ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДВИЖЕНИЕ - НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)
Социальная значимость:
Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ДВИЖЕНИЕ - НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»
Автор проекта:
Инструктор по физической культуре
МАДОУ МО г.КРАСНОДАР
«Детский сад № 216»
Расторгуев АВ.
Проект по образовательной области физическая культура «Движение – наше здоровье»
Вид проекта: физкультурно-оздоровительный, творческий, познавательный.
Автор проекта: Гармашова О.С.- инструктор по физической культуре.
Участники проекта: педагоги (воспитатели ДОУ), воспитанники старших и подготовительных групп и их родители, мед.работник.
Место реализации: МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 216».
Социальная значимость:
Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Актуальность:
На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В Законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться федеральными государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Физкультурно – оздоровительный проект «Движение – наше здоровье» предусматривает просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей по вопросу развития представлений о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей.
Проблема:
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Анализ опроса родителей показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье, пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.
Цель проекта: заинтересованность родителей в целенаправленном формировании потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс.
Задачи:
Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнёрских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка путём использования интерактивных форм.
Помочь родителям в организации с детьми оздоровительной работы, направленной на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни;
Разработать методические рекомендации для родителей по вопросам закаливания и оздоровления детей.
Разработать интерактивные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи по охране и укреплению здоровья детей.
Изучить новые здоровьесберегающие технологии в ретроспективе и на современном этапе.
Создать оптимальный режим дня обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Гипотеза:
Совместная деятельность педагогов и родителей по формированию культуры здоровья дошкольников, снижение заболеваемости, в дальнейшем достижение хороших результатов ребенка в школе будет успешным, если будет:
обеспечена компетентность педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья;
использованы традиционные и интерактивные формы и методы работы с родителями по оздоровлению детей;
создано здоровьесберегающее пространство в ДОУ и семье с учетом интересов ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
Объект:
Воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении при социальном партнёрстве семьи и детского сада.
Предмет:
Организация условий для внедрения технологий взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию у детей основ физической культуры и здоровья, интереса и ценностного отношения к оздоровлению организма, занятиям физической культурой.
Ожидаемый результат:
-увеличение количества детей с высоким уровнем физической подготовленности;
-снижение заболеваемости;
-обогащение социального опыта дошкольников, расширение их кругозора;
-повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
-повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
-формирование представлений у родителей о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
- разработка методических рекомендаций для родителей по организации и проведению праздников, развлечений, досугов;
-активное участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе;
-оформление фотогалереи «Мы за активный отдых!», выставка творчества детских работ «Мы здоровью скажем «Да»;
- создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников».
Совместная деятельность участников проекта:
- тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
- мониторинговые процедуры, анкетирование;
- поход родителей с детьми в парк (или на стадион);
- праздники и досуги;
- игры, эстафеты, конкурсы;
- беседы, консультации для родителей;
- выставка детского творчества.
Межпредметные связи:
Физическая культура: развитие физических качеств накопление двигательного опыта как важных условий сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровье: формирование представлений о здоровом образе жизни, закрепление знаний и понятий о том, как нужно сохранять здоровье.
Безопасность: формирование основ безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности.
Социализация: развитие игровой деятельности детей, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительного отношения к себе, гендерной принадлежности.
Познание: развитие сенсорной культуры, расширение кругозора, в части представлений о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни.
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни.
Художественная литература: использование художественных произведений и фольклора для обогащения содержания области.
Художественное творчество: удовлетворение потребности детей самовыражения в продуктивной деятельности.
Музыка: использование музыкальных произведений для развития двигательного творчества детей.
Продукты проекта:
Картотека «Подвижные игры и считалки для детей дошкольников»
Картотека «Гимнастика после пробуждения»
Сборник конкурсов и эстафет
Выставка рисунков и фотографий «Мы здоровью скажем «Да»
Конспекты игровых занятий, праздников и развлечений
Презентация «Что мы знаем о спортивных играх», «Что такое спорт?»
Мини библиотека
Работа с родителями:
-Оформление папки с консультациями: «Закаливание ребенка», «Движение- основа здоровья», «Формирование здорового образа жизни у детей», «Гимнастика для стоп- профилактика плоскостопия», «Формирование правильной осанки».
-Анкетирование по физическому воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.
Работа с детьми:
-Беседы с показом презентаций о здоровом образе жизни;
-Чтение литературы по теме (составление мини библиотеки);
-Проведение физкультурных, корригирующих занятий, досугов и праздников;
-Подвижные игры, эстафеты и конкурсы;
Этапы работы над проектом:
Этапы проекта | Формы работы | Время проведения |
Подготовительный | Постановка проблемы, определение целей и задач. Подбор и изучение методической литературы. Исследование уровня владения информацией родителей о значении физкультурно-оздоровительных упражнений и игр с детьми дошкольного возраста и ее осуществление в условиях семейного воспитания. Анкетирование родителей по вопросу исследования, которое позволило определить степень активного отдыха и уровень оснащенности развивающей среды пребывания ребенка дома. Проведение бесед с детьми на тему «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься», «Мои зубки, глазки, ушки», мониторинг физического развития и физической подготовленности. С педагогами организована дискуссия о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма, режиме дня, об организации активного досуга в группе и на прогулке. Разработка перспективного плана, конспектов занятий, праздников, презентаций. | Сентябрь-Октябрь |
Основной | Практическое осуществление проекта: теоретическое и практическое изучение проблемы ребенком во взаимодействии с родителями и педагогами ДОУ. Проведение познавательно-развивающих, физкультурно-оздоровительных и корригирующих мероприятий с участием воспитанников и их родителей: утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, дыхательная, зрительная гимнастика, гимнастика после сна, витаминизация, проведение физкультурных занятии (2 раза в неделю) и 1 раз в неделю на свежем воздухе и проведение каждый день, при благоприятных климатических условиях, на свежем воздухе подвижных игр. | Октябрь-Апрель |
Заключительный | Мониторинг физического развития и подготовленности в конце учебного года. Анализ полученных результатов по физическому развитию и подготовленности детей. Фотовыставка из физкультурных занятий, рисунков. Туристический поход в весенний парк «Встреча с дедушкой Эхо». Физкультурный досуг по спортивному ориентированию «Найди лису». Родительское собрание. Экскурсия детей с родителями на физкультурный стадион. Обсуждение с педагогами этапов реализации проекта и их оценка с точки зрения значимости для общего результата деятельности. Презентация проекта. | Май |
Перспективный план
Тема и время проведения | Формы проведения | Задачи |
Сентябрь-Октябрь «Что такое здоровье?», «Если хочешь быть здоров – закаляйся» | Беседы с детьми о здоровом образе жизни; мониторинг физического развития и физической подготовленности. С педагогами организована дискуссия о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма, режиме дня. Анкетирование родителей; | Опросить детей на тему "Что понимают они под словом «здоровье», «закаливание» Научить детей заботится о своём здоровье. Изучить понятия, касающиеся темы проекта, современные нормативные документы, регламентирующие деятельность по здоровьесбережению. Анализ состояния здоровья, физического развития и подготовленности детей на начало учебного года. Выявить уровень владения информацией родителей о значении физкультурно-оздоровительных упражнений и игр с детьми дошкольного возраста и ее осуществление в условиях семейного воспитания. Выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье. |
Ноябрь-Декабрь «Научно – исследовательская экспедиция» | Корригирующие, физкультурные занятия с использованием оборудования физкультурного зала. | Развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей. Формирование глубокого, ритмичного выдоха. |
Январь-Февраль «Вперед, мальчишки», «Мы будущие солдаты!» | Физкультурные занятия, досуги, спортивный праздник. | Формирование чувства патриотизма, гордости за воинов – защитников, формирование интереса к службе в армии. |
Март-Апрель. «Движение – основа здоровья», «Что мы знаем о спортивных играх», «Что такое спорт?» | Консультация для родителей Подвижные игры, считалки, физкультминутки, динамические паузы. Презентация. Статьи в родительский уголок (Закаливающие процедуры, осанка, плоскостопие). | Сформировать у родителей представление о значении спортивных игр и развлечений, о закаливающих процедурах для нормального физического развития ребёнка. Способствовать всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию. |
Май «Мы здоровью скажем «Да», «Найди лису», «Встреча с дедушкой Эхо». | Мониторинг физического развития и подготовленности на конец учебного года. Родительское собрание. Выставка рисунков. Физкультурный досуг. Туристический поход в весенний парк. Экскурсия на физкультурный стадион детей с родителями. Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста ЗОЖ». Рекомендации родителям. | Анализ состояния здоровья, физического развития и подготовленности детей на конец учебного года. Знакомство родителей с результатами мониторинга на начало и конец года. Развитие быстроты, силы, выносливости. Приобщение родителей к формированию интереса детей к оздоровлению собственного организма. Пропаганда здорового образа жизни. |
Критерии оценки реализации проекта:
-состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского персонала;
-показатели физической подготовленности на конец учебного года по сравнению с началом года;
-сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
-показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений)
Достигнутые результаты:
Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась:
-устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
-элементарные представления о здоровом образе жизни;
-осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);
-повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимые в ДОУ.
Оценка рисков:
При реализации Проекта возможны следующие ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности:
1. Активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме Проекта.
2. Взаимодействие всех работников ДОУ с целью решения целей и задач Проекта, загруженность воспитателей дополнительной деятельностью. Предусмотрев это на этапе подготовки проекта проведена коррекция перспективного планирования специалистов ДОУ и воспитателей.
3. Снижение интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в Проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и двигательную активность детей.
Дальнейшее развитие проекта:
Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Туристические походы, физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Расширение знаний родителей в вопросе организации совместной деятельности и ее значения для общего физического и соматического развития организма ребенка позволяет активизировать их деятельность в условиях семейного воспитания. Таким образом, при совместно организованной деятельности в семье и ДОУ на основе активных форм отдыха помогает укрепить здоровье ребенка и снизить заболеваемость по группам.
Сегодня можно сказать, что данный проект позволяет достичь поставленных целей при наименьших затратах ресурсов. Кроме того, он активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной игровой деятельности. Внедряемая система целенаправленных мероприятий привела к качественным изменениям в показателях физического развития и здоровья дошкольников: снижению заболеваемости детей.
Таким образом, повышение эффективности педагогического опыта по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни стало возможным благодаря внедрению системы мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения с родителями и созданию единых условий для полноценного физического развития в детском саду и семье.
Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением детей группы и их родителей. Разработка технологии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в вопросах оздоровления и закаливания детей и реализация их в практике работы МАДОУ. Данный проект может быть использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы.
Список используемой литературы
1. «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» В.Г. Алямовская Москва 2005г.
2. «Технология оздоровления детей в детском саду» Е.А. Бабенкова Москва 2012г.
3. «Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие». В.К.Велитченко - М.: Терра-Спорт, 2000г.
4. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Н.С. Галицина Москва 2008г.
5. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» А.В. Дронь Санкт-Петербург 2011г.
6. «Мой огранизм» С.А. Козлова Москва 2001г.
7. «Весёлая физкультура для детей и их родителей. Занятия развлечения, праздники, походы». О.Б. Казина – Ярославль: «Академия развития: Академия Холдинг», 2005г.
8. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» Н.И. Крылова Волгоград 2009г.
9. «Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований» Москва 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Россия – наша Родина!»
Патриотизм – это чувство любви к Родине....

Конспект открытого занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «Движения для здоровья»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376321","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Способствовать укреплению здоровья детей, воспитанию у детей потребности в занятиях физичес...

Познавательно-экспериментальный проектдля детей старшего дошкольного возраста «Птицы-наши друзья»
Суть проекта заключается в том, чтобы:*Во время целевых прогулок, экскурсий в уголок леса, и на экологической тропе, организованной на территории детского сада, дети могли больше узнать о зимующих пти...

Профориентация в ДОУ. Проект для детей старшего дошкольного возраста "Профессии наших родителей"
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Профессии наших родителей" с приложениями -различными полезными материалами по ранней дошкольной профориентации....

Проект для детей старшего дошкольного возраста Профессии наших родителей
Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время....
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Пчелы-наши друзья"
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. В этом возрасте формируется ответственное отношение к природе. Чем раньше начнется работа...