Цель: познакомить детей с русским народным календарным праздником Ильин День.
- воспитывать любовь к т тории и культуре своего народа; желание поддерживать народные традиции и обычаи;
- познакомить с приметами, пословицами и поговорками, связанными с этим праздником;
- развивать ловкость, выносливость, быстроту.
(Звучит русская хороводная мелодия. Дети сначала идут цепочкой, потом водят хоровод и снова цепочкой подходят к скамейкам и присаживаются)
Ведущая
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с народными праздниками. Скажите , какие летние месяцы вы знаете?( Ответы) А какой месяц у нас сейчас?(Ответ) Кто - нибудь из вас может назвать приметы августа? ( Ответы ). Молодцы! Вы очень наблюдательные ребята. А вы знаете, что в старину в такой день, как сегодня, 2 августа наши предки отмечали очень необычный праздник, который называется " Илья Пророк" или, по- другому, "Ильин день". Считалось, что в этот день грозный святой Илья Пророк носится на своей огненной колеснице по небу, оттого и гром гремит, и молния сверкает. Но, хотя и грозен этот Илья Пророк, люди его уважали и почитали, потому что не только над громом и молнией он властитель, но и дождям повелитель. Поэтому славили люди Илью Пророка и просили у него дождей обильных для своего урожая, особенно, если лето было жарким и засушливым. Грозы и сильные ливни в этот день считались нормальным природным явлением, а вот сухая, ясная погода бывали очень - очень редко. С Ильина дня прекращается купание в природных водоёмах, потому что день становится заметнее короче, и вода не успевает достаточно прогреться. Об этом нам говорят и русские народные пословицы, например, " Илья Пророк два часа уволок", " С Ильина Дня ночь длинна, а вода холодна", "До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается".Но есть и хорошая новость: считается что после Ильина дня насекомые перестают кусаться.
Сохранилось множество погодных примет, связанных с этим днём, например, глухой гром в этот день - к слабым дождям, а звонкий - к сильным ливням. Попасть в этот день под дождь -
добыть себе здоровья на целый год.
Но есть у наших предков славян и другое поверье. По древней легенде из далёкого холодного севера прибегает на наши земли в этот день чудесный олень - золотые рога, волшебные копытца. Касается тот олень своим копытцем воды в озере ли, в реке ли - и тут же вода остужается.
( Звучит песня " Лесной олень". Выходит ребёнок в костюме оленя. Проводится разминка " Олени")
" Оленёнок"
- Я - олень, ваш добрый друг!
Поиграть зову вас в круг!
Руки вверх вы поднимите
И над головой скрестите.( дети выполняют, делая руками " рожки оленя" )
Повернитесь, покружитесь( дети выполняют)
И в оленей превратитесь.
Ведущая
-Эй, олени, все за мной!
Поспешим на водопой!
Посмотрите, вот река
Широка и глубока ( руки в стороны, приседаем "показываем глубину")
Не достанешь и до дна ( коснуться руками земли)
А водица так вкусна! ( гладим круговыми движениями живот)
Как попьём водицы ( сложенные вместе ладони подносим к губам ),
Постучим копытцем ( 4 притопа правой ногой , руки на поясе ).
Ветер помогает, водица остывает ( дуем перед собой )
Ведущая
- Чудесный оленёнок, хочешь вместе с ребятами весело отпраздновать русский народный праздник Ильин День? Присаживайся вместе с ребятами на скамеечку.
( Дети садятся на скамейки )
Ведущая
- Оленёнок, я смотрю, ребята расстроились, что больше в этом году не покупаться. А ты можешь не бить копытцем по водице в наших Бологовских озёрах и реках?
Оленёнок
- Конечно, могу, если ребята скажут их названия. ( Дети называют.)
( Звучит "Песня Кикиморы" из спектакля " День рождения Кикиморы" )
Кикимора
- Это бесполезно!
Ведущая
- Здравствуй, Кикимора. Что бесполезно?
Кикимора
- Даже если оленёнок воду не остудит, купаться вы в ней всё равно не будете!
Ведущая
- Это почему же?
- А потому, что после Ильина Дня вода в озере зацветает, то есть не сама вода цветёт, как роза - василёк, а разводятся в прогретой за лето воде всякие мелкие водоросли, и от этого вода становится мутной и зелёной , как в болоте.
Ведущая
- Ну раз купаться нельзя, то поиграть то с водой мы хотя бы можем?
Кикимора
- Конечно, можем!!! Вот тут у меня всякого разного... ( Достаёт из мешка губки и пластмассовые стаканы ) Я такие игры знаю! Только, чурики, сначала загадки мои отгадайте, а уж потом и с водой играйте!
( Далее Кикимора загадывает детям загадки и проводит эстафеты с водой ( см. Приложение 1 и Приложение 2 )
Кикимора
- Понравились вы мне, ребята! Хорошо было с вами, весело. Решила я вам на прощанье подарочек сделать. Научу я вас древнему заклинанию, которым ваши пра - пра - прабабушки и пра - пра - прадедушки дождь вызывали. А вдруг вам понадобится? Слушайте и запоминайте:
" Дождик - дождик, пуще!
Дадим тебе гущи,
Дадим тебе ложку -
Хлебай понемножку !"
Запомнили? Давайте вместе повторим! ( Повторяют хором ).Хотите проверить, как заклинание моё действует? Предлагаю поиграть в игру " Дождик ".
( Проводится игра: водящему надевается шапочка Тучки, а в руки даётся "посох дождя". Дети встают в круг вокруг водящего - Дождика и произносят закличку. А водящий в это время, перевернув посох, озвучивает летний дождь. На последнем слове заклички дети разбегаются, а Дождик пытается их догнать и, прикоснувшись посохом, "намочить". Кого "намочили", тот выходит из игры).
Ведущая
- Ну, что , ребята, понравился вам праздник Ильин День?
Кикимора
- А можно на будущий год я тоже к вам на Илью Пророка в гости приду? Тогда до встречи, ребята!
Приложение 1
Загадки
Без крыльев, а летает.
Никто её не бьёт,
А она плачет
( Туча )
Летит стрела огневая -
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
( Молния )
Каркнул ворон на сто сёл,
Да на тысячу озёр.
( Гром )
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Мокнут ноги на земле.
( Дождь )
Пришла Маланья -
Зажглося пламя,
Пришёл Пахом -
Затрясся дом.
( Молния и гром )
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
( Радуга )
Приложение 2
Игры и эстафеты с водой
1) Эстафета " Перенеси воду в губке"
Материал и оборудование:
две поролоновые губки среднего размера, два ведра с водой, два пустых ведра.
Дети располагаются в две колонны.
Задача:
сжать губку в руке, опустить в ведро с водой, дать губке впитать воду, а затем бегом перенести и выжать из губки воду в пустое ведро, после чего вернуться к своей команде и передать губку следующему игроку.
2) Игра "Стаканчик с водой - по кругу"
Материал и оборудование :
на площадке из обручей ( по количеству участников ) выложены два круга, в центре каждого - пустое ведро ; два стакана, наполненные водой.
Дети стоят внутри обручей, в руке одного из членов каждой команды - стакан с водой.
Задача:
пока звучит музыка, дети передают стакан по кругу, стараясь не расплескать воду, как только музыка остановится, тот, у кого оказался в руках стакан, выливает сохранившуюся в нём воду в ведро в центре своего круга, после чего игра продолжается. Побеждает та команда, у кого по итогу окажется больше воды в ведре.
3) Эстафета " Перенеси воду в спасательном круге"
Материал и оборудование:
для каждой команды - ведро с водой на линии старта и пустое ведро в конце дистанции, пустой стакан и спасательный круг.
Задача :
надеть спасательный круг, затем взять стакан и зачерпнуть из ведра воды, после чего бегом донести воду, будучи в круге, и вылив её в пустое ведро, вернуться к своей команде и передать круг и стакан следующему игроку. Цель - набрать в пустое ведро как можно больше воды.
4) Игра "Передай стакан с водой по тоннелю"
Материалы и оборудование
на площадке из обручей ( по количеству участников ) выложены два ряда так, чтобы дети, заняв места в обручах, выстроились в две колонны; для каждой команды - стакан с водой из твёрдого материала.
Дети стоят внутри обручей в две колонны, причём ноги раздвинуты, как бы образуя тоннель.
Задача:
Наклониться и передать стакан с водой между ног стоящему позади игроку ( по цепочке ), последний в колонне забирает свой обруч и стакан с водой и перебегает вперёд колонны, и так до тех пор, пока каждый игрок не побывает в роли перебегающего.
По окончании игры сравнивается количество воды в стаканах.