Программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста
рабочая программа по физкультуре
программа по физической культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста | 89.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 198 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
. |
Рабочая программа инструктора по физической культуре Детского сада № 198 ОАО «РЖД» по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год для детей дошкольного возраста (2-7 лет)
Составитель:
Лободырова Светлана Михайловна,
инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории
.
г. Красноярск – 2019г.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана для детей дошкольного возраста Детского сада № 198 ОАО «РЖД» в г. Красноярске на основе Образовательной программы Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 198 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Уставом детского сада, с учётом регионального компонента.
Рабочая программа группы разработана и реализуется с учетом основных принципов дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных (субъектов) отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество группы детского сада с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основой всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия в детском саду и семье, а так же свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшается деятельность дыхательной, сердечно - сосудистой и нервной систем, укрепляется опорно - двигательный аппарат, а так же улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость организма к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Главной целью работы инструктора по физической культуре является формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развития у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.
Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных мероприятиях, улучшить социальные контакты и настроение.
Максимально используются различные общеразвивающие упражнения, активизируются различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов. Особенно полезны упражнения, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, коррекцию опорно-двигательного аппарата. Для повышения функциональной работоспособности сердечнососудистой, бронхо-легочной систем особенно эффективны упражнения, связанные с естественными движениями: дозированный бег, ходьба со сменой темпа и направления, ходьба в чередовании с бегом. Укреплению дыхательной мускулатуры, мышц диафрагмы способствуют упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, туловища, нижних конечностей. При выполнении детьми физических упражнений целесообразно широко использовать различные предметы – гимнастические палки. Мячи разных размеров; полезны упражнения у гимнастической стенки, с использованием тренажеров.
Основные принципы программы:
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепления здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
- Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от вопросной категории детей и уровня их физического развития.
- Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
Физкультурно - оздоровительная работа
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Под руководством медицинского персонала следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности. По решению администрации, медицинского персонала дошкольного учреждения и родителей необходимо проводить специальные закаливающие процедуры (например, сауна с контрастным обливанием и прочее).
Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки. В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня. Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим - рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.
Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
Ежедневно следует проводить с детьми утреннюю гимнастику.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Вторая младшая группа (3 – 4 года)
На 4-м году жизни возрастает стремление действовать самостоятельно. В то же время внимание у детей неустойчиво, они отвлекаются и часто переходят от одного вида деятельности к другому. В этом возрасте ребёнок обладает уже сравнительно большим запасом двигательных умений и навыков, но он ещё не заботится о результатах своих действий, поглощён самим процессом движений, их эмоциональной стороной. Вместе с тем движения детей постепенно приобретают всё более преднамеренный характер. Ребёнок уже в состоянии повторять движение по своему усмотрению или по предложению воспитателя, различать некоторые его способы, соблюдать нужное направление. Детям этого возраста свойственно желание включаться в новые и разнообразные виды движений. Сочетая различные действия, ребёнок может соблюдать определённую их последовательность. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания. Ребёнок более сознательно следит за воспитателем, когда он даёт образец движений, выслушивает пояснения. Он лучше воспринимает объяснения в форме диалога, направленного на изложение предстоящих действий.
Средняя группа (4-5 лет).
Ребёнок 5-го года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях. Они берутся за выполнение любой двигательной задачи, но они ещё не умеют соразмерять свои силы, учитывать свои реальные возможности. Убедившись в непосильности выполнения двигательного действия, ребёнок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом он искренне убеждён в том, что выполнил движение полностью. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей разнообразными способами действий. Дети хорошо различают виды движений, частично овладевают умением выделять некоторые их элементы. Развивается способность воспринимать, представлять, анализировать и оценивать последовательность и качество своих действий. Всё это обусловливает вполне преднамеренный и произвольный характер движений детей. Возникает интерес к результатам движения, правильности его выполнения, соответствию образцу. Дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков обусловлено уровнем развития тех физических качеств, без которых они не могут проявляться достаточно правильно и эффективно. Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. В результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают их физические силы. Возникает психологическая готовность к выполнению сложных двигательных действий и проявлению определённых волевых усилий. Наряду с игрой побудительным мотивом двигательной деятельности выступает мотив усвоения новых умений и навыков, закрепления их. В результате закладываются прочные основы школы движений, повышения работоспособности и физической подготовленности.
Старшая группа (5-6 лет).
Двигательная деятельность ребёнка становится всё более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группки по интересу к тому или иному виду упражнений. На 6-м году жизни ребёнка его движения становятся всё более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога. Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребёнка возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей. Дети постепенно овладевают умением планировать свои практические и игровые действия, стремятся к их результативности. Оценка ребёнком движений, как своих, так и товарищей, приобретает более развёрнутый и обоснованный характер, что обусловливает большую её объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом. Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминаний, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности. Растёт уровень физической подготовленности дошкольников, создаются прочные психологические и физиологические основания для повышения их работоспособности путём целенаправленного развития двигательных качеств. В результате регулярных занятий физической культурой, организованных воспитателем и самостоятельных, а также благодаря двигательной активности детей в повседневной жизни и играх повышается уровень развития их физических сил и возможностей, двигательных качеств и работоспособности. Для старших дошкольников характерно стремление к совершенствованию в двигательной деятельности.
Подготовительная группа (6-7 лет).
Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Ребёнок умеет их сочетать в зависимости от окружающих условий. На 7-м году у ребёнка возрастает способность к различению пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, едет на велосипеде и т.п. Они различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма. Ребёнок прослеживает движение последовательно, выделяет (с помощью взрослого) разные его фразы, пытается объяснить их значение для качественного и количественного результатов движения. Всё это способствует образованию ясных представлений о движениях, ведёт к овладению детьми техникой сложных по координации движений. Дети всё чаще руководствуются мотивами достижения хорошего качества движений. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Начинает интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например, ног, головы, кистей и пальцев рук и др. У ребёнка постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Он начинает воспринимать красоту и гармонию. Многих детей привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками. Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движений. Нередко для ребёнка наиболее привлекательны те упражнения, которые у него лучше получаются.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.
Режим двигательной активности инструктора по физической культуре с детьми
Формы работы с детьми | Виды занятий | Количество и длительность занятий (в мин.) в зависимости от возраста детей | ||||
2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||
Физкультурные занятия | В спортивном зале | 2 раза в неделю 9 мин. | 1 раз в неделю 15 мин. | 1 раз в неделю 20 мин. | 1 раз в неделю 25 мин. | 1 раз в неделю 30 мин. |
На улице | 1 раз в неделю 9 мин. | 1 раз в неделю 15 мин. | 1 раз в неделю 20 мин. | 1 раз в неделю 25 мин. | 1 раз в неделю 30 мин. | |
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня | Утренняя гимнастика (по желанию детей) | Ежедневно 6-8 мин. | Ежедневно 8-10 мин. | Ежедневно 10-12 мин. | ||
Подвижные игры на прогулке | 1 раз в неделю 25 мин. | 1 раз в неделю 30 мин. | ||||
Активный отдых | Физкультурный досуг | 1 раз в месяц 15 мин. | 1 раз в месяц 20 мин. | 1 раз в месяц 20 мин. | 1 раз в месяц 30 мин. | 1 раз в месяц 40 мин. |
Физкультурный праздник | 2 раза в год до 45 мин. | 2 раза в год до 60 мин. | 2 раза в год до 60 мин. | |||
День здоровья | 1 раз а квартал | 1 раз а квартал | 1 раз а квартал | 1 раз а квартал | 1 раз а квартал |
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением, в соответствии с возрастом детей основными направлениями их развития.
Задачи образовательных областей по направлениям решаются во время образовательной деятельности:
- в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Физическое развитие
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Задачи:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Здоровье детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования. Оздоровительные мероприятия в подготовительной группе включают следующие приемы:
Традиционные:
- создание гигиенических условий;
- обеспечение чистого воздуха;
- рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей;
- закаливание воздухом;
- хождение босиком, в помещении и на улице;
- «Дорожки здоровья»;
- водные процедуры: умывание холодной водой;
- полоскание рта и горла, водой комнатной температуры;
- солнечные ванны (летом).
Нетрадиционные:
- психогимнастика, положительное (позитивное) мышление; смехотерапия; музотерапия; сказкотерапия; куклотерапия; пескотерапия; ритмическая гимнастика; оздоровительный бег на свежем воздухе; дыхательная гимнастика на свежем воздухе;
Перечисленные приемы наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями во время ежедневной утренней гимнастики, физкультурных занятиях, а также они способствуют формированию двигательных навыков и основных физических качеств детей (гибкость, быстрота, выносливость, сила, ловкость).
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза - смотреть, уши -слышать, нос - нюхать, язык -пробовать (определять) на вкус, руки - хватать, держать, трогать; ноги - стоять, прыгать, бегать, ходить; голова -думать, запоминать.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат). Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины - у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»). Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья
человека.
Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Знакомить детей с возможностями здорового человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Расширять представления детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим). Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Физическая культура
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).
Примерный перечь подвижных игр. С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет». С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай линию!», «Обезьянки». С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься точнее!». С подпрыгиванием. «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек». На ориентировку в пространстве. «Где звенит?», «Найди флажок». Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Задачи воспитателя:
- Продолжать сохранять и укреплять здоровье детей;
- Учить детей согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;
- Учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним;
- Учить детей самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя выполнять физические упражнения;
- Принимать активное участие в подвижных играх;
- Направленно развивать скоростно-силовые качества детей.
Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно. Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Учить кататься на санках. Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место. Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Примерный перечень подвижных игр. С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках». С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку». С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики». С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади вкруг», «Сбей кеглю», «Береги предмет». На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Задачи воспитателя:
-Учить детей воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнения;
-Добиваться уверенного и активного выполнения основных элементов техники движений (общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивные упражнения);
-Приучать детей оценивать движения сверстников и замечать их ошибки;
-Соблюдать и контролировать правила в подвижных играх;
-Побуждать детей к самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;
-Закреплять умения по ориентировке в пространстве;
-Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества (преимущественно на основе силовых упражнений).
Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево). Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку. Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди). Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору. Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения. Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Подвижные игры. Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д. Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к выполнению действий по сигналу.
Примерный перечень подвижных игр. С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки». С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается». С ползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята». С бросанием и ловлей. «Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку». На ориентировку в пространстве, на внимание. «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки». Народные игры. «У медведя во бору» и др.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой). Учить ориентироваться в пространстве. Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам. Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.
Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Учить спортивным играм и упражнениям.
Примерный перечень подвижных игр. С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц». С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы». С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье». С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо». Эстафеты. Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий». С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?». Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Добиваться активного движения кисти руки при броске. Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений. Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними. Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).
Примерный перечень подвижных игр. С бегом. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка». С прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву». С метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом». С ползанием и лазаньем. «Перелет птиц», «Ловля обезьян». Эстафеты. «Веселые соревнования», «Дорожка препятствий». С элементами соревнования. «Кто скорее добежит через препятствия к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?». Народные игры. «Гори, гори ясно!», лапта.
Перспективный план мероприятий инструктора по физической культуре
на 2019-2020 учебный год.
Месяц | Группы | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Методическая работа | |||
Сентябрь | Младшая группа | Проведение экскурсии по спортивному залу с целью ускорения адаптационного периода. | Приобретение спортивной формы и обуви для занятий физической культурой в зале. | Участие в методических объединениях. Помощь инструктору по плаванию в проведении спортивного мероприятия. | Разработка диагностических карт для всех возрастных групп. Оформление сценариев для физкультурных досугов и развлечений. | |||
2 младшая группа | Проведение экскурсии по бассейну. | Приобретение спортивной формы для занятий в бассейне | ||||||
Средняя группа | Проведение мониторинга физического развития. Посещение родительских собраний. | |||||||
Старшая группа | ||||||||
Подготовительная группа | ||||||||
Октябрь | 1 младшая группа | Спортивный досуг «Наши ножки ходят по дорожке» | Обсуждение сценариев к физкультурным развлечениям. Изготовление и приобретение атрибутов для спортивных мероприятий | Разработка утренних комплексов утренней гимнастики на ноябрь для детей 4-7 лет. | ||||
2 младшая группа | Спортивное развлечение «Веселый колобок», привлечение родителей для игр и упражнений «Взрослый и я» | |||||||
Средняя группа | Физкультурно- ритмическое развлечение «Здоровье начинается с зарядки». | |||||||
Старшая группа | Физкультурно- ритмическое развлечение «Мы растем здоровыми». | |||||||
Подготовительная группа | Физкультурно-ритмическое развлечение «Здоровье дарит Айболит». | |||||||
Ноябрь | 1 младшая группа | Музыкально – спортивное развлечение «день любимых мамочек», проводятся физкультурные упражнения с мамой «Ладошка к ладошке» | Разработка сценария к шашечному турниру Изготовление и приобретение атрибутов для спортивного мероприятия | |||||
2 младшая группа | Помощь в проведении спортивного развлечения с детьми в бассейне | |||||||
Средняя группа | Помощь в проведении спортивного развлечения с детьми в бассейне | |||||||
Старшая группа | Проведение шашечного турнира среди детей старших и подготовительных групп в рамках проекта «Олимпийские ступеньки» | |||||||
Подготовительная группа | ||||||||
Декабрь | 1 младшая группа | Физкультурное развлечение «Кот и мыши» | Фото выставка по результатам проведенного шашечного турнира «Наши достижения». | Помощь в организации и проведении новогодних утренников | Участие детей в районных соревнованиях «Русские шашки». | |||
2 младшая группа | Спортивный досуг «Поиграем со снежками». | |||||||
Средняя группа | ||||||||
Старшая группа | Проведение открытых занятий по физической культуре в соответствии с ФГОСТ | |||||||
Подготовительная группа | ||||||||
Январь | 1 младшая группа | Физкультурное развлечение на прогулке «Веселый цирк». | Привлечение воспитателей и младших воспитателей для проведения спортивных развлечений на свежем воздухе | Участие детей в районных спортивных соревнованиях в рамках реализации проекта «Олимпийские ступеньки». Проведения мониторинга физически развитого ребенка во всех возрастных группах. | ||||
2 младшая группа | Физкультурное развлечение на свежем воздухе «Белкины забавы». | |||||||
Средняя группа | Спортивное развлечение «Веселый снеговик» | |||||||
Старшая группа | Спортивные развлечения на улице «Веселые старты» с использованием зимних видов спорта. | |||||||
Подготовительная группа | ||||||||
Февраль | 1 младшая группа | Физкультурное развлечение «Малыши - крепыши». | Обсуждение сценариев к физкультурным развлечениям. Изготовление и приобретение атрибутов для спортивных мероприятий | Разработка сценариев для проведения «Дня защитника отечества». Участие детей в районных спортивных соревнованиях в рамках реализации проекта «Олимпийские ступеньки». | ||||
2 младшая группа | Спортивно- развлекательные мероприятия посвященные «Дню защитника отечества» с папами. | |||||||
Средняя группа | ||||||||
Старшая группа | ||||||||
Подготовительная группа | ||||||||
Март | 1 младшая группа | Физкультурное развлечение «Шустрые котята». | Обсуждение сценариев к физкультурным развлечениям. Изготовление и приобретение атрибутов для спортивных мероприятий | Участие детей в районных спортивных соревнованиях в рамках реализации проекта «Олимпийские ступеньки». | ||||
2 младшая группа | Помощь в проведении спортивного развлечения в бассейне | |||||||
Средняя группа | ||||||||
Старшая группа | ||||||||
Подготовительная группа | ||||||||
Апрель | 1 младшая группа | Физкультурное развлечение «На арене цирка». | Оформление фотовыставки после проведенных развлечений на тему: «Мы готовы быть космонавтами» | Обсуждение сценариев к физкультурным развлечениям. Изготовление и приобретение атрибутов для спортивных мероприятий | Разработка сценариев посвященных «Дню космонавтики». | |||
2 младшая группа | Спортивно- развлекательные мероприятия посвященные «Дню космонавтики». | |||||||
Средняя группа | ||||||||
Старшая группа | ||||||||
Подготовительная группа | ||||||||
Май | 1 младшая группа | Спортивный досуг на улице «Солнышко – лучистое!» | Проведение консультации «Особенности организации оздоровительной работы с детьми разных возрастных групп в летний период». Помощь в организации проведения выпускного в подготовительных группах. | Заполнение диагностических карт во всех возрастных группах. Составление анализа работы инструктора по физической культуре за 2014-2015 учебный год. Оформление стенда «Озорное наше лето!» с подборкой подвижных игр на летний период. | ||||
2 младшая группа | Спортивное развлечение на улице «Здравствуй Карлсон». | |||||||
Средняя группа | Спортивные состязания на свежем воздухе посвященные «Дню победы» с участие родителей | |||||||
Старшая группа | ||||||||
Подготовительная группа | ||||||||
Основные направления деятельности сотрудников НДОУ по сохранению здоровья детей:
1.Рациональная организация внутреннего пространства в соответствии с требованиями СанПиНов
2.Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу
3.Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем
4.Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании
5.Организация рационального питания и витаминизация третьего блюда
6.Модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни
7.Формирование представлений и навыков здорового образа жизни.
Условия сохранения здоровья детей
Основные направления деятельности сотрудников ДОУ по сохранению здоровья детей:
1.Рациональная организация внутреннего пространства в соответствии с требованиями СанПиНов
2.Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу
3.Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем
4.Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании
5.Организация рационального питания и витаминизация третьего блюда
6.Модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни
7.Формирование представлений и навыков здорового образа жизни
Организации работы по формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни строится на основе педагогики сотрудничества
Педагоги - Изучение программ, инновации Планирование работы с детьми Оборудование предметно-развивающей среды | Семья - Анкетирование Родительские собрания Консультации Совместная работа |
Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
Рациональная организация двигательной активности:
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
Система закаливания:
- умывание
- ходьба по «дорожкам здоровья»
- мытье ног
- полоскание рта
- воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
Профилактическая работа:
- постоянный контроль за осанкой
- контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- кварцевание помещений
- витаминизация блюд
Использование нетрадиционного оздоровления:
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- хождение по «дорожкам здоровья»
Психогигиенические мероприятия:
- релаксация
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
Система работы с родителями:
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
- участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе НДОУ
СИСТЕМА МОНИТОРИГГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Мониторинг проводится 1 раз в год (в мае) группой специалистов (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель). В данную группу входят и воспитатели, работающие в данной возрастной группе. Руководство мониторингом осуществляет заведующая и (или) старший воспитатель.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Система мониторинга ДОУ включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы) и мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы) основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в Картах освоения Программы (см. приложение).
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Педагогический контроль физического воспитания дошкольников
Педагогический контроль в физическом воспитании – это система показателей, дающих объективную информацию о динамике (положительной или отрицательной) физических параметров детей (физическое развитие, физическую подготовленность, работоспособности состояние здоровья) в процессе их жизнедеятельности, определяющая перспективы роста и развития.
Выделяют следующие задачи педагогического контроля.
- Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.
- Подтвердить или отвергнуть выбранный путь достижения показателей физического развития, физической подготовленности и работоспособности.
- Осуществить индивидуально – дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
Динамика перечисленных показателей может быть получена при помощи трех видов контроля: этапного, текущего, оперативного.
Этапный контроль осуществляется 2 раза в год (в начале и конце учебного года смотреть таблицу №1).
Таблица №1
Начало учебного года (сентябрь) | Конец учебного года (май) |
Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей | |
Распределить детей на подгруппы в соответствии с уровнями физической подготовленности | Откорректировать подгруппы детей по уровням физической подготовленности |
Составить план работы с детьми в соответствии с уровнями физической подготовленности | Дать анализ динамики показателей физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей (по стандартам, индивидуальным приростам). Составить план работы с детьми в летний период |
Содержание этапного контроля включает различные тесты, которые позволяют увидеть целостную картину физического каждого ребенка, и предполагает участие специалистов разных профилей (смотреть таблицу №2), однако у воспитателя, инструктора физического воспитания должны быть сосредоточены все данные обследования детей.
Таблица №2
Виды тестов | Содержание исследования | Специалист |
Антропометрические исследования | Длина, масса тела, окружность головы, груди, жизненная емкость легких, динамометрия. | Медицинский работник |
Функциональные пробы | Физическая работоспособность. Спирометрия. Пробы с задержкой дыхания. | Инструктор физического воспитания. |
Стоматоскопические показатели | Стопа, осанка, жироотложение | Ортопед (хирург) |
Физические качества | Сила, ловкость, гибкость, выносливость, быстрота | Инструктор физического воспитания. Воспитатель |
Двигательные умения и навыки | Сформированность двигательных навыков при выполнении основных движений | Инструктор физического воспитания. Воспитатель |
Волевые качества | Смелость, решительность, выдержка, настойчивость, проявляемые в подвижны играх, физических упражнениях | Воспитатель |
Текущий контроль проводится 1-2 раза в год и реализует следующие задачи.
- Собрать информацию о физической подготовленности детей в относительно небольших промежутках времени.
- Откорректировать списки подгрупп детей по уровням физической подготовленности.
- Внести коррективы в план работы с детьми.
Показатели физического развития текущим контролем не фиксируются, так как они изменяются у детей медленно. Осуществляется регистрация таких параметров, которые изменяются в течении месяца, недели. В связи с этим в этот вид контроля включаются тесты на физические качества, двигательные умения и навыки.
Оперативный контроль осуществляется педагогами по необходимости. Его задачей является получение срочной информации о физическом состоянии конкретного ребенка для индивидуальной работы как на занятии, так и в повседневной жизни.
Контроль должен осуществляться либо во время, либо сразу же после его выполнения. Педагог может оценить функциональное состояние, физические качества, двигательные умения и навыки ребенка.
При тестировании физической подготовленности детей следует соблюдать определенные правила. Исследования лучше проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Температура воздуха должна быть не выше +180С, одежда детей – облегченной. Подготовка к проведению тестирования заключается в отработке его форм и отборе протоколов для занесения результатов. Накануне и в день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально.
ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств ребенка и соответствие их возрастным нормам.
На основании результатов тестирования изучаются особенности моторного развития детей, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Все это дает возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.
При определении уровня физической подготовленности ребенка следует ориентироваться на следующие факторы:
- степень овладения ребенком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
- умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в различных условиях;
- развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенностей;
- общая двигательная активность ребенка в течении всего времени пребывания в дошкольном учреждении (с помощью комплексной оценки двигательной активности).
Сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей закладывает хороший фундамент общей физической подготовленности и гармоничного развития на важном этапе – подготовки детей к обучению в школе.
При определении готовности ребенка к школе важно учитывать не только достигнутый им уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности.
Для этой цели можно использовать доступные в выполнении диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения и обладают высокой статической достоверностью.
Тесты на физическую подготовленность дошкольников позволяют определить физические качества (быстрота, сила, ловкость, гибкость и выносливость), сформированность двигательных умений и навыков. И подбор зависит от знаний педагогом методики проведения того или иного теста, условий ДОУ, наличия региональных стандартов по нему. Далее предлагается перечень тестов.
Тесты на определение быстроты
Быстрота – способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Предлагаемые тесты помогут определить скоростные качества детей и быстроту реакции.
Бег 10м с высокого старта.
На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша на расстоянии 5-6м ставится ориентир, чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки.
Ребенок по команде «На старт!» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с флажком. Инструктор стоит с секундомером на линии финиша. По команде «Внимание!», воспитатель поднимает флажок вверх, затем следует команда «Марш!», воспитатель опускает флажок вниз, а ребенок стартует до ориентира. В это время инструктор, стоящий на линии финиша включает секундомер. В протокол фиксируется полученный результат.
Бег 30 м с высокого старта.
На асфальтированной дорожке отмечаются линия старта и финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) – на линии финиша, за которой на расстоянии 5-7 ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «Внимание!» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «Марш!» - взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Результат фиксируется в протокол. Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.
Тест на определение гибкости
Гибкость – многофункциональные свойства опорно - двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Наклон туловища вперед из положения сидя.
На полу устанавливается кубик высотой 20см, сверху на горизонтальной поверхности линейка, с помощью которой измеряется гибкость в сантиметрах.
Ребенок садится так, чтобы стопы упирались в кубик, руки вперед, ладонями вниз. Выполняются три медленных предварительных наклона (ладони скользят по поверхности кубика). Четвертый наклон – зачетный, выполняется за 3 сек. Результат засчитывается по кончикам пальцев рук, он может быть с результатом «+» или «-». Результат фиксируется в протокол.
Тест на определение ловкости
Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ловкость развивается при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных достижений и окружающей обстановки.
Прыжки через скакалку.
Ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель количество прыжков.
Следует правильно выбрать скакалку, чтобы концы ее достали до подмышек ребенка, когда он встает обеими ногами на середину и натягивает ее.
В протокол записывается полученный результат.
Тест на определение силы
Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечного усилия.
Сила рук и плечевого пояса измеряется по расстоянию, на которое ребенок бросает набивной мяч двумя руками массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места.
Прыжок в длину с места.
Этот тест проводится в физкультурном зале, дети выполняют прыжок в кроссовках. Тестирование проводят два человека – первый вызывает детей и записывает в протокол полученный результат, а второй дает команду для прыжка и замеряет длину прыжка (с помощью сантиметровой рулетки).
Ребенок встает у линии старта, отталкиваясь двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние (при приземлении нельзя опираться). Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближайшей ноги» с точностью до 1 см.
Делаются две попытки, засчитывается лучшая из них. Следует качественную оценку прыжка по основным элементам движения: и.п., энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу.
Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то следует засчитывать попытку и фиксировать тот результат, который отмечается в момент постановки ног на опору.
Для повышения активности интереса детей целесообразно разместить несколько ярких предметов на расстоянии 15-20см от предполагаемого результата и предложить ребенку допрыгнуть до самого дальнего из них.
Бросок двумя руками из – за головы набивного мяча весом 1 кг.
Ребенок встает у контрольной линии в стойку ноги на ширине плеч, берет мяч и бросает его как можно дальше, при этом ступни от пола не отрывает. Делаются два броска подряд, фиксируется лучший результат.
Тесты для определения выносливости
Выносливость – это способность организма противостоять утомлению и какой – либо деятельности. Она определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Подъемы туловища из положения, лежа на спине.
Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на спине. По команде «Начали!» ребенок поднимается, колени согнутые стоят на полу, локтями дотягивается до колен и вновь опускается. Воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате напротив него, и считает количество подъемов.
Тест считается выполненным, если ребенок при подъеме касался локтями коленей и не касался локтями мата. Количество засчитанных раз фиксируется в протоколе (смотреть таблицу №4).
Таблица №4
Протокол тестирования детей 4-7 лет
Список детей ______________________________ группы
№ п/п | Фамилия, Имя ребенка | Прыжок в длину с места (см.) | Бросок набивного мяча 1 кг. (см.) | Наклоны из седа колени прямые (см.) | Прыжки на скакалке(раз) | Подъемы туловища из полож. лежа на спине (раз) | Бег10 м. (сек.) | Бег 30 м. (сек.) | |||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 |
С - сентябрь, начало года / М - май, конец года.
Оценка результатов тестирования детей 4-7 лет
Структура предлагаемых тестов для детей данного возраста позволяет получить количественные характеристики. Они выражаются в определенных метрических единицах. При тестировании детей от 4 до 7 лет появилась возможность оценить их физическую подготовленность через показатели развития физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости. Однако сами по себе эти данные не являются ни положительным, ни отрицательными: их надо сравнить. Следует взять стандартные средние показатели, характерные для этого возрастного периода, полученные на большом фактическом материале. Вместе с тем такой подход к оценке физической подготовленности не отражает потенциальных возможностей каждого ребенка в его физическом развитии. В этой связи наиболее эффективным методом служит прирост показателей физических качеств за период подготовки в течении всего учебного года. Он показывает изменения в физической подготовленности детей под влиянием физкультурно – оздоровительных мероприятий и выражается в разнице между исходными показателями первоначального тестирования и полученными в конце года.
Наиболее простой и доступный способ оценки темпов прироста показателей рассчитывается по формуле:
100(V1 – V2)
W = ½ (V1+V2)
где W - прирост показателей темпов в %
V1 - исходный уровень
V2 - конечный уровень.
Например: Саша Д. прыгнул в длину с места вначале года на 42 см., а в конце – на 46см. подставляя эти значения формулу, получаем:
W= 100(46-42) = 9%
1/2(42+46)
Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос можно найти в шкале оценки темпов прироста физических качеств.
Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста (по В.И. Усакову, 1989)
Список литературы:
- Утробина К.К. Занимательная физкультура
- Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». –М.:ТЦ Сфера,2005.-176 с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
- Тимофеева Е.А.Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста, Волгоград, издательство «Учитель»,2007
- Литвинова М.Ф. Система физического воспитания в ДОУ, Москва, Просвещение, 1986 год
- Вавилова Е.Н.Учите бегать, прыгать, лазать, метать, Москва, Просвещение,1983
- Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольном учреждении, Москва, Просвещение, 1984
- Степаненкова Э.Я.Методика физического воспитания, Москва, Издательский дом «Воспитания дошкольника», 2005
- Пензулаева Л.И.Подвижные игры и игровые упражнения для детей, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001
- Вавилова Е.Н Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость, Москва, Просвещение, 1981
- Харченко Т.Е Утренняя гимнастика в д/с, Мозаика-Синтез, 2007
- Глазырина Л.Д Физическая культура дошкольников - ВЛАДОС, 2001
- Картушина М.Ю Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет ,Москва, Творческий центр,2008 .
- Подольская Е.И Необычные физкультурные занятия для дошкольников - Волгоград, Изд-во «Учитель»,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физическому развитию для детей дошкольного возраста.
Рабочая программа по физическому развитию для детей дошкольного возраста 2015-2016г...
Авторская программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Детская аэробика"
Авторская программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Детская аэробика"...
Рецензия на программу по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста от 3-7 лет "Юный эколог"
Рецензия на программу по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста от 3-7 лет "Юный эколог"...
Рабочая программа область Физическое развитие для детей дошкольного возраста
В программе представлено перспективное планирование по физической культуре для детей дошкольного возраста (3-7 лет)...
Рабочая программа по физическому развитию для детей дошкольного возраста
Рабочая программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Опред...
Рабочая программа по физической культуре для детей дошкольного возраста
Рабочая прграмма - это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальное и наиболее эффективные для данного возраста содержание, формы, методы и приемы организации образ...
Задачи физического воспитания у детей дошкольного возраста
Одна из главных задач физического воспитания - оздоровление ребенка!!!...