Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ
картотека по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинка» комбинированного вида
Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ
Составил: инструктор по физической культуре
Маркова Н.Ю.
Запрещенный цвет
Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и
произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.
Правила игры: Я называю цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше. Варианты: Собрать только круги (цвет не имеет значения).
Собрать треугольники красного цвета. Собрать, как можно больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты. Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.
Листопад
Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад»
Правила игры: Листопад! Листопад! Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.)
Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)
Прилетел легкий ветерок, подул». (Дует взрослый, за ним дети.)
Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)
Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят.
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю … листья». Игра повторяется 2-3 раза.
Повтори (делай как я)
Цель: развитие ощущений от изменений положения собственного тела и конечностей, развитие равновесия и координации, быстроты; формирование зрительно-моторной координации.
Правила игры: исходное положение: сидя (на стуле, на полу) или стоя. Я располагаюсь перед ребенком (2–3 детьми) и сообщает о том, что они «будут учиться выполнять такие же движения, как он. Выигрывает тот, кто выполнит движения наиболее точно и быстро».
Лохматый пес
Цель: учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.
Правила игры: Я читаю стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнул он нос,
Тихо-смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами! Собачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны.
Игра повторяется 2-3 раза.
Вейся, венок!
Цель: учить водить хоровод.
Правила игры: «Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. (Дети убегают.) Пришла девочка Дашенька и сказала: «Вейся, венок! Завивайся, венок!» (Я помогаю детям образовать круг.) Какой красивый разноцветный венок у нас получился! Вейся, венок! Завивайся!»
Вместе водим хоровод и поем хором любую веселую песенку.
Игра повторяется 2-3 раза.
По узенькой дорожке
Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).
Правила игры: Чертится на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей). Затем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» - кружкам, иначе промочишь ножки.
Произношу слова и показываю действия: «По узенькой дорожке шагают наши ножки!» Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Показываю, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают действиям: «По камешкам, по камешкам, по камешкам!»
По команде: «И в ямку – бух!», выпрыгиваю из кружка, приседаю, а за мною и все дети. Игра повторяется 2-3 раза.
Поймай мяч
Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.
Правила игры: Дети располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
В шеренгу становись
Цель: развитие внимания и двигательных качеств — ловкости и силы.
Правила игры: Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.
Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге. Варианты: Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.
Птички и домик
Цели: учить действовать по команде взрослого; упражнять в произнесении звуков.
Правила игры: Я раздаю детям эмблемы птиц, уточняю, у кого какая, и объясняю : «Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия». По команде: «Птички летают (дети бегут по площадке), клюют зернышки (дети присаживаются, «клюют»), опять, улетают.
Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («Ввв!» - произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше: «Тук! Тук! Тук!» - повторят дети. «Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми. Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются). Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются». (Дети имитируют голоса знакомых птиц.) Игра повторяется. Варианты: Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомобиля. Каждый раз «птички» разлетаются в разные стороны.
Поедем в лес
Цели: уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.
Правила игры: Я вместе с детьми украшаю цветами полянку, около деревьев кладу грибочки, на площадке натягивает два шнура (обозначив мостик через речку). Я изображаю паровоз: «Уууу!» - Все дети («вагончики») едут, гудят: «Уууу!». Но вот остановка. «Шшшш!» - повторяют дети за мною. «Куда это мы приехали?» - спрашиваю. Если малыши затрудняются ответить, помогаю: «Поезд привез всех на поляну, где растут цветочки». Дети собирают цветы.
Все цветы собраны в корзинки, «паровоз» дает протяжный гудок. «Поезд» едет через мостик в «лес», где дети дружно собираю грибочки, а затем бегают от дерева к дереву, прячутся за них.
Опять протяжный гудок паровоза – все уезжают домой.
В «лесу» можно спросить, знают ли дети названия таких деревьев, как елка, береза.
У медведя во бору
Цель: учить действовать согласно словам текста.
Правила игры: Я медленно читаю стихотворение:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь глядит
И на нас рычит: «Рррр!»
Слушая текст, ребята медленно приближаются к медведю (мягкой игрушке).
Как только медведь «зарычит», все разбегаются в разные стороны.
Затем я спрашиваю: «Кто хочет быть медведем? Ты, Миша? А рычать будешь? Тогда садись рядом. У нас будет два медведя».
По желанию детей игра повторяется 3-4 раза, «медведи» могут меняться.
Ворона и собачка
Цели: учить подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу.
Правила игры:
Водящий произносит:
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны:
«Кар! Кар! Кар!»
Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.
Водящий подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:
Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала:
«Ав! Ав! Ав!»
«Вороны» разбегаются в разные стороны.
Игра по желанию детей повторяется 2-3 раза.
Раздувайся, мой шар!
Цели: учить выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука [ш].
Правила игры: Я предлагаю «Давайте, ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал большим-большим и не лопнул».
Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки. В. медленно, напевно произносит слова, отступая назад:
Раздувайся, мой шар!
Раздувайся, большой…
Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. Продолжаю:
Оставайся такой
И не лопайся! уточняю: «Смотрите, какой большой шар мы надули!» И все вместе: «Ш-ш-ш-ш!» Не отпуская рук, все сбегаются в середину. «Сдулся наш шар!»– «Надуем еще раз!» - и повторяю слова игры.
На третий раз дети, держась за руки, расходятся, образуя как можно шире круг.
По команде: «Хлоп!». Дети расцепляют руки и разбегаются в разные стороны: «Лопнул шар!»
Снег кружится
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Правила игры: Я напоминаю детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.
Затем предлагаю всем участникам игры предлагаю покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»
Затем жестом приглашаю детей приблизиться, произнося: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок».
Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. По команде: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».
Дети разбегаются по площадке.
Игра по желанию детей повторяются 3-4 раза.
Собачка и воробьи
Цели: закреплять знания о характерных движениях птиц; учить имитировать их голоса.
Правила игры: Водящий объясняет детям: «Мы все будем воробьями (раздает эмблемы птиц). Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой? (Ребенок-собачка берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть».
Скачет, скачет воробей:
Скок-поскок! Скок-поскок!
(Дети скачут, кто как может.)
Кличет маленьких детей:
«Чив! Чив! Чив!»
(Дети повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
«Чик-чирик! Чик-чирик!»
(Дети повторяют: «Чик-чирик!»)
Водящий: «Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко».
Ребенок («собачка») выбегает и громко лает: «Ав-ав!». «Воробьи» разлетаются в разные стороны.
Догони колокольчик
Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
Правила игры: Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих. Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры. Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается. Вариант (игра для слабовидящих и зрячих) Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».
Узнай друга
Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.
Правила игры: Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.
Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.
Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.
Мыши водят хоровод
Цель: упражнять детей в выполнении движений.
Правила игры: Я рассказываю, что все дети будут мышками, а кто-то один – котом Васькой. Ребенка, согласившегося быть котом. Уходит в укромный уголок площадки и спрашивает: «Как кот мяукает, знаешь?» Далее В. объясняет всем: «Мы – мышки, будем водить хоровод, бегать, играть, веселиться, но как только проснется Васька-кот, сразу разбегайтесь, чтобы кот вас, мышек, не поймал. Покажите, как мышки бегают. Быстро-быстро и тихо-тихо, чтобы не будить кота. А как они пищат?»
«Мыши» водят хоровод: дети тихо передвигаются по площадке и подпевают взрослому.
Ля-ля-ля! На печурке дремлет кот.
Ля-ля-ля! Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот –
Разобьет наш хоровод!
- Мышки не слушаются, бегают, пищат.
Вот проснулся Васька-кот,
Разбежался хоровод!
«Кот» с мяуканьем пытается догнать «мышек». Они разбегаются.
Каравай
Цель: учить выполнять действия, слушая слова песни и музыку.
Правила игры: Я подзываю к себе желающих поиграть, ставит детей в кружок (произвольно) и спрашиваю: «Кто хочет, чтобы про него спели песенку?»
Выходит Миша (Маша, Таня).
(Дети хлопают в ладоши.)
Испекли мы каравай –
Вот такой вышины,
(Встают на цыпочки.)
Вот такой низины,
(Присаживаются.)
Вот такой ширины.
(Показывают руками.)
Вот такой ужины,
(Дети сбегаются в круг.)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
(Дети хлопают в ладоши.)
(Ребенок выбирает одного-двух ребят и пляшет с ними.)
Попляши, попляши!
Наши детки хороши!
(Хлопают в ладоши.)
По желанию игра повторяется.
Кошка и мышки
Цель: учить имитировать звуки, издаваемые мышками, бегать тихо, как мышки.
Правила игры: Воспитатель, объясняет, что по одну сторону шнура будут домик мышек – норка. По другую сторону от шнура (на расстоянии 2-2,5 м) на скамеечке спит кошка. Раздает всем детям эмблемы и приглашает «мышек» в норку.
Дети медленно произносят:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
(«Мышки» подлезают под шнур, осторожно бегают, пищат.)
Кошка глазки открывает
И мышат всех догоняет:
- Мяу! Мяу!
(«Мышки» прячутся в норку.)
Кошка догоняет детей. Игра повторяется 2-3 раза.
Сидячий футбол
Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.
Правила игры: Играющие делятся на команды. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5-3 метров. Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.
Варианты: Ловить отбрасываемый мяч ногами.
Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.
Воробушки и автомобиль
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Правила игры: Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнездышки». Я изображает «автомобиль». После команды: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Зайка беленький сидит
Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.
Правила игры: Дети – «зайки» сидят на скамейке. Я предлагаю выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около меня и приседают на корточки.
произношу текст:
Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями
И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,
Вот так, вот так имитируя заячьи уши.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать. ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,
кто испугал зайку
Зайка прыг и ускакал. ( показывает
игрушку).
Дети убегают на свои места.
Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребёнка на роль «зайки» и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от детей, чтобы они сели обязательно на своё место; каждый занимает свободное место на скамейке. При систематическом проведении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.
Мой веселый звонкий мяч
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут, произнесены последние слова.
Правила игры: Дети стоят с одной стороны площадки, около них я с мячом в руках. И показываю, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем предлагаю детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, я говорю: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Делаю вид, что ловлю их, не пользуясь мячом, предлагаю детям выполнить прыжки, при этом поднимаю и опускает руку над головами детей, как будто отбиваю мяч.
Снег идет
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.
Правила игры: Я читаю стихотворение:
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо, падает, ложится.
Дети бегают по кругу, кружатся.
Солнышко и дождик
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Правила игры: Дети присаживаются на корточки за чертой, ( на скамейке) Я говорю: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Снова команда: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста
Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста...
Картотека подвижных игр для детей раннего возраста
Картотека подвижных игр для детей с полутора до трех лет...
Картотека подвижных игр для детей младшей группы ( дети 3-4 лет)
Картотека подвижных игр для детей младшей группы ( дети 3-4 лет)...
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"
Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....
Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ
в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...
Картотека подвижных игр для детей 2 младшей группы картотека (младшая группа) на тему
В приложенном файле находится картотека, состоящая из 46 подвижных игр, для детей 3-4 лет. Данная картотека собрана в единый файл с помощью интерент ресурса....
Картотека подвижных игр для детей 5 – 6 лет Подвижные игры с новизной двигательной активности
повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деят...