Игры с мячом
статья по физкультуре

 

Методы и приемы обучения детей игре с мячом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_myach.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы обучения детей игре с мячом

Действия с мячом занимают большое место в физической культуре, а так же используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание, ловля и метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развития глазомера и меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.

Маленький ребенок уже в 8-10 месяцев бросает предмет, выпуская его из руки, отталкивая игрушку кистью. Ребенок ещё ходить не может, а уже знает, что мяч нужно бросать. Только начинает ходить, а за мячом пытается бежать, пинает его, толкает, катает. Ни с одной игрушкой он не может провести столько манипуляций. С мячом ребенку весело, он хохочет, когда мяч прыгает, получая много положительных эмоций. Мяч не обижает, развлекает, развивает. Мяч удобно держать, у него нет углов, на нем можно посидеть и даже полежать. Не надо прерывать этой дружбы ребенка с мячом, а просто помочь ему овладеть более трудными манипуляциями, узнать игры с мячом и их правила.

В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом, при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей: самодисциплины, честности, справедливости. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий.

Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций привлекают детей дошкольного возраста к этому виду деятельности.

В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров – от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных.
Упражнения с ними приучают детей без лишнего
напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляют пошире.

Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе.

Основной целью занятий с мячом является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Но при этом ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками.

Обучение протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность необходимого материала и индивидуальный подход к детям, так как игры с мячом и упражнения являются довольно сложными для дошкольников. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить ребенка избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.

Подводящими упражнениями могут служить:

  1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.
  2. Имитация изучаемых двигательных действий.
  3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях.
  4. Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои действия, и он допускает меньше ошибок.

И так, первое, за что мы беремся в обучении действий с мячом это прокатывание:

Катание – полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Катание может совершаться в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно.

За тем мы переходим к более сложному умению – катить в определенном направлении: по узкой дорожке, между воротиками, змейкой, друг другу. После накопления определенного опыта в обращении с мячом двигательные задания можно усложнять. Воротики делать поуже. Дорожку длиннее и уже. Добавить попадание в предмет.

В старшей и подготовительной к школе группах дети катают утяжеленный набивной мяч весом до 1 кг.

Бросание и ловля - более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска.

Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямление, как бы подтягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанки. При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска – снизу, сбоку, от плеча.

Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

Метание.

Различают - метание в цель и вдаль.

Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, набивными мешочками, шишками, снежками.

Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной - щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т.п.

В зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания.

Характерным примером метания в цель в условиях естественной местности или на площадке является русская народная игра городки.

Метание вдаль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Часто, бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка, детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко.

Но, без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому инструктор предлагает перебросить мяч через ориентир: подвешивает веревку или сетку несколько выше поднятой руки ребенка. Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку, сидя.

Вдаль метают мячи, набивные мешочки, шишки, снежки, летающие тарелки. Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные, для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг. Мячи должны хорошо отскакивать.

В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой или левой рукой - это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушения осанки.

Еще одна разновидность действий с мячом

Ведение мяча.

На начальном этапе обучения детям более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений.

Правила ведения мяча:

  1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.
  2. Расслабленной кистью отбивать мяч нельзя. Кисть должна быть напряжена, но при этом гибкой.
  3. Вести мяч спереди — сбоку, а не прямо перед собой.
  4. Смотреть вперед, а не вниз на мяч.

При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение на месте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.

И подводя итог к вышесказанному, мы видим, что включая игры с мячом в структуру занятия, последовательно решаются основные задачи физического воспитания:

  1. укрепление здоровья;
  2. содействие гармоничному физическому развитию;

3) развитие двигательных способностей (кондиционных и координационных);

4) обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

5) приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

6) воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

7) воспитание нравственных и волевых качеств.

Таким образом, использование разнообразных методов, форм и приемов работы с мячом может способствовать успешному физическому воспитанию дошкольника.

Использованная литература.

#1045;.Н.Вавилова, "Учите бегать, прыгать, лазать, метать", М., 1983 г.

#1051;.В.Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева "Подвижные игры", ТВТ Дивизион, М.2005

3. Адашкявичене Э. Й. «Баскетбол для дошкольников». М.: Просвещение,

1983.

4. Осокина Т. И.; Тимофеева Е. А.; Фурмина Л. С. «Игры и развлечения

детей на воздухе». М.: Просвещение, 1978.

5. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет». М.:

Просвещение, 1988.

6. «Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятием в школе». Под ред. Кенемана А. В. – М.: Просвещение, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из истории мяча, игры с мячом"

Игры с мячом очень распространённые и встречаются почти у всех народов мира....

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом"

Презентация на тему: Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом". Цели, задачи проекта; непосредственная образоватедьная деятельность с детьми на тему: "Музей мяча. История, разнови...

Мини-музей "Волшебные мячи". Практикум. Методическое пособие по подвижным играм с мячом. Конспект НОД в средней группе "Мой весёлый звонкий мяч".

Цель: создание предметно-пространственной среды, направленной на повышение интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре, позволяющей взаимодействовать с ребёнком на принципах личностно-...

Из истории мяча. Игры с мячом.

Консультация для воспитателей....

«Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом

laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...

« Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста

laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...