Выступление на областном МО на тему « Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх»
консультация по физкультуре

Исанбаева Регина Робертовна

Выступление на областном МО на тему « Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_mo.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

           Доклад по теме:

« Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх» .

Инструктор по физической культуре

Исанбаева Регина Робертовна

                                         

                                          2021г.

 « Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх» .

 В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе.                              

Несмотря на то, что задачи организации длительного режима заявлены ФГОС ДО, содержание двигательной деятельности задано примерной и комплексными образовательными программами, проблема нормирования и оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста остается крайне актуальной. Ребенок, осваивая ценности физической культуры, обширный арсенал двигательной возможности, технику различных физических упражнений обретает свой двигательный опыт. Его не достаточность у современных дошкольников приводит к дефициту двигательной активности и становиться угрозой для физического и интеллектуального развития. Важность двигательного опыта в период дошкольного детства подтверждают мои наблюдения в процессе моей многолетней работы инструктором по физической культуре.

Рассмотрим содержание деятельности по формированию двигательного опыта дошкольников на примере спортивных игр.

Важным в этом плане представляется формирование когнитивного компонента двигательного опыта. Обогащение представление ребенка о спортивных играх, игровых ролях, игровых сигналах, элементарных знаний о технике, о способах выполнении действий, правилах игрового взаимодействия - важная предпосылка успешности педагогических воздействий в решении задач формирования двигательного опыта ребенка.

 В своей работе я учу детей ставить цели, планировать двигательную деятельность и достигать определенных результатов. Это позволяет использовать приобретенный опыт в самостоятельной  двигательной

деятельности. Результат формирования двигательного опыта в старшем дошкольном возрасте я оцениваю  в процессе моих наблюдений , как дети проявляют свою инициативу, стараюсь рассмотреть в ребенке склонности к разным видам двигательной деятельности, готовность коллективному взаимодействию).

Огромная воспитательная роль в трансляции двигательного опыта ребенка принадлежит взрослым(родителям и педагогам)В своей работе с детьми, учитываю, что положительному эффекту привлечения внимания дошкольников способствует эмоциональная подача информации, при этом использую часто такие педагогические приемы, как образцы решения конкретных игровых ситуаций, включаю реальные примеры из спортивных игр. По результатам наблюдения интересы и предпочтения детей ориентированы на исследовательскую деятельность, игровую деятельность, спортивные и подвижные игры.    Многолетняя работа  инструктором по физической культуре в детском саду убедила меня, что обогащению двигательного опыта старших дошкольников способствует организация поэтапного игрового взаимодействия (в парах, тройках, в командах) на материале спортивных игр. Для развития умения взаимодействия у детей создаются соответствующие условия:

    1.  Осознание детьми необходимости договариваться с партерами о том, кто, что, и как будет делать и какими средствами. В дошкольном детстве это осознание к ребенку приходит от взрослого. 4-5летним детям , организуя их деятельность, советую, что нужно договориться,  5-6летним детям сначала задаю вопрос: « Что нужно сделать, чтобы ваша пара (ГРУППА) хорошо и быстро выполнила задание?», а затем помогаю только в том случае, если дети не отвечают, ждут помощи, советую договориться.  6-7летние дети, накопив соответствующий опыт, способны уже сами осознавать, необходимость договора для того, чтобы пара или группа хорошо и быстро справилась с заданием.

   

    2.  Развитие у ребенка таких коммуникативных умений, как умение сформулировать свое мнение, задать вопрос, выслушать собеседника.

    3.  Позитивное отношение ребенка к самому себе (самоуважение и само принятие) и такое же отношение к другим людям.

    4.  Позитивный опыт лидерской, сотрудничающей и подчиняющей позиции в паре или в группе. По практике знаю, что желание некоторых детей всегда быть лидерами, занимать ведущую позицию в паре или в группе может стать препятствием к договору и совместной деятельности, даже конфликту. В этом случае, я подвожу ребенка к тому, чтобы он принял важность договора со сверстниками, в котором каждый слушает другого и готов находить общее компромиссное решение ради достижения групповой цели, выполнения задания. Для обеспечения позитивной социализации и индивидуализации развития ребенка, я разработала физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Играем, думаем, творим вместе», основанное на интеграции двух образовательных областей: «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

 На практике от родителей и педагогов дети часто слышат: « не бегай, не прыгай, положи мяч» и т д. В процессе детско-взрослого взаимодействия возникает «межпоколенная связь» - процесс передачи информации не только от родителей к детям, но и от детей к родителям. В своей работе широко использую и провожу совместные детско - родительские проекты, праздники, развлечения: «Если хочешь быть здоров», «Всей семьей на стадион» , «Мама , папа , я - спортивная семья». Участие в ней принимают и родители, и педагоги, и дети. Положительное воздействие оказывают совместные занятия, где активными участниками являются дети и их родители. В своей работе я использую , квест-игры, в котором интегрируются разные виды деятельности, что позволяет решать задачи формирования двигательного опыта детей. Идея квест – игры достаточно проста (игроки команды, двигаются от точки к точке, решают различные проблемные ситуации). Родители в квест-играх являются активными помощниками- они включаются в процесс выполнения упражнений с элементами спортивных игр в парах(вместе с детьми, в командах и даже индивидуально), что позволяет демонстрировать личные достижения. Но изюминка такой организации игры состоит в том, что, выполнив одно задание ,дети получают подсказку к выполнению следующего, а это является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. А поскольку игре все возрасты покорны, радость от совместной игры испытывают и родители и дети. Мы проводили разнообразные по тематике квест- игры- это «Городки- игра народная», «Веселое путешествие в мир спортивных игр», «Мой веселый ,звонкий мяч»,Военно-спортивная игра «Зарница», «В Джунглях».

Дети вступают в отношения со сверстниками и взрослыми в ходе спортивно-игровой деятельности. Совместное с родителями проведение праздников и развлечений, включение взрослых в спортивные игры дают возможность проявить силу, инициативу, приобрести опыт управления своими эмоциями, формируют рефлексивные способности, а главное взрослые и дети получают заряд положительных эмоций.

Чаще всего мы видим это в совместных спортивных развлечениях детей и родителей (например, «Начинается футбол, кто забьет в ворота гол?» « Мини- баскетбол-это удовольствие и забава, а не состязание!», «Игры народов мира» , «Не задень –перебрось» и тд. Родители  наблюдают не только за поведением своего ребенка, но и за действиями других детей ,сравнивают, делают выводы. Таким образом, важное условие получение двигательного опыта ребенка прочный контакт с родителями. Активные родители создают и дома среду для развития, обучения и воспитания своих детей, совместные просмотры родителей  с детьми фильмов на спортивную тематику. Значительно возрос интерес к играм с мячом после выхода и просмотра таких фильмов, как «Легенда-17», «Движение вверх», «Тренер». Победы наших сборных способствуют поднятию спортивного духа. Проведенный в нашей стране Чемпионат мира 2018 по футболу наглядно подтвердил это.

 Мы убедились, что после просмотра фильмов и в дни чемпионата по инициативе детей на прогулках возникли игры, позволяющие закреплять элементы техники спортивных игр (футбол, баскетбол, городки, теннис и даже фигурное катание).У детей развивалась точность выполнения движений, координация, быстрота и ловкость. Например, разучиванию элементов техники игры в баскетбол, развитию точности их выполнения , координации движений, быстроте и ловкости способствовали игры «Дойди – не урони», «Меткие стрелки», «Попади в корзину», «Подбрось еще выше», «Бросание мяча в мишень», «Туннель с мячом», «По кочкам» .

Игры в парах формируют у детей  умение взаимодействовать друг с другом по элементарным правилам. Например, для развития технико-тактических действий с мячом, для парного взаимодействия в футболе я ввожу игры «Точный пас», «Борьба за мяч», «Не выпускай мяч из круга», «Солнышко». Обучению умениям командного взаимодействия включаю следующие игры - эстафеты «Серпантин», «Попади в корзину», «Чья команда быстрее».

Игры-эстафеты, игры в мини-командах, вводятся только после освоения игр в парах и тройках. Игры-эстафеты коллективного характера, где участвуют все дети, не только помогают снятию напряжения, но и оказывают положительное влияние на развитие навыков общения. Такое игровое сотрудничество позволяет детям самореализоваться, помогает почувствовать радость совместных побед, способствует сплочению детского коллектива и формирование двигательного опыта.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В статье обращается внимание на то, как сохранить радость детства и какова роль двигательной деятельности и двигательного опыта в этом. Актуализируются проблемы влияния разновозрастного взаимодействия...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В статье обращается внимание на то, как сохранить радость детства и какова роль двигательной деятельности и двигательного опыта в этом. Актуализируются проблемы влияния разновозрастного взаимодействия...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе.Несмотря на то, что зада...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе.Несмотря на то, что зада...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе.Несмотря на то, что зада...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе.Несмотря на то, что зада...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

Несмотря на то, что задачи организации двигательного режима заявлены федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), содержание двигательной деятельности зада...