Консультация для родителей "Ориентировка в пространстве" 2-3года
консультация по физкультуре

Киселева Олеся Александровна
Ориентировка в пространстве – это умение человека представлять себе пространственное отношение предметов (размер, форма, месторасположение, оценка расстояний, движение) относительно собственного тела и между самими предметами, а также людьми, сторонами горизонта, как в «точке стояния», так и в движении. Первоначальной задачей по формированию ориентировки в пространстве является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доя родителей 45.88 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся ориентироваться в схеме собственного тела и основных пространственных направлениях.

Ориентировка в пространстве – это умение человека представлять себе пространственное отношение предметов (размер, форма, месторасположение, оценка расстояний, движение) относительно собственного тела и между самими предметами, а также людьми, сторонами горизонта, как в «точке стояния», так и в движении.

Первоначальной задачей по формированию ориентировки в пространстве является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела.

В условиях ДОУ обучение детей умению ориентироваться в частях своего тела, а затем и в соответствующих им пространственныхнаправлениях, начинается с раннего возраста.

В процессе игр, повседневных ситуаций (умывание, одевание и т.д.), а затем и во время образовательной деятельности (начиная с младшей группы) педагог формирует знания у детей, закрепляя названия частей тела и направлений сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка.

Каким же образом происходит освоение знаний?

С помощью различных потешек, стишков и т.д. педагог помогает ребенкуосвоить название частей тела. Сначала по показу взрослого ребенок учится ориентироваться на себе. Затем ему предлагают показать части тела на кукле или на ком-то другом: «Покажи, где голова», «Помой кукле спинку».

Далее педагог помогает детям освоить насебе пространственные направления: - Впереди - там, где лицо, грудь, живот.

- Сзади - там, где спина.

- Вверху - Там, где голова. - Внизу - там, где ноги.

Детей одновременно упражняют в различении парных взаимно-обратных направлений («Посмотри вниз, вверх», «Сделай два шага назад, вперед»). Сначала задания даются по подражанию, затем по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отображении».

В младшей группе дети осваивают понятия «правая рука», «левая рука». Помогая детям в этом, педагог обращает их внимание на функциональные

преимущества рук: правой - держат ложку, а левой - кусочек хлеба или придерживают тарелку, в правой руке находится карандаш, которым рисуют, а левая прижимает лист бумаги, чтобы он не скользил и т.д. Об этом взрослый постоянно напоминает воспитанникам, развивая умение дифференцировать части тела. С детьми, у которых ведущей рукой является левая, работа проводится индивидуально.

Упражнение в различении и назывании рук выполняется и во время НОД по музыкеифизическойкультуре, например, педагог предлагает детям взять в правую руку синий флажок, а в левую – зеленый, или в правую руку взять длинную ленточку, а в левую - короткую, просит малышей сказать, в какой руке у них тот или иной предмет. При выполнении упражнений все дети стоят в одном

направлении для того, чтобы не нарушалась однородность восприятия пространства.

Для того, чтобы ребенок быстрее и прочнее усвоил дифференцировку рук: - Обращайте его внимание на их функциональные преимущества.

- Используйте реальные чувственные ощущения ребенка. Например, предложите ему приложить левую руку к груди и послушать, как бьется сердце.

-Предоставьте ребенкуопорус внешним пространством посредством системы меток, например, оденьте на правую руку яркий браслет.

Умение ориентироваться на своём теле является необходимой предпосылкой для перехода к следующей задаче программы – научиться ориентироваться на предметах и других людях. Чтобы ребёнок мог освоить ориентирование на других предметах и людях, он должен освоить схему собственного тела. Тогда он сможет мысленно «переносить» её на другие объекты и выделять на них направления по аналогии с собственным телом. Например, дети играют в игрушки и рассматривают их. Педагог в ходе занятия обращает их внимание на некоторые характерные детали. Например, у самолёта кабина спереди, хвост сзади, крылья справа и слева, шасси – внизу.

Ниже представлены игры, способствующие развитию и закреплению навыка ориентировки в «схеме» собственного тела и основных пространственных направлениях, в которые можно играть дома.

Стих-запоминалочка «Части тела». (2-3 года)

Рот, нос, голова, Уши, щёки, лоб, глаза, (показываем соответствующие части на себе или ребенке своими или его руками)

Плечи, плечи, шея, грудь (хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди пальчиками)

Не забыть чего-нибудь (разводим руки в стороны) Руки-руки - хлоп-хлоп, (хлопаем в ладоши)

Ноги-ноги - топ-топ, (топаем ногами)

Раз сюда и раз туда, (выполняем повороты головы вправо-влево) Это - нет, а это - да. (выполняем жесты головой «нет» и «да»). Игра «Знакомство со своим телом». (2-4 года)

Цель: знакомить детей с названиями частей тела, закреплять название уже знакомых.

Содержание: Взрослый дотрагивается до своих ушей и говорит ребенку: «Я трогаю свои уши. А ты можешь дотронуться до своих ушей?» После того, как ребенок выполнит задание, взрослый называет другую часть тела и прикасается к ней, предлагает ребенку сделать то же самое. После повторения уже известных ребенку частей тела, взрослый начинает использовать в речи новые слова (локти, подбородок, лодыжки и т.п.), добиваясь при этом, чтобы он также произносил их. Игра будет еще результативнее, если каждую из частей тела не просто называть, а напевать.

Игра «У меня есть…». (2-4 года)

Цель: закреплять название частей тела и их функциональные особенности. Содержание: взрослый вместе с ребенком дотрагивается до разных частей

тела, приговаривая: «У меня есть глазки, чтобы видеть» (дотрагивается до глаз); «У меня есть ушки, чтобы слышать» (дотрагивается до ушей); «У меня есть ножки,

чтобы бегать, ходить» (бегает и ходит на месте); «У меня есть ручки, чтоб ими махать» (машет руками); «У меня есть язык, чтобы «здравствуйте» сказать» (показывает язык и говорит) и т.д.

Физкультминутка «В движении». (2-4 года) (Движениея выполняются по тексту)

Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой.

Мы руки поднимаем вверх. Мы руки опускаем вниз. Мы руки подаем

И вертимся кругом.

Физкультминутка «Правой ручкой хлоп-хлоп». (3-4 года)

(Движения выполняются по тексту. Повторять игру можно несколько раз подряд, при этом с каждым разом можно ускорять темп.)

Правой ручкой хлоп-хлоп, Левой ручкой хлоп-хлоп, Правой ножкой топ-топ, Левой ножкой топ-топ,

Голова направо, голова налево, Голова вперед- назад, Повторяем все подряд.

Физкультминутка «Нашей правою ладошкой мы пошлепаем немножко». (3-4 года)

(Движения выполняются по тексту)

Нашей правою ладошкой мы пошлепаем немножко. А теперь ладошкой левой ты шлепки погромче делай. Хлопаем мы по ногам,

И конечно, по рукам, Хлопаем перед собой И конечно за спиной.

Над головой – хлоп, хлоп! По коленям – шлёп-шлёп! И погладить себя можем -Мы здоровью так поможем!

Стих-запоминалочка «Здравствуй…» (3-4 года)

Цель: учить дифференцировать правую и левую части тела. Здравствуй, правая рука! (показывать соответствующие части тела) Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, правый мой носочек! Здравствуй, левый мой носочек! Здравствуй, моя спинка, Здравствуй, поясок!

Здравствуй, здравствуй, мой дружок!

Игра «Догонялки с кулачками». (3-5 года)

Цель: учить различать правую и левую руку; слышать словесную инструкцию; развивать внимание, реакцию.

Оборудование: картинки-подсказки с ложкой и с хлебом.

Содержание: Взрослый садится рядом с ребенком. Ребенок кладет кулачки на стол или колени. Затем взрослый просит ребенка показать, где у него правая рука, а где левая. Если ребенок часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой - картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если ребенок – левша, то всё будет с точностью до наоборот. Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:

Кулачками мы играем, Руки быстро поднимаем Раз, два, три!

Левая, беги!

На слово «беги» ребенку нужно быстро убрать левый кулачок со стола (с колена) и спрятать его за спину, а взрослый пытается успеть его запятнать. Игра повторяется несколькораз.Слова в стишке меняются иговорится то«левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка – убрать нужный кулачек, чтобы взрослый ни разу не успел его задеть.

Игра «Солнышко и я!». (3-4 года)

Цель: учить различать правые и левые части тела. Оборудование: музыкальное сопровождение.

Содержание: Дети становятся в ряд на небольшом расстоянии друг от друга. Напротив них стоит педагог. Задача детей показывать соответствующие тексту части тела.

Ласковое солнышко светит на дорожку. Покажу я солнышку все свои ладошки. Правую, левую все свои ладошки. Правую, левую все свои ладошки. Покажу я солнышку розовые щечки. Круглые, румяные словно колобочки. Правую, левую – щечки-колобочки. Правую, левую – щечки-колобочки.

На носу от солнышка рыжие веснушки. Греются на солнышке маленькие ушки. Правое, левое – маленькие ушки. Правое, левое – маленькие ушки.

Игровое упражнение «Покажи». (4-5 лет)

Цель: тренировать детей в ориентировке на себе, умении определять правую и левую стороны.

Оборудование: игрушка медвежонок.

Содержание: к детям «приходит» медвежонок, который не знает правую и левую стороны своего тела. Он просит детей научить его и предлагает

поиграть.

По сигналу «Покажи …» дети показывают названную часть тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....