ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДВИЖЕНИЕ - НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Социальная значимость:

Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ДВИЖЕНИЕ - НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»

Автор проекта:

Инструктор по физической культуре

МАДОУ МО г.КРАСНОДАР

«Детский сад № 216»

Расторгуев АВ.

Проект по образовательной области физическая культура «Движение – наше здоровье»

Вид проекта: физкультурно-оздоровительный, творческий, познавательный.

Автор проекта: Гармашова О.С.- инструктор по физической культуре.

Участники проекта: педагоги (воспитатели ДОУ), воспитанники старших и подготовительных групп и их родители, мед.работник.

Место реализации: МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 216».

Социальная значимость:

Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Актуальность:

На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В Законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться федеральными государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Физкультурно – оздоровительный проект «Движение – наше здоровье» предусматривает просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей по вопросу развития представлений о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей.

Проблема:

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Анализ опроса родителей показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье, пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.

Цель проекта: заинтересованность родителей в целенаправленном формировании потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс.

Задачи:

Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнёрских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка путём использования интерактивных форм.

Помочь родителям в организации с детьми оздоровительной работы, направленной на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни;

Разработать методические рекомендации для родителей по вопросам закаливания и оздоровления детей.

Разработать интерактивные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи по охране и укреплению здоровья детей.

Изучить новые здоровьесберегающие технологии в ретроспективе и на современном этапе.

Создать оптимальный режим дня обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

Гипотеза:

Совместная деятельность педагогов и родителей по формированию культуры здоровья дошкольников, снижение заболеваемости, в дальнейшем достижение хороших результатов ребенка в школе будет успешным, если будет:

обеспечена компетентность педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья;

использованы традиционные и интерактивные формы и методы работы с родителями по оздоровлению детей;

создано здоровьесберегающее пространство в ДОУ и семье с учетом интересов ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

Объект:

Воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении при социальном партнёрстве семьи и детского сада.

Предмет:

Организация условий для внедрения технологий взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию у детей основ физической культуры и здоровья, интереса и ценностного отношения к оздоровлению организма, занятиям физической культурой.

Ожидаемый результат:

-увеличение количества детей с высоким уровнем физической подготовленности;

-снижение заболеваемости;

-обогащение социального опыта дошкольников, расширение их кругозора;

-повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;

-повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

-формирование представлений у родителей о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;

- разработка методических рекомендаций для родителей по организации и проведению праздников, развлечений, досугов;

-активное участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе;

-оформление фотогалереи «Мы за активный отдых!», выставка творчества детских работ «Мы здоровью скажем «Да»;

- создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников».

Совместная деятельность участников проекта:

- тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;

- мониторинговые процедуры, анкетирование;

- поход родителей с детьми в парк (или на стадион);

- праздники и досуги;

- игры, эстафеты, конкурсы;

- беседы, консультации для родителей;

- выставка детского творчества.

Межпредметные связи:

Физическая культура: развитие физических качеств накопление двигательного опыта как важных условий сохранения и укрепления здоровья детей.

Здоровье: формирование представлений о здоровом образе жизни, закрепление знаний и понятий о том, как нужно сохранять здоровье.

Безопасность: формирование основ безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности.

Социализация: развитие игровой деятельности детей, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительного отношения к себе, гендерной принадлежности.

Познание: развитие сенсорной культуры, расширение кругозора, в части представлений о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни.

Художественная литература: использование художественных произведений и фольклора для обогащения содержания области.

Художественное творчество: удовлетворение потребности детей самовыражения в продуктивной деятельности.

Музыка: использование музыкальных произведений для развития двигательного творчества детей.

Продукты проекта:

Картотека «Подвижные игры и считалки для детей дошкольников»

Картотека «Гимнастика после пробуждения»

Сборник конкурсов и эстафет

Выставка рисунков и фотографий «Мы здоровью скажем «Да»

Конспекты игровых занятий, праздников и развлечений

Презентация «Что мы знаем о спортивных играх», «Что такое спорт?»

Мини библиотека

Работа с родителями:

-Оформление папки с консультациями: «Закаливание ребенка», «Движение- основа здоровья», «Формирование здорового образа жизни у детей», «Гимнастика для стоп- профилактика плоскостопия», «Формирование правильной осанки».

-Анкетирование по физическому воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.

Работа с детьми:

-Беседы с показом презентаций о здоровом образе жизни;

-Чтение литературы по теме (составление мини библиотеки);

-Проведение физкультурных, корригирующих занятий, досугов и праздников;

-Подвижные игры, эстафеты и конкурсы;

Этапы работы над проектом:

Этапы проекта

Формы работы

Время проведения

Подготовительный

Постановка проблемы, определение целей и задач. Подбор и изучение методической литературы. Исследование уровня владения информацией родителей о значении физкультурно-оздоровительных упражнений и игр с детьми дошкольного возраста и ее осуществление в условиях семейного воспитания. Анкетирование родителей по вопросу исследования, которое позволило определить степень активного отдыха и уровень оснащенности развивающей среды пребывания ребенка дома. Проведение бесед с детьми на тему «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься», «Мои зубки, глазки, ушки», мониторинг физического развития и физической подготовленности. С педагогами организована дискуссия о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма, режиме дня, об организации активного досуга в группе и на прогулке. Разработка перспективного плана, конспектов занятий, праздников, презентаций.

Сентябрь-Октябрь

Основной

Практическое осуществление проекта: теоретическое и практическое изучение проблемы ребенком во взаимодействии с родителями и педагогами ДОУ.

Проведение познавательно-развивающих, физкультурно-оздоровительных и корригирующих мероприятий с участием воспитанников и их родителей: утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, дыхательная, зрительная гимнастика, гимнастика после сна, витаминизация, проведение физкультурных занятии (2 раза в неделю) и 1 раз в неделю на свежем воздухе и проведение каждый день, при благоприятных климатических условиях, на свежем воздухе подвижных игр.

Октябрь-Апрель

Заключительный

Мониторинг физического развития и подготовленности в конце учебного года. Анализ полученных результатов по физическому развитию и подготовленности детей. Фотовыставка из физкультурных занятий, рисунков.

Туристический поход в весенний парк «Встреча с дедушкой Эхо».

Физкультурный досуг по спортивному ориентированию «Найди лису». Родительское собрание. Экскурсия детей с родителями на физкультурный стадион.

Обсуждение с педагогами этапов реализации проекта и их оценка с точки зрения значимости для общего результата деятельности. Презентация проекта.

Май

Перспективный план

Тема и время проведения

Формы проведения

Задачи

Сентябрь-Октябрь

«Что такое здоровье?», «Если хочешь быть здоров – закаляйся»

Беседы с детьми о здоровом образе жизни; мониторинг физического развития и физической подготовленности. С педагогами организована дискуссия о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма, режиме дня. Анкетирование родителей;

Опросить детей на тему "Что понимают они под словом «здоровье», «закаливание»

Научить детей заботится о своём здоровье.

Изучить понятия, касающиеся темы проекта, современные нормативные документы, регламентирующие деятельность по здоровьесбережению.

Анализ состояния здоровья, физического развития и подготовленности детей на начало учебного года.

Выявить уровень владения информацией родителей о значении физкультурно-оздоровительных упражнений и игр с детьми дошкольного возраста и ее осуществление в условиях семейного воспитания. Выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье.

Ноябрь-Декабрь

«Научно – исследовательская экспедиция»

Корригирующие, физкультурные занятия с использованием оборудования физкультурного зала.

Развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей. Формирование глубокого, ритмичного выдоха.

Январь-Февраль

«Вперед, мальчишки», «Мы будущие солдаты!»

Физкультурные занятия, досуги, спортивный праздник.

Формирование чувства патриотизма, гордости за воинов – защитников, формирование интереса к службе в армии.

Март-Апрель. «Движение – основа здоровья», «Что мы знаем о спортивных играх», «Что такое спорт?»

Консультация для родителей Подвижные игры, считалки, физкультминутки, динамические паузы. Презентация. Статьи в родительский уголок (Закаливающие процедуры, осанка, плоскостопие).

Сформировать у родителей представление о значении спортивных игр и развлечений, о закаливающих процедурах для нормального физического развития ребёнка. Способствовать всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию.

Май «Мы здоровью скажем «Да», «Найди лису», «Встреча с дедушкой Эхо».

Мониторинг физического развития и подготовленности на конец учебного года. Родительское собрание. Выставка рисунков. Физкультурный досуг. Туристический поход в весенний парк. Экскурсия на физкультурный стадион детей с родителями. Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста ЗОЖ». Рекомендации родителям.

Анализ состояния здоровья, физического развития и подготовленности детей на конец учебного года. Знакомство родителей с результатами мониторинга на начало и конец года. Развитие быстроты, силы, выносливости. Приобщение родителей к формированию интереса детей к оздоровлению собственного организма.

Пропаганда здорового образа жизни.

Критерии оценки реализации проекта:

-состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского персонала;

-показатели физической подготовленности на конец учебного года по сравнению с началом года;

-сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;

-показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений)

Достигнутые результаты:

Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась:

-устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

-элементарные представления о здоровом образе жизни;

-осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);

-повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимые в ДОУ.

Оценка рисков:

При реализации Проекта возможны следующие ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности:

1. Активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме Проекта.

2. Взаимодействие всех работников ДОУ с целью решения целей и задач Проекта, загруженность воспитателей дополнительной деятельностью. Предусмотрев это на этапе подготовки проекта проведена коррекция перспективного планирования специалистов ДОУ и воспитателей.

3. Снижение интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в Проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и двигательную активность детей.

Дальнейшее развитие проекта:

Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Туристические походы, физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Расширение знаний родителей в вопросе организации совместной деятельности и ее значения для общего физического и соматического развития организма ребенка позволяет активизировать их деятельность в условиях семейного воспитания. Таким образом, при совместно организованной деятельности в семье и ДОУ на основе активных форм отдыха помогает укрепить здоровье ребенка и снизить заболеваемость по группам.

Сегодня можно сказать, что данный проект позволяет достичь поставленных целей при наименьших затратах ресурсов. Кроме того, он активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной игровой деятельности. Внедряемая система целенаправленных мероприятий привела к качественным изменениям в показателях физического развития и здоровья дошкольников: снижению заболеваемости детей.

Таким образом, повышение эффективности педагогического опыта по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни стало возможным благодаря внедрению системы мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения с родителями и созданию единых условий для полноценного физического развития в детском саду и семье.

Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением детей группы и их родителей. Разработка технологии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в вопросах оздоровления и закаливания детей и реализация их в практике работы МАДОУ. Данный проект может быть использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы.

Список используемой литературы

1. «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» В.Г. Алямовская Москва 2005г.

2. «Технология оздоровления детей в детском саду» Е.А. Бабенкова Москва 2012г.

3. «Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие». В.К.Велитченко - М.: Терра-Спорт, 2000г.

4. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Н.С. Галицина Москва 2008г.

5. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» А.В. Дронь Санкт-Петербург 2011г.

6. «Мой огранизм» С.А. Козлова Москва 2001г.

7. «Весёлая физкультура для детей и их родителей. Занятия развлечения, праздники, походы». О.Б. Казина – Ярославль: «Академия развития: Академия Холдинг», 2005г.

8. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» Н.И. Крылова Волгоград 2009г.

9. «Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований» Москва 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «Движения для здоровья»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376321","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Способствовать укреплению здоровья детей, воспитанию у детей потребности в занятиях физичес...

Познавательно-экспериментальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Птицы-наши друзья»

Суть проекта заключается в том, чтобы:*Во время целевых прогулок, экскурсий в уголок леса, и на экологической тропе, организованной на территории детского сада, дети могли больше узнать о зимующих пти...

Профориентация в ДОУ. Проект для детей старшего дошкольного возраста "Профессии наших родителей"

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Профессии наших родителей" с приложениями -различными полезными материалами по ранней дошкольной профориентации....

Проект для детей старшего дошкольного возраста Профессии наших родителей

Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время....

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Пчелы-наши друзья"

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. В этом возрасте формируется ответственное отношение к природе. Чем раньше начнется работа...