«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста через подвижные игры»
статья по физкультуре
«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста
через подвижные игры»
Подготовила
Воспитатель Ширяева В.А.
«Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни»
П. Лесгафт
Цели подвижных игр: укрепляют здоровье и повышают работоспособность обучающихся, как в урочное, так и внеурочное время.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
1. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
2. Способствовать сохранению положительного эмоционального состояния у детей.
3. Удовлетворять потребность детей в движении.
Образовательные задачи:
1.Формировать и совершенствовать жизненно-необходимые двигательные умения и навыки ходьба, бег, лазание, метание и т.д.)
2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
3. Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
2. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 51.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста
через подвижные игры»
Подготовила
Воспитатель Ширяева В.А.
«Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни»
П. Лесгафт
Цели подвижных игр: укрепляют здоровье и повышают работоспособность обучающихся, как в урочное, так и внеурочное время.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
1. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
2. Способствовать сохранению положительного эмоционального состояния у детей.
3. Удовлетворять потребность детей в движении.
Образовательные задачи:
1.Формировать и совершенствовать жизненно-необходимые двигательные умения и навыки ходьба, бег, лазание, метание и т.д.)
2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
3. Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
2. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Актуальность подвижных игр заключается в том, что они является самым благодатным для развития физических качеств человека. Играя в подвижные игры дети овладевают разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием без которых нельзя активно заниматься спортом.
Проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования. Одним из основных путей всестороннего воспитания двигательных качеств в нашем детском саду является применение специальных упражнений и подвижных игр, с помощью которых мы не только успешно обучаем детей различным двигательным навыкам, но и целенаправленно влияем на воспитание всех двигательных качеств. Поэтому уже с младшего дошкольного возраста мы уделяем большое внимание подвижным играм и специальным упражнениям. Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнени
Младший возраст.
Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Поощрять самостоятельные игры с автомобилями, мячами, шарами. Развивать навыки лазания, ползания. Вводить различные игры со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
С бегом «Мыши и кот»
С прыжками «Воробышки и кот», «Кролики»
С лазанием « Наседка и цыплята»
С бросанием и ловлей « Кто бросит дальше»
На ориентировку в пространстве « Найди свой домик»
Средний возраст
Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д. Развивать психофизические качества, пространственную ориентировку, воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к концу года к выполнению правил без напоминания воспитателя. Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений)
С бегом « Самолеты в ангар»
С прыжками «Прыгай выше»
С ползанием «Пролезай и убегай»
С мячом « Мяч через сетку», «Подбрось – найди»
На ориентировку в пространстве , на внимание «Найди где спрятано»
Народные игры « У медведя во бору»
Старший возраст
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх эстафетах, учить спортивным играм и упражнениям « Хитрая лиса»
С бегом «Ловишки», «Мышеловка»
С прыжками «Классы»
С лазанием «Пчелы и медведи»
С метанием «Охотники и зайцы»
С элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто выше»
Народные « Горелки»
Подготовительная группа
Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры, в том числе и игры с элементами соревнования, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками. Справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей;
Придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявлять творческие способности, развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей).
С бегом «Горелки», «Жмурки», «Сельдь в бочке»
С прыжками «Лягушки и цапля»
С метанием и ловлей «Кого назвали, тот ловит мяч»
С ползанием и лазанием «Перелет птиц», «Веселые обезьянки»
Эстафеты : «С обручами»
С элементами соревнований «Одевайся – раздевайся», «Игрушки» А. Барто.
Народные « Горелки», «Ручеек», «Калачи».
Значение подвижных игр на двигательную активность.
Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.На физическое и психическое состояние влияет не только занятия спортом, но и подвижные игры. Они развивают ловкость, быстроту, силу, выносливость, меткость, гибкость и др. физические качества
Быстрота
- это способность перемещать тело и его звенья в пространстве за минимально короткое время.
Игры на развитие быстроты:
«Ловушки»
« Догонялки»
«У медведя во бору»
«Лохматый пес»
«Займи кочку»
«Быстро возьми»
«Пустое место»
Выносливость
– это способность противостоять утомлению в процессе какой – либо деятельности, длительно выполнять мышечную работу без снижения ее мощности.
Игры:
«Лягушка»
«Вышибалы»
«Кошки-мышки»
«Бездомный заяц»
Ловкость
- это способность правильно, быстро овладевать новыми движениями и рационально перестраивать двигательную деятельность в соответствии с обстановкой.
Игры:
«Мяч по кругу»
«1,2,3 круг собери»
«Перепрыгни и присядь»
«Картошка»
Гибкость
- это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев или способность выполнять движения с максимально большой амплитудой.
Игры:
«Лиса в курятнике»
«Ручеек»«Делай так»«Море волнуется»
Сила
- это способность человека воздействовать на внешние силы или противодействовать им с помощью мышечных напряжений.
Игры:
«Удочка»
«Летящий мяч»
«Цепи кованные»
«Волк во рву»
«Классы»
Подвижные игры, влияющие на укрепление физических качеств.
Игра «Космонавты»
«Змея»
«Жучки»
«Вышибало»
«Удочка»
«Снайпер»
«Совушка»
«Лягушка»
«Волк во рву» и многие другие.
Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.
Игры и развлечения детей на открытом воздухе в действительности способствуют более правильному и быстрому росту формирующегося детского организма. Всем известен тот факт, что под влиянием правильно производимых движений мускулы увеличиваются и растут. Если упражнения производятся часто, то мышцы постепенно увеличиваются в объеме, вся мускулатура гармонически развивается и крепнет, и в этом - огромное преимущество игр перед гимнастикой, которая развивает мускулатуру односторонне, тогда как подвижные игры, заставляя тело принимать самые разнообразные положения, тем самым способствуют полному, всестороннему развитию всех мышц организма, подчиняющихся произвольным сокращениям.
На детский организм благотворное действие подвижных игр сказывается еще и в другом направлении, а именно: развивая мускулы, игры, как это установлено опытами ученых, в то же время способствую усиленному и правильному росту костей. В том случае, когда подвижные игры происходят на открытом воздухе, их благотворная роль значительно усиливается. Воздух в саду, на лугу или даже на просторном дворе богаче кислородом, чем в комнате. Процесс дыхания в виду этого там становится интенсивнее, дыхательные движения во время подвижных игр делаются чаще и глубже, количество вдыхаемого кислорода значительно увеличивается, а благодаря этому повышается количество крови и улучшается ее качество.
Игры являются, таким образом, могучим подспорьем в деле гармонического и рационально развития детского организма.
Мастер класс: «Давай поиграем»
Подвижная игра «Удочка» Средняя группа
Цель: Умение прыгать, вверх отталкиваясь двумя ногами
Инвентарь: маска кота, шнур или скакалка.
Место: спортивный (музыкальный) зал, площадка.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
Выбирается водящий, кот стоит в центре круга со скакалкой или шнуром в руке. Он начинает раскручивать скакалку по кругу, все играющие стоящие по кругу стараются перепрыгнуть через скакалку не касаясь ее. Ошибившийся становится водящим.
|
Шнур раскрутить, не поднимая его вверх. Кого задели тот выходит из игры. |
Тоже, но условие: ошибившийся выбывает из игры.
Дети
Кот
шнур |
Подвижная игра «Найди себе пару» Средняя группа
Цель: Умение ориентироваться в пространстве, по звуковым сигналам.
Инвентарь: флажки по количеству детей, бубен.
Место: спортивный (музыкальный) зал, площадка.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
Воспитатель раздает играющим по одному флажку, какого- либо из основных цветов. По сигналу- удару в бубен, хлопку - дети разбегаются по площадке, помахивают над головой флажками. По следующему-сигналу - нескольким ударам в бубен, хлопкам, словам «Найди себе пару» - дети, имеющие флажки одного цвета, находят себе пару. Каждая пара произвольно делает какую-либо фигуру. | К оставшемуся без пары, все играющие обращаются со словами: | В игре может участвовать нечетное количество играющих; тогда в нее включается воспитатель. У педагога должны быть флажки всех цветов; при повторении игры он меняет их у нескольких детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр"
Ребенок — существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего ...
Презентация «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр».
Слайд 1Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». А одно из составляющих здо...
Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры»
Материал поможет выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию двигательной активности, через подв...
Статья "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижной игры"
Данная статья познакомит с целью, задачами по данной теме. Подскажет,что необходимо при разработке вариантов подвижных игр....
Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр"
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. потребность в двигательной активности является врожденной. Е.П. Ильин отмечает, что в каждом ребенке заложена неуемная по...