Проект «Здоровячок - речевичок»
проект по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Светлана Александровна Рейн

«Взаимосвязь процессов физического воспитания  и  развития речи детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx63.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 16 го Красноуральск

Проект

«Здоровячок - речевичок»

«Взаимосвязь процессов физического воспитания  и  развития речи детей дошкольного возраста»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=19979b66eb69b8b14de5b87a38592b96b52d5cd5-10141919-images-thumbs&n=13

                                                                                                                  Выполнила:

Рейн Светлана Александровна

(воспитатель, 1 категория)                                                                          

(инструктор физ.воспитания)

2023-2024г.

Паспорт проекта

Тип проекта: Практико-ориентированный, игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь 2023 - март 2024)

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители

Образовательные области

Физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Руководитель проекта

Инструктор  физического воспитания

Тип проекта

Практико-ориентированный, игровой

Продолжительность

Долгосрочный (ноябрь 2023 – март 2024 г.)

Участники проекта

Дети старшей - подготовительной к школе группы, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, семьи воспитанников.

Форма работы

Групповая

Актуальность

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему - движение.

Движение - это и хороший воспитатель. Благодаря  ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность будет наиболее интересна для ребенка с использованием в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности, при выполнении закаливания – считалок, словесных игр, загадок, стишков и т.д.   Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи.

Двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям. Следовательно, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути развития речевых и двигательных функций детей.

Таким образом, возникла необходимость создания  системы работы, где двигательная деятельность выступала бы как средство развития речи дошкольника.

        

        Цель:  развивать  речевые  навыки  детей через подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия.

           Задачи проекта: 

- создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника;

- формировать двигательную сферу ребенка и навыки правильного выполнения двигательных действий в сочетании с речевым сопровождением;

- привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.

Для детей: 

- развивать устную речь при выполнении физических упражнений;

- формировать фонематический слух при помощи физических упражнений;

- формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;

Для педагогов:

- создать информационную базу: по ознакомлению с методическими разработками по данной теме; по реализации практического опыта в условиях ДОУ;

- создать условия для благополучного и комфортного состояния детей в двигательной деятельности, пополнить развивающую среду детского сада новым дидактическим материалом.

Для родителей:

-  повысить компетентность родителей;

- установить единство в подходе к оздоровлению детей в ДОУ и дома, с целью формирования ЗОЖ у детей и их родителей;

- вовлечь родителей в образовательное пространство с целью непосредственного  их участия в жизни дошкольников.

Формы речевой работы с детьми

N

Виды

Цель использования, в каких случаях используется

1

Считалки

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

2

Слова–заклички в подвижных играх

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

3

Стихи на спортивную тематику

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

4

Спортивные термины

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

5

Обговаривание правил игры

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

6

Игровые зарядки

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

7

Речевые приемы

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников

8

Различные виды расчета при построении

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников

9

Стихи и песни тематического содержания

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

10

Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ

Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятим физической культурой.

11

Ритмическая и пальчиковая гимнастика

Развитие ритма и мелкой моторики рук

12

Упражнения на развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

13

Дыхательная гимнастика

Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки

Предполагаемые результаты проекта:

        Для детей:

- повышение уровня физического развития дошкольника. Развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость;

-  укрепление здоровья детей при помощи подвижных игр с художественным словом;

- привитие интереса к здоровому образу жизни;

- развитие двигательной активности детей;

- сплочение детского коллектива;

- развитие связной речи детей.

 -обогащение словарного запаса детей

        Для педагогов:

- формирование сознательного отношения к собственному здоровью;

- расширение спортивно-культурных связей детского сада в социуме;

- пополнение методической базы по теме проекта;

          Для родителей:

- информированность о влиянии подвижных игр с художественным словом на физическое  речевое развитие ребёнка;

- проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми;

- становление культуры здорового образа жизни в семье.

План реализации проекта

Подготовительный этап (ноябрь)

Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта. Сбор и систематизация информации:

- подбор игр и упражнений с художественным словом;

- подбор комплексов утренней гимнастики с текстом;

- подбор комплексов гимнастики после дневного сна с художественным словом;

- использование фольклорного материала: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки;

Основной этап (декабрь - февраль)

Организация деятельности детей в рамках проекта

Физкультурная деятельность детей:

- интегрированные физкультурные НОД;

- прогулки;

- подвижные игры с художественным словом;

- утренняя и бодрящая гимнастики;

- спортивные досуги, праздники;

- спортивные игры, эстафеты, соревнования.

Творческая деятельность детей:

- придумывание сказок и стихов о физкультурном оборудовании;

- создание творческих альбомов о физкультуре, иллюстрированных детьми, родителями, педагогами.

Работа с родителями. Беседы, консультации

- Развитие речи детей средством физкультурно-оздоровительной работы;

- Развитие речи детей через подвижные игры;

- Подвижные игры с художественным словом;

Заключительный этап (март)

Анализ результатов проекта.

Итоговое  мероприятие: Презентация (открытое занятие) для педагогов ДОУ и родителей воспитанников «Речевое развитие детей средствами физической культуры»

Литература

  1. Асташина М.П. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-

      7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 110 стр.

  1. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду»

     пособие.- М., Центр педагогического образования, 2008. -112 стр.

  1. Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные

     физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет:

     Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 - 224 с.

  1. Федорова С.Ю. «Планы физкультурных занятий с детьми» ФГОС ДО
  2. Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду» ФГОС ДО
  3.  Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
  4. https://vk.com/wall434821542_7962 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Здоровячок-речевичок». Использование здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развит...

Проект «Здоровячок-речевичок»

по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста ...

Долгосрочный логопедический проект "Здоровячок-речевичок"

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенде...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...

Проект «Здоровячок-речевичок»

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного...

Проект " Здоровячок-речевичок"

Совместный проект учителя-логопеда и инструктора по физ.воспитанию...