Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ
картотека по физкультуре

Маркова Наталья Юрьевна.

Картотека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка» комбинированного вида

 Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ

                       

                                                             

   Составил: инструктор по физической культуре

Маркова Н.Ю.

Запрещенный цвет

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и

произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Правила игры: Я называю цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше. Варианты: Собрать только круги (цвет не имеет значения).

Собрать треугольники красного цвета. Собрать, как можно больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты. Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

Листопад

Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад»

Правила игры: Листопад! Листопад! Листья желтые летят!

Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)

Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)

Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.)

Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)

Прилетел легкий ветерок, подул». (Дует взрослый, за ним дети.)

 Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)

Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят.

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю … листья». Игра повторяется 2-3 раза.

Повтори (делай как я)

Цель: развитие ощущений от изменений положения собственного тела и конечностей, развитие равновесия и координации, быстроты; формирование зрительно-моторной координации.

Правила  игры: исходное положение: сидя (на стуле, на полу) или стоя. Я располагаюсь перед ребенком (2–3 детьми) и сообщает о том, что они «будут учиться выполнять такие же движения, как он. Выигрывает тот, кто выполнит движения наиболее точно и быстро».

Лохматый пес

     Цель: учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

   

Правила игры: Я читаю стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнул он нос,

Тихо-смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

     Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами! Собачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны.

     Игра повторяется 2-3 раза.

Вейся, венок!

 Цель: учить водить хоровод.

Правила игры: «Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. (Дети убегают.) Пришла девочка Дашенька и сказала: «Вейся, венок! Завивайся, венок!» (Я помогаю детям образовать круг.) Какой красивый разноцветный венок у нас получился! Вейся, венок! Завивайся!»

     Вместе водим  хоровод и поем  хором любую веселую песенку.

     Игра повторяется 2-3 раза.

По узенькой дорожке

     Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).

     

Правила  игры:  Чертится на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей). Затем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» - кружкам, иначе промочишь ножки.

 Произношу слова и показываю действия: «По узенькой дорожке шагают наши ножки!» Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Показываю, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают  действиям: «По камешкам, по камешкам, по камешкам!»

 По команде: «И в ямку – бух!», выпрыгиваю из кружка, приседаю, а за мною и все дети. Игра повторяется 2-3 раза.

Поймай мяч

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Правила игры: Дети располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

В шеренгу становись

Цель: развитие внимания и двигательных качеств — ловкости и силы.

Правила игры: Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге. Варианты: Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.

Птички и домик

 Цели: учить действовать по команде взрослого; упражнять в произнесении звуков.

Правила игры: Я раздаю детям эмблемы птиц, уточняю, у кого какая, и объясняю : «Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия». По команде: «Птички летают (дети бегут по площадке), клюют зернышки (дети присаживаются, «клюют»), опять, улетают.

Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («Ввв!» - произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше: «Тук! Тук! Тук!» - повторят дети. «Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми. Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются). Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются». (Дети имитируют голоса знакомых птиц.) Игра повторяется. Варианты: Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомобиля. Каждый раз «птички» разлетаются в разные стороны.

Поедем в лес

Цели: уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.

Правила игры: Я  вместе с детьми украшаю цветами полянку, около деревьев кладу грибочки, на площадке натягивает два шнура (обозначив мостик через речку). Я  изображаю паровоз: «Уууу!» - Все дети («вагончики») едут, гудят: «Уууу!». Но вот остановка. «Шшшш!» - повторяют дети за мною. «Куда это мы приехали?» - спрашиваю. Если малыши затрудняются ответить, помогаю: «Поезд привез всех на поляну, где растут цветочки». Дети собирают цветы.

 Все цветы собраны в корзинки, «паровоз» дает протяжный гудок. «Поезд» едет через мостик в «лес», где дети дружно собираю грибочки, а затем бегают от дерева к дереву, прячутся за них.

 Опять протяжный гудок паровоза – все уезжают домой.

 В «лесу» можно спросить, знают ли дети названия таких деревьев, как елка, береза.

У медведя во бору

Цель: учить действовать согласно словам текста.

Правила игры: Я медленно читаю стихотворение:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь глядит

И на нас рычит: «Рррр!»

Слушая текст, ребята медленно приближаются к медведю (мягкой игрушке).

Как только медведь «зарычит», все разбегаются в разные стороны.

Затем я спрашиваю: «Кто хочет быть медведем? Ты, Миша? А рычать будешь? Тогда садись рядом. У нас будет два медведя».

По желанию детей игра повторяется 3-4 раза, «медведи» могут меняться.

Ворона и собачка

 Цели: учить подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу.

Правила игры:

Водящий произносит:

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны:

«Кар! Кар! Кар!»

 Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.

 Водящий подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:

Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала:

«Ав! Ав! Ав!»

 «Вороны» разбегаются в разные стороны.

 Игра по желанию детей повторяется 2-3 раза.

Раздувайся, мой шар!

 Цели: учить выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука [ш].

Правила игры: Я предлагаю «Давайте, ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал большим-большим и не лопнул».

Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки. В. медленно, напевно произносит слова, отступая назад:

Раздувайся, мой шар!

Раздувайся, большой…

Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. Продолжаю:

Оставайся такой

И не лопайся! уточняю: «Смотрите, какой большой шар мы надули!» И все вместе: «Ш-ш-ш-ш!» Не отпуская рук, все сбегаются в середину. «Сдулся наш шар!»– «Надуем еще раз!» - и повторяю слова игры.

На третий раз дети, держась за руки, расходятся, образуя как можно шире круг.

По команде: «Хлоп!». Дети расцепляют руки и разбегаются в разные стороны: «Лопнул шар!»  

Снег кружится

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Правила игры: Я  напоминаю детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Затем предлагаю всем участникам игры предлагаю покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашаю детей приблизиться, произнося: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. По команде: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяются 3-4 раза.

Собачка и воробьи

Цели: закреплять знания о характерных движениях птиц; учить имитировать их голоса.

Правила игры: Водящий объясняет детям: «Мы все будем воробьями (раздает эмблемы птиц). Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой? (Ребенок-собачка берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть».

Скачет, скачет воробей:

Скок-поскок! Скок-поскок!

(Дети скачут, кто как может.)

Кличет маленьких детей:

 «Чив! Чив! Чив!»

(Дети повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою:

«Чик-чирик! Чик-чирик!»

(Дети повторяют: «Чик-чирик!»)

Водящий: «Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко».

 Ребенок («собачка») выбегает и громко лает: «Ав-ав!». «Воробьи» разлетаются в разные стороны.

                                              Догони колокольчик

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Правила игры: Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих. Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры. Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается. Вариант (игра для слабовидящих и зрячих) Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».

Узнай друга

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Правила игры: Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

Мыши водят хоровод

Цель: упражнять детей в выполнении движений.

Правила игры: Я рассказываю, что все дети будут мышками, а кто-то один – котом Васькой. Ребенка, согласившегося быть котом. Уходит в укромный уголок площадки и спрашивает: «Как кот мяукает, знаешь?» Далее В. объясняет всем: «Мы – мышки, будем водить хоровод, бегать, играть, веселиться, но как только проснется Васька-кот, сразу разбегайтесь, чтобы кот вас, мышек, не поймал. Покажите, как мышки бегают. Быстро-быстро и тихо-тихо, чтобы не будить кота. А как они пищат?»

 «Мыши» водят хоровод: дети тихо передвигаются по площадке и подпевают взрослому.

Ля-ля-ля! На печурке дремлет кот.

Ля-ля-ля! Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот –

Разобьет наш хоровод!

- Мышки не слушаются, бегают, пищат.

Вот проснулся Васька-кот,

Разбежался хоровод!

  «Кот» с мяуканьем пытается догнать «мышек». Они разбегаются.

Каравай

 Цель: учить выполнять действия, слушая слова песни и музыку.

Правила игры: Я подзываю к себе желающих поиграть, ставит детей в кружок (произвольно) и спрашиваю: «Кто хочет, чтобы про него спели песенку?»

Выходит Миша (Маша, Таня). 

(Дети хлопают в ладоши.)

Испекли мы каравай –

Вот такой вышины,

(Встают на цыпочки.)

Вот такой низины,

(Присаживаются.)

Вот такой ширины.

(Показывают руками.)

Вот такой ужины,

(Дети сбегаются в круг.)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

(Дети хлопают в ладоши.)

(Ребенок выбирает одного-двух ребят и пляшет с ними.)

Попляши, попляши!

Наши детки хороши!

(Хлопают в ладоши.)

По желанию игра повторяется.

                                                    Кошка и мышки

 

Цель: учить имитировать звуки, издаваемые мышками, бегать тихо, как мышки.

Правила игры: Воспитатель, объясняет, что по одну сторону шнура будут домик мышек – норка. По другую сторону от шнура (на расстоянии 2-2,5 м) на скамеечке спит кошка. Раздает всем детям эмблемы и приглашает «мышек» в норку.

Дети медленно произносят:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

(«Мышки» подлезают под шнур, осторожно бегают, пищат.)

Кошка глазки открывает

И мышат всех догоняет:

- Мяу! Мяу!

(«Мышки» прячутся в норку.)

Кошка  догоняет детей. Игра повторяется 2-3 раза.

Сидячий футбол

Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.

Правила игры: Играющие делятся на команды. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5-3 метров. Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

Варианты: Ловить отбрасываемый мяч ногами.

Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.

Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.

 Воробушки и автомобиль

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Правила игры: Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнездышки». Я изображает «автомобиль». После команды: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

 Зайка беленький сидит

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Правила игры: Дети – «зайки» сидят на скамейке. Я предлагаю выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около меня и приседают на корточки.

 произношу текст:

Зайка беленький сидит                        Дети шевелят кистями

И ушами шевелит.                               рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так                                   имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.    

Зайке холодно сидеть,                        Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,                      Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать.                     ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки) зайку испугал,          Конкретно указывается,

                                                                     кто испугал зайку

Зайка прыг и ускакал.                             ( показывает

                                                                   игрушку).

Дети убегают на свои места.

Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребёнка на роль «зайки» и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от детей, чтобы они сели обязательно на своё место; каждый занимает свободное место на скамейке. При систематическом проведении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.

 Мой веселый звонкий мяч

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут, произнесены последние слова.

Правила игры: Дети стоят с одной стороны площадки, около них я с мячом в руках. И показываю, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем предлагаю детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, я говорю: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Делаю вид, что ловлю их, не пользуясь мячом, предлагаю детям выполнить прыжки, при этом поднимаю и опускает руку над головами детей, как будто отбиваю мяч.

 Снег идет

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.

Правила игры: Я читаю стихотворение:

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо, падает, ложится.

Дети бегают по кругу, кружатся.

 Солнышко и дождик

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Правила игры: Дети присаживаются на корточки за чертой, ( на скамейке) Я говорю: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Снова команда: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста

Картотека подвижных игр для детей с полутора до трех лет...

Картотека подвижных игр для детей младшей группы ( дети 3-4 лет)

Картотека подвижных игр для детей младшей группы ( дети 3-4 лет)...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ

в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...

Картотека подвижных игр для детей 2 младшей группы картотека (младшая группа) на тему

В приложенном файле находится картотека, состоящая из 46 подвижных игр, для детей 3-4 лет. Данная картотека собрана в единый файл с помощью интерент ресурса....

Картотека подвижных игр для детей 5 – 6 лет Подвижные игры с новизной двигательной активности

повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деят...