Роль игры в воспитание детей
консультация по физкультуре (старшая группа)
Игровая деятельность служит основой для нормального роста и развития ребёнка. Игра мажет быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность служит основой для нормального роста и развития ребёнка. Игра мажет быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.
Особенно благотворное влияние на здоровье и физическое развитие детей оказывает подвижные игры. Они способствуют развитию ловкости, быстроты, выносливости, меткости, координации движения. Подвижные игры повышают функциональную деятельность организма, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Бесконечное разнообразие телесных движений, из которых состоит подвижная игра, сложность их сочетаний и неотделимость физических актов от актов психических разносторонне влияют на психофизический организм человека. Подвижные игры поддерживают у детей весёлое жизнерадостное настроение, способствуют умственному развитию (сообразительности, находчивости), формированию таких черт характера, как активность, решительность, настойчивость, воспитывают нравственные качества (честность, товарищество), вызывают приятные эмоции. Это тем более важно, что эмоции имеют большое значение для поддержания психического здоровья ребёнка. В подвижных играх дети приучаются действовать по сигналу, подчиняться правилам игры, что способствует воспитанию внимания, выдержки, дисциплинированности.
При организации и проведении подвижных игр желательно учитывать, что в создании двигательного стереотипа принимают участие все анализаторы коры головного мозга: зрительной, слуховой, мышечной, и т.д.; взаимно подкрепляя вырабатывающиеся двигательные рефлексы и их последовательность, но главную роль в этом возрасте играет вторая сигнальная система. Поэтому важно тщательно продумывать словесный материал к той или иной игре, по мере необходимости использовать показ. Объяснять игры надо чётко и кратко, так как дети часто не дослушав объяснения до конца, стремятся быстрее воспроизвести в действиях всё изложенное педагогом.
Один из важнейших моментов игры- определение ведущего, вычленение ролей и их распределение. Часто бывает, что пойманный ребёнок становится ведущем. Это не правильно, так как обычно все дети хотят быть ведущему, поэтому они поддаются, тем самым нарушая правила игры. Можно предложить несколько вариантов выбора ведущего: Совместное обсуждение кандидатуры; очерёдность при распределении ролей; при помощи считалки и жеребьёвки; непосредственное назначение руководителем игры; назначением на роль ведущего того, кто в данной игре ни разу не попался ловящему.
Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников. Существуют различные методические приёмы для изменения нагрузки. Можно устраивать кратковременные перерывы, используя их для разбора ошибок, подсчета очков, уточнения правил игры, назначения помощников; сокращать дистанции для перебежек; уменьшать часть или число повторений в игре и т.п. Можно увеличивать подвижность участников игры дополняя препятствия увеличивая дистанции пробежек, разделяя играющих на подгруппы для повышения их активности.
Важный момент в организации игры- умение вовремя подготовить ребят к её окончанию. Педагог должен обязательно предупредить играющих; «Играем ещё две- три минуты», «Играем до тех пор пока не смениться водящий».
Заканчивая игру, обращаем внимание детей на её результат. С этой целью можно предложить ребятам подсчитать количество пойманных, отметить лучшего водящего, похвалить его и того, кто ни разу не был пойман, обязательно указать причину ошибок, допущенных детьми в игре (мало наловил потому, что бегал за одним; не убегаешь сразу после сигнала; близко бросаешь мяч, потому что делаешь слабый замах), и на неточное выполнение правил, или нарушение их.
Внимательно наблюдая за играющими детьми, можно определить психологический тип каждого ребёнка. Мы встретим здесь и лицемерного, и честолюбивого ребёнка, увидим и злого, и добродушного. Можно увидеть, что дети, находящиеся в одной группе, отличаются друг от друга быстротой, ловкостью, смелостью, более высоким уровнем развития двигательных качеств. Одни дети подвижные, активные, быстро и точно реагируют на указания педагога. Встречаются дети вялые, пассивные. Однако, принимая участие в подвижных играх, они преображаются. Чтобы сделать их более активными, увлечь игрой, хорошо поручать им ответственные роли, привлекать к выполнению заданий, требующих расторопности. Например подготовить место для игры, оказать помощь в разметки игровой площадки, быстро вынести пособия, инвентарь, и т.п. Педагог внимательно следит за действиями таких детей, за выполнениями им ролей в игре, при необходимости оказывает им помощь, широко применяет поощрения за каждое удачное выполнение роли. В процессе подвижной игры пассивный ребёнок способен выполнить такой объём умственной и физической работы, какое ему совершенно не доступен в обычной ситуации.
Надо помнить, что в подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника игры, а также его физическое состояние в данное время. По этому не рекомендуются игры с чрезмерными мышечными усилиями и напряжениями, которые требуют задержки дыхания, вызывают быстрое утомление. Следует также учитывать, что с повышением эмоционального состояния нагрузка на играющего увеличивается. Иногда необходимо сделать отдых в игре (уточнить правила игры, указать на явные ошибки, подсчитать очки), хотя играющие в силу увлечения игрой, желания превзойти друг друга, азарта и т.п. Потребности в этом не чувствуют.
Предлагаю несколько подвижных игр:
«Быстро по местам»
Подготовка: Все играющие строятся в одну или две колонны по одному и вытягивают руки вперёд, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих.
Описание игры: По команде руководителя: «Убежали!» все дети разбегаются в разные стороны. По второй команде: «Быстро по местам!» все должны построиться в исходное положение, положив руки на плечи впередистоящего. Проигрывает тот, кто занял место последним. Если играют две колонны (команды), то выигрывает подгруппа построившаяся раньше другой. Принцип составления команд основывается на равном количестве в каждой команде девочек и мальчиков. Распределяются участники и по уровню физической подготовленности. Построения могут быть самые разнообразные: в две шеренги; в две шеренги лицом друг к другу, в два круга, положив руки на плечи соседям.
«Салки- руки на стену»
Подготовка: Выбирается водящий, который встаёт посередине. Все остальные располагаются в произвольном порядке. Большую площадку необходимо ограничить.
Описание игры: Водящий- «Салка»- поднимает руки и громко говорит: «Я салка!» После этого все разбегаются в пределах площадки, а он старается догнать кого- либо из убегающих. Игрок которого он коснулся рукой, считается осаленным и становиться салкой.
Правила: 1. Водящий может ловить только после того, как скажет: «Я салка!»
2. Новый водящий не имеет права сразу ловить бывшего водящего.
3. Нельзя салить того, кто успеет положить обо ладони на стену.
Вариант: «Турецкие салки»
Турецкими называют салки, в которых не дозволяется салить игрока когда он присядет, сложив ноги по- турецки .
Вариант: «Салки китайские»
Нельзя салить того, кто присядет и поднимет согнутые руки подобно китайскому бутону- болванчику (ладони вмести вверх)
Вариант: «Салки - дай руку!»
Салка ловит. Убегающий от салки кричит кому либо: «Дай руку!» Если товарищ успеет дать ему руку, то салка не имеет права их осалить. В этой игре стоять парами для спасения то салки нельзя. Схвативший за руку, играющие могут держаться не более пяти секунд; а салка не должен стоять у данной пары, а продолжает игру.
Цель: ознакомить воспитателей с влиянием подвижных игр на здоровье и физическое развитие детей. Научить организовывать и проводить подвижные игры.
План:
- Влияние подвижных игр на здоровье и физическое развитие детей.
- Организация и провидение подвижных игр.
- Варианты подвижных игр.
Литература:
- Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе» 1983 г. Москва «Просвещение».
- Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» 1983 г. Москва «Просвещение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы воспитателя "Роль игры в воспитании детей".
Для взрослого человека главное занятие – труд, для школьников – учеба, Для детей – дошкольников – игра. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в д/саду и в семье, при общении с раз...
Дискуссия-размышление "Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста" (родительское собрание в средней группе)
Дискуссия-размышление (родительское собрание в средней группе)...
Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста.
Нет весомых оснований для противопоставления учебной и игровой деятельности ребенка - дошкольника. Ребенку необходимо предоставлять свободу выбора учебного материала. Тогда активная р...
Роль игры в воспитание детей
Конспект родительского собрания в средней татарской группе на тему «Роль игры в воспитание детей» с целью выявить главную проблему в воспитание ребенка на татарском языке....
Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста
В материале отражено значение игры для детей дошкольного возраста. Игра - это и досуг, и приобретение новых знаний, и социализация, умение найти свое место в коллективе, умение использовать личный опы...
Роль игры в воспитании детей
Презентация для родителей о роли игры в дошкольном возрасте, характеристика игр....
Консультация «Роль игры в воспитании детей»
В работе с детьми используются игры-занятия — это форма совместной игры воспитателя с детьми по заранее намеченному плану, в котором учитывается последовательное становление самостоятельной игры. В со...