досуги;
- игры, эстафеты, конкурсы;
- беседы, консультации для родителей;
- выставка детского творчества.
Межпредметные связи:
Физическая культура: развитие физических качеств накопление двигательного опыта как важных условий сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровье: формирование представлений о здоровом образе жизни, закрепление знаний и понятий о том, как нужно сохранять здоровье.
Безопасность: формирование основ безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности.
Социализация: развитие игровой деятельности детей, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительного отношения к себе, гендерной принадлежности.
Познание: развитие сенсорной культуры, расширение кругозора, в части представлений о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни.
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни.
Художественная литература: использование художественных произведений и фольклора для обогащения содержания области.
Художественное творчество: удовлетворение потребности детей самовыражения в продуктивной деятельности.
Музыка: использование музыкальных произведений для развития двигательного творчества детей.
Продукты проекта:
Картотека «Подвижные игры и считалки для детей дошкольников»
Картотека «Гимнастика после пробуждения»
Сборник конкурсов и эстафет
Выставка рисунков и фотографий «Мы здоровью скажем «Да»
Конспекты игровых занятий, праздников и развлечений
Презентация «Что мы знаем о спортивных играх», «Что такое спорт?»
Мини библиотека
Работа с родителями:
-Оформление папки с консультациями: «Закаливание ребенка», «Движение- основа здоровья», «Формирование здорового образа жизни у детей», «Гимнастика для стоп- профилактика плоскостопия», «Формирование правильной осанки».
-Анкетирование по физическому воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.
Работа с детьми:
-Беседы с показом презентаций о здоровом образе жизни;
-Чтение литературы по теме (составление мини библиотеки);
-Проведение физкультурных, корригирующих занятий, досугов и праздников;
-Подвижные игры, эстафеты и конкурсы;
Этапы работы над проектом:
Этапы проекта | Формы работы | Время проведения |
Подготовительный | Постановка проблемы, определение целей и задач. Подбор и изучение методической литературы. Исследование уровня владения информацией родителей о значении физкультурно-оздоровительных упражнений и игр с детьми дошкольного возраста и ее осуществление в условиях семейного воспитания. Анкетирование родителей по вопросу исследования, которое позволило определить степень активного отдыха и уровень оснащенности развивающей среды пребывания ребенка дома. Проведение бесед с детьми на тему «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься», «Мои зубки, глазки, ушки», мониторинг физического развития и физической подготовленности. С педагогами организована дискуссия о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма, режиме дня, об организации активного досуга в группе и на прогулке. Разработка перспективного плана, конспектов занятий, праздников, презентаций. | Сентябрь-Октябрь |
Основной | Практическое осуществление проекта: теоретическое и практическое изучение проблемы ребенком во взаимодействии с родителями и педагогами ДОУ. Проведение познавательно-развивающих, физкультурно-оздоровительных и корригирующих мероприятий с участием воспитанников и их родителей: утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, дыхательная, зрительная гимнастика, гимнастика после сна, витаминизация, проведение физкультурных занятии (2 раза в неделю) и 1 раз в неделю на свежем воздухе и проведение каждый день, при благоприятных климатических условиях, на свежем воздухе подвижных игр. | Октябрь-Апрель |
Заключительный | Мониторинг физического развития и подготовленности в конце учебного года. Анализ полученных результатов по физическому развитию и подготовленности детей. Фотовыставка из физкультурных занятий, рисунков. Туристический поход в весенний парк «Встреча с дедушкой Эхо». Физкультурный досуг по спортивному ориентированию «Найди лису». Родительское собрание. Экскурсия детей с родителями на физкультурный стадион. Обсуждение с педагогами этапов реализации проекта и их оценка с точки зрения значимости для общего результата деятельности. Презентация проекта. | Май |
Перспективный план
Тема и время проведения | Формы проведения | Задачи |
Сентябрь-Октябрь «Что такое здоровье?», «Если хочешь быть здоров – закаляйся» | Беседы с детьми о здоровом образе жизни; мониторинг физического развития и физической подготовленности. С педагогами организована дискуссия о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма, режиме дня. Анкетирование родителей; | Опросить детей на тему "Что понимают они под словом «здоровье», «закаливание» Научить детей заботится о своём здоровье. Изучить понятия, касающиеся темы проекта, современные нормативные документы, регламентирующие деятельность по здоровьесбережению. Анализ состояния здоровья, физического развития и подготовленности детей на начало учебного года. Выявить уровень владения информацией родителей о значении физкультурно-оздоровительных упражнений и игр с детьми дошкольного возраста и ее осуществление в условиях семейного воспитания. Выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье. |
Ноябрь-Декабрь «Научно – исследовательская экспедиция» | Корригирующие, физкультурные занятия с использованием оборудования физкультурного зала. | Развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей. Формирование глубокого, ритмичного выдоха. |
Январь-Февраль «Вперед, мальчишки», «Мы будущие солдаты!» | Физкультурные занятия, досуги, спортивный праздник. | Формирование чувства патриотизма, гордости за воинов – защитников, формирование интереса к службе в армии. |
Март-Апрель. «Движение – основа здоровья», «Что мы знаем о спортивных играх», «Что такое спорт?» | Консультация для родителей Подвижные игры, считалки, физкультминутки, динамические паузы. Презентация. Статьи в родительский уголок (Закаливающие процедуры, осанка, плоскостопие). | Сформировать у родителей представление о значении спортивных игр и развлечений, о закаливающих процедурах для нормального физического развития ребёнка. Способствовать всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию. |
Май «Мы здоровью скажем «Да», «Найди лису», «Встреча с дедушкой Эхо». | Мониторинг физического развития и подготовленности на конец учебного года. Родительское собрание. Выставка рисунков. Физкультурный досуг. Туристический поход в весенний парк. Экскурсия на физкультурный стадион детей с родителями. Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста ЗОЖ». Рекомендации родителям. | Анализ состояния здоровья, физического развития и подготовленности детей на конец учебного года. Знакомство родителей с результатами мониторинга на начало и конец года. Развитие быстроты, силы, выносливости. Приобщение родителей к формированию интереса детей к оздоровлению собственного организма. Пропаганда здорового образа жизни. |
Критерии оценки реализации проекта:
-состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского персонала;
-показатели физической подготовленности на конец учебного года по сравнению с началом года;
-сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
-показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений)
Достигнутые результаты:
Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась:
-устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
-элементарные представления о здоровом образе жизни;
-осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);
-повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимые в ДОУ.
Оценка рисков:
При реализации Проекта возможны следующие ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности:
1. Активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме Проекта.
2. Взаимодействие всех работников ДОУ с целью решения целей и задач Проекта, загруженность воспитателей дополнительной деятельностью. Предусмотрев это на этапе подготовки проекта проведена коррекция перспективного планирования специалистов ДОУ и воспитателей.
3. Снижение интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в Проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и двигательную активность детей.
Дальнейшее развитие проекта:
Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Туристические походы, физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Расширение знаний родителей в вопросе организации совместной деятельности и ее значения для общего физического и соматического развития организма ребенка позволяет активизировать их деятельность в условиях семейного воспитания. Таким образом, при совместно организованной деятельности в семье и ДОУ на основе активных форм отдыха помогает укрепить здоровье ребенка и снизить заболеваемость по группам.
Сегодня можно сказать, что данный проект позволяет достичь поставленных целей при наименьших затратах ресурсов. Кроме того, он активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной игровой деятельности. Внедряемая система целенаправленных мероприятий привела к качественным изменениям в показателях физического развития и здоровья дошкольников: снижению заболеваемости детей.
Таким образом, повышение эффективности педагогического опыта по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни стало возможным благодаря внедрению системы мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения с родителями и созданию единых условий для полноценного физического развития в детском саду и семье.
Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением детей группы и их родителей. Разработка технологии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в вопросах оздоровления и закаливания детей и реализация их в практике работы МАДОУ. Данный проект может быть использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы.
Список используемой литературы
1. «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» В.Г. Алямовская Москва 2005г.
2. «Технология оздоровления детей в детском саду» Е.А. Бабенкова Москва 2012г.
3. «Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие». В.К.Велитченко - М.: Терра-Спорт, 2000г.
4. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Н.С. Галицина Москва 2008г.
5. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» А.В. Дронь Санкт-Петербург 2011г.
6. «Мой огранизм» С.А. Козлова Москва 2001г.
7. «Весёлая физкультура для детей и их родителей. Занятия развлечения, праздники, походы». О.Б. Казина – Ярославль: «Академия развития: Академия Холдинг», 2005г.
8. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» Н.И. Крылова Волгоград 2009г.
9. «Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований» Москва 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Россия – наша Родина!»
Патриотизм – это чувство любви к Родине....
Конспект открытого занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «Движения для здоровья»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376321","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Способствовать укреплению здоровья детей, воспитанию у детей потребности в занятиях физичес...
Познавательно-экспериментальный проектдля детей старшего дошкольного возраста «Птицы-наши друзья»
Суть проекта заключается в том, чтобы:*Во время целевых прогулок, экскурсий в уголок леса, и на экологической тропе, организованной на территории детского сада, дети могли больше узнать о зимующих пти...
Профориентация в ДОУ. Проект для детей старшего дошкольного возраста "Профессии наших родителей"
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Профессии наших родителей" с приложениями -различными полезными материалами по ранней дошкольной профориентации....
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Профессии наших родителей"
Ранняя профориентация....
Проект для детей старшего дошкольного возраста Профессии наших родителей
Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время....
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Пчелы-наши друзья"
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. В этом возрасте формируется ответственное отношение к природе. Чем раньше начнется работа...