Волкова Н.А. Упражнения на равновесие с детьми 5-7 лет
картотека по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Индивидуальная работа с детьми на прогулках по развитию основных движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n.a._uprazhneniya_na_ravnovesie_s_detmi_5-7_let.docx743.33 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А. Индивидуальная работа с детьми на прогулках

по развитию основных движений.

Равновесие.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.

“Физические упражнения могут заменить множество лекарств,

но ни одно лекарство в мире не может заменить

физические упражнения”.

Анджело Моссо

Направление «Физическое развитие».

Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта.

Задачи.

  • Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
  • Упражнять детей в умение сохранять равновесие, стоя на одной ноге.
  • Упражнять детей в умение сохранять равновесие при ходьбе по узкой дорожке.  
  • Упражнять детей в умение сохранять равновесие при перешагивании из круга в круг.
  • Упражнять детей в умение сохранять равновесие при ходьбе, приставляя пятку одной ноги к носку другой.  
  • Упражнять детей в умение сохранять равновесие при ходьбе по канату, бревну боком приставным шагом.
  • Упражнять детей в умение сохранять равновесие при кружении.
  • Упражнять детей в умение сохранять равновесие при кружении в парах
  • Формировать умение детей осознанно выполнять движение.
  • Продолжать формировать у детей правильную осанку.
  • Развивать чувство равновесия.
  • Развивать координацию движений.
  • Развивать ловкость.
  • Развивать собранность, смелость.

Индивидуальная работа по развитию движений проводится воспитателем на прогулке с одним ребёнком или с небольшой подгруппой детей, в зависимости от сложности задания или наличия необходимого оборудования.

Равновесие – один из основных видов движений, является обязательным компонентом при выполнении любого упражнения и сохранения любой позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать. Упражнения в равновесии требуют собранности, сосредоточенности, внимания и достаточно развитой координации движений. Педагог в наиболее трудных упражнениях обязательно осуществлять страховку.

Виды упражнений на равновесие

Виды упражнений на равновесие

Возраст

3 – 4

4 – 5

5 – 6

6 – 7

Ходьба, приставляя пятку одной ноги к носку другой

Ходьба с перешагиванием через предметы

Ходьба по прямой дорожке (ширина 15-20 см, длина 2-2,5 м)

Ходьба между линиями (расстояние 10-15 см)

Ходьба по линии

Ходьба по верёвке (диаметр 1,5-3 см)

Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки

Ходьба по лестнице, положенной на пол

Ходьба по доске

Ходьба по гимнастической скамейке

Ходьба по гим. скамейке с перешагиванием через предметы

Ходьба по гимнастической скамейке с поворотом

Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове

Ходьба по гимнастической скамейке боком (приставным шагом) с мешочком песка на голове

Ходьба по гимнастической скамейке, ставя ногу с носка

Ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны

Ходьба по гим. скамейке, с приседанием на середине

Ходьба по гимнастической скамейке, с раскладыванием и собиранием предметов

Ходьба по гимнастической скамейке, с прокатыванием перед собой мяча двумя руками

Виды упражнений на равновесие

Возраст

3 – 4

4 – 5

5 – 6

6 – 7

Ходьба по гимнастической скамейке, приседая на одной ноге и пронося другую махом вперёд сбоку скамейки

Ходьба по гимнастической скамейке, поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок

Ходьба по гимнастической скамейке, с остановкой посредине и перешагиванием (палки, верёвки)

Ходьба по гим. скамейке, с приседанием и поворотом кругом

Ходьба по гим. скамейке, с перепрыгиванием через ленточку

Ходьба по бревну

Ходьба по ребристой доске

Ходьба по наклонной доске (высота 30-35 см).

Ходьба и бег по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20 см, высота 30-35 см).

Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках

Ходьба по наклонной доске вверх и вниз  боком (приставным шагом)

Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой на 20-25 см от пола

Перешагивание через набивной мяч (поочерёдно через 5-6 мячей) с разными положениями рук

Медленное кружение в обе стороны

Кружение парами, держась за руки.

Кружение с закрытыми глазами (с остановкой и выполнением различных фигур).

Статические упражнения

Стоя на носках, руки вверх (5-7 секунд).

Стоя на гимнастической скамейке на носках

Приседая на носках

Стоя на одной ноге (5-7 секунд).

Сохранять равновесие, стоя на скамейке, кубе на носках, на одной ноге, закрыв глаза.

Балансируя на большом набивном мяче (вес 3 кг).

Содержание.

Равновесие, стоя на одной ноге.

  1. Игровое упражнение «Аист».
  2. Игровое упражнение «Цапля».
  3. Игровое упражнение «Ласточка».

Равновесие при ходьбе.

  1. Игровое упражнение «Тропинка».
  2. Игровое упражнение «С кочки на кочку».
  3. Игровое упражнение «Носик – пятка».
  4. Игровое упражнение «Воздушные гимнасты».
  5. Игровое упражнение «Канатоходец».
  6. Игровое упражнение «Переправа через реку».

Кружение.

  1. Игровое упражнение «Снежинки».
  2. Игровое упражнение «Закружила метель».

Равновесие, стоя на одной ноге.

Игровое упражнение «Аист».

Задачи. Упражнять детей в умение сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки в стороны. Формировать умение детей осознанно выполнять движение. Развивать чувство равновесия, координацию движений детей.

Упражнение. 

Аист вышел на охоту,

Кушать аисту охота.

Но холодна вода

Бьёт со дна из родника.

Аист ножку поднимает,

Аист ножку согревает.

— Дети, вы знаете, кто такой аист?

Аист – это птица. Аист ищут себе пищу в водоёмах, болотах, речках. Когда у аиста от холодной воды замерзают ноги, он, согревая, поднимает то одну ногу, то другою.

Дети, волшебство начинаю, в аистов нас превращаю. Крылья широко расправляем, ножку поднимаем.

Педагог показывает движение.

Птице трудно так стоять

Ножку не опускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

— Ножку и крылья опускаем, немного отдыхаем.

Крылья расправляем, другую ножку поднимаем.

Дети стоят на одной ноге, при повторном чтении на другой ноге.

Игровое упражнение «Цапля».

Задачи. Упражнять детей в умение сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на пояс. Формировать умение детей осознанно выполнять движение. Развивать чувство равновесия, координацию движений детей.

Упражнение. 

Цапле холодно гулять,

Надо ножки согревать.

Ногу выше поднимает,

К себе крепко прижимает.

— Дети, вы знаете, кто такая цапля?

Цапля – это птица. Она живёт на болоте. Цапля часто стоит на одной ноге.

Дети, волшебство начинаю, в птиц нас превращаю. Руки на пояс, ножку поднимаем.

Педагог показывает движение.

Цапле трудно так стоять

Ножку не опускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

— Ножку опускаем, немного отдыхаем. Другую ножку поднимаем.

Дети стоят на одной ноге, при повторном чтении на другой ноге.

Игровое упражнение «Ласточка».

Задачи. Упражнять детей в умение сохранять равновесие, стоя на одной ноге. Формировать умение детей осознанно выполнять движение. Развивать чувство равновесия, координацию движений детей.

Упражнение. 

Ласточка всегда в полёте,

На земле вы не найдёте

Этой птички быстрокрылой.

Скорость – ласточкина сила!

Н. Кнушевицкая

— Дети, вы знаете, кто такая ласточка?

Ласточка – это птица. Дети, ласточку изобразить очень сложно. Наклоняемся вперёд, встаём на одну ногу, вторую ногу отводим назад-вверх.

Педагог показывает движение.

— Движение сложное, поэтому мы будем помогать друг другу. Встаньте парами, возьмите друг друга за две руки.

Дети выполняют задание.

— Один из вас изображает ласточку, второй помогает удержать равновесие.  

Педагог показывает движение в паре с ребёнком. Ребёнок ласточка.

— Затем мы вы меняетесь ролями.

Дети поочерёдно выполняют упражнение.

Педагог контролирует правильность выполнения упражнения.

Равновесие при ходьбе.

Игровое упражнение «Тропинка».

Задачи. Упражнять детей в умение сохранять равновесие при ходьбе по узкой дорожке.  Формировать умение детей осознанно выполнять движение. Продолжать формировать у детей правильную осанку. Развивать чувство равновесия, координацию движений.

Предварительная работа. На асфальте нарисовать узкую тропинка (ширина 10 см).

Упражнение. 

Дети, в путешествие вас приглашаю, трудный путь преодолеть предлагаю. Кругом болота, горы да леса, дорога здесь одна. Нужно нам по узкой тропинке пройти, чтобы избежать беды.  Правила движения напоминаю, осторожность соблюдать призываю.

Педагог рассказывает и показывает движения.

Техника выполнения движения.

  • За осанкой следим, спину выпрямляем, плечи расправляем.
  • Голову гордо держите, только вперёд смотрите.
  • По середине тропинки шагаем, на края не наступаем.

Дети, движение по тропинке начинаем, осторожно шагаем.

По узкой тропинке

В тёмном лесу

Девочки и мальчики

Осторожно идут.

Дети идут по тропинке.

Педагог контролирует правильность выполнения упражнения.

Игровое упражнение «С кочки на кочку».

Задачи. Упражнять детей в умение сохранять равновесие при перешагивании из круга в круг. Формировать умение детей осознанно выполнять движение. Развивать чувство равновесия, ловкость, координацию движений детей.

Предварительная работа. На асфальте нарисовать круги на расстояние шага ребёнка.

Упражнение. 

Дети, в путешествие вас приглашаю, трудный путь преодолеть предлагаю. Кругом болота, горы да леса, дорога здесь одна. Дети, как через болото пройти, чтобы ноги не замочить?

По болоту мы шагаем, и на кочки наступаем. С кочки на кочку шагаем, равновесие сохраняем.

Педагог рассказывает и показывает движения.

Дети выполняют упражнение.

Педагог контролирует правильность выполнения упражнения.

Игровое упражнение «Носик – пятка».

Задачи.  Упражнять детей в умение сохранять равновесие при ходьбе, приставляя пятку одной ноги к носку другой.  Формировать умение детей осознанно выполнять движение. Продолжать формировать правильную осанку детей. Развивать чувство равновесия, ловкость, координацию движений детей.

 Упражнение. 

— Дети, перед нами невидимая верёвочка. По ней нужно пройти, приставляя пятку одной ноги к носку другой ноги. Напомню вам секреты равновесия.

Педагог рассказывает и показывает движения.

Техника выполнения движения.

  • Носочек одной ноги к пятке другой прижимаем, по волшебной верёвочке шагаем.
  • Руки в стороны, словно крылья поднимаем, равновесие сохраняем
  • За осанкой следим, стройными мы быть хотим.

Дети выполняют упражнение.

Педагог контролирует правильность выполнения упражнения.

Игровое упражнение «Воздушные гимнасты».

Задачи.  Упражнять детей в умение сохранять равновесие при ходьбе по бревну. Формировать умение детей осознанно выполнять движение. Продолжать формировать правильную осанку детей. Развивать чувство равновесия, собранность, смелость, координацию движений детей.

Спортивный инвентарь. Гимнастическое бревно или скамейка.

Упражнение. 

— Дети, в цирк вас приглашаю, воздушными гимнастами стать призываю. Вот перед нами бревно, высокое оно. Смелым по бревну пройти предлагаю, секреты воздушных гимнастов открываю. По бревну идём, приставляя пятку одной ноги к носку другой ноги. Напомню вам секреты равновесия.

Педагог рассказывает и показывает движения.

Техника выполнения движения.

  • Носочек одной ноги к пятке другой прижимаем, по бревну шагаем.
  • Руки в стороны, словно крылья поднимаем, равновесие сохраняем
  • За осанкой следим, стройными мы быть хотим.

Гимнаст страх преодолевает,

Смело по бревну шагает.

Дети выполняют упражнение.

Педагог контролирует правильность выполнения упражнения.

Игровое упражнение «Канатоходец».

Задачи. Упражнять детей в умение сохранять равновесие при ходьбе по канату боком приставным шагом. Формировать умение детей осознанно выполнять движение. Продолжать формировать правильную осанку детей. Развивать чувство равновесия, собранность, смелость, координацию движений детей.

Спортивный инвентарь. Канат.

Упражнение. 

Смельчак идёт, смеётся,

Ни разу не споткнётся.
Нельзя ему споткнуться –
Под куполом
канат!

Он может по канату

Пройтись, как по Арбату,

Пройтись и повернуться

И пробежать назад!

Сергей Михалков

— Дети, приглашаю вас в цирк. В цирке нужны канатоходцы. Вы сможете пройти по канату приставным шагом?

— Дети, открою вам секреты канатоходцев. Педагог показывает движения.

Секреты канатоходцев.

  • Вперёд смотрите, зрителей смелостью удивите.
  • Шаг вбок начинаем: одна нога шагает, другая догоняет.
  • За пяточками следим, плотно их соединим.
  • За осанкой следим, стройными мы быть хотим.

— Дети, будьте внимательны и собраны при ходьбе по канату. Не забудьте вы идёте высоко под куполом цирка. Для сохранения равновесия руки на пояс.

Педагог показывает положение рук.

Дети выполняют упражнение.

Педагог контролирует правильность выполнения техники ходьбы приставным шагом.

Игровое упражнение «Переправа через реку».

Задачи. Упражнять детей в умение сохранять равновесие при ходьбе по бревну боком приставным шагом. Продолжать формировать умение детей осознанно выполнять движения. Развивать чувство равновесия, координацию движения, собранность, смелость, детей при ходьбе.

Спортивный инвентарь. Гимнастическое бревно или скамейка.

Упражнение. 

— Дети, нам нужно переправиться через реку. Моста нет, только бревно перекинуто через бурные воды реки. Чтобы не упасть, мы идём боком, приставным шагом. Руки в стороны, правая ножка шагает, левая её догоняет. Пяточки вместе прижали. Снова правая ножка шагает, левая её догоняет. За пяточками следите, плотно их соедините.

Педагог показывает движения.

Дети, до конца бревна дойдите, с переправы не упадите. До конца дошли, присели и как птички мы слетели. Крылышки назад отвели, голову подняли, немножко присели, вперёд-вверх взлетели, крылья вперёд полетели. На землю птички приземлились, мягко пружиня на ножках, остановились.  

Педагог показывает движения.

Дети идут по гимнастическому бревну.

Педагог страхует детей при выполнении упражнения со спины,

 контролирует правильность выполнения движения.

Техника прыжка с высоты. Исходное положение: ноги расставлены примерно на ширину ступни, колени слегка согнуты, корпус прямой, руки немного отведены назад, голова поднята. При энергичном отталкивании вперёд-вверх дети успевают в полёте разогнуть ноги в коленях, руки поднять вперёд. В момент приземления мягко согнуть ноги, неглубоко присесть, руки вытянуть вперёд-вверх. Закончив прыжок, выпрямиться, руки опустить.

Кружение.

Игровое упражнение «Снежинки».

Задачи. Упражнять детей в умение сохранять равновесие при кружении. Развивать чувство равновесия, координацию движений детей.

Упражнение. 

Дети, вам нравятся снежинки?

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Дети, волшебство начинаю, в снежинки вас превращаю. Кружимся на одном месте.

Кружатся, кружатся, кружатся  

белые снежинки.

Кружатся, кружатся, кружатся,  

вестники зимы.

Дети кружатся на месте в одну сторону.

Педагог контролирует правильность выполнения упражнения.

Тише, тише!

Снежинки устали!

На месте замираем!

Отдыхаем!

Но вот снова ветер задувает, снежинки на танец приглашает. Дети, кружение в другую сторону начинаем, зимний танец продолжаем.

Кружатся, кружатся, кружатся  

белые снежинки.

Кружатся, кружатся, кружатся,  

вестники зимы.

Дети кружатся на месте в другую сторону.

 Педагог контролирует правильность выполнения упражнения.

Тише, тише!

Снежинки устали!

На месте замираем!

Отдыхаем!

Игровое упражнение «Закружила метель».

Задачи. Упражнять детей в умение сохранять равновесие при кружении в парах. Развивать чувство равновесия, координацию движений детей.

Упражнение. 

Дети, как вы думаете, что такое метель?

Метель – это сильный ветер и снегопад. Сильный ветер кружит снежинки то в одну сторону, то в другую. а снежинки. спасаясь от ветра, крепко держатся за подруг.

Закружила метель, завертела.

Напугать снежинки хотела.

Но снежинки кружились, летели,

Не страшны снежинкам метели.

За руки крепко друг друга держали,

И по кругу весело бежали.

Дети, волшебство начинаю, в снежинки нас превращаю. Найдите себе пару, крепко возьмитесь за руки.

Дети, встают в пары. Педагог контролирует, чтобы дети правильно взялись за руки. Если количество детей не чётное, педагог встаёт в пару с ребёнком.

Закружила метель, завертела.

Снежный вальс запустила.

Кружимся, кружимся, кружимся,

В снежном танце мы.

Дети кружатся на месте в одну сторону.

Педагог контролирует правильность выполнения упражнения.

Тише, тише! Снежинки устали!

На месте замираем! Отдыхаем!

Но вот снова ветер задувает, снежинки на танец приглашает. Дети, кружение в другую сторону начинаем, зимний танец продолжаем.

Закружила метель, завертела.

Снежный вальс запустила.

Кружимся, кружимся, кружимся,

В снежном танце мы.

Дети кружатся на месте в другую сторону.

Педагог контролирует правильность выполнения упражнения.

Тише, тише! Снежинки устали!

На месте замираем! Отдыхаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на равновесие

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СОХРАНЕНИЕ РАВНОВЕСИЯВозраст 1-3 года Упражнения на равновесие играют важную роль в восприятии, координации движений, сохранении позы. __________________________________...

Игры и упражнения в равновесии

Игры и упражнения в равновесии...

Конспект по физической культуре в средней группе. Тема: «Упражнения в прыжках. Задания в упражнениях в равновесии».

                                    Конспект по физической культуре в средней группе....

Консультация для родителей и педагогов "Упражнения в равновесии. Развиваем вестибулярный аппарат"

Упражнения в равновесии - способствуют развитию ловкости и координации движений, решительности, формируют правильную осанку ребенка.В консультации даны варианты игровых упражнений для тренировки детей...

Методика обучения упражнениям в равновесии

Методика обучения упражнениям в равновесии   Равновесие – способность человека сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении, является показателем моторн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАВНОВЕСИЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАВНОВЕСИЕ( материал для инструкторов по физической культуре, родителей и воспитателей ДОУ)Пояснительная записка  Умение сохранять равновесие в разны...