«Использование народных подвижных игр в условиях дошкольной организации»
опыты и эксперименты по физкультуре (подготовительная группа)

Куркова Татьяна Михайловна

Освоение и последующее применение подвижных игр народов Поволжья в практической деятельности с детьми на занятиях по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование народных подвижных игр в условиях дошкольной организации»

Цель:  Освоение и последующее применение подвижных игр народов Поволжья в  практической деятельности с детьми на занятиях по физической культуре.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми   народными играми

2. Закрепить знания участников мастер – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса

Оборудование:

 - маски для подвижных игр: волк, платок, кепка, цветные круги, цветной парашют.

Добрый день, уважаемые коллеги.  

  Сегодня мастер - класс будет посвящен   народным подвижным играм.  

 Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного   возраста - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

 В своей работе при проведении подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.

 Сейчас в нашем саду проходит месяц национальной культуры. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, обряды.

Сегодня мы познакомимся с играми разных народов. Их можно условно подразделить на 3 группы.

      1.  Игры, отражающие человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к природе.

      2. Игры, отражающие быт народа, повседневные занятия наших предков.

       3. Игры, где есть возможность помереться силой и ловкостью.

Ребята, в какой республике мы живем?

Правильно наша Республика Мордовия. Игры мордовского народа очень разнообразны и с одной из них я вас сегодня познакомлю.

                                                  «В платки»

(«Пацинесэ» — эрз., «Руцяняса» — мокш.)

Участники игры выбирают старика и старуху. Остальные игроки — платки. Старуха окрашивает платки в разные цвета. Платки садятся на землю. Приходит старик, садится и говорит:

Сюк, сюк, бабакай                               Здравствуй,        бабушка!

Озак, батькай!                                     Садись, батюшка!

Маряйне, руцятне улихть?                Слышал платки у тебя есть?

 Улихть, да аф рамавихть.                 Есть, да ты не в состоянии     купить                      

Монь кафта сундукт ярмаконе.        У меня два мешка денег.

Руцятнень рамасайне.                        Смогу купить твои платки.

Рамайть.                                              Покупай.

После этого старик отгадывает какого цвета платки у старухи. Если старик угадывает цвет платка, то этот платок бежит в сторону, а старик догоняет его. Догнав платок, он забирает его себе. Если же старик не догоняет платок, возвращается на свое место. А старуха окрашивает этот платок в другой цвет. Старик отгадывает снова. Игра продолжается до тех пор, пока старик не купит все платки.

Правила игры. Ловить платки можно только до противоположной линии площадки. Старику запрещается ловить, пока он не встал. Не добежав до определенного места, платок не имеет права вернуться назад.

Наша республика Мордовия много национальна, в ней проживает еще одна национальность – татары.

В какую игру будем играть отгадайте:

Злой и страшный серый зверь,

Водится в лесу теперь,

Всех зайчат перепугал,

Также белок разогнал,

Но он бедный и голодный,

Хоть и страшный и проворный …

Серый волк (Соры буре)

Волка будем выбирать считалкой:

По деревне шум идет

Всех игра на луг зовет:

Здесь задором все полны,

 Звонкой удалью красны.

  Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

— Вы, друзья, куда спешите?

— В лес дремучий мы идем

— Что вы делать там хотите?

— Там малины наберем

— Вам, зачем малина, дети?

— Мы варенье приготовим

— Если волк в лесу вас встретит?

— Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

— Соберу я ягоды, и сварю варенье,

— Милой моей бабушке будет угощенье

— Здесь малины много, всю и не собрать,

— А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать, серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать.

Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.

Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать.  Игра заканчивается после слова стоп. Можно повторять 3-4 раза со сменой ловишки.

Самое большое население, проживающие в Республике Мордовия  - это русские. Мы с вами будем играть в русскую национальную подвижную игру. Вы мне ее назовете когда отгадаете загадку.

Легче пуха я летаю

Ярче радуги сияю

Раздуваюсь в ширь

Потому что я ….

Пузырь – русская народная подвижная игра.

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.  

«Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся».

Игровые правила: Когда пузырь надувается произносим звук с-с-с, когда сдувается звук ш-ш-ш, во время бега   надо проявить ловкость и умение увертываться. Игра заканчивается после слова «Стоп игра!»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Дружная семейка" - организация двигательной активности детей с использованием народных подвижных игр.

Организация двигательной активности детей подготовительной группы, знакомство с народными играми разных стран....

Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников в условиях полиэтнического пространства.

Статья о народной игре, которая  является средством познания сущности человеческих отношений, построенных на гуманном отношении к  человеку, уважительному отношению к людям старшего, почтенн...

"Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста."

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли , способствуют расширению кругозора , уточнению представлений об окружающем мире , совершенствованию всех психических процессов , стимулируют пер...

"Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста."

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли , способствуют расширению кругозора , уточнению представлений об окружающем мире , совершенствованию всех психических процессов , стимулируют пер...