Для родителей "Ориентировка в пространстве" 5 лет
консультация по физкультуре

Киселева Олеся Александровна
Ориентировка в пространстве – это умение человека представлять себе пространственное отношение предметов (размер, форма, месторасположение, оценка расстояний, движение) относительно собственного тела и между самими предметами, а также людьми, сторонами горизонта, как в «точке стояния», так и в движении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_orientirovka_5l.docx53.58 КБ

Предварительный просмотр:

                       Учимся ориентироваться в пространстве!

Ориентировка в пространстве – это умение человека представлять себе пространственное отношение предметов (размер, форма, месторасположение, оценка расстояний, движение) относительно собственного тела и между самими предметами, а также людьми, сторонами горизонта, как в «точке стояния», так и в движении.

Одной из задач, решаемых на занятиях по физкультуре, является развитие у детей умения ориентироваться в пространстве: 1) ориентировки на себе, обозначая в речи пространственное расположение частей своего тела; 2) ориентировки на человеке, стоящем впереди и напротив, определяя его правую и левую стороны; 3) умения определять собственное положение в пространстве относительно различных объектов и предметов («Я стою между Ваней и Сашей; справа от Леши и т.д.»), а также местоположения последних относительно друг друга; 4) умения ориентироваться в пространстве, изменяя направление движения во время ходьбы и бега по сигналу педагога, а также в соответствии со знаками-указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.д.).

Решение выше поставленных задач на физкультурных занятиях реализуется путем организации общеразвивающих упражнений, в том числе перекрестных движений рук и ног; основных видов движений; строевых упражнений; подвижных игр и игровых упражнений.

В игры на ориентировку в пространстве можно играть и дома, достигая тем самым больший положительный эффект. Помогут в этом следующие рекомендации:

- Обучая своего ребенка различению правой и левой рук, частей тела используйте реальные чувственные ощущения (с левой стороны тела расположено сердце), либо опору с внешним        пространством        посредством        системы        меток        (ленточка,        браслет        на        руке, аппликационное изображение на футболке), благодаря которым ребенок быстрее осваивает данные понятия.

- Для осознания ребенком относительности пространственных отношений предложите ему сначала определить, например, что слева от него, а затем повернуться в другую или противоположную сторону и назвать, какие теперь предметы расположены от него с левой стороны.

- Познакомьте или закрепите с детьми ПДД: по какой стороне необходимо идти, как следует переходить дорогу (сначала посмотреть влево, на середине вправо), обходить стоящий на остановке транспорт и т.д. Освоение этих правил связано с дифференцировкой правой и левой сторон.

- Большие затруднения у детей вызывает определение правых и левых частей тела у человека, сидящего или стоящего напротив, потому что в этом случае ребёнку нужно мысленно представить себя в другом пространственном отношении. Для этого можно использовать следующее упражнение: встаньте спиной к ребенку и поднимите вместе с ним правую руку; затем, не опуская рук, повернитесь к нему лицом; сделайте вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у людей, стоящих друг против друга.

- После освоения детьми ориентировки относительно другого лица (в старшей группе) они могут пытаться мысленно ставить себя на место другого предмета при определении места положения предмета относительно другого предмета. Важно объяснить, что этого делать не нужно, т.к. у предмета правая сторона там, где у нас правая рука, когда мы смотрим на предмет.

Поиграйте с детьми в следующие игры:

«Догонялки с кулачками». (4-7 лет)

Цель: учить различать правую и левую руку; слышать словесную инструкцию; развивать внимание, реакцию.

Содержание: Взрослый садится рядом с ребенком. Ребенок кладет кулачки на стол или колени. Затем взрослый просит ребенка показать, где у него правая рука, а где левая. Если ребенок часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой -

картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб) и т.д.. Если ребенок – левша, то всё будет с точностью до наоборот. Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:

Кулачками мы играем, Руки быстро поднимаем Раз, два, три!

Левая, беги!

На слово «беги» ребенку нужно быстро убрать левый кулачок со стола (с колена) и спрятать его за спину, а взрослый пытается успеть его запятнать. Игра повторяется несколько раз. Слова в стишке меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка – убрать нужный кулачек, чтобы взрослый ни разу не успел его задеть. «Подними руку». (5-7 лет)

Цель: тренировать внимание детей, умение дифференцировать правую и левую руки. Содержание: взрослый называет слова: шапка, жук, еж, уши, снежинка, кукушка, шарик и другие. Задача детей (или ребенка) быть внимательными и поднимать левую руку, когда услышат звук «ж», правую, когда услышат звук «ш». Подобным образом можно играть, используя другие парные звуки.

«Путаница». (5-7 лет)

Цель: совершенствовать умение определять правые и левые части тела.

Содержание: детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т. д.

«У меня есть две руки». (4-6 лет)

Цель: учить дифференцировать правую и левую части тела.

(в ходе текста выполнять соответствующие движения руками, затем показывать их по очереди)

У меня есть две руки – и правая, и левая! Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!

(далее выполнять соответствующие движения правой и левой рукой по очереди) Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!

За ухо могут потрепать – и правая, и левая! Увидев маму, помахать – и правая, и левая! Воздушный поцелуй послать – и правая, и левая!

И могут так меня обнять – и правая, и левая! (обхватить себя обеими руками). «Транспорт». (5-6 лет)

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространственных направлениях. Содержание: наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т.д.

«Кто правильно назовет». (4-6 лет)

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Содержание: в игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

«Лицом друг к другу». (5-7 лет)

Цель: упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Содержание: стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д.

«Положи». (3-5 лет)

Цель: учить детей ориентироваться в пространственных направлениях от предмета. Оборудование: коробка, кружок.

Содержание: на столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа от коробки, перед коробкой. Также можно использовать другое предметы.

«Найди». (5-7 лет)

Цель: учить детей по описанию пространственного расположения находить предмет. Оборудование: какой-либо предмет, игрушка, которые игроки ищут в ходе игры. Содержание: взрослый        загадывает        какой-либо предмет, находящийся в комнате и говорит: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а твоя задача определить, что это за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а ребенок называет его. После можно предложить ребенку побыть в роли водящего.

«Что изменилось?». (5-7 лет)

Цель: упражнять детей в назывании местоположения предметов относительно друг друга. Оборудование: несколько предметов (количество в зависимости от возраста). Содержание: На столе, полу определенным образом лежат предметы. Ребенок запоминает, как они расположены. Далее закрывает глаза, а в это время взрослый меняет местами пару предметов. Ребенок открывает глаза и рассказывает о том, где предметы стояли раньше и где сейчас.

«Заводная кукла». (4-7 лет)

Цель: закреплять у детей знание пространственных направлений; тренировать в умении двигаться в заданном направлении.

Содержание:        взрослый предлагает детям (ребенку) представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Взрослый подает команды: «Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три шага вперед и т.д.»

Желаю успехов!