Раннее плавание в детском саду
статья по физкультуре

Статья о методике проведения занятий по плаванию для детей 1,5-3 года в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rannee_plavaniee.odt11.01 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее плавание

За рубежом пионерами раннего плавания были супруги тренеры-пловцы из Австралии, они начали заниматься со своей новорожденной дочерью на 16-й день после рождения. Этот опыт получил широкое распространение и в других странах.

В 1969 г. на специально созданной базе в подразделении педиатрической клиники в Мюнхене появился экспериментальный научно-исследовательский институт детского плавания. Под руководством известного педиатра, профессора К. Битке, и опытного специалиста по плаванию Х. Бауэрмайстера учёные – физиологи, гигиенисты, биохимики, терапевты, педиатры, спортивные врачи и преподаватели плавания – более трёх лет изучали новое направление «Плавание грудных младенцев». Возраст учеников был от двух-трёх месяцев до 2-3лет. Занятия проводились в ваннах и специальных детских бассейнах от четырёх до семи раз в неделю. Под наблюдением было 669 человек. Немецким специалистам удалось научно обосновать оздоровительную роль раннего плавания. Младенцы, регулярно занимавшиеся плаванием, болели в три раза реже, чем их неплавающие сверстники. Они раньше начинали ходить и бегать, были хорошо координированы, прекрасно физически развиты. Кроме этого они отличались уравновешенным характером и повышенным интеллектом, обладали хорошим аппетитом и крепким сном.

Мы же с вами поговорим об этапах раннего плавания начиная с 1-1,5 лет.

Скорость освоения ребенка с водой в любом возрасте зависит от многих факторов, основным из которых является отношение к купанию ребенка дома. Можно ходить 1-2 или даже 3 раза в неделю к тренеру и заниматься 30-45 минут, а дома на ежедневной основе не умывать ребенка, мыть голову закрывая лицо полотенцем, пугаться при попадании воды на лицо, в глаза, в уши. Ребенок будет запоминать именно эту реакцию родителей, а тренер будет каждый раз начинать заново этап привыкания к воде.

Но также не стоит забывать о генетической предрасположенности к определенной двигательной активности. Все наблюдали, что есть люди, которые даже не умея плавать в воде, начинают инстинктивно совершать движения (плавные, спокойные и эффективные), им легко дается плавание. А есть те, которые хотят плавать и любят воду, но движения хаотичные, резкие, порывистые (они не «чувствуют» воду), в этом случае учиться плавать труднее.

Залог любви к воде и плаванию - регулярные занятия, постепенное освоение воды как другой среды, не торопиться и не форсировать, у каждого ребенка свой темп.

Первым этапом являются упражнения и игры для освоения с водой. В них входят упражнения и игры стоя на месте и с передвижением по дну бассейна: движения руками в разных направлениях и с разной скоростью, шлепки по воде, переливание воды из различных емкостей (чтоб познакомиться со свойствами воды: плотностью, вязкостью, поверхностным натяжением, сопротивлением). Далее следуют перемещения по дну бассейна, сначала вдоль бортика различными способами, шагом, бегом, прыжками, приставными шагами, со сменой направления. Затем передвижения от бортика к бортику и свободно по бассейну. Детей захватывают игры типа «Переправа», в которых они перевозят пассажиров с одного бортика-берега на другой. Движения руками в различных направлениях с изменением скорости, так же входят в группу упражнений по освоению с водой и знакомством с ее физическими свойствами.

Второй этап — упражнения на лежание и скольжение. На этом этапе важно мягко, без дополнительного стресса, не напугав ребенка, показать ему, что вода «держит», тело всплывает и лежит на воде, вода затекает в уши, но также и вытекает и ничего страшного в этом нет. Поэтому особенно важно на этом этапе правильно и эффективно помочь ребенку лечь. Основные поддержки как при лежании на спине, так и на груди будут за верхнюю часть туловища, лопатки, грудь, плечи, шея, голова. Можно поддержать ребенка за таз или ноги, но только если он уже лег и есть хорошая опора верхней части корпуса, а ноги тонут. Ни в коем случае не пытайтесь уложить ребенка на воду, подталкивая его в таз (особенно на спине), по ощущениям получаются качели, когда в центре есть опора, а голова и ноги в свободном плавании, это может еще больше напугать ребенка, так как создастся ощущение что голова сейчас упадет, и ребенок кувырнется вперед. Лучше, создав хорошую опору плечам и голове, сделать проводку и протянуть ребенка по воде со скоростью достаточной для того, чтоб ноги поднялись к поверхности воды и ребенок лег. Затем можно начинать ложиться на спину, так же поддерживая маленького пловца под плечи, голову и шею. Сначала поддержки выполняются двумя руками, затем можно переходить на поддержку одной рукой, постепенно уменьшая площадь опоры и ее силу. В зависимости от реакции ребенка, лежать можно начинать как на груди, так и на спине это не принципиально ведь основная задача этого этапа, чтоб ребенок почувствовал, что он может расслабиться и лежать на воде, кому-то комфортнее на груди, кому-то на спине. Многим детям нравится лежать на спине, голова и уши в воде, создается впечатление космоса, невесомость и белый шум, другие чувствуют себя увереннее, когда они видят происходящее и контролируют ситуацию. Если ребенок хорошо и уверенно лежит с минимальной помощью, можно переходить к лежанию используя различный инвентарь, нудл или доска для плавания, а затем и самостоятельному лежанию на воде.

В это же время можно начинать осваивать скольжения и отталкивания от бортика. Начинать скольжения лучше на груди, педагог протягивает ребенка по прямой, по кругу по периметру бассейна или восьмерками, в зависимости от размеров чаши. Поддерживать можно так же за плечи и грудную клетку, либо за руки, если для дополнительной поддержки используется нудл. Затем на спине, следуя тем же принципам поддержки. Отталкивания с последующим скольжением всегда начинаем на груди, так педагог сможет говорить с ребенком и подсказывать ему, что делать. Постепенно уменьшаем поддержу и переходим к самостоятельному отталкиванию, малыш при этом лежит грудью на нудле. Затем можно переходить к отталкиванию и скольжению в положении на спине.

Следующий, третий, этап — работа ногами кроль на груди и на спине. Осваивать движение лучше начинать с визуальным контролем, сидя на бортике (если расстояние до воды не большое) или на верхней ступеньке лестницы. Помочь ребенку правильно работать ногами можно, положив на воду свои ладони и попросив малыша стучать по ним тыльной стороной стопы, так же можно использовать доску для плавания вместо рук. Дальше для эффективной работы ногами используйте мяч, положив его на воду недалеко от вытянутых ног ребенка и попросив работать ногами так, чтоб мяч плыл к вам. Затем можно переносить полученный навык в движение. Сначала при плавании на груди, затем на спине. Так как при плавании на спине ребенок может начать работать ногами слишком активно, что приведет к попаданию брызг и воды на лицо, в нос, в глаза и малыш откажется продолжать.

Параллельно с обучением ребенка скольжениям и работе ногами можно осваивать выдохи в воду и ныряние. Обучение выдохам в воду лучше начинать с выдохов в воду, набранную в ладони или в небольшую миску, ведерко. Затем уже в воду, с постепенным погружением подбородка, губ, носа. Когда ребенок успешно и без боязни все это делает, можно пробовать нырять.

Работа руками в этом возрасте сводится к имитационным движениям стоя на дне и с передвижением. Это связанно с пропорциями тела и головы, и с физиологическими особенностями детей этого возраста. Глобально, основной задачей плавания на данном этапе является привить ребенку любовь и доверие к воде. Что б он себя в ней чувствовал уверенно и активно осваивал новые навыки. Намного важнее отсутствие у малыша страха перед бассейном чем какие-то осознанные плавательные движения. Поэтому не надо торопить события и во что бы то ни стало требовать от ребенка нырять, плавать на спине или на груди. Он всему научиться в свое время, нужно мягко помочь ему освоить новые навыки и полюбить занятия в воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...

Обучение плаванию в детском саду детей младшего дошкольного возраста

Краткое содержание занятий в бассейне с детьми от 1,6 лет....

Обучение детей плаванию в детском саду. Консультации инструктора по плаванию

В данном материале описываются: режим работы бассейна детского сада,этапы обучения по возрастным группам,методическое обеспечение занятий по обучению плаванию,упражнения на суше,упражнения на воде....

Консультация для инструкторов по плаванию "Взаимодействие детского сада и семьи по обучению плаванию детей на глубокой воде"

В консультации подробно описано содержание работы с семьей по созданию условий, при которых дошкольники наиболее успешно будут овладевать навыками плавания, совершенствовать свои умения. Разобраны про...

Развивающее обучение детей раннего возраста на занятиях по плаванию в детском саду

Дошкольный возраст является самым благоприятным пери­одом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребенок получает и усваива­ет информации в неско...

Обучение детей плаванию в детском саду Консультации инструктора по плаванию

       Обучение детей плаванию происходит по методике разработанной Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Т.А.Богиной «Обучение детей плаванию в детском саду»....