Рабочая программа спортивной секции "Школа мяча"
рабочая программа по физкультуре
Программа разработана для занятий с детьми дошкольного возраста 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_shkola_myacha_programma.docx | 79.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дзержинский детский сад №3 «Тополек» комбинированного вида»
.
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ д/с №3 «Тополек»
« ___» _____________ 2024 г.
____________ Т.А.Шилкина
Рабочая программа спортивной секции
«Школа мяча»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок обучения: 2 года
Автор-составитель:
инструктор по физической культуре
Аверкова Наталья Леонидовна
с. Дзержинское
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………………………....3
- Цель и задачи программы…………………………………………………4
- Особенности развития психофизических качеств детей 5-7 лет.……….4
- Этапы реализации программы…………………………………………….5
- Методы и приемы обучения детей………………………………………..5
- Организация образовательной деятельности…………………………….6
- Материально-техническое обеспечение………………………………….7
- Работа с родителями……………………………………………………….7
- Предположительные результаты………………………………………….7
- Учебно-тематический план………………………………………………..9
- Содержание программы…………………………………………………...10
- Методическое обеспечение программы………………………………….20
- Список используемой литературы………………………………………..25
- Приложения………………………………………………………………..26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей дошкольного возраста показывают, что функциональные возможности детей старшего дошкольного возраста не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологической потребностью ребенка в движении. При недостатке двигательной активности влияющей на состояние здоровья и работоспособность растущего организма возникает целый ряд неблагоприятных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию. С этой целью в нашем детском саду организован кружок «Школа мяча», который предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. Работа такого кружка является одним из новых и эффективных средств повышения двигательной активности детей. В системе физического воспитания дошкольников действия с мячом занимают важное место. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами разного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживают позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. В действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. При передвижении по площадке ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге с приставным шагом. Включается в работу левая рука, что важно для полноценного физического развития ребенка. Развиваются не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивается подвижность в суставах кисти пальцев рук. Структура
занятий позволяет удовлетворить высокую двигательную потребность детей старшего дошкольного возраста. Занятие в кружке проходит 1 раз в неделю.
При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных организациях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.
Программа «Школа мяча» физкультурно-спортивной направленности, является адаптированной, ознакомительной. Она разработана для занятий с детьми дошкольного возраста 5-7 лет (старшая и подготовительная группы), при использовании новейших технологий на основе федерального государственного образовательного стандарта с учетом обновления содержания по различным программам.
Нагрузка кружка дополнительного образования «Школа мяча»:
Группа | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Итого в нед. | Итого в месяц | Итого в год |
Старшая группа | - | - | 25 минут | - | - | 25 минут | 1 ч 40 мин. | 14 ч. 35 минут |
Подготовительная группа | - | - | 30 минут | - | - | 30 мин | 2ч | 17 ч. 30 минут |
ВСЕГО | - | - | 55 минут | - | - | 55 минут | 3ч. 40 минут | 32 ч. 5 минут |
Направления работы:
Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения мяча, игры в баскетбол, игры в волейбол, правила командной игры.
Практическое: обучение детей техническим навыкам владения мячом.
Цель программы «Школа мяча»: Создание оптимальных условий для всестороннего, полноценного развития двигательных способностей и укрепления здоровья детей, освоение детьми техникой владения мячом.
Задачи:
Оздоровительные:
-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
-способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
Образовательные:
-познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивных игр: баскетбол, пионербол, волейбол;
-учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила, выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
Развивающие:
-развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер;
-формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, забрасывание в корзину, подача мяча, блокирование и умение применять их в игровой ситуации;
-развивать способность действовать мячом на достаточно высоком уровне.
Воспитательные:
-формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни;
- воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;
-воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.
Особенности развития психофизических качеств детей 5 – 7 лет:
Возрастной период от 5 - 7 лет называют периодом «первого вытяжения» - за один год ребёнок может вырасти до 7 - 10 см. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200 г, а роста - 0,5 см. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к пяти - шести годам ещё не завершено. В этом возрасте у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании. В возрасте 5-7 лет улучшается координация движений. Дети способны выполнять упражнения более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию взрослого или требуемой ситуацией.
В этом возрасте совершенствуются основные процессы ЦНС: возбуждение и особенно торможение, и несколько легче формируются все виды условного торможения. Интенсивно формируется сердечно - сосудистая система. Средняя частота пульса к 6-7 годам составляет 92-95 ударов в минуту. Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от таковых от взрослого. Жизненная ёмкость лёгких невелика, поэтому он дышит чаще, в среднем 25 раз в минуту. Исследования по определению общей выносливости детей (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной систем у детей этого возраста достаточно высокие.
Организационный раздел
Этапы реализации программы.
Обучение дошкольников в «Школе мяча» проходит поэтапно. На каждом занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность. Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением взрослым необходимых действий с мячом. Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребёнка доминирующую роль играют зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение сопровождается наглядным показом взрослого и многократным повторением упражнений.
Обучение в «Школе мяча» состоит из трёх этапов: начального, углубленного разучивания и совершенствования двигательных умений и навыков.
Этап начального обучения
На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом для развития координации движений, развивают умение следить за траекторией полёта мяча, вырабатывают быструю ответную реакцию на летящий мяч.
Этап углубленного разучивания
На этом этапе дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом; их действия принимают направленный и осознанный характер. Этап углубленного разучивания упражнений характеризуется уточнением и совершенствованием техники выполнения.
Этап закрепления и совершенствования двигательных знаний и навыков
Это этап закрепления полученных знаний, умений и навыков владения мячом в спортивных играх и эстафетах. Этап совершенствования упражнений можно считать завершённым, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Методы, приемы обучения детей упражнениям и играм с мячом:
- показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей;
- пояснение и показ упражнений;
- повторение упражнения;
- использование схематичных изображений - алгоритмов выполнения упражнений;
- творческие задания;
- игровые и соревновательные задания.
Организация образовательной деятельности.
На занятиях и вне занятий:
- Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом.
- Дети должны освоить технику игры в волейбол (пионербол), баскетбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения).
- Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину, подача мяча, перебрасывание мяча через сетку.
- Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами.
Формы обучения.
Для обучения детей действиям с мячом организуются специальные занятия, которые имеют традиционную структуру и состоят из трёх частей:
1 часть (вводная) включает в себя различные виды ходьбы и бега или комплекс ритмической гимнастики.
2 часть (основная) состоит из комплекса ОРУ с разными видами мячей, упражнения для кистей рук с мелкими предметами, двух видов ОВД с мячами, подвижных игр и дыхательных упражнений.
3 часть (заключительная) организовывается в виде релаксации или просмотра презентаций, видеороликов, мультфильмов.
Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Срок реализации программы 2 года. Учебный год длится 9 месяцев - с сентября по май.
Количество детей, посещающих кружок, составляет 25 человек (10 - старшая группа, 10 - подготовительная группа). Предполагается проведение по одному занятию в неделю (в каждой группе) во вторую половину дня в музыкально-спортивном зале продолжительностью 25-30 минут. Сентябрь является адаптационным периодом для детей, посещающих дошкольное учреждение, и поэтому в это время педагог знакомится с детьми и их родителями в повседневной обстановке, проводит диагностику, выявляет детей, желающих посещать занятия.
На занятиях в кружке «Школа мяча» с детьми, а также в работе с родителями широко используются ИКТ. Использование компьютера и мультимедийной техники в целях воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности.
Формы подведения итогов реализации программы
- диагностическое обследование детей по усвоению программы;
- итоговые занятия;
– соревнования;
- игры, эстафеты.
Отличительные особенности данной программы: структура организации занятий направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Режим работы кружка дополнительного образования «Школа мяча» | ||
Количество занятий в неделю | 2 | |
Время проведения | Старшая группа | Подготовительная группа |
16.00. - 16.25. | 16.30 – 17.00. | |
День недели | среда | среда |
Количество детей, посещающих кружок | 10 детей | 15 детей |
Место проведения | спортивный зал, спортивная площадка. |
Материально - техническое обеспечение.
Для полноценных занятий и проведения мероприятий необходимы:
Спортивный зал с хорошим освещением, и необходимым для занятий инвентарём.
Помещение для хранения спортивного инвентаря и другого имущества необходимого для занятий, спортивных досугов.
- мячи разного веса и диаметра (детские резиновые, волейбольные, мини-баскетбольные);
- баскетбольные корзины;
- волейбольная сетка;
- набивные мячи;
- мячи-фитболы;
- конусы-ориентиры.
Работа с родителями:
Достичь высокого физического развития детей, возможно, только при взаимодействии детского сада и семьи. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем. Педагоги поддерживают контакт с семьей, знают особенности, привычки своего воспитанника и учитывают их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Формы работы с родителями : организация фотовыставки «Школа мяча».
Наглядная информация для родителей:
- Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом, упражнения с мячом и т. д.)
- Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д.)
- Папка «Физкультура - это здорово» (содержит подвижные игры для всей семьи, подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т. д.)
- Пополнение картотек « Игры на улице».
Предполагаемые знания, умения и навыки
Старшая группа
- действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал;
- играть с мячом, не мешая другим;
- согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в
командных видах игр (эстафета или поточный метод);
- узнают историю возникновения мяча, спортивных игр – волейбол и баскетбол;
- познакомятся с правилами игр в волейбол и баскетбол.
бросать и ловить мяч:
- двумя руками снизу вверх;
- двумя руками снизу вверх, с хлопком впереди, за спиной;
- передача в парах двумя руками снизу;
- передача в парах двумя руками из-за головы;
- передача друг другу в разных направлениях стоя, сидя;
- передача в парах двумя руками от груди;
- передача мяча через сетку.
метать мяч:
- с расстояния 2 - 2,5 м в обруч, в корзину, расположенную на полу, двумя руками снизу;
- в вертикальную цель с 3-4 м;
- в баскетбольный щит с места;
- в баскетбольный щит с ведением;
- метать набивной мяч;
- с расстояния 2-2,5 м. в цель
отбивать мяч:
- на месте правой, левой рукой;
- на месте правой с передачей из правой руки в левую;
- правой, левой рукой с продвижением вперёд, змейкой;
- ловить мяч ногой.
Подготовительная группа
вести мяч:
- с продвижением вперёд, змейкой, по кругу;
- приставным шагом;
- с поворотом, бегом;
- правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке;
- с изменением направления движения, с остановкой на сигнал;
- с передачей напарнику;
- с дополнительными заданиями.
бросать мяч в кольцо:
- двумя руками из-за головы;
- двумя руками от груди;
- забрасывание с трех шагов;
- после ведения (с фиксацией остановки);
- одной рукой от плеча.
Предполагаемые результаты по реализации программы: укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя комфортно в большом коллективе, умение владеть мячом на достаточно высоком уровне.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Старшая группа
№ | Раздел | Кол-во | Теория | Практика |
1 | Диагностика | 4 | 4 | |
2 | История возникновения мяча | 1 | 1 | |
3 | Броски мяча | 6 | 6 | |
4 | Отбивание мяча | 4 | 4 | |
5 | Перебрасывание мяча | 4 | 4 | |
6 | Упражнения с фитболами | 2 | 2 | |
7 | Забрасывание мяча в цель | 4 | 1 | 3 |
8 | Ведение мяча | 5 | 5 | |
9 | Перебрасывание мяча через сетку | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 32 | 3 | 29 |
Подготовительная группа
№ | Раздел | Кол-во | Теория | Практика |
1 | Диагностика | 4 | 4 | |
2 | Беседа о спортивной игре «волейбол» | 1 | 1 | |
3 | Беседа о спортивной игре «баскетбол» | 1 | 1 | |
4 | Броски мяча | 5 | 5 | |
5 | Подбрасывание мяча | 2 | 2 | |
6 | Перебрасывание мяча в парах | 3 | 3 | |
7 | Перебрасывание мяча через сетку | 5 | 5 | |
8 | Отбивание мяча | 4 | 4 | |
9 | Забрасывание мяча в корзину | 3 | 3 | |
10 | Упражнения с фитболами | 4 | 4 | |
11 | Итоговое | 1 | 1 | |
Итого: | 33 | 2 | 30 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Календарно-тематический план для детей 5-6 лет (старшая группа)
Месяц | Тема занятия | Задачи | Содержание |
Сентябрь | 1.Диагностика | 1. Выявить уровень физической подготовленности детей. | - Отбивание мяча – не менее 10 раз, не теряя мяча (дети стоят на месте, наклоняя тело несколько вперед, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя, равномерно, согласованно с передвижением). - Броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы (с расстояния 3м., высота 2 м.) -Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте - Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении - Броски мяча на меткость в цель |
2.Диагностика | 2. Выявить уровень физической подготовленности детей. | - Перебрасывание мяча через сетку. - Перебрасывание мяча друг другу. - Отбивание мяча на месте. - Подбрасывание мяча с хлопками в движении. - Броски мяча в цель на меткость. | |
Октябрь | 1.История возникновения мяча | 1. Познакомить с историей возникновения мяча. 2. Познакомить детей со спортивными играми с мячом. 3. Развивать ориентировку в пространстве. | -Знакомство с историей возникновения мяча. - Беседа «Спортивные игры с мячом». -Д/и «Что это за мяч?» -П/и «Пятнашки с мячом» |
2.Броски мяча | 1. Учить бросать мяч вверх и ловить двумя руками не менее 10 раз подряд. 2. Закреплять умение самостоятельно принимать и.п. при прокатывании мяча. 3.Воспитывать самостоятельность. | - Броски мяча вверх и ловля его на месте, не менее 10 раз подряд. - Прокатывания мяча одной рукой и двумя руками, из разных и.п., между предметами (ширина 90-40см., длина 3-4м.) - П/и «Ловкий стрелок» | |
3.Подбрасывание мяча | 1. Продолжить учить бросать мяч вверх с хлопками. 2. Упражнять в перебрасывании мяча. 3. Воспитывать ловкость. | - Подбрасывание мяча вверх, с Хлопками. - Перебрасывание мяча друг другу из разных и.п. - П/и «Ловишка с мячом» | |
4.Броски мяча | 1. Отрабатывать броски мяча вверх в движении. 2. Развивать глазомер, координации движений. | - Бросание мяча вверх и ловля его в движении (не менее 10 раз подряд). - Броски мяча об пол и ловля 2 раза на месте (не менее 10 раз подряд) - П/и «Ловишка с мячом» | |
Ноябр ь | 1.Броски мяча | 1. Учить бросать мяч об пол и ловить его двумя руками не менее 10 раз подряд. 2. Упражнять в перебрасывании мяча друг другу. 3. Воспитывать настойчивость. | - Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении (не менее 10 раз). - Перебрасывание мяча друг другу в разных направлениях стоя, сидя. - Передача мяча друг другу в парах. - П/и «Мяч в воздухе» |
2.Перебрасывание мяча | 1. Учить бросать и мягко ловить мяч в парах разными способами. 2. Развивать ловкость, внимание, глазомер. | - Перебрасывание мяча сидя и стоя спиной друг к другу. - Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами, тройками. П/и «Мяч в воздухе» | |
3.Перекатывание набивного мяча | 1. Упражнять в перекатывании набивного мяча друг другу. 2. Развивать координацию движений, внимание. | - Забрасывание мяча в корзину. - Перекатывание набивного мяча друг другу. - Ударить перед собой мяч, повернуться кругом, поймать мяч. - П/и «Кого назвали, тот и ловит» | |
4.Перебрасывание мяча | 1. Учить перебрасывать мяч через сетку. 2. Совершенствовать метание набивного мяча. 3. Воспитывать выдержку. | - Перебрасывание мяча через сетку. - Метание набивного мяча из-за головы. - П/и «Гонка мячей по шеренгам» | |
Декабрь | 1.Перебрасывание мяча | 1. Продолжать учить перебрасывать мяч через сетку. 2. Развивать быстроту, ловкость, умение быть организованным. | - Перебрасывание мяча через сетку. - Прокатывание в ворота набивного мяча головой. - П/и «Мяч – капитану» |
2. Броски мяча | 1. Упражнять в быстрой смене движений. 2. Закреплять умение работать в парах. 3. Развивать внимание. | - Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза. - Перебрасывание мяча через сетку в парах. П/и «Вышибалы» | |
3. Отбивание мяча | 1. Учить отбивать мяч одной рукой на месте. 2. Упражнять в быстрой смене движений. 3. Развивать ловкость. | - Отбивание мяча правой и левой рукой на месте. - Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза. П/и «Пятнашки на улиточках» | |
4. Отбивание мяча | 1. Учить отбивать мяч в движении. 2. Развивать глазомер, ловкость при броске мяча в корзину. | - Отбивание мяча правой и левой рукой в движении (5 – 6 м.). - Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо. П/и «Лови – не лови» | |
Январь | 1. Забрасывание мяча | 1. Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину. 2. Закрепить умение подбрасывать и мягко ловить мяч с хлопком. | - Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо. - Подбрасывание мяча с хлопками в движении. - Прыжки на мячах. П/и «Ловкий стрелок» |
2.Перебрасывание мяча | 1.Упражнять в перебрасывании мячей в парах различными способами. 2.Развивать силу броска, точность движений, глазомер. | - Перебрасывание мяча через сетку в парах. - Перебрасывание мяча одной рукой через сетку, ловля 2 руками. П/и «Мельница» | |
3.Перебрасывание мяча | 1. Учить управлять своими движениями в разных игровых ситуациях. 2. Развивать чувство ритма, точности. | - Перебрасывание мяча в парах с отскоком от земли. - Перебрасывание мяча из одной руки в другую. - Перебрасывание мяча друг другу одной рукой, ловля двумя руками. П/и «Ловишка с мячом» | |
4. Броски мяча | 1. Упражнять в быстрой смене движений. 2. Закреплять умение работать в парах. 3. Развивать внимание. | - Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза. - Перебрасывание мяча через сетку в парах. -П/и «Вышибалы» | |
Февраль | 1. Забрасывание мяча | 1. Учить забрасывать мяч в кольцо с трех шагов. 2. Продолжать учить принимать правильное и.п. при метании в вертикальную цель. 3. Совершенствовать прыжки на мячах-хоппах. | - Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо (с 3-х шагов). - Метание мяча в вертикальную цель (с 3 – 4 м.). - Прыжки на мячах – хоппах. П/и «Гонка мячей по шеренгам» |
2. Броски мяча | 1. Учить определять направление и скорость мяча. 2. Отрабатывать навык отбивания мяча змейкой. 3. Развивать быстроту, выносливость. | - Бросок мяча об стену и ловля его 2 раза (с хлопком). - Отбивание мяча одной рукой Змейкой. - Броски мяча вверх, ловля мяча сидя. П/и «Не урони мяч» | |
3.Перебрасывание мяча | 1. Учить правильно, ловить и бросать мяч, регулировать силу броска. 2. Развивать координацию движений, глазомер, внимание. | - Перебрасывание мяча через сетку одной рукой, ловля двумя руками (в парах). - Перебрасывание мяча с одной руки в другую. П/и «Охотники и куропатки» | |
4. Отбивание мяча | 1. Учить правильно, ловить мяч, удерживать кистями рук. 2. отрабатывать навык ведения мяча в ходе до обозначенного места. 3. Развивать ловкость, мышление. | - Отбивание мяча правой, левой рукой в движении. - Перебрасывание мяча друг другу в парах, из разных и.п. - Броски мяча вверх, дотронуться до носков ног, поймать мяч. П/и «Мельница» | |
Март | 1.Перебрасывание мяча | 1. Продолжать учить правильно ловить мяч, удерживать кистями рук. 2. Упражнять в непроизвольном действии с мячами. 3. Развивать координацию. | - Перебрасывание мяча стоя и сидя спиной друг к другу. - Сидя бросить мяч, вскочить на ноги и поймать мяч. - Прыжки на мячах – хопах. П/и «Лови – не лови» |
2. Знакомство с мячами - фитболами | 1. Познакомить с мячами - фитболами. 2. Учить правильно сидеть на фитболах. 3. Развивать выносливость, координацию движений. | - Прокатывание фитбола по гимнастической скамейке; между ориентирами. - Упражнение с фитболами сидя, лежа. П/и «Пятнашки на улиточках» | |
3.Перебрасывание мяча | 1. Отрабатывать умение быстро и точно передавать мяч через сетку. 2. Продолжать учить гасить скорость летящего мяча. 3. Отрабатывать умение передачи мяча друг другу. 4. Совершенствовать прыжки на мячах - хоппах. | - Перебрасывание мяча через сетку 2 раза из - за головы. - Прыжки на мячах – хоппах. П/и «Мяч в воздухе» | |
4. Упражнения с мячом - фитболом | 1. Учить отбивать фитбол двумя руками. 2. Совершенствовать навыки ведения мяча. 3. Продолжать учить регулировать силу отталкивания от мяча. | - Отбивание фитбола 2 руками в Ходьбе. - Отбивание мяча правой, левой рукой в движении. - Прокатывание в ворота набивного мяча. П/и «Салки с мячом» | |
Апрель | 1. Упражнения с мячом - фитболом | 1. Продолжать учить гасить скорость летящего мяча, удерживать его кистями рук. 2. Развивать равновесие, координацию движений при балансировке на фитболе. | - Перебрасывание фитбола друг другу в парах. - Из положения лежа на (фитболе) на животе, переход, прокатываясь вперед (руки в упоре на полу). П/и «Вышибалы» |
2.Перебрасывание мяча | 1. Закреплять умение ловко принимать, быстро и точно передавать мяч партнеру. 2. Отрабатывать мягкую ловлю мяча двумя руками с хлопком. 3. Упражнять в прыжках на мячах - хоппах. | - Перебрасывание мяча через сетку (в парах). - Броски мяча вверх с хлопками за спиной. - Прыжки на мячах – хоппах. - Передача мяча в парах, тройках П/и «Попади мячом в цель» | |
3. Отбивание мяча | 1. Развивать равновесие, координацию движений при балансировке на фитболе. 2. Отрабатывать плавные движения при ведении мяча змейкой. 3. Воспитывать уверенность. | - Балансировка на фитболе (сидя, стоя на коленях, руки в стороны; лежа на животе, руки в стороны). - Отбивание мяча змейкой. П/и «Догони мяч» | |
4. Школа мяча | 1. Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину. 2. Закреплять умение занимать правильное и.п. | - Забрасывание мяча в баскетбольную корзину (с 3 шагов) - Метание набивного мяча на дальность - Перебрасывание набивного мяча друг другу при метании на дальность. П/и «Вышибалы» | |
Май | 1. Диагностика | 1. Выявить уровень физической подготовленности детей. | - Ведение мяча в движении – 6 м., не теряя мяча (дети передвигаются на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя, равномерно). - Броски мяча в корзину 2-мя руками из - за головы (с расстояния 3м., высота - 2м.) - Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте - Броски мяча об пол и ловля двумя руками в движении |
2. Диагностика | 1.Выявить уровень физической подготовленности детей. | - Перебрасывание мяча через сетку - Перебрасывание мяча друг другу - Отбивание мяча на месте - Подбрасывание мяча с хлопками в движении | |
3. Итоговое | См. приложение | - Развлечение «Разноцветный быстрый мяч» |
Календарно-тематический план для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Месяц | Тема занятия | Задачи | Содержание |
сентябрь | Диагностика | 1. Выявить уровень физической подготовленности детей. |
|
Диагностика | 1.Выявить уровень физической подготовленности детей. |
| |
октябрь | 1. Беседа о спортивной игре «Волейбол» | 1. Познакомить детей со спортивной игрой волейбол, правилами игры. 2. Закреплять умение мягко ловить мяч кистями рук. 3. Воспитывать целеустремленность |
П/и «Ловишка с мячом» |
2.Беседа о спортивной игре «Баскетбол» | 1. Познакомить детей со спортивной игрой баскетбол, правилами игры. 2. Упражнять в забрасывании мяча в корзину, мягкой ловле кистями рук. 3. Развивать глазомер, ловкость. |
П/и «Охотники и куропатки» | |
4.Броски мяча | 1. Учить бросать мяч об пол и ловить его в движении не менее 10 раз подряд. 2. Закрепить навык перебрасывания мяча от плеча одной рукой. 3. Закреплять навык передачи друг другу мяча с помощью ног. 4. Развивать глазомер, координацию движений. |
П/и «Лови – не лови» | |
ноябрь | 1.Броски мяча | 1. Учить бросать мяч и ловить его двумя руками одновременно. 2. Развивать ловкость при ловле мяча с поворотом кругом. 3.Воспитывать настойчивость в достижении результатов. |
|
2.Отбивание мяча | 1. Учить отбивать мяч по кругу. 2. Закреплять умение бросать мяч и ловить его двумя руками одновременно. 3. Развивать внимание, координацию движений. |
П/и «Кого назвали, тот и ловит» | |
3.Перебрасывание мячей | 1. Учить перебрасывать и ловить два мяча одновременно. 2. Упражнять ведению мяча по кругу. 3. Совершенствовать прыжки. 4. Развивать ловкость. |
П/и «Охотники и зверь» | |
4.Отбивание мяча | 1. Учить управлять своими движениями в разных игровых ситуациях. 2. Упражнять в метании набивного мяча на дальность. 3. Развивать чувство ритма. |
П/и «Гонка мячей по шеренгам» | |
декабрь | 1.Балансировка на фитболе | 1. Учить балансированию на фитболе, сохраняя равновесие. 2. Продолжать учить перебрасывать мяч через сетку. 3. Совершенствовать навыки ведения мяча. |
П/и «Меткий стрелок» |
2.Забрасывание мяча | 1. Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину. 2. Упражнять в быстрой смене движений. 3. Закреплять умение ловко принимать, быстро и точно передавать мяч партнеру. 4. Развивать ориентировку в пространстве. |
П/и «Горячая картошка» | |
3.Бросание и ловля мяча | 1. Учить соразмерять силу броска с расстоянием. 2. Продолжать учить гасить скорость летящего мяча, удерживать его кистями рук. 3. Развивать глазомер. |
П/и «Пятнашки на улиточках» | |
4.Ведение мяча | 1. Учить вести мяч с поворотом. 2. Закрепить умение делать хороший замах, энергичный бросок. 3. Развивать выносливость. |
П/и «Мяч капитану» | |
январь | 1.Ведение мяча | 1. Учить управлять мячом, мягко отталкивая кистью. 2. Закреплять умение работать в парах. 3. Упражнять в непроизвольном действии мячом 4. Развивать внимание. |
П/и «Мяч - ловцу» |
2.Перебрасывание мяча | 1. Учить ловко принимать и точно передавать мяч друг другу во время ходьбы. 2. Упражнять в быстрой смене движений. 3. Упражнять в умении передачи мяча в движении. 4. Развивать ориентировку в пространстве. |
П/и «Мельница» | |
3.Броски мяча | 1. Учить отбивать мяч ладонями в движении 2. Упражнять ведению мяча в беге. 3. Развивать глазомер, ловкость, чувство ритма. |
П/и «Ловишка с мячом» | |
февраль | 1.Забрасывание мяча | 1. Закреплять навык забрасывания мяча в корзину. 2. Упражнять в быстрой и точной передаче мяча в парах, во время ходьбы. 3. Развивать глазомер, ловкость. |
П/и «Попади мячом в цель» |
2.Передача мяча | 1. Учить определять направление и скорость мяча, удерживать кистями рук. 2. Упражнять в перебрасывании набивного мяча в парах. 3. Передача мяча в парах. 4. Развивать координацию движений. |
П/и «Мельница» | |
3.Балансировка на фитболе | 1. Закреплять навык устойчивого равновесия при балансировке на фитболе. 2. Продолжать учить гасить скорость летящего мяча, удерживать его кистями рук. 3. Развивать внимание. |
П/и «Охотники и куропатки» | |
4.Отбивание мяча | 1. Закреплять умение отбивать мяч ладонями в нужном направлении. 2. Упражнять в точной передаче мяча друг другу. 3. Совершенствовать технику движений. |
П/и «не урони мяч» | |
март | 1.Ведение мяча | 1. Учить мягкими, плавными движениями вести мяч в разных направлениях. 2. Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину. 3. Развивать ориентировку в пространстве. |
П/и «Лови – не лови» |
2.Ведение мяча | 1. Продолжать учить мягкими, плавными движениями вести мяч в разных направлениях, останавливаться на сигнал. 2. Упражнять в слитном выполнении замаха и броска мяча в корзину с разного расстояния. |
П/и «Пятнашки на улиточках» | |
3.Забрасывание мяча | 1. Продолжать учить занимать правильное и.п. при забрасывании мяча в корзину. 2. Закреплять умение гасить скорость летящего мяча, удерживать его кистями рук. 3. Отрабатывать навык отбивания мяча на месте. 5. Развивать выносливость. |
П/и «Футбол» | |
4.Броски мяча | 1. Закреплять умение правильно ловить мяч, удерживать кистями рук. 2. Упражнять в точной передаче мяча друг другу. 3. Развивать глазомер, ловкость. |
П/и «Салки с мячом» | |
апрель | 1.Перебрасывание мяча | 1. Развивать точность движений при переброске мяча через сетку. 2. Отрабатывать навык ведения мяча змейкой. 3. Совершенствовать прыжки на мячах - хоппах. |
П/и «Гонка мячей по шеренгам» |
2.Перебрасывание мяча | 1. Упражнять в перебрасывании мячей в парах различными способами. 2. Закреплять умение видеть мяч, быстро реагировать на его полет. 3. Развивать координацию движений. |
П/и «Пятнашки на улиточках» | |
3.Ловля мяча | 1. Упражнять в быстром реагировании на мяч, летящего на разной высоте. 2. Упражнять в слитном выполнении замаха и броска при забрасывании мяча в корзину. 3. Развивать быстроту, сообразительность. |
П/и «Мяч в воздухе» | |
4.Ведение мяча | 1. Упражнять мягкому, плавному движению мяча с дополнительными заданиями. 2. Развивать силу броска. 3. Упражнять в перебрасывании мяча во время движения. |
П/и «Меткий стрелок» | |
май | 1.Диагностика | 1. Выявить уровень физической подготовленности детей. |
|
2.Диагностика | 1. Выявить уровень физической подготовленности детей. |
| |
3.Итоговое | См. приложение |
|
Методическое обеспечение программы
1. Структура организации занятия
Вводная часть: различные виды ходьбы и бега, подскоков, прыжков, корригирующие упражнения.
Основная часть: ОРУ, упражнения с мячом, элементы спортивных игр, п/и, эстафеты с мячом.
Заключительная часть: м/п игра, ходьба, релаксация.
(Занятия проводятся в спортивном зале, в теплое время года на спортивной
площадке).
2.Методика обучения игре в баскетбол.
Успешное выполнение игровых действий с мячом связано с овладением детьми наиболее целесообразными приемами перемещения по площадке.
В старшей группе детей учат принимать основную стойку баскетболиста: ноги умеренно согнуты в коленях, расставлены на ширину плеч, одна из них выставлена на полшага вперед; тяжесть тела распределяется на обе ноги равномерно; руки согнуты в локтях, прилегают к туловищу. Передвижение по площадке осуществляется преимущественно бегом, который сочетается с ходьбой, остановками, поворотами и прыжками. Упражнения в перемещении по площадке совмещаются с действиями с мячом. Следует помнить, что, удерживая мяч двумя руками, ребенок должен охватывать его широко расставленными пальцами не совсем сбоку, а несколько сзади. Мяч лучше держать так, чтобы он не закрывал лицо играющего и не ограничивал видимости. При ловле мяча его встречают руками, захватывают пальцами и, сгибая руки, мягко подтягивают к себе, не прижимая к груди. Кисти рук при этом должны быть расслаблены, а ноги надо эластично сгибать. Передача мяча и его ловля выполняются сначала с места, потом в движении, одновременно двумя (от груди) и одной рукой (от плеча). Эти упражнения усложняют последовательно. От индивидуальных действий с мячом детей переводят к упражнениям парами, тройками и группками. В старшей группе детей начинают приучать к правильной технике передачи мяча: в правильной стойке, держа мяч на уровне груди двумя руками, ребенок совершает небольшое дугообразное движение к
туловищу по направлению вниз - на грудь, а затем, разгибая одновременно руки и ноги и действуя всем корпусом, он посылает мяч активным движением кистей вперед.
Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передаче мяча, так как эти движения сходны по структуре. Однако в броске мяча, в отличие от передачи, ребенок описывает мячом, который он удерживает в исходном положении у груди, небольшую дугу вниз на себя, а затем бросает его, выпрямляя руки вверх, но не вперед. Одновременно разгибаются ноги, туловище устремляется вверх - вперед, происходит приподнимание на носки, руки сопровождают полет мяча, отталкивают его кистями, направляя в корзину. Прицеливаясь, следует смотреть в ту точку, в которую хочешь попасть мячом, поднимая при этом голову. Детей упражняют в бросании мяча в цель через веревку, сетку, высота которых постепенно увеличивается. В старшей группе педагог не добивается от воспитанников целиком правильных движений. Он старается всесторонне подготовить их к усвоению необходимых для игры приемов, формируя навыки самых разнообразных действий с мячом.
В подготовительной к школе группе продолжается усвоение приемов передачи, ловли, ведения и броска мяча в сторону. Задания постепенно усложняются. От упражнений, выполняемых стоя на месте, переходят к упражнениям с перемещением игрока, с дополнительными заданиями, при противодействии другого игрока. Формируются умения применять названные действия в игровых условиях, сочетать их между собой и с другими действиями с мячом и без него, в зависимости от игровой ситуации.
Целесообразно варьировать условия выполнения этих действий. При этом усложняется взаимодействие игроков между собой. Упражнения в передаче и ловле мяча дополняются заданиями, выполняемыми при передвижении парами. Когда дети хорошо овладевают способами ловли и передачи мяча, эти действия начинают применять в сочетании с остановками, поворотами, ведением и бросанием мяча в корзину.
В этой возрастной группе значительно расширяется круг упражнений для разучивания приемов ведения мяча. Вырабатываются непринужденность и ритмичность действий. Следует стремиться к тому, чтобы на 2 шага приходился 1 удар мяча о площадку. Совершенствуются навыки отталкивания мяча пальцами и мягким движением кисти, ведение правой и левой рукой. Детей обучают приемам ведения мяча с изменением направления и скорости передвижения, высоты отскока. Дети осваивают такие важные для игры элементы, как остановка после ведения мяча с удержанием его в руках и с передачей партнеру. Вначале остановки совершают после ходьбы шагом, затем после медленного бега. Только тогда переходят к разучиванию техники остановок после быстрого бега. А также внезапных - по звуковым и зрительным сигналам. Детей учат останавливаться следующим образом: после энергичного отталкивания одной ногой ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг, несколько отклоняется назад (в сторону) на опорную ногу и делает второй шаг. Ноги плавно сгибаются, тяжесть тела распределяется на обе ноги. Умение останавливаться используется при разучивании броска мяча в корзину после предварительной остановки. Такой бросок часто выполняется одной рукой от плеча. Для выполнения броска рекомендуется выставлять одну ногу на полшага вперед (мяч в это время находится на ладони согнутой в локте руки и придерживается другой рукой), а затем, разгибая ноги и одновременно выпрямляя руку с мячом вверх - вперед, мягким толчком кисти направлять мяч в корзину.
Только после того как дошкольники овладеют умением сочетать разнообразные действия, связанные с ловлей и бросанием мяча, ведением и бросанием мяча, ловлей и ведением мяча, ведением и передачей мяча, ведением и забрасыванием мяча в корзину. Научатся применять их в упражнениях и играх с установленными взаимоотношениями игроков, приступают к разучиванию игры в баскетбол по облегченным правилам.
Баскетбол - игра командная. В ней одновременно участвуют 2 команды. В каждой - 5 основных и несколько запасных игроков. Время игры ограничено двумя таймами по 5 мин (всего 10 мин), между которыми дается перерыв в 5 минут. Цель игры состоит в том. Чтобы забросить в корзину соперника как можно больше мячей, соблюдя при этом правила игры. Команде, забросившей мяч в корзину, начисляется 2 очка. Игра состоит из двух таймов по 5 минут, между которыми делается перерыв. Судейство в игру ведет воспитатель. Для игры в баскетбол используются резиновые мячи диаметром 18-20 см и мячи для мини-баскетбола. Важно, чтобы мячи хорошо отскакивали от поверхности площадки, пола.
Правила игры с мячом заключаются в том, что мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении. Случайное касание ногой мяча не считается нарушением. Ударять по мячу ногой или кулаками запрещается. Ребенок, получивший мяч в движении, может вести его не более 3 шагов, после чего он должен передать его товарищу по команде. Вести мяч одновременно двумя руками не разрешается.
Если мяч попадет за пределы площадки, он считается вышедшим из игры. Виновным в выходе мяча из игры считается тот, кто дотронулся до него последним. Если судья затрудняется определить, кто это сделал, назначается спорный бросок. Любое несоблюдение перечисленных правил считается нарушением. Команда, нарушившая правила, лишается мяча, и он передается другой команде. Вбрасывание мяча осуществляется игроком команды, которая его получает, из-за боковой линии против того места на площадке, где было совершено нарушение.
Розыгрыш начального и спорного бросков производится в начале каждого периода, при задержке мяча, а также в тех случаях, когда 2 игрока из соперничающих команд одновременно взялись за мяч, когда воспитатель сомневается, от кого вышел мяч, когда мяч застрял в корзине или же была совершена ошибка игроками обеих команд. Выполнение правил игры имеет большое воспитательное значение и помогает организации поведения детей. Игроки, которые плохо ведут себя, должны быть удалены на время с площадки. В процессе игры дети должны быть внимательны и доброжелательны друг к другу.
3. Методика обучения катанию, бросанию и ловле, метанию.
Катание - полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть сильным и уверенным. В старшей и подготовительной к школе группах дети катают утяжеленный набивной мяч весом до 1 кг. Толчок должен выполняться пальцами выпрямленных рук, как бы сопровождая ими движение мяча.
Бросание и ловля - более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке. При овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска - снизу, сбоку, от плеча. Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной, ровной площадке. Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками
одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный сверстником, надо ловить, не прижимая к груди, стараясь встречать при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они
могут находиться в разных положениях - сидя, стоя, парами, по кругу, передвигаясь. Удается старшим и сочетание разных движений с игрой в мяч, например, подбрасывать и ловить мяч, приседая, подпрыгивая, чередовать бросание и ловлю с бегом.
Инструктор должен научить старших дошкольников ведению мяча. К разучиванию этого движения надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч, стоя на месте мягкими, плавными движениями кисти. При ведении мяча ребенок продвигается вперед шагом, а затем и бегом, немного наклонившись по ходу движения. Мяч отбивают так, чтобы он отскакивал на уровне или несколько выше пояса.
Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, мешочками с песком, шишками, снежками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной - щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т.п. в зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шишку - одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшой снаряд одной рукой. В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой или левой рукой - это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушения осанки.
Метание вдаль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Часто, бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка (в пределах 0,5- 1м), детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко. Без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому инструктор предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева или подвешивает веревку несколько выше поднятой руки ребенка. Дети располагаются на расстоянии 2 - 3 м., сам инструктор должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо метать. Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку. Вдаль метают мячи, мешочки с песком, шишки, снежки. Вырезанные из картона круги метают способом сбоку, напоминающим метание диска. Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 5-6 см. Для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг. Мячи должны хорошо отскакивать.
4.Методика обучения игре в волейбол.
Детей учат передаче мяча и подаче двумя руками. Обучение игре в волейбол складывается из трех этапов (подготовительный, подводящий, основной). На подготовительном этапе нужно научить умению видеть мяч, быстро реагировать на его полет, развивать координацию движений. На втором этапе детей учат выполнять упражнения с мячом: перебрасывать мяч друг другу (высоко, сильно) и ловить его двумя руками, отбивать мяч толчком двух ладоней в нужном направлении. На основном этапе учат перебрасыванию мяча через сетку с соблюдением следующего правила: мяч в руках не задерживать, а отбивать его выше и сильнее, чтобы перебросить через сетку.
5. Методика обучения ведению мяча.
На начальном этапе обучения детям более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений.
Вначале надо вести мяч на небольшой скорости в прямом направлении. Следует учить отбивать мяч правой и левой рукой, стоя на месте и продвигаясь вперед, поворачиваясь вокруг, не выпуская мяч из круга, обводя предметы. При ведении меча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняясь несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч вверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно. Основные ошибки: дети бьют по мячу расслабленной ладонью; многие пытаются вести мяч прямо перед собой, что мешает передвижению вперед.
Правила ведения мяча:
1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.
2. Вести мяч спереди - сбоку, а не прямо перед собой.
3. Смотреть вперед, а не вниз на мяч.
При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение на месте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.
Упражнения:
1. Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, затем левой рукой.
2. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.
3. Группа располагается по 6 человек, и подгруппы размещаются по всей длине площадки. Первый игрок ведет мяч ко второму, передав мяч, сам остается на его месте; второй ведет мяч к третьему и выполняет то же самое. Последний - возвращается на место первого.
4. Дети строятся в колонны по 4 - 6 человек. Напротив каждой колонны выставляются кегли на расстоянии 1 - 2 м. друг от друга. После сигнала воспитателя дети ведут мяч, обходя первую кеглю справа, вторую слева. Обратно ведут мячи по прямой, передают следующему и становятся в конец колонны.
Список используемых источников
1. Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» [Текст]: Кн.для воспитателей дет.сада./ Э.Й. Адашкявичене.М.: Просвещение,1992.159с.
2. Ашмарина, Б.А. Теория и методики физического воспитания [Текст]: учеб. для студентов ффк / Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.- с. 176-180.
3. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. [Текст]: Пособие для воспитателей д/сада / Е.Н. Вавилова.- М.: Просвещение, 1986.- 128с.
4. Волошина, Л.Н. «Играйте на здоровье!» [Текст]: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет/Л.Н. Волошина. М.: АРКТИ, 2004. - 144с.
5. Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» -
издательство НЦ ЭНАС, 2004.
6. Николаева Н.И. Школа мяча [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений/Н.И. Николаева СПб. «Детство - Пресс», 2008.-96с.
7. Осокина Т.И. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников [Текст]: / Т.И. Осокина, Е.А Тимофеева.- Изд.2-е, доп., М., «Просвещение», 1971.-210с.
8. Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет» - «Детство-пресс»,2009.
9. Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005.
10. Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010.
Приложение №1
Уровни усвоения двигательных умений и навыков
движений с мячом
Условные обозначения:
-низкий уровень
-средний уровень
-высокий уровень
Старшая группа
Низкий. Не уверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимания на качество действий с мячом.
Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно, оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.
Высокий. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты действий с мячом.
Подготовительная группа
Низкий. Допускает ошибки в основных упражнениях с мячом. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке.
Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом, проявляет усилия, активность и интерес. Способен оценить движения с мячом других детей, упорен в достижении своей цели. Может придумать и выполнить несложные действия с мячом.
Высокий. Технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет все упражнения с мячом. Правильно оценивает движения с мячом других детей. Проявляет элементы творчества в работе с мячом. Самостоятельно составляет простые варианты упражнений с мячом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спортивно-оздоровительной секции "Веселый мяч"
Данная программа по дополнительному образованию содержит перспективное планирование, подробные конспекты занятий, ежемесячные физкультурные развлечения. Позволит в работе с дошкольниками постепенно...
Рабочая программа спортивной секции "Юный лыжник"
Данная программа составлена с учетом СанПиНа и Требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ. Программа составлена на основе развернутого перспективного тема...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спортивной секции для спортивно – одаренных детей «Дельфинёнок» возраст обучающихся 5 – 7 лет
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней...
Рабочая программа спортивной секции «Школа мяча»
работа с баскетбольным мячом...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Школа мяча» (Пионербол) для детей 5-7 лет
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до семи лет. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность че...
Рабочая программа кружка "Школа мяча" для детей 5-7 лет
Рабочая программа кружка "Школа мяча" для детей 5-7 лет...