Подвижные игры в младшей группе на уч. год
учебно-методический материал по физкультуре (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Подвижные игры
в
младшей группе на год
Содержание игр | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | Март | Апрель | май | |||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Догони зайку | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цапля и лягушка | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раз, два, три -догони | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бабочки | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Найди цветочек м.п/и | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мыши и кот | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Найди свой домик | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Догони мяч | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Птичка и птенчики | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зайчики в домиках | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кот и воробышки | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автомобили | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наседка и цыплята | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мыши и кот | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
По ровной дорожке | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лохматый пес | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лягушки-попрыгушки | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мыши в кладовой | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кот и воробышки | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коршун и птички | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лохматый пес | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Птицы и дождь | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Найди себе пару | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лягушки -попрыгушки | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трамвай | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кролики | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
По ровной дорожке | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
С кочки на кочку | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Огуречик, огуречик | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кролики | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы топаем ногами | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ловкий шофер | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Найди себе пару | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тишина | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мыши в кладовой | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трамвай | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поймай комара | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Огуречик, огуречик | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наседка и цыплята | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы топаем ногами | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коршун и птички | + |
Сентябрь
1 неделя
«Догони зайку»
Задачи:
- формировать умение ориентироваться в пространстве;
- бегать стайкой за взрослым в индивидуальном темпе;
- добегать да определенного места;
- упражнять в подскоках на месте на двух ногах;
- развивать слуховое внимание;
- воспитывать любовь к животным.
Оборудование: мягкая игрушка заяц, гимнастическая скамейка — 2 шт., детский стульчик
Ход игры
Дети присаживаются на гимнастические скамейки, стоящие вдоль одной из сторон физкультурного зала. Напротив детей на расстоянии 1,5-2 м на стульчик усаживают зайца.
Педагог:
- Дети, к нам из леса прибежал зайка. Посмотрите, какая пушистая у зайки шерстка, какие длинные уши. Про зайку так говорят: «По полю скачет - ушки прячет, встанет столбом — ушки торчком». Зайка любит бегать и прыгать, играть с детками. Детки, покажите, как зайка прыгает».
Дети выполняют поскоки на двух ногах около скамеек. Педагог берет игрушку в руки, произносит:
Педагог:
- Зайка в лес побежал, догоните зайку!»
Педагог в медленном темпе бежит на противоположную сторону зала. Дети в индивидуальном темпе бегут за ним. Педагог ждет, когда все дети «догонят зайку», дает погладить игрушку каждому ребенку.
Педагог:
- Молодцы, мальчики и девочки! Давайте похлопаем в ладоши, похвалим друг друга.
Через 10-15 секунд игру можно повторить.
«Цапля и лягушки»
Цель: Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет.
Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг), где живут лягушки, отмечаются кубами (сторона 20 см), между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки с песком. Поодаль гнездо цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля (водящий) стоит в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивает веревку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли — они выскакивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом. (Они остаются там, пока не выберут новую цаплю.) Если все лягушки успеют выскочить из болота и цапля никого не поймает, она возвращается к себе в дом одна. После 2—3 игры выбирается новая цапля.
Указания. Веревки накладывают на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если задеть их при прыжке. Упавшую веревку снова кладут на место. Играющие (лягушки) должны равномерно располагаться по всей площади болота. В игре могут быть и 2 цапли.
«Раз, два, три – беги»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
2 неделя
«Бабочки»
Цель игры: расширять представления детей о повадках и жизни бабочек, закреплять знание основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий), развивать умение легко передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивать слух, внимание, скорость реакции.
Оборудование: бабочки и цветы сделаны из цветной бумаги (цвет бабочек соответствует цвету цветка).
Ход игры: перед началом игры ведущий раздает детям бабочек. На ковре (или на игровой площадке) лежат цветы. Звучит музыка, дети свободно передвигаются вокруг цветов (имитируют полет бабочек). Как только музыка останавливается, дети подбегают к тем цветам, что соответствуют по цвету бабочкам. Игра повторяется 4-5 раз. Можно усложнить игру, перемещая цветы по ковру (или по площадке) в то время, когда играет музыка.
Малоподвижная игра «Найдем цветочек»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
1. По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, Раз-два!
Дети идут пo кругу.
2. По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
Раз-два, Раз-два!
Прыгают на двух ногах.
В яму—бух...
Присаживаются на корточки.
Ух-у-ух
Выпрямляются.
З. По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Идут пo кругу.
Устали наши ножки.
Останавливаются.
Вот наш дом.
Там мы живем!
Бегут к стульчикам в противоположный конец и садятся.
3 неделя
« Мыши и кот»
Цель: упражнять детей действовать в соответствии с правилами игры, выполнять ходьбу, бег врассыпную, использовать всю площадь зала
Ход игры: Дети-мыши сидят в норках (на скамейках или стульях, поставленных вдоль стен зала). В одном из углов площадки сидит кот – воспитатель. Кот засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро бегут и прячутся в норках (занимают свои места на стульях). После того как все мыши вернутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает. … Из норок мышки могут выбегать только тогда, когда кошка закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки — после того как кошка проснется и замяукает. В игре можно использовать и кошку-игрушку.
4 неделя
«Найди свой домик»
Цель игры: находить свой домик, бегать, не задевая друг друга. Действия выполнять по сигналу воспитателя, упражнять в умении называть и различать основные цвета спектра, игрушка лиса.
Оборудование: пластмассовые шарики красного, жёлтого, синего цветов, домики соответствующих цветов.
Ход игры: предлагаю детям представить, что мы сегодня зайки, которые гуляют на лужайке и, что у каждой зайки свой домик. Проводим беседу о том, кого же боится зайка (лису, и, что при виде лисы зайка прячется в домик. Предлагаю проговорить цвет шарика у каждого зайки и цвет его домика. Раздаю детям шарики разных цветов, проговариваю с детьми и напоминаю цвет домика.
По сигналу зайки (дети, гуляют по лужайке, при появлении лисы зайки прячутся в свой домик, дети находят свои домики : те, у кого в руках красный шарик бегут к красному домику, у кого в руках желтый шарик бегут к желтому домику, у кого в руках синий шарик бегут к синему домику. Игра повторяется несколько раз. Меняем местами домики.
Октябрь
1неделя
«Догони мяч»
Цель: упражнять детей игре в мяч.
Ход игры: Дети играют на площадке кто с кем хочет. Воспитатель подзывает нескольких детей, предлагает им побегать за мячом и поиграть с ним. Называя имена детей, воспитатель поочередно раскатывает мячи в разных направлениях. Ребенок бежит за мячом, ловит его и приносят педагогу. Воспитатель снова бросает мячи, но уже в другом направлении.
2 неделя
«Птица и птенчики» (1 вариант)
Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег и ходьбу врассыпную, использовать всю площадь зала.
Ход игры: «Я буду птица, а вы – птенчики, - говорит воспитатель и предлагает детям посмотреть на большой круг (из шнура) – это наше гнездо и приглашает птенчиков в него. Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели птенчики зернышки искать», - говорит воспитатель. Птенчики вылетают из гнезда. «Птица – мама» летает вместе с птенцами по всему залу. По сигналу: «Полетели домой, в гнездо!» - все дети бегут в круг.
«Птица и птенчики» (2 вариант)
Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, выполнять бег и ходьбу врассыпную, ориентироваться в пространстве, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Дети делятся на группы по 5—6 человек. Каждая группа имеет свой домик — гнездышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанную за концы веревку и т.п.). Дети сидят на корточках, изображают птенчиков в гнездышках, воспитатель — птичку. По сигналу: «Полетели, полетели птенчики зернышки искать» птенчики вылетают из гнездышка и стараются улететь за кормом подальше. По сигналу воспитателя: «Полетели домой, в гнездо!» птенчики возвращаются в свои гнездышки.
Воспитатель напоминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше от дома, там больше корма для птичек.
3 неделя
« Зайчики в домиках»
Цели: Упражнять детей в прыжках. Учить сильно отталкиваться от пола. Побуждать действовать по сигналу.
Ход игры : Обручи лежат на полу. Это домики зайчиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. На слова взрослого: «Серый волк!» —
бегут к обручам и впрыгивают в них. Затем игра продолжается. В игре могут участвовать один или несколько детей. Воспитатель подбадривает: «Вот какой зайчик сильный, хорошо оттолкнулся и прыгнул прямо в домик».
Вариант игры. У каждого зайчика свой домик в виде круга, квадрата, треугольника.
4 неделя
« Кот и воробышки»
1 вариант
Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.
Ход игры: «Кот» располагается на одной стороне зала (площадки), а дети – «воробышки» - на другой. Дети – «воробышки» приближаются к «коту» вместе с воспитателем, который произносит: Котя, котенька, коток, Котя – черненький хвосток, он на бревнышке лежит, притворился, будто спит. На слова «Будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить «воробышков», которые убегают от него в свой домик (за черту).
2 вариант
Цель: упражнять детей выполнять прыжки с высоты.
Ход игры: Дети стоят на скамеечках, на больших кубиках, положенных на полу в одной стороне площадки. Это воробышки на крыше. В стороне сидит кот (воспитатель или кто-нибудь из детей). Кот спит. «Воробышки полетели» — говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.
Указания. Следить, чтобы дети мягко приземлялись, спрыгивали на носки и сгибали колени.
Ноябрь
1 неделя
«Автомобили»( 1 вариант)
Цель: упражнять детей действовать в соответствии с двумя цветовым сигналам, выполнять бег врассыпную, использовать все пространство зала.
Ход игры: Каждый играющий получает руль (картонный или фанерный). По сигналу воспитателя (поднят зеленый флажок) дети разбегаются врассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (поднят красный флажок) автомобили останавливаются.
«Автомобили» (2 вариант).
Цель: упражнять детей действовать по двум цветовым сигналам, выполнять бег врассыпную, использовать все пространство зала.
Ход игры: Каждый играющий получает руль (картонный или фанерный). По сигналу воспитателя (поднят зеленый флажок) дети разбегаются врассыпную так, чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время воспитатель поднимает флажок желтого цвета, дети переходят на ходьбу. На поднятый флажок красного цвета – «автомобили» останавливаются.
2 неделя
« Наседка и цыплята»
Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, выполнять ходьбу, бег врассыпную, подлезание под препятствие, не касаясь руками пола, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Играющие дети изображают цыплят, воспитатель — наседку. Цыплята с наседкой находятся в доме (место, огороженное натянутой между стойками или стульями веревкой на высоте 35—40 см). В стороне живет воображаемая большая птица. Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, наклоняются, приседают, ищут корм. По словам воспитателя «Большая птица летит!» все цыплята быстро убегают и прячутся в доме. Когда цыплята возвращаются домой, убегая от большой птицы, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задели ее.
3 неделя
« Мыши и кот»
Цель: упражнять детей действовать в соответствии с правилами игры, выполнять ходьбу, бег врассыпную, использовать всю площадь зала
Ход игры: Дети-мыши сидят в норках (на скамейках или стульях, поставленных вдоль стен зала). В одном из углов площадки сидит кот – воспитатель. Кот засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро бегут и прячутся в норках (занимают свои места на стульях). После того как все мыши вернутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает. … Из норок мышки могут выбегать только тогда, когда кошка закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки — после того как кошка проснется и замяукает. В игре можно использовать и кошку-игрушку.
4 неделя
« По ровной дорожке»
Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом и ритмом стихотворения, выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, действовать совместно, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам, по камешкам, по камешкам..В яму - бух!
При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам»,— они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы»,— говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется.
Декабрь
1 неделя
«Лохматый пес»
Цель: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.
Ход игры: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, воспитатель говорит: «Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит – не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим – что же будет?». Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту). Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.
Варианты: Поставить преграду – скамеечки на пути детей; на пути собаки.
« Лягушки-попрыгушки»
Цель: упражнять детей выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, перепрыгивание через лежащий на полу шнур.
Ход игры: На одной стороне зала на полу лежит шнур – это «болотце». Дети – «лягушки – попрыгушки» становятся на другой стороне зала в одну шеренгу на исходную линию. Воспитатель говорит: Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, скачут вытянувши ножки.
В соответствии с ритмом стихотворения дети выполняют прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед (примерно 16 прыжков) до «болотца» и прыгают через шнур, произнося: «Плюх!». После паузы игровое упражнение повторяется. Если группа детей большая, то построение производится в две шеренги и во избежание травм расстояние между шеренгами составляет примерно 1,5 – 2м. Дети второй шеренги вступают в игру чуть позже и только по сигналу воспитателя.
2 неделя
«Мыши в кладовой»
Цель: упражнять детей выполнять бег врассыпную, подлезание под шнур, не касаясь руками пола.
Ход игры: Дети изображают мышей. Они стоят или сидят на стульях, скамейках на одной стороне площадки — мышки в норках. На противоположной стороне, на высоте 50—40 см натянута веревка, за ней кладовая. Сбоку от играющих сидит воспитатель, исполняющий роль кошки. Кошка засыпает. Мыши бегут в кладовую, нагибаются, подлезая под веревку (надо стараться наклониться пониже, чтобы не задеть её). В кладовой мыши присаживаются на корточки и грызут сухари. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. (Кошка не ловит мышей, она только делает вид, что хочет поймать их). Затем кошка возвращается на место и засыпает, игра продолжается.
3 неделя
«Кот и воробышки» ( 1 вариант)
Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.
Ход игры: «Кот» располагается на одной стороне зала (площадки), а дети – «воробышки» - на другой. Дети – «воробышки» приближаются к «коту» вместе с воспитателем, который произносит: Котя, котенька, коток, Котя – черненький хвосток, он на бревнышке лежит, притворился, будто спит. На слова «Будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить «воробышков», которые убегают от него в свой домик (за черту).
«Кот и воробышки» (2 вариант).
Цель: упражнять детей выполнять прыжки с высоты.
Ход игры: Дети стоят на скамеечках, на больших кубиках, положенных на полу в одной стороне площадки. Это воробышки на крыше. В стороне сидит кот (воспитатель или кто-нибудь из детей). Кот спит. «Воробышки полетели» — говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.
Указания. Следить, чтобы дети мягко приземлялись, спрыгивали на носки и сгибали колени.
4 неделя
«Коршун и птички»
Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, выполнять ходьбу, бег врассыпную, прыжки с высоты 15–20 см, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Дети – «птенчики» сидят в «гнездышках» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Ведущий – «коршун» располагается на дереве (стуле) на некотором расстоянии от них. Воспитатель предлагает «птенчикам» полетать, поклевать зернышек. Дети выполняют ходьбу врассыпную, не задевая друг друга, затем бег. По сигналу: «Коршун!» - птенчики быстро возвращаются в свои «гнездышки» (можно занимать любое свободное место), а «коршун» старается поймать кого-либо из них.
ЯНВАРЬ
1 неделя
«Лохматый пес»
Цель: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.
Ход игры: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, воспитатель говорит: «Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит – не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим – что же будет?». Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту). Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.
Варианты: Поставить преграду – скамеечки на пути детей; на пути собаки.
2 неделя
«Птицы и дождь»
Цель игры «Птички и дождик» — учить действовать по команде взрослого, закреплять знания птиц, упражнять в произнесении звуков, выполнении характерных движений.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Внимательно слушайте и выполняйте названные действия».
Воспитатель:
Птички летают (дети бегают по площадке), клюют зёрнышки (присаживаются на корточки), снова полетели.
Вдруг закапал дождик, застучал по крышам кап-кап-кап, прячьтесь, птички (дети прячутся).
Дождь прошёл, и опять птички полетели, песенку запели (дети имитируют голоса знакомых птиц).
3 неделя
«Найди себе пару»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
Ход игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».
Правила:
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.
Каждый раз играющие должны иметь пару.
Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.
4 неделя
« Лягушки-попрыгушки»
Цель: упражнять детей выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, перепрыгивание через лежащий на полу шнур.
Ход игры: На одной стороне зала на полу лежит шнур – это «болотце». Дети – «лягушки – попрыгушки» становятся на другой стороне зала в одну шеренгу на исходную линию. Воспитатель говорит: Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, скачут вытянувши ножки.
В соответствии с ритмом стихотворения дети выполняют прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед (примерно 16 прыжков) до «болотца» и прыгают через шнур, произнося: «Плюх!». После паузы игровое упражнение повторяется. Если группа детей большая, то построение производится в две шеренги и во избежание травм расстояние между шеренгами составляет примерно 1,5 – 2м. Дети второй шеренги вступают в игру чуть позже и только по сигналу воспитателя.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
«Трамвай»
Цель: упражнять детей выполнять ходьбу, бег в колонне по два, действовать в соответствии с цветовым сигналом, сообща, выполнять подлезание.
Ход игры: Дети стоят в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие - левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три цветных флага: желтый, красный, зеленый. Он объясняет, что на зеленый сигнал надо двигаться, на красный, желтый - останавливаться. Воспитатель поднимает зеленый флаг - трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты (площадки). Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет. Если по-прежнему зеленый цвет, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый флаг, чтобы снова можно было двигаться.
При небольшом количестве детей, можно поставить их в одну колонну. Можно на пути организовать остановку. Подъезжая к ней, трамвай замедляет ход, останавливается. Для того чтобы войти и выйти, дети приподнимают шнур.
2 неделя
« Кролики»
Цель: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.
Ход игры: На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки!». Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает.
3 неделя
«По ровной дорожке»
Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом и ритмом стихотворения, выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, действовать совместно, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам, по камешкам, по камешкам..В яму - бух!
При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам»,— они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы»,— говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется.
4 неделя
«С кочки на кочку»
Цель. Упражнять детей в ходьбе с переступанием, в прыжках на двух ногах.
Ход игры. Дети стоят в одной стороне зала (площадки). Воспитатель раскладывает на полу (земле) обручи на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу педагога дети переходят на другую сторону зала, переступая из обруча в обруч. Указания. Вместо обручей можно использовать небольшие фанерные кружки; кружки, выложенные из веревки; начерченные мелом и т. п. (диаметр 30 - 35 см). Когда дети научатся хорошо перешагивать с кочки на кочку, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок или перепрыгивая на двух ногах. Сначала малыши выполняют упражнение по одному или по двое, а затем по нескольку человек или все вместе.
МАРТ
1 Неделя
« Огуречик, огуречик»
Цель: упражнять детей выполнять бег врассыпную, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, использовать все пространство зала.
Ход игры: На одной стороне зала – воспитатель «мышка», на другой стороне – дети. Они приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
Дети убегают за условную черту в свой «домик», а педагог их догоняет.
2 неделя
«Кролики»
Цель: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.
Ход игры: На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки!». Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает.
3 неделя
«Мы топаем ногами»
Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять бег по кругу.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми становится в круг на расстоянии выпрямленных в сторону рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, и продолжают:
И бегаем кругом, и бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети замедляют движение, останавливаются. При выполнении бега можно предложить детям опустить руки.
4 неделя
«Ловкий шофер»
Цель: упражнять детей действовать по цветовому сигналу, двигаться врассыпную в разных направлениях, использовать всю площадь зала. Повторить правила дорожного движения.
Ход игры: Дети располагаются произвольно по всему залу, в руках у каждого ребенка руль (обруч). По сигналу воспитателя: «Поехали!» - дети – «машины» разъезжаются по всему залу в разных направлениях, стараясь не мешать друг другу. Если педагог поднимает флажок красного цвета, то все машины останавливаются. Если зеленый – продолжают движение.
АПРЕЛЬ
1 неделя
«Нади себе пару»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
Ход игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».
«Тишина»
Цель: упражнять детей выполнять ходьбу в колонне по одному.
Ход игры: Ходьба в колонне по одному в обход площадки за воспитателем и совместное проговаривание строчек стихотворения:
Тишина у пруда, не колышется трава.
Не шумите, камыши, засыпайте, малыши.
По окончании стихотворения дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Через несколько секунд воспитатель произносит громко: «Ква-ква-ква!» - и поясняет, что лягушки разбудили ребят, и они проснулись, поднялись и потянулись.
2 неделя
«Мыши в кладовой»
Цель: упражнять детей выполнять бег врассыпную, подлезание под шнур, не касаясь руками пола
Ход игры: Дети изображают мышей. Они стоят или сидят на стульях, скамейках на одной стороне площадки — мышки в норках. На противоположной стороне, на высоте 50—40 см натянута веревка, за ней кладовая. Сбоку от играющих сидит воспитатель, исполняющий роль кошки. Кошка засыпает. Мыши бегут в кладовую, нагибаются, подлезая под веревку (надо стараться наклониться пониже, чтобы не задеть её). В кладовой мыши присаживаются на корточки и грызут сухари. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. (Кошка не ловит мышей, она только делает вид, что хочет поймать их). Затем кошка возвращается на место и засыпает, игра продолжается.
3 неделя
«Трамвай»
Цель: упражнять детей выполнять ходьбу, бег в колонне по два, действовать в соответствии с цветовым сигналом, сообща, выполнять подлезание.
Ход игры: Дети стоят в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие - левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три цветных флага: желтый, красный, зеленый. Он объясняет, что на зеленый сигнал надо двигаться, на красный, желтый - останавливаться. Воспитатель поднимает зеленый флаг - трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты (площадки). Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет. Если по-прежнему зеленый цвет, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый флаг, чтобы снова можно было двигаться.
При небольшом количестве детей, можно поставить их в одну колонну. Можно на пути организовать остановку. Подъезжая к ней, трамвай замедляет ход, останавливается. Для того чтобы войти и выйти, дети приподнимают шнур.
4 неделя
«Поймай комара»
Цель: упражнять детей выполнять прыжки вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка, не уменьшать круг во время подпрыгиваний.
Ход игры: Дети стоят по кругу лицом к центру на расстоянии вытянутых рук. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1—1,5 м) с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих. Когда комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!».
Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг во время подпрыгиваний. Вращая прут с комаром, воспитатель то опускает, то приподнимает его.
МАЙ
1 неделя
« Огуречик, огуречик»
Цель: упражнять детей выполнять бег врассыпную, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, использовать все пространство зала.
Ход игры: На одной стороне зала – воспитатель «мышка», на другой стороне – дети. Они приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
Дети убегают за условную черту в свой «домик», а педагог их догоняет.
2 неделя
« Наседка и цыплята»
Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, выполнять ходьбу, бег врассыпную, подлезание под препятствие, не касаясь руками пола, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Играющие дети изображают цыплят, воспитатель — наседку. Цыплята с наседкой находятся в доме (место, огороженное натянутой между стойками или стульями веревкой на высоте 35—40 см). В стороне живет воображаемая большая птица. Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, наклоняются, приседают, ищут корм. По словам воспитателя «Большая птица летит!» все цыплята быстро убегают и прячутся в доме. Когда цыплята возвращаются домой, убегая от большой птицы, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задели ее.
3 неделя
«Мы топаем ногами»
Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять бег по кругу.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми становится в круг на расстоянии выпрямленных в сторону рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, и продолжают:
И бегаем кругом, и бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети замедляют движение, останавливаются. При выполнении бега можно предложить детям опустить руки.
4 неделя
«Коршун и птички»
Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, выполнять ходьбу, бег врассыпную, прыжки с высоты 15–20 см, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Дети – «птенчики» сидят в «гнездышках» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Ведущий – «коршун» располагается на дереве (стуле) на некотором расстоянии от них. Воспитатель предлагает «птенчикам» полетать, поклевать зернышек. Дети выполняют ходьбу врассыпную, не задевая друг друга, затем бег. По сигналу: «Коршун!» - птенчики быстро возвращаются в свои «гнездышки» (можно занимать любое свободное место), а «коршун» старается поймать кого-либо из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подвижные игры (младшая группа)
здесь собраны лучшие игры для детей 3-4 лет...
Подвижные игры (младшая группа)
Презентация на тему "Подвижные игры в младшей группе"...
Подвижные игры (младшая группа)
Подвижные игры для детей младшей группы...
Презентация "Подвижные игры" младшая группа
Подвижные игры...
Подвижные игры младшей группы
Картотека подвижных игр для младшей группы...
Картотека по физкультуре. Подвижные игры. младшая группа.
Картотека по физкультуре. Подвижные игры. младшая группа....
Подвижные игры (младшая группа)
Подвижная игра "Поезд"...