Картотека пальчиковых игр для детей 1 младшей группы
картотека по физкультуре (младшая группа)
В данном материале представлена картотека пальчиковых игр. Предназначена для детей раннего возраста с 1-3 лет. В картотеке можно найти игры для пальчиков для любой тематической неделе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_kartoteka.docx | 63.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Кац Светлана Ивановна
Картотека пальчиковых игр для детей 1 младшей группы
«В детский сад идти пора»
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, В детский сад идти пора. | Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети машут кистями рук. |
Дом
Молоточком я стучу, Дом построить я хочу. Строю я высокий дом, Буду жить я в доме том. | - постукивать кулачками друг о друга. - соединить кончики пальцев обеих рук. - поднять выпрямленные ладони вверх. - похлопать в ладоши. |
Капуста
Мы капусту рубим-рубим, Мы морковку трем-трем, Мы капусту солим-солим, Мы капусту мнем-мнем. А потом, а потом мы ее жуем-жуем. | - ,руками показать как мы рубим капусту. - показать, как мы трем морковку. - пальчики щепоткой – посолить. - руками "мять" капусту. - класть по очереди щепотками в рот. |
«Мышка»
У серой малышки — Маленькой мышки В это воскресенье Будет день рожденья! Вот она ушками махала! Уж она лапками стучала! Шевелила хвостиком И звала всех в гости к нам! | — собираем пальцы обеих рук в щепоть и двигаем ими по столу, изображая мышек. — раскрываем ладони и приставляем их к ушам, машем сомкнутыми пальцами. — хлопаем ладонями по столу. — сгибаем и разгибаем указательные пальцы, изображая мышиные хвостики. — потираем ладони одна о другую. |
Шалун
Наша Маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила. Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому - не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил. | - чертить круговые линии на ладошке. - загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. - указательным пальцем другой руки постукивать по большому пальцу. |
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. | - соединяем ладони и растираем их друг о друга. - пальцами одной руки растираем каждый палец другой руки от основания до кончиков. |
«Дождь»
Капельки-дождинки Упали на травинки. Кап-кап капельки, Кап-кап маленьки. На ладошки дети Ловят капли эти. Кап-кап капельки, Кап-кап маленьки. | раскрываем одну ладонь, имитируя дождевые капли. подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней, делаем то же самое с другой ладонью. |
«Котик»
Котик маленький сидит И ушами шевелит. Вот как, вот как, Как ушами шевелит. Котик маленький замерз Прикрывает лапкой нос. Котик-котик, Котофей! Быстро мы тебя согреем! Прыг-скок, прыг-скок! Прыгай с пятки на носок! | раскрытые ладони прикладываем к ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы, показывая, как котик шевелит ушами, потираем нос поочередно то одной, то другой ладонью. прыгаем или сидя шевелим ногами, переставляя стопы с пятки на носок. |
Машины
По шоссе идут машины, По асфальту едут шины. По дороге не беги, Я скажу тебе: «Би-би». | Крутят воображаемый руль. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. Погрозили пальцем. Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим». |
«Перчатки»
Нарядили ребятки Свои пальчики в перчатки. Раз, два, три, четыре, пять — Надо всех пересчитать. Десять пальцев — как отряд, И костюму каждый рад. Стать сильными стараются, Спортом занимаются. | Сжимаем и разжимаем дважды пальцы обеих рук. Во время счета сгибаем поочередно все пальцы. сжимаем и разжимаем пальцы. Действия выполняем обеими руками одновременно. |
«Зайчата»
Вот встречаются зайчата. Как согреться нам, ребята? Чтобы побыстрей согреться, Надо спинками тереться. | Сжать пальчики в кулаки, а указательные и средние выпрямить – «ушки». «Зайчики»-кулачки прыгают. Дети трут кулачками друг о друга. |
Колобок
Тесто мы месили, Пирожки лепили. Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, Получился колобок. | Делают круговые движения кулачками. Лепят «пирожки». «Тарелочки». Соединяют подушечки пальцев, округляют ладони. |
«Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой, Но мы пойдем гулять с тобой | Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца. |
«Мастер»
Мастер шкафчик мастерил, Ровно досочки пилил, Молотком по ним стучал, Точно гвозди забивал. Дверки сделал и замок, Ключик сделать он не смог. | — ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад. — сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди». — соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки». — соединяем пальцы обеих рук в замок. Игру можно повторить несколько раз. |
«Санки»
По горе несутся санки, В них Наташка и Оксанка. По другой несутся горке Санки с Мишкой и Егоркой. Где гора кончается, Там они встречаются. | - двумя или четырьмя сомкнутыми пальцами одной руки «едем» по внутренней поверхности другой руки вниз от локтя до кисти. - тоже самое по другой руке. - сцепляем пальцы обеих рук в замок. |
«Елочка»
Праздник приближается, ёлка наряжается: Шарики висят, Звёздочки горят, А хлопушка – бом. Конфетти кругом! | -пальчики двух рук пропустить между собой (елка). - «фонарики», кисти рук крутятся в воздухе. - хлопок в ладоши. - «клюем» пальчиками. |
Курочка Ряба
Мышка быстренько бежала, Мышка хвостиком виляла. Ой, яичко уронила. Посмотрите-ка, разбила! | - бег пальцами по столу. |
Зимние забавы.
Раз, два, три, четыре, пять Мы во двор пошли гулять, Бабу снежную слепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись, Все в снегу домой пришли, Суп поели,Спать легли. | - загибают пальчики. - ладошки под щечку. |
«Птичка»
Маленькая птичка Прилетела к нам, к нам, к нам. Маленькой птичке Зернышек я дам, дам, дам. Маленькая птичка Зернышки клюет, клюет. Маленькая птичка Песенки поет, поет. Чик-чирик! Чик-чирик! Н. Найденова | Взмахивают руками-«крыльями». «Крошат» зерно (мелко перебирают пальцами). Стучат указательными пальцами по коленям. Взмахивают руками-«крыльями». |
Шарик
Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, Воздух вышел - Стал он тонкий и худой! | Пальцы сложить в замочек. Медленно их разводим. Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут. Хлопаем. Смыкаем ладошки друг с другом. |
«Дорожки»
На каждой ладошке Есть три дорожки. Все дорожки мы найдем, Пальчиком по ним пройдем: Раз дорожка, два и три — Пальцем каждую потри! | указательным пальцем одной руки растираем ладонь другой вдоль линий. |
Наша армия.
Аты - баты, аты - баты! На парад идут солдаты! | Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. |
Дружная семья
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, | - загибают поочередно пальцы, начиная с большого. - хлопают в ладоши. |
«Оладушки»
Как вчера у бабушки Мы пекли оладушки. Раз-два, румяные Раз-два, горячие! Раз-два, их жарили! Три — поворачивали! Вкусные оладушки Ели мы у бабушки! | кладем кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваем! их на тыльную сторону. ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки. повторяем первое движение. ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки |
«Пес»
Возле будки дремлет пес, Спит, закрывши лапой нос. Накормить его забыли, С поводка не отцепили, И голодный наш Трезор Грустно охраняет двор. Я налью побольше щей, Накормлю его скорей! | соединяем ладони с сомкнутыми пальцами крест-накрест и качаем кистями рук вправо-влево, вперед-назад. ладонной стороной кисти одной руки поглаживаем тыльную сторону другой затем руки меняем. поднимаем кисти рук ладонями наружу, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы. |
«Плескалочка»
Лейся вниз, Вода текучая. Вверх тянись, Дитя растучее. Смывайся, беда, Как с гуся вода. | Дети проводят ладонями по телу от головы до ног. Поднимают руки и тянутся вверх, вставая на носки. Проводят ладонями по лицу сверху вниз. |
«Птички»
В гости к нашей сестричке Весной прилетали птички: Эта птичка — совушка, Ну, а эта — скворушка. Эта птичка — воробей, Ну, а эта — соловей. Это — дятел, это — стриж, Это же — поющий чиж. Эта птичка — коростель, Эта птичка — свиристель, Ну, а это издалека Прилетела к нам сорока. | Поднимаем обе руки и машем кистями, изображая крылья птиц. Называя птиц, поглаживаем, разминаем или растираем поочередно каждый палец. |
«Скворцы»
Птенчики скворцов зовут: «Мама, папа! Тут мы, тут! Принесите нам еды И немножечко воды. Червячков мы поедим С вами в небо полетим!» | собираем пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрываем «клювики». соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья. Машем кистями, как крыльями. |
«Дождик»
Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! Брызни в поле пуще — Станет трава гуще! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! Русская народная песня | Поднимают руки и встряхивают кистями. Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой. Встряхивают кистями рук. Плавно поднимают руки вверх. Грозят пальчиком. Стучат кулаком по ладони другой руки. |
«Солнце»
Солнышко яркое в небе сияло, Лучами своими нас согревало. Тучки по небу быстро бежали, Лучики в тучках надолго застряли. Но появился ветер могучий И разогнал все мрачные тучи. Солнышко снова на небе сияет, Жаркие лучики нас согревают. | — поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук. — соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения. — поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево. — снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи». |
«На крыше»
Серый кот залез на крышу. Ну а там сидели мыши. Как увидели кота, Разбежались кто куда. | «Пробегают» пальцами от коленок до макушки. Быстро «пробегают» пальцами вниз от макушки до колен. |
«Жук»
Жук залез на лесенку, Распевает песенку: «Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я на лесенке сижу!» С лесенки жучок упал И сердито зажужжал: «Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я под лесенкой лежу!» Мы жучка поднимем, Ласково обнимем! | — раскрываем ладонь и разъединяем пальцы, ставим ее ребром на поверхность стола. Пальцами второй руки перебираем пальцы первой, словно поднимаемся по ступенькам. — то «поднимаемся» на «лесенку», то «спускаемся» с нее. — поднимаем обе руки вверх и опускаем их на стол, несколько раз хлопая по поверхности. — поглаживаем ладонями тыльные стороны кистей обеих рук. |
«Цветочек»
Как у Насти маленькой Есть цветочек аленький, А его лепестки —. Это пальцы у руки. Раз, два, три, четыре, пять Учим Настеньку считать! | раскрываем ладонь одной руки и указательным пальцем другой руки поглаживаем ее круговыми движениями тем же указательным пальцем— слегка нажимаем на подушечки пальцев во время счета или поглаживаем каждый палец от основания до подушечки. Повторяем все для другой руки. |
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, Паучок ползёт опять, | Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит). Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове. |
Комплексы утренней гимнастики в первой младшей группе
Комплекс №1 без предметов
«Солнышко»
Выглянуло солнышко и зовет гулять.
Как приятно с солнышком вместе нам шагать (Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.)
Выглянуло солнышко, светит высоко.
По тропинке с солнышком нам бежать легко. (Бег стайкой за воспитателем 8 сек.)
ОРУ «Поиграем с солнышком»
1.«Греем ладошки»
И.п. – о.с. Руки веред, ладони вверх – и.п. – 4 раза.
2.«Ищем лучик»
И.п. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Поворот вправо – И.п., влево – И.п. – 2 раза
3.«Радуемся солнышку»
И.п. – о.с. – Прыжки на двух ногах на месте.
Вот и кончилась игра!
А теперь на завтрак дружно зашагала детвора (Ходьба стайкой за воспитателем.)
Комплекс № 2 без предметов
«Веселый огород»
В огород мы пойдем, урожай соберем! (Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.)
Эй, лошадка, го-гоп,
Отвези нас в огород. (Бег стайкой за воспитателем 8 сек.)
ОРУ «Веселый огород»
1.«Капуста»
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз.
Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, - И.п. – 3 раза.
2.«Морковка»
И.п. – сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков. Согнуть ноги, обхватить руками колени,
голову опустить – и.п. – 4 раза
3.«Веселье"
И.п. – ос. Прыжки на двух ногах на месте. – 4 раза
Вот и кончилась игра!
А теперь на завтрак дружно зашагала детвора. (Ходьба стайкой за воспитателем.)
Комплекс № 3 без предметов
«Птицы»
Птицы улетали, крыльями махали.
Вот так, вот так крыльями махали. (Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек).,
Птицы улетали, крыльями махали.
Вот так, вот так крыльями махали. (Бег стайкой за воспитателем 8 сек.)
ОРУ «Птички»
1.«Птички ходят по водичке»
И.п. – о.с. ходьба на месте высоко поднимая колени. - 6 раз
2.«Пью птички»
И.п. – о.с. Приседание на месте. – 4 раза
3.«Непоседа-воробей»
Непоседа воробей прыгает и кружится, ! ( дети прыгают на двух ногах на месте)
Очень радуется он – не замерзла лужица.
Хорохорится, храбриться!
Только «Мяу» он боится ( С окончанием слов взрослый показывает игрушку кошки и произносит мяу,
а дети убегают в условленное место. – 1 раз.)
Ходьба стайкой за воспитателем.
Комплекс №4 без предметов
«В гости к елочке»
Чтобы нам не потеряться . Нужно за руки держаться.
Отправляемся мы в лес,
Ждет нас много в нем чудес. (Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.)
По сугробам мы шагаем выше ножки поднимаем!
По сугробам мы идем и не чуть не устаем. (Ходьба с высоким подниманием колена 10сек.)
Холодно в лесу зимой побежали все за мной (Бег в колонне по одному за воспитателем 15 сек.)
ОРУ «В гости к елочке»
1.«Высокая елка»
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки верх посмотреть на них – И.п.. – 4 раза.
2.«Украшаем елку»
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч руки в низ. Наклон (внизу у пола выполнить движение кистями рук «берем игрушки»); выпрямиться, вывести руки вперед-вверх – движение кистями «вешае игрушки» - 4 раза.
3.«Радуемся елке» И.п. – о.с. прыжки на месте на двух ногах. – 4 раза
Комплекс № 5 без предметов
«Снежинки»
Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.
Ах, зима, зима белоснежная пришла (Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.)
Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.
Чтоб его не затоптать, надо на носочки встать. (Ходьба на носках 10сек.)
Начался снегопад. Снегу каждый очень рад.
Побежим ловить снежинки, побежим ловить пушинки. (Бег в колонне по одному за воспитателем 15 сек.)
ОРУ «Снежинки»
1.«Играем со снежинками»
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.
Вытянуть руки перед собой ладони вверх, потом поднять вверх - И.п.. – 4 раза.
2.«Делаем снежок»
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч руки в низ.
Наклон (внизу у пола выполнить движение кистями рук «собираем снег»); выпрямиться – И.п - 4 раза.
3.«Замерзли ножки»
И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз
Раз – два, раз – два, Вот и кончилась игра.
Комплекс № 6 без предметов
«Веселые погремушки»
Ходьба в колонне друг за другом 15 сек.
Ходьба на носках 15сек.
Бег в колонне по одному за воспитателем 20 сек.
Перестроение в полукруг
ОРУ «Веселые погремушки»
1.«Позвеним вверху»
И.п. – стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки с погремушками за спиной. Поднять руки вверх,
позвонить ими, потом вернуться в И.п. – 4 раза
2.«Спрятали погремушки»
И.п. – погремушка за спиной, присесть вынести погремушку, позвенеть и вернуться в и.п. – 4 раза.
3.«Прыгаем с погремушкой»
И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз
Раз – два, раз – два, Вот и кончилась игра.
Комплекс № 7 без предметов
«За воротами весна»
Солнце в небе высоко, с солнцем нам идти легко (Ходьба в колонне друг за другом 15 сек.)
Солнце в небе высоко, нас солнышком расти легко (Ходьба на носках 15сек.)
С солнцем нам легко бежать , будем мы весну встречать (Бег в колонне по одному за воспитателем 30 сек.)
Перестроение в полукруг
ОРУ «За воротами весна»
1.«Сосульки»
И.п. – стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки в низу. Поднять руки вверх через стороны и
подняться на носочки, потом вернуться в И.п. – 4 раза
2.«Капель»
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Поворот вправо с отведением правой руки (ладонь вверх – «ловим капельки») – И.п. – 4 раза.
3.«Радуемся весне»
И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз
Комплекс № 8 без предметов
«Весна»
Просыпается природа, улучшается погода.
Ах, в апреле весна настоящая пришла. (Ходьба в колонне друг за другом 20 сек.)
Солнце в небе высоко, нам с солнышком расти легко (Ходьба на носках 15сек.)
Снег растаял там и тут – ручейки звенят, бегут. (Бег в колонне по одному за воспитателем 40 сек.)
Перестроение в полукруг
ОРУ «Весна»
1.«Скворцы прилетели»
И.п. – стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки в низу. Поднять руки вверх через стороны и
подняться, потом вернуться в И.п. – 4 раза
2.«Птички зернышки клюют»
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз. Наклон вперед достать пальцами пол – И.п. – 4 раза.
3.«Ленивый кот»
И.п. – о.с. Потянуться вверх, потом прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз
Комплекс № 9 без предметов
«На лугу»
Скоро травка подрастет, кто на луг гулять идет? (Ходьба в колонне друг за другом 20 сек.)
Чтобы травку не помять надо на носочки встать (Ходьба на носках 15сек.)
А лошадка на лугу прыгает резвиться, зиму всю и всю весну
Травушка ей сниться.( Бег в колонне по одному за воспитателем 40 сек.)
Перестроение в полукруг
ОРУ «На лугу»
1.«Бабочка»
И.п. – стать, ноги на ширине плеч , руки к плечам. Руки в стороны, потом вернуться в И.п. – 4 раза
2.«Стрекоза»
И.п. – сидя, ноги скрестно, руки на пояс. Повороты вправо - влево – И.п. – 4 раза.
3.«Одуванчик»
И.п. – сидя ноги согнуты, руками обхватить колени, голову опустить. Выпрямить ноги (можно слегка развести), одновременно выпрямить руки вверх и в стороны. 5 раз
4.«Жук»
Жук проснулся и жужжит, Над травою он летит. (Дети бегают врассыпную по залу со звуками «Ж-Ж-Ж»)
под музыку, музыка останавливается дети останавливаются и походят к воспитателю. – 2 раза
Гимнастика после сна для первой младшей группы
Карточка №1. «Мы проснулись»
1. «Потягивание»
и.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед; и.п. – выдох (4-6 раз)
2. «Поймай комарика»
и.п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой вернуться в и.п. (4-6 раз)
3. «Велосипед»
и.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот, задом наперед.
4. «Музыканты»
Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп!
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
Карточка №2. «Колобок»
1. Разминка в постели, самомассаж
Дети просыпаются под звуки мелодичной музыки, затем лёжа в постели на спине поверх одеяла выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия.
Поворот головы вправо, влево.
Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток.
Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.
2. «Веселые ножки»
Выше ножки! Топ, топ!
Веселее! Гоп, гоп!
Колокольчик, дон, дон!
Громче, громче, звон, звон!
Гоп, лошадка, гоп, гоп!
Тпру – ру – у, лошадка:
Стоп, стоп!
Карточка №3. «В гостях у солнышка»
(с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения и самомассажа)
Играет спокойная музыка.
Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит его по голове.
В-ль: Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне.
А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянул солнечный зайчик, он заглянул вам в глазки.
Закрывайте их. Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, руках, Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник — он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком.
(Дети встают на коврик рядом с с кроваткой)
1. «Улыбнись солнышку». И. п. — стоя, ноги слегка расставив, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный.
2.«Играем с солнышком». И. п. — сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
3.«Играем с солнечными лучами». И. п. — сидя, ноги вместе, и опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз;
4. «Отдыхаем на солнышке». И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по три раза в каждую сторону, темп умеренный.
(переходят в группу, проводятся закаливающие процедуры)
Карточка №4. «Просыпающиеся котята» (с элементами самомассажа)
Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка», муз. Витлина, ел. Н. Найденовой.
Давайте поиграем, сегодня с вами — маленькие пушистые котята.
Кот решил котят учить, Как же нужно лапки мыть,
Мы недалеко сидели, Все движенья подглядели
Лапку правую потрем, А потом ее встряхнем.
Вот и левой лапке тож. Правой лапкой мы поможем.
Ушко левое свое Левой лапкой достаем,
Правое не забываем, Лапкой правой умываем.
Проведем по шерстке лапкой, Будет лобик чистый, гладкий.
Дальше глазки закрываем, Каждый гладим, умываем.
Чистим носик осторожно. Грудку нам разгладить можно.
Вот и чистые котята, Вот и выспались ребята! (Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка». Ребята «котята» ложатся на живот и «точат» свои «коготки», Тихо «мяукают». Отдыхают. Воспитатель подходит к каждому ребенку и гладит его. Дети встают, выполняют закаливающие процедуры)
Карточка №5. «Веселый зоопарк» (с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)
В-ль: Дети, за вами было интересно смотреть, когда вы спали. Кто-то сопел, как маленький котенок, кто-то во сне потягивался, как лисенок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок . Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных.
1.«Звери проснулись». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.
2.«Приветствие волчат». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
3.«Филин». И. п. — лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.
4.«Ловкие обезьянки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуть-ся на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро.
5. Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе пробно тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.
В-ль: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись. (дети выполняют закаливающие процедуры)
Карточка №6. «Прятки» (с элементами дыхательной гимнастики)
Птичка села на окошко, Во дворе мяучит кошка —
Разбудить решили нас. Все! Окончен тихий час!
Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки. (Дети ложатся поверх одеял. )
Наши сонные ладошки Просыпались понемножку,
В прятки весело играли — Пальцы в кулачок сжимали.
Пальчики на наших ножках Знают в парке все дорожки.
Проверяют — где там пятки. И играют с нами в прятки.
Мы почти уже проснулись, Наши ручки потянулись,
Помахали над простынкой, Дружно спрятались за спинку.
Сцепим ручки мы в «замочек» У себя над головой.
Правый, левый локоточек. Мы сведем перед собой.
Не хотят коленки спать, Им давно пора вставать.
Мы коленки выставляли, Быстро ножки выпрямляли.
Наши ротики — молчок, Тренируем язычок:
Его спрячем и покажем. «Добрый день!» — мы звонко скажем.
Будем глубоко дышать,С шумом воздух выдувать.
Наши носики проснулись, Мы друг другу улыбнулись!
(встают на коврики рядом с кроваткой)
Карточка №7. «Лисичка» (Разминка в постели)
«Вы проснулись?» - «Да».
«Улыбнулись?» - «Да»
Потянулись?» - «Да»
«С боку на бок повернулись» - повороты
«Ножками подвигаем»
вдох – поднять правую ногу, выдох – согнуться;
то же с левой ноги;
то же – две ноги вместе.
II. «Лисичка» - руки перед грудью, мягко переступать на носочках, поворачивая голову вправо, влево, оглядывая хвост.
«Мячики» - и.п. стоя. Прыжки возле кровати.
«Большие – маленькие» - приседания (упражнения на восстановление дыхания)
Карточка №8. «Часики» ( Элементы самомассажа)
И.п. – сесть, ноги скрестить.
– «Умывание» лица руками;
– руки скрестно на груди, ладоши на плечах, растирание;
руки на коленях – растирание;
II. «Часики» - стоять прямо, ноги слегка расставить (машина между ног проедет) руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так» (6 – 7 раз)
III. «Цыплёнок» - мелкие шажки на прямых ногах, локти прижаты к бокам, хлопать по бокам кистями рук.
IV. «Воробушек» - скакать на двух ногах, потом бежать, размахивая руками, сесть на корточки.
Карточка № 9. «Любимые игрушки» (с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)
Звучит музыка
1. «Кукла». И. п. — лежа на спине.
Любим мы играть и даже
Кукол вам сейчас покажем.
Ровно улеглись в постели
И направо посмотрели,
Тут же глубоко вздохнули
И головки повернули.
А теперь мы выдыхаем,
Смотрим вверх и отдыхаем,
Дышим ровно, не спешим,
То же влево повторим.
Указание: не выполнять резких движений головой.
В-ль: Совсем не нужен ей водитель,
Ключом ее вы заведите —
Колесики начнут крутиться.
Поставьте, и она помчится. (машина)
2. «Заводная машина». И. п. — лежа на спине. 1 — вращательные движения руками перед грудью («завелся мотор»). 1—3 — вращательные движения ногами. 4 — вернуться и. п. Повторить три раза; темп сначала умеренный, заем быстрый, в конце медленный.
В-ль: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок
Все ж попался... (колобок)
3. «Колобок». И. п. — сидя, ноги вместе, упор руки сзади. 1—2 — согнуть ноги в коленях, притянуть к груди, обхватить их руками. 3—4 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
В-ль: Зверь смешной в огромной клетке
С ветки прыгает на ветку.
Ест бананы, сладости
К общей детской радости (обезьяна)
4.«Забавная обезьянка». И. п.— лежа на животе. 1 — поворот на спину, 2 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
5. «Надуем воздушный шарик». И. п. — сидя на кровати. Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание на 1—2 с. С шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у].
Карточка №10. «Жучки-паучки» (с элементами корригирующей гимнастики)
Звучит спокойная музыка.
В-ль: Наступила весна, теплое время года. Просыпается все — природа, насекомые. Давайте представим, что мы с вами — жучки-паучки. Нам хорошо от теплого солнца.
1.«Потянулись жучки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться — руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.
2. «Проснулись глазки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10 с); темп умеренный.
3. «Проснулись ушки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10 с); темп умеренный
4. «Проснулись лапки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять перед собой вытянутые вперед руки, потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10 с); темп быстрый.
5. «Жучки греются на солнышке». И. п. — лежа на спине, :и вдоль туловища. 1 — поворот на живот. 2 — поворот на спину. Повторить пять раз; темп умеренный.
6. «Жучки готовятся к прогулке». И. п. — лежа на спине, руки за головой. Поднять правую ногу, согнутую колене. Опустить. Поднять левую ногу, согнутую в колене. Опустить. Повторить четыре раза; темп умеренный.
7. «Веселые жучки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1—3 — хлопки руками. 4 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп быстрый. (закаливающие процедуры)
Карточка №11. «Мишка»
1. Разминка в постели. Самомассаж.
Повороты головы, вправо, влево.
Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.
Разведение и сгибание рук.
2. «Мишка» - руки опущены, тело наклонено вперед, переваливаться с ноги на ногу.
Мишка косолапый по лесу идёт
Шишки собирает и в карман кладёт
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб
Мишка рассердился и ногою топ
Больше я не буду шишки собирать
Сяду на машину и поеду спать.
3. «Лягушка» присесть, прыгнуть вперед, встать.
4. «Петушок» - шагать, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам, высоко поднять голову – Ку – ка – ре – ку.
На болоте нет дорог,
Я по кочкам скок да скок.
Карточка №12. «Насос»
I. 1. «Насос»
И.п. лёжа на спине, руки согнуты в локтях у груди.
выпрямить руки вперед, вернуться в и.п. (5 – 6 раз)
2. «Ванька – встанька»
И.п. – лежа, вдоль туловища
постепенное поднятие туловища, вслед за руками. (4 – 6 раз)
3. «Греем ножки»
И.п. – лежа на спине, попеременно сгибаем ноги к груди. (5 – 6 раз)
II. «Ножки»
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагали наши ножки. (ходьба)
По кочкам, по кочкам (прыжки)
В ямку бух (присели).
Воспитатель: Где мои детки?
(детки встают) – Вот они.
Карточка №13. «Петушок»
1. Петушок у нас горластый
По утрам кричит он «здравствуй»
На ногах его сапожки
На ушах висят сережки
На головке гребешок
Вот какой наш петушок.
2. Три веселых братца
Гуляли по двору
Три веселых братца
Затеяли игру
Делали головками: ник – ник – ник.
Пальчиками ловкими: чик – чик – чик.
Делали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп
Топали ножками: топ – топ, топ.
Карточка №14. «Потягивание»
I. 1. «Потягивание»
и.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед;
и.п. – выдох (4-6 раз)
2. «Поймай комарика»
и.п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой
вернуться в и.п. (4-6 раз)
3. «Велосипед»
и.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот, задом наперед.
II. «Пингвин» - семенить мелкими шажками, чуть – чуть похлопывая по бокам прямыми руками, опущенных вдоль туловища.
III. «Зайчик» - руки согнуты перед грудью, кисти опущены, скачет, передвигаясь на двух ногах вперед, назад, вбок.
IV. «Дудочка» - сесть на кровати, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п –ф – ф – ф» (4 раза)
Карточка №15. «Колобок»
1. «Колобок»
(лёжа на спине, руки вдоль туловища. Повороты туловища влево – вправо
2. И.п. – лёжа на спине, поднимание ног Вдох – поднять правую ногу, выдох – опустить.
То же с левой ноги. (4 – 6 раз)
3. «Кошечка»
И.п. – на четвереньках
«Кошечка веселая» - прогнуть спинку вниз, голову поднять;
«Кошечка сердитая» - прогнуть спинку вверх, голову опустить.
II. «Зарядка»
Солнце глянуло в кроватку 1,2,3,4,5,
Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире 1,2,3,4,5,
Наклониться, 3,4, И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку Все мы делаем зарядку.
(движения в соответствии с текстом)
Карточка № 16. «Мотаем нитки»
I.1. «Мотаем нитки»
И.п. – руки перед грудью, согнуты в локтях, круговые движения руками. (3 раза)
2. «Похлопаем коленки»
И.п. – сидя, упор руками сзади, ноги прямые. Наклон туловища вперед, хлопнуть по коленкам руками, сказать «хлоп», вернуться в И.п. (4 раза)
3. «Велосипед»
Еду, еду. К бабе, к деду (2 раза)
II. «Лягушки»
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям физкульт – привет!
Карточка № 17. «Яблоко»
I. Разминка в постели. Самомассаж.
Повороты головы, вправо, влево.
Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.
3. «Насос»
И.п. лёжа на спине, руки согнуты в локтях у груди.
- выпрямить руки вперед, вернуться в и.п. (5 – 6 раз)
II. «Яблоко»
Вот так яблоко!
Оно соку сладкого полно.
Руки протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руки протяну,
И быстро яблоко сорву.
Вот так яблоко!
Оно соку сладкого полно.
КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В 1 МЛ. ГРУППЕ
ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
ЧАСИКИ.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
ПЕТУХ
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
КАША КИПИТ
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
ПАРОВОЗИК
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
НАСОС
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
МАЯТНИК
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
ГУСИ ЛЕТЯТ
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».
СЕРДИТЫЙ ЕЖИК
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
ЛЯГУШОНОК
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
В ЛЕСУ
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
ВЕСЕЛАЯ ПЧЕЛКА
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.
Комплекс артикуляционной гимнастики в 1 младшей группе.
Комплекс №1
«РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ»
Описание: Смыкать и размыкать губы.
«ПТЕНЦЫ»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
«ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Комплекс №2
«ЗАБОРЧИК».
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
«ПЯТАЧОК»
Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).
«ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
Комплекс №3
«ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
«САМОВАР»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
«СДУЙ ВАТКУ С ЛАДОШКИ»
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
Комплекс №4
«ХОМЯЧОК»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
«РАСЧЕСКА»
Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
«ЛОШАДКА»
Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Комплекс №5
«ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
«МАЛЯР»
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад.
«УЛЫБКА»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Комплекс №6
«БАРАБАНЩИК»
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.
«ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
«КОТЕНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО»
Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
Комплекс №7
«ПОИГРАЕМ НА ГУБАХ»
Описание: Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.
«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
«ЧАСИКИ» («МАЯТНИК»)
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.
Комплекс №8
«ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
«ОКОШКО»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
Комплекс №9
«КАЧЕЛИ»
Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
«УЛЫБКА-ХОБОТОК»
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
«ЗАЙЧИК»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становленнии детской речи, повышает работоспособность ребен...
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы...
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы
Пальчиковые игры — это самый верный способ развить у ребенка речь и моторику. Игры способствуют развитию формирования кисти рук и установки речи. Словесная речь у ребенка начинает свое развитие, когда...
Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшей группе
Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшей группе...
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы...
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы
Данный документ содержит картотеку пальчиковых игр для детей младшей группы...