Картотека подвижных игр по сезонам (5-6 лет)
картотека по физкультуре (старшая группа)

Торопчина Ирина Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_po_sezonam_tablitsa.docx50.77 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры по сезонам

 дошкольный возраст

(5-6 лет)

Инструктор по ФЗК: Торопчина И.А.

№ 1

Осень

«Дождик»

Программное содержание: упражнять в ходьбе по кругу, беге. Развивать внимание, ловкость, выносливость; способствовать развитию речи детей. Воспитывать интерес к подвижным играм.

Материал: султанчик

Описание: Дети стоят в кругу, внутри круга находится водящий-«дождик». В руках водящего султанчик-дождик. Водящий говорит слова:

Кап-кап, кап-кап

Буду долго капать так!

Если только захочу,

всех ребят я намочу!

Дети идут по кругу, отвечая:

Дождик, нас пугаешь зря

Не боимся мы тебя!

Капай сколько хочешь,

Нас ты не намочишь!

После этих слов дети разбегаются, водящий-«дождик» их ловит. Пойманные дети выходят из игры.

№ 2

«По ягоды»

Программное содержание: упражнять в умении выполнять строевые упражнения; в ходьбе, в выполнении разнообразных движений. Развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу. Побуждать детей к самостоятельности.

Описание: дети из колонны перестраиваются в 2 круга, в каждом кругу водящий – заяц (спит в лесу, з кругом). Все остальные дети идут в лес гулять и ягоды искать. После слов: «Зайка - зайка выбегай, и скорей нас догоняй». Дети убегают на свои места в свои круги. Если заяц поймал ребенка, этот ребенок становится зайцем. Игра повторяется 3-4 раза.

Мы по лесу шли- шли- шли.

Много клюквы здесь нашли.

И брусники, и черники.

И большой куст ежевики.

Под кусточком зайчик спал.

Увидал нас и привстал.

Зайка - зайка выбегай,

И скорей нас догоняй.

        

№ 3

«Хитря лиса»

Программное содержание: упражнять в беге, в выполнении движений, в построении в круг. Развивать выдержку, наблюдательность, ловкость. Воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим.

Оборудование: играющие стоят в кругу, педагог предлагает детям закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит:

Я иду искать в лесу, Хитрую и рыжую лису.

Педагог дотрагивается до одного из игроков, который становится водящим-«хитрой лисой». После этого дети открывают глаза, внимательно смотрят, пытаясь определить водящего-«лису». затем дети спрашивают:

Хитрая лиса, где ты?

Хитрая лиса, где ты?

Хитрая лиса, где ты?

        Водящий-«лиса» выходит в центр круга, громко говорит: Вот я! Водящий-«лиса» ловит детей, дети убегают. Пойманные дети выходят из игры.

Варианты:

1. Бегом

2. Прыжками на двух ногах

3. Прыжками на одной ноге

4. Подскоками

5. Парами

 4

«Медведь и зайцы»

Программное содержание: упражнять в ходьбе прыжках по кругу, в беге, в умении ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, ловкость, выносливость, координацию движений. Способствовать обогащению двигательного опыта детей.

Описание: играющие стоят в кругу, водящий-«медведь» сидит в центре и дремлет. Дети-«зайцы» идут, пыгают по кругу и дразнят его:

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

Дети останавливаются, поворачиваются лицом в круг. Водящий-«медведь» встаёт, отвечает детям:

Я медком не угостился

Вот на всех и рассердился.

1,2,3,4,5 – начинаю всех гонять!

После этого «медведь» ловит «зайцев». Пойманные дети выходят из игры.

№ 5

«С кочки на кочку»

Программное содержание: упражнять в прыжках с продвижением вперёд на двух ногах, на одной ноге. Развивать силу толчка, координацию движений, ловкость. Способствовать развитию коммуникативных навыков во время выполнения игровых заданий.

Описание: на земле чертят две линии – два берега, между которыми болото. Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки плоские кольца) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90см. двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку отталкиваясь двумя ногами или одной, не становясь между кочками, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остаётся в болоте, выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подаёт увязшему ребёнку руку и показывает прыжками путь выхода из - болота.

№ 6

«Баба – Яга, костяная нога»

Программное содержание: упражнять в ходьбе, беге; в умении действовать в соответствии с текстом, чётко его проговаривать. Развивать внимание, ловкость, выносливость. Напомнить правила безопасного перемещения по площадке.

Описание: играющие стоят в кругу, водящий-«Баба-Яга» находится в центре круга. Дети ходят по кругу, проговаривая слова:

Баба-Яга, костяная нога, 

С печки упала, ногу сломала. 

Дети идут к центру круга:

Пошла в огород, испугала народ. 

Идут от центра круга

Побежала в баньку, испугала зайку.

После этого дети разбегаются, водящий-«Баба-Яга» ловит детей.

№ 7                   «Мышеловка»

Программное содержание: упражнять в ходьбе с изменением направления и темпа движения. Развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений. Воспитывать желание преодолевать возникаающие затруднения.

Описание: игроки делятся на две неравные группы, меньшая группа образует круг – мышеловку, остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки идут по кругу и говорят:

«Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Всё погрызли, всё поели,

Всюду лезут - вот напасть.

Берегитесь же плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех зараз!»

По окончании слов, дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя «хлоп!» дети, стоявшие в кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными, они становятся в круг.

№8

«Гном и шишки»

Программное содержание: упражнять в построении и в движении по кругу; в беге, в умении действовать по сигналу. Развивать внимание, координацию движения и ловкость. Воспитывать желание осознанно относится к выполнению правил игры.

Описание: дети берут по одной шишке (кубик, мяч), становятся в круг, кладут шишки перед собой.
«Гном» стоит в центре. Дети идут по кругу, проговаривая слова:

 Жил в лесу веселый гном,
Он себе построил дом.
Весь из шишек и листвы,
Небывалой красоты!

 «Гном» пляшет, дети хлопают в ладоши и говорят:

 Гномик, гномик, попляши,
Что умеешь – покажи.
Выходи из домика гулять,
Будем вместе шишки собирать!

№ 8

«Гном и шишки» (продолжение)

«Гном» с последней фразой встает в общий круг. Дети и «Гном» бегут по кругу. По команде «Стоп!», игроки берут по одной шишке, кому не хватило – выходит из игры.
Правила:
1. Игроку нужно брать только одну шишку.
2. После каждого выбывания игрока убирается из игры одна шишка.

№ 9

«Ловец и беглец»

Программное содержание: упражнять в беге; в умении ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, выносливость, внимание. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Описание: дети рассчитываются на первый – второй, встают парами, держась за одну руку. Выбирается двое водящих, один «Ловец», другой «Беглец». «Беглец» убегает, «Ловец» догоняет. В любой момент «Беглец» может встать в любую пару, и взять одного ребёнка за руку. Тогда третий ребёнок становится «Беглецом» и уже он убегает от «Ловца». Если «Ловец» поймает «Беглеца», они меняются ролями.

№ 10

«Яблочко»

Программное содержание: упражнять в ходьбе, беге. Развивать внимание, ловкость. Воспитывать желание брать на себя роль водящего.

Оборудование: мяч.

Описание: Дети встают в круг, передают «яблоко» (мяч) из рук в руки и проговаривают слова:

 Яблочко золотое,
Яблочко наливное
По рукам катилось
И остановилось.

Ребёнок, у которого оказалось яблоко в руках, говорит слова:

 Быстро, яблочко, беги
И друзей себе найди!

 И начинает бежать вокруг детей за кругом. По звуковому сигналу педагога
ребенок-водящий останавливается, касается до двоих детей, около которых останавливается. Остальные дети хлопают в ладоши и говорят:
"1, 2, 3! Беги!". Выбранные дети бегут в разные стороны за кругом, прибегают к водящему. Выигрывает тот, кто первым возьмет яблоко с ладони водящего.

№ 1                            Зима

«След в след»

Программное содержание: упражнять в умении сохранять равновесие, в беге. Развивать внимание, координацию движений. Воспитывать желание соблюдать правила игры.

Описание: вначале можно рассказать детям, как в лесу передвигаются волки в стае, идя друг за другом, след в след. А затем предложите поиграть в веселые догонялки: догоняющий должен гнаться за убегающим, наступая точно след в след. После можно посмотреть получившиеся следы.

№ 2

«Зимушка – зима»

Программное содержание: упражнять в выполнении разнообразных движений. Развивать внимание, быстроту реакции. Воспитывать стремление к честности и справедливости.

Описание: по команде дети выполняют следующие задания: «Мороз» - стоять, «Вьюга» - бег на месте, «Метель» - присесть, «Снег» - кружиться на месте. Воспитатель при этом может показывать другие движения, например, говорит «Снег», а сам приседает. Выигрывает тот, кто не сделает ни одной ошибки.

№ 3

«Снежная баба» (русская народная)

Программное содержание: упражнять в ходьбе, беге, в умении чётко проговаривать текст. Развивать выносливость, ловкость, внимание.  Способствовать обогащению двигательного опыта детей.

Описание: выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

№ 4

«Запретный круг»

Программное содержание: упражнять в ходьбе по кругу. Развивать быстроту реакции, силу. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Описание: на снегу рисуется круг. Дети, взявшись за руки, становятся вокруг него. По первому сигналу водящего они передвигаются хороводом в ту или иную сторону. По второму сигналу все, не разъединяя рук, стараются кого- либо втянуть внутрь круга. Кто не удержался и заступил за черту круга, выходит из игры. Ведущий опять подает сигнал, и дети снова ведут хоровод. Играют до тех пор, пока размеры круга позволяют еще браться за руки.

№ 5

«Снежинки и ветер»

Программное содержание: упражнять в выполнении строевых упражнений, в беге. Развивать внимание, ловкость, выносливость, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать желание играть со сверстниками.

Описание: дети делятся на две команды, расчет на первый-второй:  «Снежинки» и «Ветер» и образуют 2 круга. Внутренний – «ветер», наружный – «снежинки». Дети берутся за руки, и идут противоходом, проговаривая слова:

Падают снежинки

Золотые льдинки.

Падают, кружатся,

На землю ложатся.

Ветер налетает,

Волком завывает.

После этих слов дети команды «ветер» ловят «снежинок». Затем команды меняются ролями, и игра повторяется.

№ 6

«Мороз»

Программное содержание: упражнять в беге. Развивать внимание, ловкость, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать желание играть в подвижные игры.

Описание: с помощью считалки выбирается Дед Мороз.

Ты зеленый, ты красный,

Ты в шубе, ты в кушаке,

У тебя синий нос,

Это ты, Дед Мороз!

Все дети разбегаются, а Дед Мороз старается дотронуться до любого игрока и заморозить его. Замороженный стоит неподвижно в любой позе.

Правила: разбегаться можно только после окончания слов. В момент заморозки можно принять любую позу. Выигрывает тот, кто ни разу не попался Деду Морозу.

№ 7

«Ловишки - елочки»

Программное содержание: упражнять в беге. Развивать внимание, ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать желание вступать в позитивное коммуникативное общение со сверстниками.  

Описание: дети произвольно располагаются на площадке, ловишка стоит в середине. По сигналу: «Раз, два, три - лови!» - все разбегаются по площадке, увертываются от ловишки. Ребята стараются выручать друг друга, так как ловишке нельзя запятнать тех детей, которые станут лицом друг к другу и, вытянув руки в стороны вниз, будут изображать елочку.

№ 8

«Бездомный заяц»

Программное содержание: упражнять в беге. Развивать выносливость, ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.

Описаниеиз числа играющих выбираются пара водящих «волк» и «заяц». Остальные дети встают врассыпную парами лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «дом». По команде педагога «Раз, два, три, беги!» «заяц» убегает от «волка», а «волк» его догоняет. В любой момент «заяц» может забежать в любой «дом». И тогда один ребёнок из пары становится «зайцем» и уже продолжает убегать от «волка». Если «волк» поймает «зайца» они меняются ролями.

Правила:

Если «заяц» спрятался в «доме», то следующим «зайцем» становиться ребёнок, которого назвал взрослый.

№ 9

«Зима и лето»

Программное содержание: упражнять в умении перестраиваться в 2 шеренги, в беге. Развивать внимание, быстроту. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. Воспитывать инициативность детей на протяжении игры.

Описание: стоящие в две шеренги дети поворачиваются спиной   друг к другу. Одна шеренга – зима, другая – лето. По сигналу «Зима!» -игроки этой команды поворачиваются кругом и ловят каждый свою пару. Тоже по сигналу – «Лето!».

2 вариант

У каждого ребёнка мяч малого диаметра, по сигналу дети поворачиваются и бросают мяч в свою пару.

№ 10

«Ну-ка, берегись»

Программное содержание: развивать силу, выносливость ловкость. Воспитывать желание соблюдать правила игры

Оборудование: сани, шнур (веревка).

Описание: пара саней ставится на расстоянии 3—4 метров. Два игрока садятся на них лицом друг к другу и берут в руки веревки саней соперника. Между санями чертится линия. По сигналу игроки начинают тянуть веревку на себя, подняв ноги на санки (как вариант — можно помогать себе ногами). Выигрывает участник, который перетянул соперника через черту на «свою» территорию.

№ 1                       Весна

«Затейники»

Программное содержание: упражнять в выполнении разнообразных движений. Развивать внимание, память, творчество. Воспитывать желание проявлять инициативу.

Описание игры: выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованный детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

мы идём за шагом шаг.

Стой на месте дружно вместе

Сделаем вот так…»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение и все должны его повторить. Игра повторяется с другим затейником.

Правила: точно выполнять движения за затейником.

№ 2

«Идет матушка Весна»

Программное содержание: упражнять в ходьбе. Развивать ловкость, координацию движений, внимание. Воспитывать желание соблюдать правила игры.

Описание: двое детей берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх.  Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:

Отворяйте ворота

Идет матушка Весна!

Первым март прошел,

Всех детей провел!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хочешь гуляй,

Сколько хочешь гуляй, только не зевай!

С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.

№ 3

«Ловкие белки»

Программное содержание: упражнять в прыжках в длину с места. Развивать координацию движений. Воспитывать интерес к играм с прыжками.

Оборудование: веревка, ленточки, веревочки.

Описание: считалкой выбирается водящий-«куница». «Куница» находится в своем домике.
Остальные дети - «белки». «Белки» стоят за чертой на одной стороне площадки, на другой стороне площадки напротив домика белок крепиться веревка, на ней висят орешки (ленточки, верёвочки). Игра начинается со слов «белок»:
 Скачут белочки по веткам.

 Соберут орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки
Обожают грызть орешки.

После этих слов «белки» бегут к верёвке, срывают орешки, а водящий-«куница» их ловит. Пойманные «белки» выходят из игры.
Правила:

«Куница» и «белки» могут выбегать из своих домов только по окончании слов.

№ 4

«Осьминог»

Программное содержание: упражнять в прыжках. Развивать внимание, координацию движений, быстро действовать по сигналу. Воспитывать желание соблюдать правила безопасного перемещения по площадке.

Описание: на игровой площадке проводят 2 параллельные линии. Между ними — «река». Все игроки становятся на берег или на оба берега «реки». Ведущий быстро говорит: «В реку!», и игроки прыгают в реку. Ведущий кричит «На берег!», и игроки прыгают на берег. Игрок, который ошибся, выходит из игры. Выигрывает последний игрок. Он становится новым ведущим. Особые замечания: ведущий может ускорять темп. Все проигравшие игроки после окончания игры прыгают на одной ножке вдоль «речки».

№ 5

«Космонавты»

Программное содержание: упражнять в беге, в умении ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, ловкость, быстроту. Воспитывать честность при соблюдении правил игры.

Оборудование: обручи.

Описание: дети берутся за руки, идут по кругу и хором повторяют:

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим — На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!

С последними словами все разбегаются и стараются занять места (обруч, кружок). В одну ракету могут сесть только два ребенка. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют свои маршруты (например, Земля — Луна — Земля, Земля — Марс — Земля и др.). Эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращенно: З.Л.З., З.М.З. и т.д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось при повторении совершить больше полетов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.

№ 6

«Не урони палку»

Программное содержание: развивать ловкость, внимание, координацию движений. Воспитывать чувство взаимопомощи; внимание к другим детям.

Оборудование: гимнастическая палка.

Описание:  дети стоят по кругу, в центре педагог. Он придерживает рукой палку, поставленную на пол вертикально, накрыв ее сверху ладонью. Педагог называет имя одного из детей, отбегает, отпуская палку. Ребенок должен успеть подбежать и схватить палку, не дав ей упасть. Дети могут играть самостоятельно. Тогда вводится дополнительное правило: если вызванный игрок сумел подхватить палку, он занимает место водящего. Если сделать этого не удалось, то водящий остается прежний.

Варианты:

1. Дети двигаются по кругу, держась за руки.

2. Дети находятся в кругу в разных и. п. – сидя, стоя на коленях и т.д.

№ 7                    

«Гуси-гуси»

Программное содержание: упражнять в, беге, в умении четко произносить текст. Развивать внимание, память, быстроту, ловкость, речь. Способствовать обогащению двигательного опыта.

Описание: на одном конце площадки проводится черта-«дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома - «логово волка». Остальное место- «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.

Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда - ров, который надо перепрыгнуть

№ 8

«Земля, воздух, вода»

Программное содержание: упражнять в умении выполнять здания с мячом. Развивать ловкость, внимание, координацию движений. Воспитывать интерес к играм с мячом.

Оборудование: мячи по количеству детей.

Описание: дети бегают врассыпную, по команде педагога «Земля!» останавливаются бросают мяч об пол, ловят и продолжают бежать. По команде «Воздух!» - бросают мяч вверх и ловят. По команде «Вода!» - приседают, двумя руками отталкивают мяч от себя, догоняют его, и продолжают бег.

№ 9

«Солнечный зайчик»

Программное содержание: упражнять в умении действовать командой при выполнении передачи мяча. Развивать ловкость, внимание. Воспитывать интерес к играм.

Оборудование: мячи 2 шт.

Описание: игроки делятся на две команды, выбираются капитаны. Дети стоят в колонне по одному. Капитан стоит первым. После слов педагога:

На моей ладошке

Зайчик из окошка

В салки стал со мной играть,

Не могу его догнать.

Капитан поворачивается к игроку, стоящему за ним, и отдает мяч. Тот в свою очередь поворачивается к следующему игроку и тоже отдает мяч, и так до последнего игрока.

Последний игрок должен подбросить мяч вверх, поймать и отдать предпоследнему игроку и т.д. таким образом мяч возвращается капитану. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание.

№ 10

«Ловишки»

Программное содержание: упражнять в беге, в умении выполнять разнообразные движения, быстро действовать по сигналу. Развивать внимание, ловкость, выносливость. Воспитывать потребность в двигательной деятельности.

Описание: одного из участников игры выбирают водящим – ловишкой. Он старается как можно быстрее поймать всех детей. Пойманные дети выходят из игры.

Варианты:

  1. Парами.
  2. «Лягушками».
  3. «Паучками».
  4. «Прыжками».
  5. «Шагом».

Усложнение: нельзя ловить детей, принявших правильную осанку в заранее заданном и.п. или определенную позу (равновесие, «ежик», «лягушка», «паучек» и т.п.)

№ 1                         Лето

«Караси и щуки»

Программное содержание: упражнять в выполнении разнообразных движений, быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость. Воспитывать чувство доброжелательного отношения к товарищам.

Описание: выбирается один водящий – «щука». Остальные играющие делятся на две групп: одна их них – «камешки» – образует круг, другая – «караси», которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом. 

По сигналу педагога: «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, стараясь поймать «карасей». «Караси» спешат поскорее занять место за кем-нибудь из «камешков» и присесть («караси» прячутся от «щуки» за «камешки»). «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманные выходят из игры.

Игра проводится 3-4 раза, после чего подсчитывается число пойманных. Затем выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается.

№ 2

«Паук и мухи»

Программное содержание: упражнять в беге, в умении быстро действовать по сигналу, в умении ориентироваться в пространстве. Развивать у детей выдержку, чувство равновесия. Воспитывать интерес к подвижным играм.

Описание: выбирается водящий - паук, остальные дети - мухи. Паук стоит в стороне, мухи бегают по всей площадке. По сигналу мухи замирают, паук обходит играющих, и у кого заметит хоть малейшее движение, того забирает к себе. Игра повторяется 6-8 раз.

№ 3

«Озорные гномы»

Программное содержание: упражнять в выполнении строевых упражнений; в выполнении разнообразных движений. Развивать внимание, координацию движений, быстроту реакции, чувство равновесия.  Способствовать развитию творческого потенциала детей.

Описание: дети выстраиваются в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6 – 8 м, в середине зала стоит ведущий – «волшебник». Дети, к которым он находится лицом, не двигаются, другие выполняют разные движения.

Водящий неожиданно поворачивается лицом то к одной, то к другой шеренге.

Игра проводится 2 – 3 мин.

№ 4

«Бабочки»

Программное содержание: упражнять в ходьбе. Закреплять пространственные понятия: «над», «под», «через». Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Описание: выбирается ведущий. Он отворачивается. Все остальные дети встают в круг и берут друг друга за руки. Затем дети превращают круг в узел. Для этого надо «запутаться», не разнимая рук. Можно перешагивать через сомкнутые руки, проползать под ними, так чтобы руки переплелись, а из круга получился «клубок». Отпускать руки соседей нельзя. Ведущий пытается развязать узел, говоря при этом какие движения нужно сделать играющим (перелезь через руку, пройди под рукой и т.д.).

№ 5

«Встань ко мне спиной»

Программное содержание: упражнять в ходьбе, беге. Развивать внимание, скоросные навыки. Воспитывать желание достигать поставленной цели.

Описание: дети стоят в кругу, выбирается один водящий - он ходит за спинами детей, останавливается возле одного из них, говорит:        

Встань ко мне спиной,

Побежим с тобой.

Дети становятся спиной друг к другу

Кто из нас скорей

Прибежит домой?

Бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место. Ребёнок, не успевший занять место, становится водящим.

№ 6

«День и ночь»

Программное содержание: упражнять в беге шеренгой; в умении быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, ловкость, быстроту. Воспитывать желание соблюдать правила игры.

Описание: на игровой площадке обозначаются дома команды «День» и команды «Ночь» (линией, цветными кубиками, кеглями и т.д.). Игроки делятся на две команды – «День» и «Ночь», и становятся на середине игровой площадки спиной друг к другу.  По команде педагога «День!»  игроки команды «день» ловят игроков команды «Ночь», и наоборот. Игроки противоположной команды стараются спрятаться в своём доме.

Пойманные игроки выходят из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.

Усложнение:

1. По команде педагога бег заменяется прыжками, ползанием, и т.п.

№ 7

«Море - берег»

Программное содержание: упражнять в прыжках, в умении быстро действовать по сигналу. Развивать внимание, ловкость, координацию движений. Воспитывать желание играть в подвижные игры.

Описание: игроки встают в круг. Когда ведущий говорит: «Море», все играющие прыгают вперед на шаг, двумя ногами одновременно. А если ведущий говорит: «Берег», все игроки отпрыгивают обратно. Ведущий может путать игроков. Те, кто ошибся, садятся на корточки в середине круга.

№ 8

«Ручейки - озера»

Программное содержание: упражнять в умении выполнять строевые упражнения, в выполнении разнообразных движений. Развивать внимание, речь, ловкость. Воспитывать желание соблюдать правила игры.

Описание: дети делятся на 2 команды, выбираются капитаны. После этого дети двигаются по залу врассыпную, выполняя задания педагога: ходьбу, бег, прыжки, ползания и т.п. По команде педагога «Ручейки!» команды строятся в колонны за капитанами. По команде «Озёра!» команды строятся в круг. Выигрывает команда, первой выполнившая построение.

Правила: как только прозвучит команда педагога, капитаны останавливаются, и вся команда подбегает к ним и выполняет определённое построение.

Усложнение:

  1. Команды заменяются звуковым сигналом и схемами построений: круг или колонна
  2. Для построений заранее оговаривается и. п.: стоя на одной ноге, сидя, и т.п.

№ 9

«Черные и белые»

Программное содержание: упражнять в метании. Развивать внимание, ловкость, координацию движений. Воспитывать желание согласовывать свои действия с действиями играющих.

Описание: дети делятся на 2 команды «чёрные» и «белые». И становятся в 2 шеренги на середине игровой площадки лицом друг к другу. У каждого ребёнка в руках мяч. У педагога в руках кубик с чёрными белыми гранями. Педагог бросает кубик на пол. Если сверху оказывается белая грань – значит команда «белых» бросает мячи в «чёрных», и наоборот. Дети, в которых попал мяч – выходят из игры.

Правила:

Бросать мяч можно только когда кубик упадёт на пол.

Для средней группы педагог дублирует цвет командой.

№ 10

«Разные шаги»

Программное содержание: упражнять в ходьбе с выполнением заданий. Развивать координацию движений, познавательную активность, память, внимание. Воспитывать интерес к подвижным играм.

Описание: водящий отходит на некоторое расстояние от детей и даёт им задания: «Пройти 7 гигантских шагов» или «22 шага лилипута». Игра может не носить соревновательного характера, ребёнку необязательно быстрее прийти к финишу. Так вы можете играть и во время длительных прогулок. Предлагайте детям идти «50 шагов слона» или «5 шагов лягушек». Дети обычно быстро включаются в игру и сами придумывают задания друг для друга.

Содержание:

Осень

  1. «Дождик»
  2. «По ягоды»
  3. «Хитрая лиса»
  4. «Медведь и зайцы»
  5. «С кочки на кочку»
  6. «Баба Яга костяная нога»»
  7. «Мышеловка»
  8. «Гном и шишки»
  9. «Ловец и беглец»
  10. «Яблоко»

Зима

  1. «След в след»
  2. «Зимушка зима»
  3. «Снежная баба»
  4. «Запретный круг»
  5. «Снежинки и ветер»
  6. «Мороз»
  7. «Ловишки-елочки»
  8. «Бездомный заяц»
  9. «Зима и лето»
  10. «Ну ка, берегись»

Весна

  1. «Затейники»
  2. «Дерево, кустик, травка»
  3. «Ловкие белки»
  4. «Осьминог»
  5. «Космонавты»
  6. «Не урони палку»
  7. «Гуси-гуси»
  8. «Земля, воздух, вода»
  9. «Солнечный зайчик»
  10. «Ловишки»

Лето

  1. «Караси и щука»
  2. «Паук и мухи»
  3. «Озорные гномы»
  4. «Бабочки»
  5. «Встань ко мне спиной»
  6. «День и ночь»
  7. «Море – берег»
  8. «Ручейки – озера»
  9. «Черные и белые»
  10. «Разные шаги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе

Подвижные игры для проведения осенью.«Кто скорее соберет?»Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.Ход: дети делятся на две брига...

Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе

Ход: дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрук...

Картотека подвижных игр по сезонам во второй младшей группе детского сада.

Картотека подвижных игр по сезонам во 2 младшей группе....

Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе детского сада

Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе детского сада...

Картотека подвижных игр по сезонам

Картотека подвижных игр по сезонам...

Картотека подвижных игр по сезонам

Картотекаподвижных игр по сезонам...

Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе детского сада

Рекомендуемые подвижные игры по сезону: осень, зима,весна,лето удобны для педагогов в работе с детьми ....