Рабочая программа по физическому развитию для детей с ТНР
рабочая программа по физкультуре (старшая группа)
Программа по физическому развитию для детей ТНР старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2024-2025_solnyshki.docx | 80.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа – интернат»
____________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ
«Калачинская адаптивная
школа – интернат»
_________Козицкая Н.В.
приказ № ______
« »__________2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
групповых и индивидуальных занятий
по физкультуре
для детей 5-6 лет
с тяжёлыми нарушениями речи
на 2024- 2025 учебный год
Составитель: инструктор физической культуре Мецлер Л. В. ________(подпись) Рассмотрена на заседании МО«___»__________2024 г., протокол №___ Руководитель МО ____________Тимошенкова Л.И Согласована на МС протокол № ___ «___»__________ 2024г., Согласовано зам.директора по ВР __________Малышева И.В |
Калачинск, 2024 г.
Содержание
1 Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………….. 3
1.1 Цели, задачи …………………………………………………………….…………………………………………………………. 4
1.2. Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………………………………………… 5
1.3 Формы работы……………………………………………………………………………………………………………………… 5
1.4 Методы работы……………………………………………………………………………………………………………………… 6
1.5 Педагогические технологии……………………………………………………………………………………………………….. 8
1.6. Взаимодействие инструктора по физической культуре с участниками коррекционно-педагогического процесса……….. 9
2. Общая характеристика.……… …………………………………………………………………………………………………… 11
3. Планируемые результаты освоение программы…………………….…………………………………………………………… 12
4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности …………………. ………………………………………… 13
5. Содержание программы…………………………………………………………………………………………………… ………… 16
6. Календарно-тематическое планирование по «Физической культуре»………………………………………………………….. 16
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение………………………………………………………………….. 20
- Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана для группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 6 лет по образовательной области «Физическое развитие» на 2024 –2025 учебный год. Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022г., регистрационный номер 70809) (в ред. от 29.12.2022г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155(зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 14 ноября 2013г., регистрационный номер 30384) (в ред. 21 января 2019 г.);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года за №1022 «Об Утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Миюсте России 27.01.2023 №72149);
- Приказ Минпросвещения России от31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления о образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- СанПиН 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября2020 г. № 28;
- Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат»;
- Устав КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» (утверждён распоряжением Министерства образования Омской области от 26.03.2015 года № 1148);
- АОП ДО КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат».
Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа предназначена для обучающихся дошкольного возраста с тяжёлыми нарушением речи второго года обучения и составлена по образовательной области «Физическое развитие» (ФГОС ДО), которая включает в себя виды образовательной деятельности «Здоровье» и «Физкультура». Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В настоящее время, целью обучения и воспитания детей с тяжёлыми нарушением речи является приобретение знаний, умений и навыков, в том числе и двигательных, такого уровня, которые бы позволили адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни.
Решающее значение в решении проблемы интеграции и социализации детей с ТНР в жизнь современного общества приобретает физическая культура и спорт. Они способствуют накоплению двигательного опыта и базы двигательных действий, что способствует адаптации к самообслуживанию, а, следовательно, и ко всему прочему, что связано с процессом социализации.
Физическое развитие детей с тяжёлыми нарушением речи тесно связано с совершенствованием психических процессов. Следовательно, нарушение соматического здоровья зачастую сказывается на развитии психики ребенка, на его способности к обучению. Поэтому физическому развитию детей специалисты придают важное значение.
Физическое развитие и физическое воспитание тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, развитие и коррекцию основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно—двигательной координации. Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Для реализации программы используются материалы программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), старшего и подготовительного к школе возраста (5-6 лет) «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по освоению детьми раннего возраста (2-3 лет) образовательной области и «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3 до 7 лет» (автор Н.В.Нищева).
Образовательная область «Физическое развитие» тесно связана с другими образовательными областями:
- «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни. Накопления опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоения культуры здорового труда. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
- «Познавательное развитие»
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здорового образа жизни человека.
- «Речевое развитие»
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового жизни человека. Формирование ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни при чтении художественных произведений на данную тему.
- «Художественно-эстетическое развитие»
Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровья».
1.1. Цель, задачи
Целью программы является формирование физического развития физического воспитания, укрепление здоровья, совершенствования функций формирующегося организма ребенка с нарушением интеллекта, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной координации и развитие зрительно-двигательной координации.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- укреплять здоровье, осанку;
- работать над профилактикой плоскостопия;
- развивать и совершенствовать двигательные умения, координацию движений, ориентировку в пространстве;
- формировать элементарные знания о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей ребенка с нарушением интеллекта;
- обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
При разработке рабочей программы, учтены принципы как общей, так и коррекционной педагогики:
- соблюдение интересов ребенка;
- единство воспитательного и образовательного процесса;
- научность содержания обучения;
- системность;
- учет возрастных возможностей ребенка;
- доступность материала;
- повторяемость материала;
- концентричность материала.
Принципы дошкольной коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений;
- принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития, применительно к воспитанию и обучению детей с нарушением интеллекта.
1.3. Формы работы
В работе по образовательной области «Физическое развитие» применяются следующие формы:
Формы работы | Продолжительность |
Подвижные игры во время утреннего приема детей | Ежедневно 10-12 минут |
Физкультминутки | По необходимости на обучающих занятиях 2-3 минуты, после сна |
Релаксация | После всех обучающих занятий 1-3 минуты |
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю 20-25 минут |
Дозированный бег | Ежедневно |
Тренирующая игровая дорожка | Ежедневно 8-10 минут |
Подвижные игры: - сюжетные - бессюжетные - игры-забавы - соревнования - эстафеты - аттракционы | На каждом занятии (1 игра по 5 минут) |
Оздоровительные мероприятия: - элементы закаливания после дневного сна - дыхательные упражнения | Ежедневно |
Физические упражнения и игровые задания: - артикуляционная гимнастика - пальчиковая гимнастика | Ежедневно 8-10 минут |
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня. | Ежедневно, под руководством воспитателя |
Спортивные развлечения | 1 раз в месяц |
Спортивные праздники | 2 раза в год |
Дни здоровья | 1 раз в год |
1.4. Методы работы
Инструктор по физической культуре воздействует на обучающихся с помощью слов, объектов окружающей действительности и практических занятий. Все техники подразделяются на специфические (используются только для физического развития) и общие (применяются во всех обучающих и воспитательных мероприятиях).
Основу методов физического развития составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом. При обучении детей физическим упражнениям применяются следующие методы:
1. Информационно-рецептивный метод. Характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребёнка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения. Педагогу чётко, конкретно, образно донести знания, а ребёнку - осознанно их запомнить и усвоить.
2. Репродуктивный метод обеспечивает полноценное усвоение двигательных действий, воспроизведение способов деятельности. Педагог продумывает систему физических упражнений на воспроизведение известных ребёнку движений, которые сформировались в процессе применения им информационно-рецептивного метода. Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.
3. Метод проблемного обучения. Рассматривается как элемент, составная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором в качестве основной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным. Система обучения, построена только на восприятии ребёнком готовых знаний, не может научить его мыслить, развить до необходимого уровня его способности к творческой деятельности. Перед ребёнком ставится проблема для самостоятельного решения. Осуществляя поиски решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания. Знания, добытые собственными силами, сознательнее усваиваются и прочнее закрепляются в памяти.
4. Метод творческих заданий. Ребёнку предлагается придумать определённые физические упражнения. Он выполняет их один, с группой, в колонне, в шеренге, с предметами и без них. При этом, придумывая игровые сюжеты, ребёнок приобретает умение реализовать свой замысел.
Специфические методы:
1. Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:
- наличие твёрдо предписанной программы движений/техник, порядок повторений, изменения и связи друг с другом;
- точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнений, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;
- создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребёнка, распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажёров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за её воздействием и т.д.
Этот метод направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.
2. Метод круговой тренировки заключается в том, что ребёнок передвигается по заданному кругу, выполняя определённые упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода – достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.
3. Интервальный метод круговой тренировки, необходимо учитывать следующее:
- тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе занятий. Можно повысить количество упражнений или интенсивность выполнения.
- повышать темп выполнения упражнений с учётом индивидуальных способностей ребёнка до максимального;
- после выполнения упражнений необходимо отдыхать примерно в течении 1 минуты.
4. Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребёнка, даёт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и не сюжетные, а так же спортивные игры. Метод даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребёнка.
5. Соревновательный метод способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрее принесёт флажок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество.
Широко используются в системе физического воспитания общедидактические методы: наглядный, вербальный (беседы, команды, вопросы, указания, пояснения, сигналы, образный сюжетный рассказ), практический.
1. Наглядные методы формируют представления в движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.
2. Вербальные методы активизируют сознание ребёнка, способствуют осмыслению задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях.
3. Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребёнка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы строго регламентированы.
При обучении детей двигательным навыкам используются следующие приемы:
Приёмы наглядного метода.
1. Наглядно-зрительный приём. Правильный, чёткий показ образца движения или отдельных его элементов. Подражание образцам окружающей жизни. Использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве. Использование кино- видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач и т. д.
2. Приёмы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, основаны на непосредственной помощи педагога, который прикосновением к ребёнку уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребёнок перестал сутулиться и принял правильное физиологическое положение тела, педагог проводит рукой по спине.
3. Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о выполнении движений. Для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешком на голове, общеразвивающие упражнения общеразвивающие упражнения (ОРУ) с палкой.
4. Наглядно-слуховые приёмы способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, бубен, сопровождаются прибаутками, стихами. Например, по ровненькой дорожке шагают наши ножки…
Приёмы вербального метода. Играют важную роль в обучении движению.
1.5. Педагогические технологии
Используются здоровьесберегающие технологии:
- закаливание, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика и пальчиковая, упражнения для релаксации, физминутки, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для формирования правильной осанки;
- специальные оздоровительные игры (для предупреждения психоэмоционального напряжения), упражнения на релаксацию с сосредоточением дыхания, глазодвигательные упражнения, упражнения на расслабление мышц шеи, упражнения на расслабление мышц, релаксационные игры для снятия эмоционального напряжения;
- игры, которые лечат (игры с песком, сыпучими материалами, рисование пальцами, ладошками) для стабилизации эмоционального состояния детей;
- музыкальная терапия (музыкальные паузы, игры на музыкальных инструментах, использование музыки по утрам в момент прихода детей в детский сад, для пробуждения после дневного сна).
В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, метание, бег, лазанье, ползанье, прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Специфика работы с детьми с нарушениями интеллекта состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности.
Так же используются следующие технологии:
- информационно-коммуникационные технологии: создание мультимедийных презентаций, запоминания информации с помощью ярких образов, использование интернет ресурсов для создание дидактических материалов;
- личностно-ориентированные технологии: глубокое уважение к личности ребенка, учет особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
- игровая технология: использование игры с правилами, игры – соревнования, игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать.
1.6. Взаимодействие инструктора по физической культуре с участниками коррекционно-педагогического процесса
В коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушением речи большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы инструктора по физической культуре со специалистами ДОУ. Успех совместной коррекционно-педагогической работы во многом зависит от правильно организованного взаимодействия инструктора по физической культуре, воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, медицинского персонала, музыкального руководителя и родителей. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушением интеллекта.
В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР при построении системы коррекционно-развивающей работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребенком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Тесное сотрудничество всех специалистов дошкольного учреждения лежит в основе продуманного, психологически корректного, целенаправленного коррекционно-воспитательного процесса. Взаимосвязь специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы. Кроме того, позволяет обеспечить комплексный подход, поскольку таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля.
- Взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями.
Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе: утреннюю гимнастику, завтрак, свободную деятельность детей, прогулки, экскурсии, наблюдения, обед, дневной сон, закаливание и гигиенические процедуры, ужин, укладывание детей спать. В процессе выполнения всех режимных моментов воспитатель обеспечивает двигательную активность, коррекцию нарушений физического развития.
- Взаимодействия инструктора по физической культуре с учителем-дефектологом.
Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре с учителем-дефектологом должно обеспечивать реализацию различных форм организаций двигательной активности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультурные минутки, подвижные игры на воздухе, проведение спортивных праздников. Инструктор по физической культуре изучает двигательную сферу детей с нарушением интеллекта, основные движения, общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис, реципрокную координацию (согласованность разнофазовых действий, смысловую организацию движений: умение выполнять действия по речевой инструкции в целях определенного смысла. Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на развитие двигательной сферы.
- Взаимодействия инструктора по физической культуре с медицинским персоналом.
На начало года медицинской сестрой проводится антропометрия, диагностика
физического развития, определяется группа здоровья.
- Взаимодействие инструктора по физической культуре с музыкальным руководителем.
В ходе музыкально-ритмического воспитания происходит развитие зрительно-моторных координаций, ритмических структур, координации движения, музыки, речи.
- Взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями (или лицами их заменяющими)
Включение родителей в образовательный процесс, существенно ускоряет процесс социализации ребёнка с ОВЗ. Информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье; снизить «дефицит» положительных эмоций у детей; увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей.
Добиться положительного результата коррекционно-развивающей работы невозможно без помощи родителей. Важнейшая задача- привлечь родителей к сотрудничеству и сделать их единомышленниками инструктора по физической культуре.
Основные формы взаимодействия с семьей:
- знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
- информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информативных стендов, приглашение родителей на праздники, создание памяток.
- образование родителей: организация «семейного клуба для родителей», проведение мастер-классов, тренингов.
- совместная деятельность: привлечение родителей к организации семейных праздников, прогулок, экскурсий, спортивным развлечениям, к участию в них.
Содержание направлений работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
- объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на образ ребенка;
- информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач; о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения);
- рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др., наносящих непоправимый вред здоровью ребенка;
- помогать родителям и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка;
- ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычку выполнять ежедневно утреннюю гимнастику, стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями, совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или создание спортивного уголка, покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д., совместное чтение литературы, посвященного спорту, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов;
- знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду; с опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности;
- разъяснять важность посещения детьми мероприятий в детском саду, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации. Через оформление соответствующего раздела в «Уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах) разъяснять необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка;
- создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду и городе.
Таким образом, в процессе физического воспитания и физического развития происходит не только становление двигательной сферы ребенка, а осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности, что в конечном итоге содействует формированию гармоничной, позитивно настроенной личности ребенка.
- Общая характеристика
Реализация рабочей программы инструктора физической культуры по физическому развитию детей в возрасте от 5 до 6 лет опирается на основные показатели физического развития, развития функциональных систем, моторики, психических функций, коммуникативных навыков, социализацию, приоритетные виды детской деятельности, обозначенные в ФОП. Программа разработана на один учебный год, на 2023-2024 год.
Возрастные особенности психофизического развития детей 5-6 лет с ТНР.
Обследование физической подготовленности дошкольников показало следующие результаты состояния их двигательной сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления.
Наряду с соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности вызывает выполнение движений по словесной инструкции. Дети с ТНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам.
По развитию физических качеств дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий не выявлено.
По степени сформированности двигательных навыков дети с нарушениями речи отличаются от здоровых сверстников отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти). Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи и в то же время для определения их компенсаторного фона.
Занятия по физкультуре проводятся в первую и во вторую половину дня, 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут.
Основный контингент обучающихся:
Список детей | Группа здоровья | Сопутствующие нарушения | Форма работы |
3. Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся должны научиться:
- выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами,
- владеть навыками попадания в цель с расстояния 5 м.,
- бросать и ловить мяч разного размера;
- находить своё место в шеренге по сигналу;
- ходить на носочках, и на пятках и внутренних сводах стоп;
- согласовывать темп ходьбы со звуками сигнала;
- перестраиваться в колонну и парами в соответствии со звуковыми сигналами;
- ходить по наклонной гимнастической доске;
- лазать вверх и вниз по гимнастической стенке, перелезать на соседний пролёт стенки;
- ходить и бегать с изменением направления – змейкой, по диагонали;
- прыгать на двух ногах и на одной ноге;
- выполнять и знать комплекс упражнений утренней зарядки для разминки в течение дня;
- самостоятельно участвовать в знакомой подвижной игре.
4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
Результативность работы педагога отслеживается через мониторинговые (диагностические) обследования 2 раза в год (сентябрь-май) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты заносятся в «Мониторинг физического развития детей», где отмечается динамика коррекции развития каждого ребенка. Мониторинг физического развития осуществляется инструктором по физической культуре. Основные задачи мониторинга – выявить индивидуальные особенности физического развития каждого ребенка, наметить индивидуальный маршрут образовательной деятельности для максимального раскрытия потенциала детской личности, определить влияние образовательного процесса на физическое развитие ребенка.
Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания программы
Мониторинг физического развития детей с нарушением интеллекта сложен, но крайне необходим. В процессе мониторинга образовательной области«Физическое развитие» исследуются физические и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, экспертных оценок и др.
Результативность коррекционно-развивающей работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) обследования 2 раза в год (сентябрь-май) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты заносятся в «Мониторинг физического развития детей», где отмечается динамика коррекции развития каждого ребенка. Мониторинг физического развития осуществляется инструктором по физической культуре. Основные задачи мониторинга – выявить индивидуальные особенности физического развития каждого ребенка, наметить индивидуальный маршрут образовательной деятельности для максимального раскрытия потенциала детской личности, определить влияние образовательного процесса на физическое развитие ребенка. Мониторинг осуществляется с использованием метода наблюдения, экспертной оценки.
Методика проведения диагностики физического развития детей с ТНР в физкультурно-оздоровительной работе.
Метание
1. Бросание мяча друг другу (снизу и от груди)
2. Бросание мяча о стенку и ловля его двумя руками, расстояние 2м (из положения снизу)
3. Бросание мешочка в цель, расстояние 1.5 м (3 попытки)
Ходьба
1. Ходьба друг за другом, парами, с предметами в руках, с изменением положения рук (По речевой инструкции дети идут друг за другом, по звуковому сигналу строятся парами продолжая движение, по речевой инструкции дети берут атрибуты и выполняют движения с различными положениями рук)
2. Ходьба на носках, пятках, внутренних сводах стоп, в приседе (спина прямая)
3. Ходьба с изменением направления, змейкой и по диагонали (Используя ориентиры, дети идут за инструктором по физкультуре, меняя направления, по показу и речевой инструкции).
Бег
1. Бег по звуковому сигналу и словесной инструкции (детям сообщается, что после удара в бубен, дети бегут по двое, после хлопка в ладоши, бегут огибая предметы).
2. Чередование бега с ходьбой по звуковому, зрительному и словесному сигналу, с остановкой по сигналу (используется любой, звуковой сигнал, зрительный ориентир после которых дети выполняют задание. Чередование бега с ходьбой, формирование правильной осанки, остановка по сигналу).
Прыжки
1. Прыжки с продвижением вперёд друг за другом и во внутрь круга (исходное положение руки на поясе или свободно.Дети прыгают с продвижением вперёд, из обруча в обруч).
Лазание
1. Ползание с подлезанием под верёвкой, по скамейке (подлезая под верёвку, основное требование не задеть верёвку спиной, после подлезания, выпрямиться).
2. Перелезание через гимнастическую скамейку (выполняется по подгруппам. 1 подгруппа выполняет движение по показу либо взрослого, либо ребёнка. Внимание уделяется формированию правильной осанке и переносу ног при перелезании через гимнастическую скамейку. Это движение требует страховки взрослого)
Карта обследования
Оценка действий ребёнка: выполняет задание самостоятельно, выполняет с помощью взрослого (показ, подражание, совместные действия ), выполняет задание после обучения, не выполняет задание.
Виды деятельности | сентябрь | май |
Ходьба: ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу». | ||
Ходьба с препятствиями (перешагнуть через деревянный кирпичик.):«Иди к колокольчику». | ||
Ходьба по шнуру, положенному зигзагом: «Иди по шнуру к погремушке». | ||
Ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком) | ||
Бег: бег за взрослым в прямом направлении: «Беги за мячом, как я». | ||
Бег за взрослым в разных направлениях: «Догони меня». | ||
Бег самостоятельно по прямой: «Беги к домику» | ||
Прыжки: подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка». | ||
Спрыгивание со скамейки (высота 10 см):«Иди по скамейки, спрыгни со скамейки» (взрослый находится рядом с ребенком) | ||
Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол: «Прыгай через ручеек». | ||
Ползание, лазание: ползание на четвереньках: «Проползи через ворота». | ||
Ползание на животе: «Ползи за игрушкой» (взрослый держит мячик за резинку и постепенно его двигает вперед) | ||
Лазание по шведской стенке: «Ползи вверх» (взрослый находится рядом с ребенком) | ||
Бросание: бросание в цель двумя руками: «Брось мяч в корзину». | ||
Бросание маленьких мячей (3-4) одной рукой: «Бросай мячики» |
Высокий уровень: 26- 45 балла
Средний уровень: 16 – 25 балла
Низкий уровень: 1- 15 балла.
Оценка результатов деятельности:
3 балла (ребенок полностью усваивает программу) - справился со всеми заданиями.
2 балла (ребенок частично усваивает программа) - частично справился с заданием.
1 балл (ребенок не усваивает программу) - не справился с заданием.
5. Содержание программы
Образовательная деятельность по физкультуре включает в себя следующие разделы:
1. Ходьба, бег (3часа). В данном разделе рассматриваются следующие темы: Построение в шеренгу, колону самостоятельно без равнения. Ходьба парами, вдоль каната по кругу, «змейкой». Бег по прямой, в рассыпную.
2. Общеразвивающие упражнения (5сасов) В раздел входят темы: Упражнения без предметов и с предметами (флажки, мячи). Упражнения на развитие координации. Упражнения на равновесие
3. Основные виды движения 38 часов. Темы: Удержание и бросание мяча вдаль. Метание мячей сидя, одной рукой с места. Метание мешочков вдаль, мяча разного веса. Прокатывание мяча вперед двумя руками. Метание мяча в вертикальную мишень с пяти метров; в горизонтальную цель. Бросание мяча в корзину, перекладывание мяча с одной руки на другую, броски из разных положений. Сбивание кеглей с 4 – х,5 –ти метров. Подбрасывание среднего мяча вверх и ловля. Подпрыгивание на месте прямо и вокруг себя, прыжки с продвижением вперёд, прыжки на одной и двух ногах, прыжки через палки, положенные на кубики, высота 10 см, прыжки до подвешенного предмета. Спрыгивание с высоты (h.20-30см), напрыгивание на предмет (h.15-20см), прыжки через короткую скакалку. Лазанье по шведской стенке подъём, переход на другой пролёт, спуск, подлезание под верёвкой, по гимнастической скамейке, на четвереньках между предметов. Подлезание под дуги, перешагивание через стойки. Перелезание через две скамейки. Прокатывание обруча друг другу. Подтягивание по наклонной доске. Бросание мешочки с песком. Удерживание и бросание мячи в цель, стоя на коленках.
4. Подвижные игры (10 часов) Темы: «Кто дальше бросит мешочек?». «Кто дальше прыгнет?». «Снайперы». «Мышеловка». «Карусель». «Птички полетели». «Догоните меня». «Найди свой цвет». «Не опоздай». «Воробышки и кот».
5. Коррекционные упражнения (3 часа) Тема:. Ходьба вдоль каната. Ходьба по канату. Упражнение с мячом.
6. Упражнения на формирование правильной осанки (3 часов). Тема: Подтягивание на скамейке двумя руками. Катание среднего мяча к стене. Катание мяча в парах
Всего на образовательную деятельность приходится – 72 часа в год
6. Календарно-тематическое планирование по «Физической культуре»
№ | Тема | Кол-во занятий | Дата | Содержание | Виды детской деятельности |
1-4 | Диагностика | 4 | Выявить уровень развития дошкольников | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
1 Ходьба, бег (3 часа) | |||||
5 | Построение в шеренгу, колону самостоятельно без равнения | 1 | Дать понятие: шеренга, колона, равнение | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
6 | Ходьба парами, вдоль каната по кругу, «змейкой» | 1 | Дать понятие: канат, круг, «змейка» | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
7 | Бег по прямой, в рассыпную | 1 | Учить бегать в рассыпную | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
2 Общеразвивающие упражнения (5 часов) | |||||
8 | Упражнения без предметов | 1 | Рассказать о пользе упражнения | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
9 | Упражнения с флажками | 1 | Учить держат флажки | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
10 | Упражнения с мячами | 1 | Учить держат мяч | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
11 | Упражнения на развитие координации | 1 | Учить упражнениям | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
12 | Упражнения на равновесие | 1 | Соблюдать технику | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
3 Основные виды движения (38 часов) | |||||
13 | Учить удерживать резиновый мяч | 1 | Учить работать мячом | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
14 | Бросать мяча вдаль | 1 | Учить бросать мяч | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
15 | Броски из разных положений | 1 | Учить бросать мяч правой и левой рукой | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
16 | Подбрасывание среднего мяча вверх | 1 | Учить подбрасывать мяч | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
17 | Прокатывать мяч вперед двумя руками | 1 | Учит работать рукам | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
18 | Прокатывание мяча головой на четвереньках | 1 | Учить отталкивать мяч головой | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
19 | Подбрасывание большого мяча и его ловля | 1 | Показать подбрасывание | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
20 | Бросать мяч в корзину | 1 | Учить целится | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
21 | Перебрасывание среднего мяча через натянутую веревку | 1 | Учить перебрасывать | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
22 | Перекладывание мяча с одной руки на другую | 1 | Показать перекладывание мяча | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
23 | Метание мешочков | 1 | Учить метать мешочки | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
24 | Метание мяча одной рукой с мест | 1 | Учить метать мяч | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
25 | Подпрыгивание на месте прямо и вокруг себя | 1 | \Учить подпрыгивать на месте | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
26 | Прыжки на одной ноге с продвижением вперед | 1 | Учить прыгать прямо | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
27 | Прыжки на одной и двух ногах | 1 | Показать прыжок на одной ноге | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
28 | Прыжки вдаль | 1 | Учить отталкиваться | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
29 | Прыжки через лежащую веревку | 1 | Учить отталкиваться | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
30 | Прыжки из обруча в обруч | 1 | Учить отталкиваться двумя ногами | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
31 | Бег с заданием в разном темпе | 1 | Рассказать о темпе бега | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
32 | Напрыгивание на предмет (h.15-20см) | 1 | Показать технику | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
33 | Ползание на четвереньках прямо | 1 | Учить ползанию | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
34 | Подлезание под дуги прямо | 1 | Учить подлезать | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
35-36 | Ползание на четвереньках по гимнастическому мату | 2 | Учить ставить руки | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
37-38 | Ползание по гимнастической скамейке | 2 | Смотреть вперед | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
39-40 | Ползание на четвереньках между предметами | 2 | Учить ползать на четвереньках | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
41-42 | Подлезание под дуги правым и левым боком | 2 | Показать, как ставить ногу | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
43 | Учить сидя бросать мешочки с песком. | 1 | Учить целиться | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
44 | Прокатывание мяча в парах сидя на полу | 1 | Учить прокатывать мяч сидя | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
45 | Перебрасывание мяча с одной руки на другую | 1 | Учить перебрасывать мяч | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
46 | Броски мяча двумя руками сверху | 1 | Показать, как держать руки | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
47 | Перебрасывание мяча друг другу | 1 | Показать перебрасывание | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
48 | Учить бросать мячи через лежащий канат, сидя на полу | 1 | Показать работу рук | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
49 | Учить удерживать и бросать мячи в цель, стоя на коленках | 1 | Учить бросать мяч стоя на коленях | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
50 | Учить сидя, метать мячик и сбивать кегли. | 1 | Учить целиться | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
51 | Учить детей подниматься и спускаться по гимнастической стенки | 1 | Учить держаться за перекладины | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
52 | Учить ходить по наклонной доске | 1 | Держать равновесие | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
4 Подвижные игры ( 10 часов) | |||||
53 | «Догоните меня» | 1 | Учиться убегать | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
54 | «Найди свой цвет » | 1 | Различать цвет | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
55 | «Не опоздай» | 1 | Слушать сигнал | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
56 | «Воротики» | 1 | Прокатить и бежать, проползти под дугой | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
57 | «По камушкам через ручеек» | 1 | Ходить маленькими шагами | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
58 | «Найди свой домик» по сигналу | 1 | Слушать команду | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
59 | «Воздушный шар» | 1 | Учиться бегать за шариком | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
60 | «Обезьянки» | 1 | Бегать, не задевая детей | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
61 | «Прокати мяч» | 1 | Учиться бегать за мячом | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
62 | «С кочки на кочку» | 1 | Прыгать, помогая руками | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
5 Коррекционные упражнения ( 3 часа) | |||||
63 | Ходьба вдоль каната | 1 | Учить ходить прямо | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
64 | Ходьба по канату | 1 | Показать технику | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
65 | Упражнение с мячом | 1 | Учить ровно держать мяч | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
6 Упражнения на формирование правильной осанки ( 3 часа) | |||||
66 | Подтягивание на скамейке двумя руками | 1 | Одноименная работа рук | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
67 | Катание среднего мяча к стене | 1 | Катать мяч к цели | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
68 | Катание мяча в парах | 1 | Работа в парах | Двигательная, игровая, коммуникативная | |
69- 72 | Диагностика | 4 | Выявить уровень развития дошкольников | Двигательная, игровая, коммуникативная |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Список используемой литературы
- Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М.,1983
- Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи/ Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; Под ред. проф. Л.В.Лопатиной. СПб.,2014.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.А. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психическогоразвития. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой2010.
- Борисенко М.Г.., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (Развитие общей моторики. Методическое пособие .). – СПб.: «Паритет», 2003. (Серия «Рождаюсь.Расту.Развиваюсь.»)
- Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004. – 144 с
- Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. М: Мозаика-Синтез,2010.
- Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004. – 144 с
- Гимнастика для детей 5-7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации/ авт.-сост. Л.Г.Верхозина, Л.А.Заикина. – Волгоград: Учитель,2013
- Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. (Программаразвития).
- Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Программа развития).
Олимпийское образование дошкольников: Метод. Пособие / под ред. С.О.Филипповой, Т.В.Волосниковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.- 128 с.
- «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е. А. Стребелевой, Е. А. Екжановой 2005г.,
«Физическая культура в детском саду. Младшая группа» под редакцией Л. И. Пензулаевой (2016г.)
- Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка. Методическое пособие. М: Просвещение,2000.
13.Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тьяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – 3-еизд., дошкольников с ТНР/ Под ред. Т.С.Овчинниковой. – СПб.: КАРО, 2010. – 248
14. Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Изд.
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое
- пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство-пресс», 352 с., ил. 2001.
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «ФИТНЕС-ДАНС». Учебное пособие – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 384 с., ил.
Методическое обеспечение
- «Физическая культура в детском саду. Подготовительная группа» под редакцией Л. И. Пензулаевой (2016г.) Рабочий вариант программы предназначен для детей с нарушением интеллекта 2 года обучения.
- Картатека «Подвижные игры»
- Картатека «Физминутки»
- Картатека «Разминка для глаз»
- Картатека упражнений для профилактики плоскостопия
- Картатека общеразвивающих упражнений
Комплекс материально - технического обеспечения
Материально техническое обеспечение спортивного зала соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. Для занятий с детьми в спортивном зале имеются:
- Маты
- Мячи резиновые, средние
- Мячи для фитбола
- Сухой бассейн
- Обручи
- Гимнастические палки
- Кольцебросы
- Мешочки с песком.
- Гимнастические скамейки
- Мягкие модули
- Лестница мягкая
- Кегли
- Подвижная игра VAYTOY «Цвет, форма , размер»
- Гантели
- Массажный диск
- Массажный валик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Рабочая программа по физическому развитию для детей старшей группы(от 5 до 6 лет)
В данной разработке представлены цели и задачи по реализации программы, принрципы и подходы к формированию программы. Формы работы с детьми и родителями. Перспективное планирование. Также представлены...
Рабочая программа по физическому развитию для детей дошкольного возраста.
Рабочая программа по физическому развитию для детей дошкольного возраста 2015-2016г...
Рабочая программа по физическому развитию для детей от 2 до 5 лет
Дошкольный возраст - важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей. Охрана и укрепление здоровья, совершенств...
Рабочая программа по физическому развитию для детей от 2 до 5 лет
Дошкольный возраст - важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей. Охрана и укрепление здоровья, совершенств...
Рабочая программа по физическому развитию для детей от 1,6 до 5 лет
Дошкольный возраст - важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей. Охрана и укрепление здоровья, совершенств...
Рабочая программа по физическому развитию для детей 3-7 лет.
В Рабочей программе максимально учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Цель программы - полноценное физическое, личностное, интеллектуальное развитие р...
Рабочая программа по физическому развитию для детей от 1.5 до 7 лет
Рабочая программа по физическому развитию для детей от 1.5 до 7 лет...