Проект «Здоровячок - речевичок»
проект по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)
«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 63.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 16 го Красноуральск
Проект
«Здоровячок - речевичок»
«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Выполнила:
Рейн Светлана Александровна
(воспитатель, 1 категория)
(инструктор физ.воспитания)
2023-2024г.
Паспорт проекта
Тип проекта: Практико-ориентированный, игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь 2023 - март 2024)
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители
Образовательные области | Физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. |
Руководитель проекта | Инструктор физического воспитания |
Тип проекта | Практико-ориентированный, игровой |
Продолжительность | Долгосрочный (ноябрь 2023 – март 2024 г.) |
Участники проекта | Дети старшей - подготовительной к школе группы, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, семьи воспитанников. |
Форма работы | Групповая |
Актуальность
Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.
Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему - движение.
Движение - это и хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.
Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность будет наиболее интересна для ребенка с использованием в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности, при выполнении закаливания – считалок, словесных игр, загадок, стишков и т.д. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи.
Двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям. Следовательно, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути развития речевых и двигательных функций детей.
Таким образом, возникла необходимость создания системы работы, где двигательная деятельность выступала бы как средство развития речи дошкольника.
Цель: развивать речевые навыки детей через подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия.
Задачи проекта:
- создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника;
- формировать двигательную сферу ребенка и навыки правильного выполнения двигательных действий в сочетании с речевым сопровождением;
- привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.
Для детей:
- развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
- формировать фонематический слух при помощи физических упражнений;
- формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
Для педагогов:
- создать информационную базу: по ознакомлению с методическими разработками по данной теме; по реализации практического опыта в условиях ДОУ;
- создать условия для благополучного и комфортного состояния детей в двигательной деятельности, пополнить развивающую среду детского сада новым дидактическим материалом.
Для родителей:
- повысить компетентность родителей;
- установить единство в подходе к оздоровлению детей в ДОУ и дома, с целью формирования ЗОЖ у детей и их родителей;
- вовлечь родителей в образовательное пространство с целью непосредственного их участия в жизни дошкольников.
Формы речевой работы с детьми
N | Виды | Цель использования, в каких случаях используется |
1 | Считалки | Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего |
2 | Слова–заклички в подвижных играх | Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь. |
3 | Стихи на спортивную тематику | Используются при выполнении ОРУ и основных движений |
4 | Спортивные термины | Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов |
5 | Обговаривание правил игры | Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности |
6 | Игровые зарядки | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса |
7 | Речевые приемы | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников |
8 | Различные виды расчета при построении | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников |
9 | Стихи и песни тематического содержания | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах |
10 | Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ | Развитие памяти, внимания, речи. Мотивация к занятим физической культурой. |
11 | Ритмическая и пальчиковая гимнастика | Развитие ритма и мелкой моторики рук |
12 | Упражнения на развитие мелкой моторики | Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции |
13 | Дыхательная гимнастика | Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки |
Предполагаемые результаты проекта:
Для детей:
- повышение уровня физического развития дошкольника. Развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость;
- укрепление здоровья детей при помощи подвижных игр с художественным словом;
- привитие интереса к здоровому образу жизни;
- развитие двигательной активности детей;
- сплочение детского коллектива;
- развитие связной речи детей.
-обогащение словарного запаса детей
Для педагогов:
- формирование сознательного отношения к собственному здоровью;
- расширение спортивно-культурных связей детского сада в социуме;
- пополнение методической базы по теме проекта;
Для родителей:
- информированность о влиянии подвижных игр с художественным словом на физическое речевое развитие ребёнка;
- проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми;
- становление культуры здорового образа жизни в семье.
План реализации проекта
Подготовительный этап (ноябрь)
Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта. Сбор и систематизация информации:
- подбор игр и упражнений с художественным словом;
- подбор комплексов утренней гимнастики с текстом;
- подбор комплексов гимнастики после дневного сна с художественным словом;
- использование фольклорного материала: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки;
Основной этап (декабрь - февраль)
Организация деятельности детей в рамках проекта
Физкультурная деятельность детей:
- интегрированные физкультурные НОД;
- прогулки;
- подвижные игры с художественным словом;
- утренняя и бодрящая гимнастики;
- спортивные досуги, праздники;
- спортивные игры, эстафеты, соревнования.
Творческая деятельность детей:
- придумывание сказок и стихов о физкультурном оборудовании;
- создание творческих альбомов о физкультуре, иллюстрированных детьми, родителями, педагогами.
Работа с родителями. Беседы, консультации
- Развитие речи детей средством физкультурно-оздоровительной работы;
- Развитие речи детей через подвижные игры;
- Подвижные игры с художественным словом;
Заключительный этап (март)
Анализ результатов проекта.
Итоговое мероприятие: Презентация (открытое занятие) для педагогов ДОУ и родителей воспитанников «Речевое развитие детей средствами физической культуры»
Литература
- Асташина М.П. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-
7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 110 стр.
- Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду»
пособие.- М., Центр педагогического образования, 2008. -112 стр.
- Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные
физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет:
Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 - 224 с.
- Федорова С.Ю. «Планы физкультурных занятий с детьми» ФГОС ДО
- Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду» ФГОС ДО
- Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
- https://vk.com/wall434821542_7962
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Здоровячок-речевичок». Использование здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развит...
Проект «Здоровячок-речевичок»
по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста ...
Долгосрочный логопедический проект "Здоровячок-речевичок"
ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенде...
Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта
Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...
Проект «Здоровячок-речевичок»
Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного...
Проект " Здоровячок-речевичок"
Совместный проект учителя-логопеда и инструктора по физ.воспитанию...