Картотека подвижных игр и игровых упражнений с мячом
картотека по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Торопчина Ирина Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr_i_igrovyh_uprazhneniy_s_myachom.docx53.87 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр и игровых упражнений с мячом

Инструктор по ФЗК: Торопчина И.А.

№ 1

«Мяч водящему»

Программное содержание: закреплять умение передавать мяч двумя руками от груди и ловить его. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. Воспитывать достаточно устойчивый интерес к играм с мячом.

Описание: дети делятся на 4-5 групп, каждая образует свой круг диаметром 4-5м. в центре каждого круга - водящий с мячом. По сигналу водящие поочерёдно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков круга (1-3 раза), водящий его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Вариант. Побеждает команда, быстрее закончившая игру и меньшее количество раз уронившая мяч.

№ 2

«Успей поймать»

Программное содержание: упражнять в умении перебрасывать и ловить мяч. Развивать умение координировать свои действия с действиями товарищей; развивать ловкость и координацию движении. Воспитывать желание чётко соблюдать правила игры.

Описание: дети встают по кругу с водящим в середине. Они перебрасывают мяч с одной стороны круга на другую, водящий должен поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удаётся, он встаёт в круг, а в середину идёт тот, кто последним бросил мяч.

Методические указания. Группа на 4-6 подгрупп. Дети встают в круг на расстоянии вытянутых рук.

№ 3

«Ведение мяча парами»

Программное содержание: развивать умение вести мяч в движении. Развивать умение ориентироваться в пространстве, координировать свои действия с действиями товарищей. Способствовать всестороннему гармоническому развитию детей.

Описание: дети делятся по двое. Каждый из них имеет мяч и свободно передвигается по площадке. Один ребёнок в паре - водящий, его цель - не роняя мяч, коснуться рукой товарища по паре. Если ему это удаётся, другой ребёнок становится водящим, а бывший водящий свободно ведёт мяч.

Методические указания. После того как водящий своего товарища, он должен продвинуться на 5-6 шагов вперёд и тогда другой ребёнок может его ловить

 4                

«За мячом»

Программное содержание: закреплять умение перебрасывать и-ловить мяч двумя руками от груди. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать чувство ответственности за свои действия перед коллективами.

Описание: дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3м. после сигнала водящий передаёт мяч стоящему первым в противоположной колонне ребёнку, а сам бежит в конец этой колонны, т.е. вслед за мячом. Поймавший также передает мяч напротив стоящему и отправляется за мячом.

Игра заканчивается тогда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи возвратятся водящим.

Вариант. Выигрывает та команда, которая быстрее заканчивает игру. Перебрасывание мяча разными способами.

Методические указания. Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если объяснить, что они должны передвигаться по тому направлению, куда брошен мяч. 

№ 5

«10 передач»

Программное содержание: упражнять в умении передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения. Воспитание желания самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Описание: дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.

Методические указания. Обращать внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.

№ 6

«Гонка мячей по кругу»

Программное содержание: упражнять в передаче мячей. Развивать быстроту, ловкость, умение сосредоточиться при выполнении задания. Воспитывать морально – волевые качества: честность, чувство коллективизма.

Описание: дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге напротив друг от друга, мячи разного цвета или размером. После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу (по указному направлению), стараясь догнать другой мяч.

№ 7

«Вызов по имени»

Программное содержание: упражнять в ходьбе врассыпную, подбрасывании и ловле мяча. Развивать интенсивность и устойчивость внимания; умение ориентироваться в пространстве, быстроту реакции.  Способствовать развитию двигательной памяти. Воспитание личностных качеств, содействие развитию психических процессов.

Особенность игры - действие начинается после броска мяча и называния имени ребенка.

Описание: две команды. Дети передвигаются в произвольном порядке. Внезапно ведущий подбрасывает мяч и называет имя ребенка из первой команды, который должен поймать мяч. Аналогично из второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее количество раз.

№ 8

«Подвижная цель»

Программное содержание: упражнять в умении перебрасывать – ловить мяч, согласовывать свои действия с действиями других игроков, соразмерять бросок с расстоянием до цели. Воспитывать морально – волевые качества: честность, чувство коллективизма.

Описание: все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится кругом с водящим в центре. Дети перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть в водящего. Попавший становится водящим, а ребёнок, бывший водящим, встаёт в круг.

Методические указания.  Мяч можно бросать только в ноги водящего. 

ВариантБросать мяч в водящего можно только после передачи (или 2-3 передач мяча) друг другу.

№ 9

«Мяч в кольцо»

Программное содержание: закреплять навык метания в вертикальную цель. Развивать внимание, ловкость, глазомер. Удовлетворение потребностей детей в двигательной активности.

Описание: кольцо, в которое дети будут забрасывать мяч должно быть расположено на высоте 120-130 см. диаметр кольца должен быть 25 см.
В игре может принять участие несколько детей (4—8). Играющие становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от столба, и поочередно забрасывают мяч в кольцо. Выигрывает тот, кто скорее наберет условное количество попаданий (5-6). Затем игра повторяется. Выигравший в предыдущей игре получает право бросать первым. Прежде чем давать эту игру, надо научить детей приемам броска.

Методические указания. Вместо кольца можно использовать обруч, который держит педагог на заданной высоте.

№ 10

«Поймай мяч»

Программное содержание: упражнять в умении перебрасывать мяч одной рукой от плеча (правой и левой), ловле. Развивать выдержку, наблюдательность, ловкость. Воспитывать умение считаться с мнением товарищей.

 Описание: дети делятся по трое. Двое из них становятся друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасывают мяч друг другу, как кому удобнее. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удаётся, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

Методические указания. Дети, передающие мяч, перед броском его товарищу могут выполнять и другое движение, например, вести его на месте или в движении, бросить его вверх, вниз и поймать.

№ 11

«У кого меньше»

Программное содержание: упражнять в умении перебрасывать и ловить мяч. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать волевые качества: смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах.

Описание: дети образуют две равные команды. Каждая из них берёт по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки. (Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см.) Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

Методические указания. Запрещается толкать друг друга, отнимать мяч.

№ 12

«Мотоциклисты»

Программное содержание: упражнять в ведении мяча на месте и в движении; в умении ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, психические процессы. Воспитывать желание считаться с интересами товарищей, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Описание: на площадке размечается дорога шириной 2-3м и длиной

4-5м. Все дети – мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по площадке. Около дороги стоит регулировщик. Он зелёным и красным флажками регулирует движение по дороге. Если регулировщик показывает красный флажок, мотоциклист останавливается, но мотор не выключает-ведёт мяч на месте. Когда поднимается зелёный флажок, мотоциклисты могут проехать улицу без остановки - провести мяч бегом (движение проходит по улице, проходит в одном направлении.)

Методические указания. Через определённое время игры воспитатель подаёт сигнал, дети меняют руку.

№ 13

«Вызовы по номерам»

Программное содержание: упражнять в умении вести мяч, быстро реагировать на сигналы. Развивать умение действовать в команде. Продолжать развивать чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду.

Описание: дети делятся на несколько команд по 4-5 игроков. В команде рассчитываются по очереди и становятся в колонну. Перед каждой колонной расставляют 5-6 кеглей на расстоянии 1м одна от другой. Воспитатель называет номера (не по очереди) и вызванные дети ведут мяч, обводя первую кеглю справа, вторую слева и т.д. последнюю кеглю обегают кругом и таким же образом возвращаются обратно. Выигрывает команда, которая уронит меньше кеглей.

Вариант. Выигрывает команда, уронившая меньше булав и быстрее закончившая игру. Ребёнок, быстрее выполнивший задание, выигрывает для команды очко. В конце игры выбирается команда- победитель.

№ 14

«Бросить и поймать»

Программное содержание: упражнять в бросании мяча вдаль разнообразными способами; в беге. Развивать внимание, ловкость. Воспитывать стремление к честности и справедливости.

Описание: на двух столбиках или стойках для прыжков укрепляется веревочка на высоте ребенка с поднятой вверх рукой. Дети бросают мяч через веревочку, затем пробегают следом за ним под веревочкой и ловят его. Играть может один ребенок и несколько детей. В зависимости от количества играющих изменяется и расстояние между стойками, чтобы дети не мешали друг другу

Методические указания. Вместо стоек веревку могут держать педагоги, дети на заданной высоте.

№ 15

«Самый меткий»

Программное содержание: упражнять в умении метать в подвижную цель, согласовывать свои действия с действиями других игроков, соразмерять бросок с расстоянием до цели. Воспитывать морально – волевые качества: честность, чувство коллективизма.

Описание: играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Педагог дает одному из играющих мяч. По команде: «Начинай!» - дети передают мяч по кругу, при этом все четко говорят:

Раз, два, три – мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять! Бросать, кто умеет? Я!

Тот, у кого на слово «Я» оказался мяч, выходит на середину круга и говорит: «Раз, два, три – беги». Дети разбегаются в разные стороны, а водящий, не сходя с места, бросает в них мяч. Ребенок, в которого попал мяч, отходи в сторону и одну игру пропускает. Остальные играющие снова становятся в круг, и игра повторяется, при этом мяч передается в другую сторону.

№ 16

«Ловишки с мячом»

Программное содержание: упражнять в ведении мяча, в ходьбе, беге, изменяя направление и скорость передвижения. Развивать ловкость, координацию движений. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, желание пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время.

Описание: дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, то тот, кого он задел становится водящим, а водящий игроком.

Методические указания. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, а в дальнейшем – ребенок, свободно владеющий мячом.

№ 17

«Пять бросков»

Программное содержание: упражнять в бросании мяча в корзину. Развивать меткость, точность движений. Продолжать воспитывать осознанное отношение к выполнению общепринятых норм и правил, уверенность в своих силах.

Описание: 10-12 детей располагаются на расстоянии 1,2-2м (расстояние в зависимости от возраста детей) от корзины. По команде все бросают мячи в корзину, каждый подбирает свой мяч и опять бросает. Побеждает тот, кто быстрее попадёт 5 раз в корзину, бросая мяч указанным способом.

№ 18

«Мяч ловцу»

Программное содержание: упражнять в умении применять разученные действия с мячом, сочетать передачу, ловлю и ведение мяча. Способствовать развитию совместных действий, воспитывать коллективизм. Воспитывать, доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные навыки.

Описание: на площадке чертят три круга один в другом: первый диаметром 1м, второй-3м и третий-5м. в первый круг становится ловец, второй круг свободный, в третий становится защитники (4-6 человек); остальные-игроки поля. Игроки поля ведут мяч, стараясь передать его ловцу. Защитники им противодействуют, не давая ловцу поймать мяч. Если ловец поймает мяч, игроки меняются ролями: передававший мяч игрок поля становится ловцом, ловец - защитником, один из защитников переходит к игрокам поля.

Вариант. Выигрывает тот ловец, который через определённое время (30 с -1мин) поймал больше мячей.

Методические указания. После того как дети усвоят правила игры, можно разделить их на несколько играющих групп и проводить игру одновременно во всех группах.

№ 19

«Мяч капитану»

Программное содержание: упражнять в умении применять в игре разнообразные движения с мячом. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Воспитывать чувство коллективизма.

Описание: дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, отмеченный в конце чужой площадки. Игроки одной команды бросают мяч своему капитану, а игроки другой стараются его перехватить и передать своему капитану.

Методические указанияМяч можно вести, передавать, но нельзя бежать с ним.

№ 20

«Зевака»

Программное содержание: упражнять в перебрасывании и ловле мяча. Развивать внимание, координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза. Способствовать развитию коммуникативных навыков во время выполнения игровых упражнений.

Описание: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнительное задание.

№ 21

«У кого мяч?»

Программное содержание: упражнять в передаче мяча малого диаметра. Развивать внимание, ловкость, зрительно – двигательную координацию, осязание. Воспитывать чувство доброжелательного отношения к товарищам; чувство взаимопомощи; внимание к другим детям.

Описание: играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Педагог дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!» и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.

Методические указания. Стараться передавать мяч за спиной так, чтобы не догадался водящий; к кому обращается водящий, должен показать руки.

№ 22

«Охотники и звери»

Программное содержание: упражнять в метании, выполнении разнообразных движений. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, глазомер. Воспитывать желание добиваться поставленных результатов.

Описание: на площадке (в спортзале) обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» - бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу, увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.

№ 23

«Мяч вдогонку»

Программное содержание: упражнять в передаче мяча. Развивать крупную моторику, зрительное внимание, глазомер. Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта детей, развивать стремление и умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Описание: дети становятся по кругу. Педагог дает двум детям, стоящим в разных местах, по мячу. По команде: «Мяч вдогонку!» — и дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках одного ребенка, то он на некоторое время выходит из игры. Педагог дает мячи другим детям, и игра продолжается.

Вариант: ребенок выходит из игры, выполняет задание и возвращается в игру.

Методические указания: мяч передают по сигналу, не пропуская игроков.

№ 24

«Передал - садись»

Программное содержание: упражнять в перебрасывании и ловле мяча. Укреплять мышцы спины и плечевого пояса, развивать быстроту реакции на сигнал, тренировать зрительное сосредоточении на заданном предмете. Развивать скорость. Воспитывать умение заниматься в коллективе.

Описание: игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется 2–3 волейбольных мяча. Играющие делятся на 2–3 равные команды, которые строятся за линией в колонку по одному. Впереди каждой команды в б–8 метрах становится капитан с мячом: в руках.

По сигналу капитан передает мяч первому игроку своей команды. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму игроку и т.д. Получив мяч от последнего Игрока, капитан поднимает его вверх, а вся команда быстро встает. Выигрывает команда, которая первой выполнит задание, и ее капитан поднимет мяч вверх. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, вернуться на свое место и продолжать передачи. Также игроки не должны пропускать свою очередь.

№ 25

«Охотники и утки» (улица)

Программное содержание: упражнять в беге. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, глазомер. Воспитывать желание соблюдать правила игры; честность.

Описание: играющие делятся на 2 команды: одна — охотники, другая — утки. Чертится большой крут, за которым становятся «охотники», а «утки» внутри. По сигналу «охотники» стараются попасть волейбольным мячом в «уток», которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все «утки» будут выбиты, команды меняются местами, и игра продолжается. Игры можно проводить на время. Отмечается, какая команда выбила больше «уток» за одинаковое время. «Утка», которой коснулся мяч, считается осаленной.

Методические указания: те утки, которых «подстрелили», отходят в сторону.

№ 26               «Защита укрепления»

Программное содержание: упражнять в передаче мяча, бросании. Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию, прослеживающую функцию глаза. Содействовать поддержанию положительного эмоционального тонуса детей.

Описание: игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется волейбольный мяч и 3 гимнастические палки, связанные вверху в виде треножника. Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками на полу (земле) чертится круг, в центр которого ставится укрепление (треножник). Для защиты укрепления выбирается водящий, который становится в центре круга. Волейбольный мяч находится у игроков, стоящих по кругу. По сигналу играющие начинают передавать друг другу мяч, чтобы выбрать удобный момент для попадания в треножник. Водящий старается закрыть его, отбивая мяч руками и ногами. Игрок, который попал в укрепление мячом, меняется местом с водящим. Игра продолжается 5–7 минут.

Методические рекомендации: отмечаются лучшие водящие, защищавшие укрепление дольше всех. Во время игры нельзя заходить за черту круга. Водящий не имеет права держать укрепление руками. Если защитник сам уронит укрепление, то на его место встает игрок, у которого в этот момент окажется мяч.

№ 27

«Играй, играй – мяч не теряй»

Программное содержание: упражнять в бросании и ловле мяча с зданиями. Развивать навыки владения мячом, ловкость, координацию движений. Содействовать поддержанию положительного эмоционального тонуса детей. Воспитывать желание самостоятельно выполнять физические упражнения.

Описание: дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх.

Методические рекомендации: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.

№ 28

«Ручеек»

Программное содержание: упражнять в прокатывании мяча в движении. Развивать скоростную и силовую выносливость, ловкость, координацию движений. Продолжать воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах.

Описание: участники игры выстраиваются в колонну и широко расставляют ноги, соединяя в одну линию «носок-пятка» с впереди стоящим игроком. По сигналу один игрок, стоящий впереди, оббегает колонну и прокатывает мяч под широко расставленными ногами до конца колонны, и встает вконец. Новый первый игрок повторяет тоже самое и встает в конец и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок снова не станет первым и не поднимет руки с мячом вверх.

Методические рекомендации: во время игры нельзя бросать мяч, его надо сильно оттолкнуть, чтобы он вмиг прокатился под ногами всех детей.

№ 29

«Я знаю 5»

Программное содержание: упражнять бросании и ловле мяча. Развивать ловкость, быстроту реакции. Способствовать расширению словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, Поддерживать интерес к двигательной деятельности с мячом.

Описание: игроки, подкидывая мячик вверх или ударяя им об землю произносят: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, растений, животных, деревьев, цветов и т. д.): Коля-раз, Миша-два, Саша-три, Игорь- четыре, Валера- пять». Во время броска произносится только одно имя или название. Если игрок делает паузу, либо дважды повторяет одно название, то он выходит из игры, а мячик переходит к следующему игроку. Победил тот игрок, кто дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

Методические рекомендации: если ребенок уже научился чеканить мяч об пол, то игра происходит под стук мячик об пол, если нет, то можно просто перекатывать мячик друг другу или подбрасывать вверх.

№ 30

«Попади в ворота»

Программное содержание: упражнять в умении отбивать мяч. Развивать ловкость, внимательность, зрительно – моторную координацию. Воспитывать стремление к честности и справедливости, проявлять настойчивость в преодолении затруднений.

Описание: дети делятся на две команды. По одному ребёнку от каждой команды встают на исходную линию. Перед ними на расстоянии 5 м выкладываются ворота из набивных мячей. От исходной линии нужно попасть в ворота, ударяя ногой по мячу (внутренней стороной стопы). Выигрывает та команда, в которой больше игроков, попавших в ворота.

№ 31

«Вышибалы»

Программное содержание: упражнять в беге, в умении метать в движущуюся цель. Развивать ловкость, выносливость, меткость, координацию движений, быстроту реакции, в умении ориентироваться в пространстве. Развивать желание чётко соблюдать правила игры. Воспитывать уверенность в своих силах.

Описание: два игрока становятся друг напротив друга, на достаточном расстоянии. Остальные дети располагаются между ними. Задача первого и второго участников заключается в том, чтобы «вышибить» остальных, попав в него мячом, поэтому они бросают его именно таким образом, чтобы задеть.

Методические рекомендации: «вышибалы» не могут заступать за линию. Вместо третьего игрока можно брать большее количество детей, если кого-то из них коснулся мяч, он выходит из игры.

№ 32

«Мяч в корзину»

Программное содержание: упражнять в метании в цель. Развивать ловкость, внимательность, зрительно – моторную координацию. Воспитывать чувство доброжелательного отношения к товарищам; чувство взаимопомощи.

Описание: дети становятся в 2 круга (команды). В середине корзина. У каждого малый мяч. Нужно бросить мяч сверху о пол так, чтобы он попал в корзину. Мячи бросают по очереди или всем вместе. Во втором случае мячи должны быть цветными. Команда, забросившая наибольшее количество мячей в корзину, становится победителем.

№ 33

«Змейка («Проведи мяч»)»

Программное содержание: упражнять в ведении мяча (ногами, клюшкой, руками), обходя препятствия. Развивать ловкость, координацию движений. Воспитывать волевые качества: решительность, уверенность в своих силах.

Описание: на игровой площадке проводится линия. Перпендикулярно к ней расставляют в ряд 8—10 предметов (кегли, кубики, вбитые в землю колышки и т. п.) на расстоянии 1 м друг от друга. По сигналу или команде воспитателя ребенок должен вести мяч ногой от линии, обходя все предметы «змейкой», то справа, то слева, не потеряв при этом ни разу мяч и не сбив ни одного предмета. Побеждает тот игрок, кто пройдет «змейку» без ошибок. Вариант игры: ∙ можно сделать две одинаковые линии «змейки» на расстоянии 2 м друг от друга и проводить одновременно соревнование на скорость между двумя участниками; ∙ ребенок будет вести от линии маленький мяч клюшкой, обходя предметы «змейки»; ∙ игрок будет вести мяч от линии, обходя все предметы «змейки», ударяя его при этом о пол или землю.

№ 34                  

«Мяч сквозь обруч»

Программное содержание: упражнять в бросании и ловле мяча, в передаче мяча в движении. Развитие ловкости и координации движения. Приучать детей к самостоятельному выполнению правил игры. Воспитывать желание самостоятельно выполнять (заниматься) физические упражнения.

Описание: на игровой площадке (в зале) шесть детей, выбранных из числа играющих, становятся в шеренгу и держат в вытянутых руках пять обручей. Остальные дети разбиваются воспитателем на играющие пары. По сигналу или команде каждая пара по очереди начинает игру от первого стоящего в цепочке, проходя цепочку на расстоянии 1 м с обеих сторон и перебрасывая мяч друг другу через обруч.

Методические рекомендации: при повторении игры дети, игравшие в парах, меняют детей, стоявших с обручами.

№ 35

«Бычки»

Программное содержание: упражнять в ползании. Развивать координацию движений, ловкость. Воспитывать желание добиваться поставленного результата.

Описание: в зале чертятся две параллельные линии (ориентиры) на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста детей). К первой линии подходят одновременно по 3—4 ребенка. Перед каждым на линии лежит по одинаковому мячу. По сигналу или команде воспитателя дети становятся на четвереньки и начинают движение ко второй линии, одновременно толкая головой перед собой мяч. Побеждает тот игрок, кто первым пересечет вторую линию, не потеряв при этом мяч.

№ 36

«Не урони мяч»

Программное содержание: упражнять в прыжках, беге. Развитие ловкости и координации движений. Способствовать проявлению инициативы, развитию коммуникативных навыков. Воспитывать умение заниматься в коллективе.

Описание: на игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—6 м (в зависимости от возраста играющих детей). Играющие дети делятся на 3—4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каждый стоящий первым получает мяч и зажимает его между ног. По сигналу или команде воспитателя дети начинают прыгать на двух ногах до второй линии. После пересечения линии они берут мяч в руки, бегом возвращаются назад, передают мяч следующему игроку, а сами становятся в конец колонны. Побеждает та команда, чей последний игрок пересечет первым линию «старта» с мячом в руках.

№ 37

«Не задень мяч»

Программное содержание: упражнять в бросании мяча об пол, вверх. Развивать внимание, ловкость и координацию движений. Содействовать поддержанию положительного эмоционального тонуса детей. Воспитывать уверенность в своих силх.

Описание: дети распределяются на команды. У каждой команды обруч и мяч. Нужно с силой ударить мяч об пол (или подбросить вверх так, чтобы он как можно дольше подскакивал на полу). Играющий в это время несколько раз качает обруч (как маятник) под мячом до тех пор, пока мяч не перестанет подскакивать. Затем мяч и обруч передают следующему в команде. Победителем считается та команда, которая точно соблюдает условия игры

38                     

«Выстрел мячом»

Программное содержание: закреплять навык катания мяча друг другу. Развивать мелкую моторику, ловкость, внимание. Поддерживать интерес к упражнениям с мячом. Воспитывать настойчивость в преодолении затруднений.

Описание: Дети распределяются на подгруппы и рассаживаются на пол по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В каждом кругу один мяч. Нужно взять его тремя пальцами (большим, указательным и средним), резко нажать на него и пустить по полу - «выстрелить». Все пальцы должны нажимать на мяч одновременно, равномерно. Играющий, которому направили мяч, старается его поймать и таким же способом послать следующему. Побеждает та подгруппа, у которой «выстрелы» мячом достигали цели.

Варианты: выполнять задание в ином построении - кто дальше прокатит мяч (в положении стоя); один «выстреливает» мяч, другой ловит, не давая коснуться пола; «выстрелить» мяч вверх над собой, поймать двумя руками.

№ 39

«Из обруча в обруч»

Программное содержание: совершенствовать навык бросания мяча в неподвижную горизонтальную цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно – двигательную координацию. Воспитывать чувство доброжелательного отношения, умение считаться с мнением товарищей.

Описание: дети стоят звеньями в колонну по одному. На расстоянии 1м от ведущего на полу вплотную друг к другу лежат три обруча (или чертятся три круга диаметром 80-100 см). Нужно правой рукой бросить мяч в первый обруч так, чтобы он после отскока ударился внутри второго и, подскочив еще раз, попал в третий. Ребенок берет свой мяч и передает следующему, а сам становится на противоположную сторону, прокатывая затем мячи своей команде. Игра продолжается, пока все игроки не перейдут на противоположную сторону. Выигрывает звено, которое быстрее сменит место, допустив при этом наименьшее число ошибок.

№ 40

«Мяч навстречу мячу»

Программное содержание: упражнять в прокатывании мяча. Развивать навыки отталкивания и ловли мяча. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции. Воспитывать чувство доброжелательного отношения к товарищам; чувство взаимопомощи.

Описание: дети распределяются на две команды. Каждая команда встаёт друг против друга на расстоянии 4-6м. У водящих - по мячу. На сигнал воспитателя: «Начали!» - дети прокатывают мячи навстречу один другому, но так, чтобы мячи не столкнулись. Поймав мяч, водящий передает его следующему. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок. Игра повторяется 2-3 раза

Варианты: прокатывать то правой, то левой рукой; дети одного звена прокатывают мяч правой рукой, а другого - левой; увеличить расстояние между звеньями.

№ 41

«Мяч об пол»

Программное содержание: упражнять в ходьбе, беге, в ведении мяча. Развивать ловкость, внимание. Способствовать обогащению двигательного опыта детей. Воспитывать желание добиваться поставленного результата.

Описание: играющие строятся в четыре колонны: две с одной стороны площадки, две — напротив. Первые играющие в двух колоннах получают мяч и по сигналу идут или бегут до черты, за которой стоит колонна, отбивая мяч, и без промедления бегут обратно. Когда все поменяются местами, воспитатель отмечает колонну, которая выполнила задание лучше и быстрее.

№ 42

«Передача мяча»

Программное содержание: упражнять в передаче мяча разнообразными способами. Развивать внимание, ловкость. Способствовать развитию личностных качеств каждого ребенка.

Описание: построение команд в колонны по одному, дистанция между игроками 1- 2 шага (в зависимости от способа передачи мяча). Исходное положение участников — широкая стойка ноги врозь. Мяч находится в руках у направляющего. По сигналу мяч передается из рук в руки обусловленным способом и так же возвращается назад. Эстафета выполняется несколько (4-6) раз подряд. Выигрывает команда, закончившая передачи первой. Способы передачи мяча: 1. двумя руками сбоку (слева и справа) с поворотами туловища; 2. двумя руками сверху с наклоном назад; последний игрок, получив мяч, перекатывает его по полу направляющему между ног участников; 3. то же, обратно мяч передается из рук в руки внизу, между ногами.

№ 43

«На погрузке арбузов»

Программное содержание: упражнять в передаче мяча. Развивать внимание, ловкость. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание добиваться поставленного результата.

Описание: команды строятся в шеренги с интервалом два шага между игроками. Сбоку от правофланговых уложены 6-10 мячей. По сигналу участники передают мячи по цепочке на левый фланг, где левофланговый аккуратно складывает их в обозначенном месте. Выигрывает команда, закончившая передачу мячей первой.

№ 44

«Перенеси мячи»

Программное содержание: упражнять в беге, в умении быстро действовать по сигналу, выполнять задания по инструкции. Развивать выносливость, координацию движений, быстроту, внимание. Воспитывать чувство собственного достоинства.

Описание: необходимо построить команды в колонны по одному. Перед направляющими на полу лежат гимнастические обручи. На противоположной стороне площадки лежат обручи, в центре которых находятся 3 набивных мяча. По сигналу первые номера бегут вперед, забирают с пола мячи и, возвратившись назад, кладут их в обруч перед командой. Вторые номера поднимают эти мячи и переносят вновь на противоположную сторону площадки, затем бегом возвращаются назад и т. д. Выигрывает команда, первой закончившая переноску мячей.

№ 45

«Передача мячей в колоннах над головой»

Программное содержание: упражнять в передаче мяча. акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; Воспитывать чувство собственного достоинства.

Описание: участники игры делятся на 2-4 команды, которые выстраиваются в колонну по одному на расстоянии вытянутых вперед рук. По сигналу капитаны команд, стоящие впереди, передают мяч над головой, стоящим сзади них, те передают дальше, пока мяч не получит последний игрок команды. Получив мяч, он бежит в начало своей команды, становится первым и передает мяч над головой и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока капитан снова не станет первым и не поднимет руки с мячом вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру.

Методические рекомендации: во время игры нельзя бросать мяч назад, его надо передавать в руки стоящему сзади игроку. Если участник уронит мяч, он должен сам взять его, встать на свое место и продолжить игру. При другом варианте этой игры мяч передается под широко расставленными ногами из рук в руки или же его можно сразу прокатывать до конца колонны под ногами.

№ 46

«Колобок»

Программное содержание: упражнять в умении передавать «пас» ногой. Развивать внимание, ловкость, координацию движений. Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников, воспитывать стремление поступать «хорошо».

Описание: дети становятся в круг, разомкнувшись на вытянутые руки. Водящий находится в центре круга, его задача — поймать коло бок-мяч, который играющие перекатывают ударом ноги друг другу. Они могут перекатывать мяч в любом направлении, делать обломанные движения, но при этом не должны сходить с места. Водящий может поймать мяч ногой, рукой, просто прикоснуться к нему. Когда это ему удается, он меняется местами с тем игроком, чью неудачную передачу мяча он перехватил. Отмечаются водящие, быстро задерживавшие колобок-мяч, и игроки, ни разу не становившиеся водящими.

№ 47

«Земля-вода-небо»

Программное содержание: упражнять в броске и ловле мяча. Способствовать познавательному развитию. Воспитывать желание четко соблюдать правила игры, вступать в позитивное коммуникативное общение.

Описание: все игроки садятся на ковер или становятся в круг, лицом к центру. В центр выходит ведущий с мячом, он произносит одно из трех ключевых слов и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен поймать мяч и сразу же назвать соответствующее животное, рыбу или птицу. Затем надо мяч опять перебросить ведущему. Если игрок ошибся (не сумел поймать мяч или назвал не то слово), то он отдает свой фант.

Ведущий в быстром темпе перебрасывает мяч все новым и новым игрокам, стараясь всех включить в игру.

В конце игры можно предложить детям, проигравшим фанты, выполнить какое-нибудь веселое коллективное задание: спеть, сплясать всем вместе, чтобы получить назад свои фанты.

№ 48                                                        

«Не пропусти мяч»

Программное содержание: упражнять в умении передавать «пас» ногой. Развивать ловкость, точность движений. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, настойчивость в преодолении затруднений.

Описание: участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего — ногой выбить мяч из круга. Задача играющих — не выпустить мяч из круга, отбить его в центр водящему. Разнимать руки нельзя. Не разрешается ходить за черту ни водящему, ни стоящим в круге. Если посланный водящим мяч пролетит над руками или головой, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает. Он становится в круг, а его место занимает тот, кто пропустил мяч.

Содержание:

  1. «Мяч водящему»
  2. «Успей поймать»
  3. «Ведение мяча парами»
  4. «За мячом»
  5. «10 передач»
  6. «Гонка мячей по кругу»
  7. «Вызов по имени»
  8. «Подвижная цель»
  9. «Мяч в кольцо»
  10. «Поймай мяч»
  11. «У кого меньше»
  12. «Мотоциклисты»
  13. «Вызовы по номерам»
  14. «Брось и поймай»
  15. «Самый меткий»
  16. «Ловишки с мячом»
  17. «Пять бросков»
  18. «Мяч ловцу»
  19. «Мяч капитану»
  20. «Зевака»
  21. «У кого мяч?»

Содержание:

  1. «Охотники и звери»
  2. «Мяч вдогонку»
  3. «Передал – садись»
  4. «Охотники и утки»
  5. «Защита укрепления»
  6. «Играй, играй – мяч не теряй»
  7. «Ручеек»
  8. «Я знаю 5»
  9. «Попади в ворота»
  10. «Вышибалы»
  11. «Мяч в корзину»
  12. «Змейка» («Проведи мяч»)
  13. «Мяч сквозь обруч»
  14. «Бычки»
  15. «Не урони мяч»
  16. «Не задень мяч»
  17. «Выстрел мячом»
  18. «Из обруча в обруч»
  19. «Мяч навстречу мячу»
  20. «Мяч об пол»
  21. «Передача мяча»
  22. «На погрузке арбузов»

Содержание:

  1. «Перенеси мячи»
  2. «Передача мячей в колоннах над головой»
  3. «Колобок»
  4. «Земля – вода – небо»
  5. «Не пропусти мяч»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей дошкольного возраста "Мой весёлый, звонкий мяч"."

Данная  методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей  подготовительной к школе группы, предназначена для инструкторов физкультуры детских садов, воспитателей ...

методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для дошкольников

Мяч является одним из любимых игрушек детворы.Подвижные игры и игровые упражнения с мячом-наиболее интересное и доступное развлечение для дошкольников.Упражнения с мячом способствуют развитию ловкости...

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста

Упражнения для развития мелкой моторики рук с малым мячом (диаметр 5-6 см)Комплекс 1.1. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях. Мяч между ладонями. Пальцы смотрят вверх. Прокатывание мяча между ладонями, ск...

Исследовательский проект на тему «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

В проекте описывается исследование поразвитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучению подвижным играм и упражнениям. Составлен план работы с детьми, педагогами и родителями....

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для дошкольников «Праздник мяча»

Методическая разработка посвящена различным играм и упражнениям с мячом для детей 4-7 лет....