Методическая разработка Дыхательная гимнастика
материал по физкультуре
Методическая разработка Дыхательная гимнастика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №71 «Радость»
Методическая разработка:
«Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология»
Разработала инструктор по физической культуре:
Чижова А.И.
Цель: Познакомить родителей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики.
Задачи:
- использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики дома с детьми;
- показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств профилактики заболеваний.
Я предлагаю вам ознакомиться и самим научиться дыхательным упражнениям, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, умения и навыки дома. Но для начала я хочу погрузить вас в теоретическую часть темы.
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время отмечается увеличение детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, снижением сопротивляемости организма.
Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.
Сейчас существует много здоровьесберегающих технологий. Наряду с общепринятыми мероприятиями (утренняя зарядка, физическая деятельность, прогулки, закаливание после дневного сна) эффективной профилактикой снижения заболеваемости детей, является дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача научиться и научить детей правильно дышать. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие.
Я хочу представить вашему вниманию комплекс специальных дыхательных упражнений, используемый мной в работе с детьми дошкольного возраста.
Дыхательное упражнение «Поезд»
Ход игры: Поезд подаёт сигнал. Вдох - Тянут «ту-у-у-у» - выдох
Он стоять уже устал. Вдох - Произносят «чух-чух-чух» - выдох
Набирает поезд ход. Произносят на выдохе с ускорением «пш-пш-пш» - выдох
Быстро едет он вперёд.
Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут.
А круглые колёсики Вдох - Тук-тук, тук-тук, тук-тук. - выдох
Дыхательное упражнение «Что мы чувствуем в лесу»
Ход игры:
- Вдохните воздух. Чем может пахнуть в лесу?
Ответы: Снегом, холодом, елками, свежестью, деревьями.
- Что можно увидеть в лесу?
Ответы: Везде снег и на земле и на деревьях.
Дыхательное упражнение «Ветерок»
Оборудование: панно с прикрепленными снежинками.
Ход игры: (вдох носом, выдох через рот, шумный с вытянутыми в трубочку губами)
Снежинок много я собрала,
Ветерочком легким стала.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
Дыхательное упражнение «Кто здесь спрятался?»
Оборудование: На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги.
Ход игры: Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку.
А на зимнюю полянку
Зайки прискакали,
Высоко-высоко
Зайки прыгать стали
(одевает на руку перчатку-зайку)
Дыхательное упражнение «Теплое – холодное дыхание»
Оборудование: игрушка-заяц.
Ход игры:
- Жарко заиньке в теплой шубке, давайте, ребятки, подуем на зайку?
Носиком вдыхаем,
Громко выдыхаем. (холодное дыхание)
Зайка: Что-то холодно мне, погрейте меня.
- Носиком вдыхаем,
Тихо выдыхаем. (теплое дыхание)
Зайка: Вот спасибо, ребятки!
Дыхательное упражнение «Воздушный футбол»
Оборудование: футбольное поле, мяч, трубочки для коктейля для каждого игрока
Ход игры: в начале игры мяч находится в центре поля. По команде игроки начинают на него дуть с помощью трубочек для коктейля. Задача каждого игрока - загнать мяч в ворота противника. После «гола» мяч снова возвращается в центр поля. В игру играют вдвоем или вчетвером, (разбившись на 2 команды) определенное время или до нужного количества голов, о котором игроки договариваются заранее.
Дыхательное упражнение «Вьюга»
Оборудование: бутылка с пенопластом внутри, трубочки для коктейля.
Ход игры: Делаем глубокий вдох через нос, дуем в трубочку, создавая тем самым бурю в бутылке.
- Посмотрите, вьюга успокоилась и на нашем пути чей-то домик.
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
А в берлоге спит медведь.
Хотите, дети, посмотреть?
Дыхательное упражнение «Берлога»
Оборудование: предметная картинка, вата.
Ход игры: Дети раздувают «снег» из пенопласта (ваты) и получают представление о зимовке медведя.
Дыхательное упражнение «Мишка»
Мишка очень шишки любит,
Угощу его я скорей.
Благодарен мне он будет,
Сразу станет подобрей.
Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
Оборудование:
Ход игры: Нужно дунуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить его.
- Посмотрите, впереди большая горка. А вот и лисята-шалунишки весело катаются на горке.
Лисята на горку сели,
Прокатиться захотели.
Сейчас им я помогу
С ветерочком прокачу.
Дыхательное упражнение «Горка»
Оборудование: горка, игрушки
Ход игры: Задача ребенка – сдуть киндер-игрушку с горки.
- Долго с вами мы гуляли, пора и возвращаться. Посмотрите, а наши рукавички все в снегу.
Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку»
Оборудование: варежки с привязанными к ним снежинками
Ход игры: ребенок носом вдыхает воздух, складывает губы трубочкой и пытается сдуть снежинку с варежки. Игра может носить соревновательный характер, у кого быстрее получится сдуть снежинку.
Дыхательное упражнение «Горячий чай»
Оборудование: кружки с «горячим «чаем
Ход игры: взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует. Если все выполняется верно, то «пар» отклоняется от чашки.
Заключение.
Я познакомила вас с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи. Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.
И в заключении я хочу вас информировать о том, что, дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Памятка по проведению дыхательной гимнастики
1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.
2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.
3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен.
4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:
- учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох.
- затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.
5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.
6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются).
7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения.
9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.
10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.
11. Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки "Дыхательная гимнастика"
Представлены несколько авторских разработок....
Методическая разработка "Дыхательная гимнастика"
Цель: Предназначено для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию сложных звуков русского языка. Каждое упражнение дыхательной гимнастики снабжено картинками и описано четверостишиям...
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....
Методическая разработка "Дыхательная гимнастика "Шумный ёжик"
Правильное дыхание – это один из главных принципов крепкого здоровья в восточной медицине. Методы дыхания осваивались людьми еще в Древней Индии, Китае и Тибете. Сегодня подобная практика пользу...
Методическая разработка "Дыхательная гимнастика"
: Предназначено для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию сложных звуков русского языка. Каждое упражнение дыхательной гимнастики снабжено картинками и описано четверостишиями. В...
Методическая разработка "Дыхательная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка "Дыхательная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста"...
Методическая разработка " Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в детском саду"
Методическая разработка для музыкальных руководителей...