Сценарий физкультурно - тематического развлечения " Илья Пророк - веселья срок "для старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Цель: познакомить детей с русским народным календарным праздником Ильин День. - воспитывать любовь к т тории и культуре своего народа; желание поддерживать народные традиции и обычаи; - познакомить с приметами, пословицами и поговорками, связанными с этим праздником; - развивать ловкость, выносливость, быстроту. (Звучит русская хороводная мелодия. Дети сначала идут цепочкой, потом водят хоровод и снова цепочкой подходят к скамейкам и присаживаются) Ведущая - Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с народными праздниками. Скажите , какие летние месяцы вы знаете?( Ответы) А какой месяц у нас сейчас?(Ответ) Кто - нибудь из вас может назвать приметы августа? ( Ответы ). Молодцы! Вы очень наблюдательные ребята. А вы знаете, что в старину в такой день, как сегодня, 2 августа наши предки отмечали очень необычный праздник, который называется " Илья Пророк" или, по- другому, "Ильин день". Считалось, что в этот день грозный святой Илья Пророк носится на своей огненной колеснице по небу, оттого и гром гремит, и молния сверкает. Но, хотя и грозен этот Илья Пророк, люди его уважали и почитали, потому что не только над громом и молнией он властитель, но и дождям повелитель. Поэтому славили люди Илью Пророка и просили у него дождей обильных для своего урожая, особенно, если лето было жарким и засушливым. Грозы и сильные ливни в этот день считались нормальным природным явлением, а вот сухая, ясная погода бывали очень - очень редко. С Ильина дня прекращается купание в природных водоёмах, потому что день становится заметнее короче, и вода не успевает достаточно прогреться. Об этом нам говорят и русские народные пословицы, например, " Илья Пророк два часа уволок", " С Ильина Дня ночь длинна, а вода холодна", "До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается".Но есть и хорошая новость: считается что после Ильина дня насекомые перестают кусаться. Сохранилось множество погодных примет, связанных с этим днём, например, глухой гром в этот день - к слабым дождям, а звонкий - к сильным ливням. Попасть в этот день под дождь - добыть себе здоровья на целый год. Но есть у наших предков славян и другое поверье. По древней легенде из далёкого холодного севера прибегает на наши земли в этот день чудесный олень - золотые рога, волшебные копытца. Касается тот олень своим копытцем воды в озере ли, в реке ли - и тут же вода остужается. ( Звучит песня " Лесной олень". Выходит ребёнок в костюме оленя. Проводится разминка " Олени") " Оленёнок" - Я - олень, ваш добрый друг! Поиграть зову вас в круг! Руки вверх вы поднимите И над головой скрестите.( дети выполняют, делая руками " рожки оленя" ) Повернитесь, покружитесь( дети выполняют) И в оленей превратитесь. Ведущая -Эй, олени, все за мной! Поспешим на водопой! Посмотрите, вот река Широка и глубока ( руки в стороны, приседаем "показываем глубину") Не достанешь и до дна ( коснуться руками земли) А водица так вкусна! ( гладим круговыми движениями живот) Как попьём водицы ( сложенные вместе ладони подносим к губам ), Постучим копытцем ( 4 притопа правой ногой , руки на поясе ). Ветер помогает, водица остывает ( дуем перед собой ) Ведущая - Чудесный оленёнок, хочешь вместе с ребятами весело отпраздновать русский народный праздник Ильин День? Присаживайся вместе с ребятами на скамеечку. ( Дети садятся на скамейки ) Ведущая - Оленёнок, я смотрю, ребята расстроились, что больше в этом году не покупаться. А ты можешь не бить копытцем по водице в наших Бологовских озёрах и реках? Оленёнок - Конечно, могу, если ребята скажут их названия. ( Дети называют.) ( Звучит "Песня Кикиморы" из спектакля " День рождения Кикиморы" ) Кикимора - Это бесполезно! Ведущая - Здравствуй, Кикимора. Что бесполезно? Кикимора - Даже если оленёнок воду не остудит, купаться вы в ней всё равно не будете! Ведущая - Это почему же? - А потому, что после Ильина Дня вода в озере зацветает, то есть не сама вода цветёт, как роза - василёк, а разводятся в прогретой за лето воде всякие мелкие водоросли, и от этого вода становится мутной и зелёной , как в болоте. Ведущая - Ну раз купаться нельзя, то поиграть то с водой мы хотя бы можем? Кикимора - Конечно, можем!!! Вот тут у меня всякого разного... ( Достаёт из мешка губки и пластмассовые стаканы ) Я такие игры знаю! Только, чурики, сначала загадки мои отгадайте, а уж потом и с водой играйте! ( Далее Кикимора загадывает детям загадки и проводит эстафеты с водой ( см. Приложение 1 и Приложение 2 ) Кикимора - Понравились вы мне, ребята! Хорошо было с вами, весело. Решила я вам на прощанье подарочек сделать. Научу я вас древнему заклинанию, которым ваши пра - пра - прабабушки и пра - пра - прадедушки дождь вызывали. А вдруг вам понадобится? Слушайте и запоминайте: " Дождик - дождик, пуще! Дадим тебе гущи, Дадим тебе ложку - Хлебай понемножку !" Запомнили? Давайте вместе повторим! ( Повторяют хором ).Хотите проверить, как заклинание моё действует? Предлагаю поиграть в игру " Дождик ". ( Проводится игра: водящему надевается шапочка Тучки, а в руки даётся "посох дождя". Дети встают в круг вокруг водящего - Дождика и произносят закличку. А водящий в это время, перевернув посох, озвучивает летний дождь. На последнем слове заклички дети разбегаются, а Дождик пытается их догнать и, прикоснувшись посохом, "намочить". Кого "намочили", тот выходит из игры). Ведущая - Ну, что , ребята, понравился вам праздник Ильин День? Кикимора - А можно на будущий год я тоже к вам на Илью Пророка в гости приду? Тогда до встречи, ребята! Приложение 1 Загадки Без крыльев, а летает. Никто её не бьёт, А она плачет ( Туча ) Летит стрела огневая - Никто её не поймает: Ни царь, ни царица, Ни красная девица. ( Молния ) Каркнул ворон на сто сёл, Да на тысячу озёр. ( Гром ) Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий, В тучах прячется во мгле, Мокнут ноги на земле. ( Дождь ) Пришла Маланья - Зажглося пламя, Пришёл Пахом - Затрясся дом. ( Молния и гром ) Крашеное коромысло Над рекой повисло. ( Радуга ) Приложение 2 Игры и эстафеты с водой 1) Эстафета " Перенеси воду в губке" Материал и оборудование: две поролоновые губки среднего размера, два ведра с водой, два пустых ведра. Дети располагаются в две колонны. Задача: сжать губку в руке, опустить в ведро с водой, дать губке впитать воду, а затем бегом перенести и выжать из губки воду в пустое ведро, после чего вернуться к своей команде и передать губку следующему игроку. 2) Игра "Стаканчик с водой - по кругу" Материал и оборудование : на площадке из обручей ( по количеству участников ) выложены два круга, в центре каждого - пустое ведро ; два стакана, наполненные водой. Дети стоят внутри обручей, в руке одного из членов каждой команды - стакан с водой. Задача: пока звучит музыка, дети передают стакан по кругу, стараясь не расплескать воду, как только музыка остановится, тот, у кого оказался в руках стакан, выливает сохранившуюся в нём воду в ведро в центре своего круга, после чего игра продолжается. Побеждает та команда, у кого по итогу окажется больше воды в ведре. 3) Эстафета " Перенеси воду в спасательном круге" Материал и оборудование: для каждой команды - ведро с водой на линии старта и пустое ведро в конце дистанции, пустой стакан и спасательный круг. Задача : надеть спасательный круг, затем взять стакан и зачерпнуть из ведра воды, после чего бегом донести воду, будучи в круге, и вылив её в пустое ведро, вернуться к своей команде и передать круг и стакан следующему игроку. Цель - набрать в пустое ведро как можно больше воды. 4) Игра "Передай стакан с водой по тоннелю" Материалы и оборудование на площадке из обручей ( по количеству участников ) выложены два ряда так, чтобы дети, заняв места в обручах, выстроились в две колонны; для каждой команды - стакан с водой из твёрдого материала. Дети стоят внутри обручей в две колонны, причём ноги раздвинуты, как бы образуя тоннель. Задача: Наклониться и передать стакан с водой между ног стоящему позади игроку ( по цепочке ), последний в колонне забирает свой обруч и стакан с водой и перебегает вперёд колонны, и так до тех пор, пока каждый игрок не побывает в роли перебегающего. По окончании игры сравнивается количество воды в стаканах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического развлечения "Сбор урожая" для детей старшего дошкольного возраста

Через игры и эстафеты у детей старшего дошкольного возраста закрепляются и систематизируются знания о сборе и хранении овощей и фруктов в осенний период...

Методическая разработка сценария физкультурного досуга « На чужой планете» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Занятие полезно для педагогов групп  среднего и старшего дошкольного возраста, в занятии применяются здоровьесберегающие технологии...

Тематическое развлечение экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Посвящение в Эколята»

Тематическое развлечение рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с обязательным условием проведения в большом помещении, так как предполагает задания соревновательного характера по физ...

Сценарий тематического развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Синичкин день"

Материал будет актуален для воспитателей ДОУ и музыкальных руководителей, а также для педагогов дополнительного образования....

Физкультурно-музыкальное развлечение «Необычный турнир» для детей старшего дошкольного возраста

Физкультурно-музыкальное развлечение «Необычный турнир» для детей старшего дошкольного возраста...