Нейрогимнастика
картотека по физкультуре (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Нейрогимнастика
Картотека упражнений для развития ЦНС
Для детей 4-5 лет
Упражнение «Кулак, ладонь, ребро»
Упражнение «Кулак, ладонь, ребро» направлено на развитие памяти, синхронную работу верхних конечностей и концентрацию внимания.
Данный вид тренировки для мозга проводится следующим образом:
- По команде ребенок сжимает руку в кулак.
- Затем ребенок поворачивает руку в кисти и разжимает кулак так, чтобы ладонь была повернута вверх.
- После этого ребенок еще раз поворачивает верхнюю конечность в кисти, ставя ладонь на ребро.
Данные действия дети могут выполнять по памяти, либо же повторяют по команде.
Упражнение «Кулак, ладонь, ребро» позволяет достичь положительного нейрогимнастического эффекта, если вышеперечисленные движения повторяются по 10-15 раз ежедневно.
Для детей 4-5 лет
Упражнение «Слон»
Упражнение «Слон» создано для улучшения синхронной работы центров мозга, отвечающих за интеллект, а также функции мышечной системы.
Данное занятие проходит с соблюдением следующего алгоритма действий:
- Ребенок принимает положение стоя.
- Затем наклоняет голову в бок, касаясь ухом поверхности плеча.
- После этого указательным пальцем руки ребенок должен нарисовать в воздухе слона или любимого животного.
Во время выполнения данного упражнения ребенку необходимо следить глазами за кончиком пальца. Продолжительность занятия составляет 1-2 мин. для каждой руки.
Для детей 4-5 лет
Упражнение «Часики»
Занятие «Часики» предназначено для развития координации движений и укрепления функций мозолистого тела.
Данное упражнение выполняется следующим образом:
- Необходимо занять положение, стоя или сидя.
- После этого ребенок кладет правую руку на поверхность тела ниже левой ключицы.
- Левая рука фиксируется на животе в области пупка.
- Проговаривая слова «Часики так-так», ребенок массирует мышцы в области ключицы, а затем резко меняет руки.
- Аналогичные действия выполняются в области правой ключицы.
Для достижения положительного эффекта тренировки мозга достаточно выполнять по 10 повторений данного упражнения.
Для детей 5-6 лет
Детям возрастом от 5 до 6 лет рекомендуется выполнять более сложные упражнения, которые активируют большее количество центров мозга.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Для выполнения упражнения «Перекрестные шаги» необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:
- Занять положение стоя.
- Ребенок делает шаг, поднимая правое колено вверх, а затем одновременно касается его поверхности ладонью левой руки.
- После этого поднимается левое колено, а к его поверхности прислоняется ладонь правой руки
Данные действия повторяются по 10-15 раз. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок делал упражнение правильно, а также не запутался в движениях.
Для детей 5-6 лет
Упражнение «Шаг с палками»
Для выполнения этого упражнения потребуются лыжные палки или другие предметы, которые их имитируют.
Тренировка проходит следующим образом:
- На счет «раз» ребенок делает шаг левой ногой и одновременно перемещает палку правой рукой.
- На счет «два» ребенок выполняет шаг правой ногой и переставляет палку левой рукой.
Данное упражнение необходимо повторять по 15 раз ежедневно. Усложнение тренировки происходит путем ускорения выполняемых движений.
Для детей 5-6 лет
Упражнение «Шаг на развитие координации»
Данное упражнение направлено на улучшение функций опорно-двигательного аппарата ребенка, его координации движений и ориентирования в пространстве.
Этот вид тренировки проходит следующим образом:
- Необходимо занять положение стоя.
- Ребенок делает шаг правой ногой.
- Затем поджимает левую ногу назад и касается ее пятки кончиком указательного пальца правой руки.
- После этого делается шаг левой ногой, выполняются аналогичные действия пальцами левой руки.
Упражнение «Шаг на развитие координации» необходимо повторять по 15 раз ежедневно.
Гомолатеральные шаги
Шагаем на месте. При этом высоко поднимаем колено и тянем к нему локоть. Чем медленнее выполняется упражнение, тем выше его эффективность и тем ощутимее будет результат. Идеально подходит для активации зон мозга, ответственных за логику и счет.
Перекрестные шаги
Выполняется стоя. Смысл тот же, что и в предыдущем упражнении, только теперь мы тянем к колену противоположное плечо. В идеале должно получаться как в сильно замедленной съемке. Попробуйте сначала выполнять упражнение в быстром темпе, а затем постепенно замедляйтесь. Чем медленнее вы двигаетесь, тем быстрее работает ваш мозг.
Дыхание животом
Помимо того, что это упражнение насыщает мозг кислородом, оно также способствует повышению аппетита и улучшает работу пищеварительной системы.
Положите руку на живот. Выдохните весь воздух, но только короткими маленькими струйками, словно пытаетесь удержать пушинку на лету. Теперь сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. При этом рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник как можно глубже в легкие.
Это упражнение довольно легко дается маленьким детям, это так называемое диафрагмальное дыхание. А вот взрослым с ним справляться очень тяжело.
«Ухо-нос» или «Веселые обезьянки»
Со стороны это упражнение выглядит крайне забавно. Но на самом деле выполнять его не так, чтобы просто. С первого раза может и не получиться. При этом здесь как раз очень важна скорость. И чем быстрее вы будете его выполнять, тем лучше. Отличное упражнение для детей, испытывающих проблемы с чтением и письмом.
Итак, левой рукой беремся за кончик носа, а правой в этот же момент за противоположное ухо. Теперь одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».
Крабик
Смешное упражнение, которое точно поможет проснуться, причем не только телу, но и мозгу. Ребенок становится на пол, опираясь на руки и ноги (но именно ступни, а не колени), и ходит на четвереньках. Да-да, как когда-то в детстве. При этом движения прямо, вперед, назад, в сторону, как краб, слева направо и справа налево.
Сова
Несмотря на забавное название, это упражнение помогает снять напряжение в шее и плечевом поясе. Незаменимый помощник как для школьников, которые сидят целыми днями за партой, так и для взрослых.
Порядок выполнения: схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Теперь поверните голову и посмотрите назад через плечо. Глубоко вдохните и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы.
Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
Гравитационный планер
Одно из немногих упражнений, которое выполняется сидя. Устройтесь поудобнее. Скрестите ноги в лодыжках. Колени держите свободно. Теперь наклонитесь вперед, а руки плавно опускайте вниз — выдох; Выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо.
Теперь скрещиваем лодыжки по-другому и повторяем все то же самое.
Для детей 6-8 лет
Для детей возрастом от 6 до 8 лет процесс тренировки центров головного мозга предусматривает использование расширенного комплекса упражнений.
Упражнение «Шаг с проговариванием стихотворения»
Для выполнения этого упражнения нейрогимнастики необходимо соблюдать правила:
- Ребенок поочередно шагает правой и левой ногой.
- С каждым шагом ребенок проговаривает по несколько слов стихотворения, заученного наизусть.
Данное упражнение выполняется по 15 раз ежедневно. Во время тренировки можно использовать разные стихотворения, которые разучиваются с ребенком до начала занятий.
Для детей 6-8 лет
Упражнение «Двойные каракули»
«Двойные каракули» считается одним из наиболее эффективных упражнений, которое развивает сразу оба полушария головного мозга.
Данное занятие проходит следующим образом:
- Необходимо занять положение, стоя или сидя.
- Ребенок выпрямляет обе руки в локтях, вытягивая их перед собой.
- Затем указательными пальцами верхних конечностей необходимо синхронно рисовать в воздухе различные геометрические фигуры.
Это упражнение следует повторять по 10 раз ежедневно. Средняя продолжительность тренировки от 5 до 7 мин.
Для детей 6-8 лет
Упражнение «Ленивая восьмерка»
Данное упражнение направлено на развитие памяти, координации движений, внимательности и способности фокусироваться на одном предмете окружающей среды.
Тренировочный процесс проходит следующим образом:
- Ребенок занимает положение сидя.
- Затем на большой палец правой руки надевают пальчиковую игрушку.
- Данным пальцем ребенок медленно рисует в воздухе воображаемую цифру «8».
- После этого игрушку надевают на палец левой руки для выполнения аналогичных действий.
Для каждой верхней конечности потребуется сделать не менее 15 повторений. При этом все движения большим пальцем руки должны быть плавными и неспешными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гимнастика мозга. Нейрогимнастика и Образовательная Кинезиология
Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения...
Комплекс нейрогимнастики "Дельфины"
Авторами данного комплекса являются А.В. Семенович, Т.Н. Ланина....
Консультация для педагогов ДОУ" Нейрогимнастика для детей старшего дошкольного возраста"
упражнения нейрогимнастические для коррекции психических процессов,прстранственных представлений....
"Волшебная полянка" нейрогимнастика - физкультминутка
Данное электронное приложение создано в программе Power Point.Презентация состоит из 10 слайдов. Цель: сохранение и укрепление психофизического здоровья старших дошкольников. Профилактика мышечно...
Нейрогимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
В последнии годы увеличивается количество детей имеющих отклонении в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении,...
Нейрогимнастика
Нейрогимнастика-это зарядка для мозга...
нейрогимнастика
Комплекс упражнений нейрогимнастики и рекомендации родителям...