Самообразование: "Подвижные игры как средство повышения двигательного творчества детей"
консультация по физкультуре

Демьяненко Оксана Анатольевна

В этой работе рассказывается о том, как можно развивать и повышать двигательное творчество детей посредством подвижных игр. Предлагается несколько подвижных  игр, которые можно использовать в работе педагогам и специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

Подвижные игры как средство повышения двигательного творчества детей

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В игре ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения.

Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи, поэтому свободу действий дошкольник реализует в этих играх. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Поэтому мною и была выбрана эта тема для самообразования. Подвижные игры помогают детям дошкольного возраста свободнее и проще выражать свои эмоции и чувства. Не бояться совершить ошибку.

Для каждой возрастной категории характерны свои особенности. Давайте их рассмотрим.

Начальным этапом формирования творческой деятельности является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают жизнь взрослых или окружающий животный мир. Воспитательное значение подражания отмечала Н.К.Крупская: «Подражательность ребенка есть не что иное, как особая форма творчества — перевоплощение чужих мыслей и чувств. Это период, когда у ребенка очень сильно начинают развиваться общественные инстинкты, и человеческая жизнь, и человеческие отношения делаются центром внимания».

На пятом году жизни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры. В игровой деятельности ребята стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в своем воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.

Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра дает ребенку возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а также развивает его способности и творческую деятельность.

В каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитие творческой деятельности спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень.

Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений. Использование разнообразных комбинаций движений в подвижных играх не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач. Чем больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при обучении физическим упражнениям, тем более необычные, интересные упражнения, движения придумывают ребята в таких играх.

Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского творчества является умение ребенка самостоятельно организовывать подвижные игры. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни. Любая хорошая подвижная игра, даже самая простая по своему содержанию и правилам, даёт пищу детской фантазии, будит мысль. Придумывание новых игр дается не всем ребятам. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического процесса, не всегда достаточно активно побуждающего детей к творчеству.

По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество ребенка в игре, мы воспитываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.

Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески. Удовлетворяя потребность в движении, развивая творчество в процессе двигательной деятельности, мы формируем физическую культуру.

Таким образом, в педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшие средства всестороннего развития ребёнка. Они – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и ценные морально-волевые качества изучаются и основываются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этические ценности в обществе.

 Подвижная игра развивает фантазию, воображение, самостоятельность, творчество, инициативу, активность, формирует духовное богатство человека. В процессе игры происходит не только упражнение в имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребёнка.

В течение года детям предлагались различные подвижные игры. Были те, которые дети уже знают и любят. Были  и новые игры. В дальнейшей своей работе буду использовать и те игры, которые предложены ниже.

Подвижные игры

«Волшебник»

Играющие выбирают волшебника. Он встаёт в стороне и ждёт, когда участники договорятся, что будут делать. Например, собирать ягоды, купаться в реке и т.п. Договорившись дети подходят к волшебнику и говорят: «Добрый день, Волшебник!» Волшебник отвечает: «Добрый день, милые детки! Где вы были?» Дети отвечают: «В лесу» - начинают показывать движения, о которых договорились. Волшебник отгадывает действия.

«Что делаешь?»

Дети выбирают «хозяйку дома» и, встав в круг, чертят вокруг себя маленькие кружочки – домики. «Хозяйка» обходит играющих и каждому поручает работу. Например, рубить дрова, косить сено, стирать бельё, печь пироги и т. п. Дети имитируют эти движения «хозяйка» становится в центр круга и говорит: «А сейчас будем все вместе забивать гвозди!» Дети выполняют задания «хозяйки». Неожиданно она показывает рукой на кого – либо из детей и спрашивает: «Что делаешь?». Ребёнок должен назвать и показать работу, которую ему поручили выполнять в начале игры. После этого «хозяйка» даёт новые задания. Игровое действие повторяется.

«Фигуры»

Игроки выбирают водящего и разбегаются по залу. По сигналу останавливаются, изображая застывшие фигуры спортсмена, работающего человека, животного, птицы и др. Водящий ходит среди фигур и выбирает наиболее удачную. Отмечаются дети, принявшие самые трудные позы.

«Упрямые обезьянки»

Воспитатель показывает отдельные движения или жесты, а дети изображают непослушных обезьянок и выполняют движения противоположного характера. Например, воспитатель поднимает правую руку – дети левую и т.п.

«Выставка картин»

Воспитатель выбирает трёх «посетителей» выставки, остальные дети – «картинки». По сигналу «Подготовить выставку!» дети начинают советоваться, какие картинки будут изображать (лыжника, конькобежца, пловца, конника, вратаря и т.п.) Картину можно изображать вдвоём или группой: елочка – под ней зайчик, сказка «Репка» и т.п. Через несколько секунд воспитатель объявляет: «Открыть выставку!» Дети принимают задуманные позы. «Посетители» осматривают «выставку», угадывают, что изображено на «картинках» и отмечают наиболее удачные. По сигналу «Выставка закрыта» дети принимают свободные позы.

«Ровным кругом»

Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. Двигаясь влево (вправо) по кругу, дети проговаривают:

Ровным кругом, друг за другом.

Эй, ребята не зевать!

Все, что (имя) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Ведущий показывает какое – либо движение, дети должны в точности повторить его. После назначается новый водящий и игра повторяется.

«Три движения»

Инструктор показывает три движения и просит детей запомнить их. Дети повторяют движения в той же последовательности. Затем начинается игра: инструктор показывает одно движение, а называет номер другого. Дети должны выполнить движение, которое назвал, а не показал инструктор.

«Воздух, вода, земля, ветер»

Дети образуют круг с водящим в центре. Подойдя к кому – либо из детей, водящий говорит «воздух», «вода», «земля» или «ветер» и считает до пяти. За это время в зависимости от слова, которое ему задано, ребёнок должен придумать и показать птицу, рыбу, зверя или кружиться на месте (ветер).

Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

«Повтори – ка»

Один из играющих показывает движение какого – либо зверя, например, зайчика. Каждый следующий игрок, выполнив движение, показанное ранее животного, прибавляет от себя ещё одно, новое. Побеждает тот, кто лучше запомнит движения и не повториться, добавляя новое.

«Тень»

Дети стоят парами – один впереди, другой на шаг сзади. Первый ребёнок выполняет разные движения, другой копирует его.

«Путаница»

Дети делятся на две группы. Одни – надевают маски (зайчик, кошка, лиса, петух и т.д.) и заранее договариваются, кого они будут изображать. Например, кошка изображает зайчика, лиса – петуха и т.д. Другие дети внимательно наблюдают и говорят, кто из детей ошибается.

«Карлики и великаны»

Игроки строятся в одну шеренгу (или в круг). По команде «великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, по команде «карлики» приседают, кладут руки на пол. Тот, кто ошибся, делает шаг вперёд. После 6-8 команд, подводятся итоги.

Усложнение: инструктор подаёт команду «карлики», а сам поднимается на носки; по команде «великаны» - приседает. Дети должны выполнять то, что слышат, а не то, что видят.

«У кого длинный хвост»

Дети образуют круг. Инструктор называет разных животных. Если у животного длинный хвост (лошадь, осёл, белка, тигр) дети должны поднять правую руку и помахать ею, если хвоста нет (лягушка, горилла) или он короткий (заяц, овца, медведь, свинья), остаться неподвижными. Инструктор поднимает руку во всех случаях. За ошибку начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

«Овощи и фрукты»

Вариант 1. Дети строятся в шеренгу по одному. Инструктор называет различные овощи и фрукты. Если назван овощ, дети должны быстро присесть, если фрукт – поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делает шаг вперёд. Побеждает игрок, сделавший меньше ошибок.

Вариант 2. Дети делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2-3м. Если назван фрукт – руки поднимают игроки, стоящие от инструктора справа, если овощ – игроки слева. За каждую ошибку, допущенную игроком, команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

«Запрещённое движение»

Перед игрой участники договариваются об одном или двух движениях, которые нельзя выполнять. Хотя инструктор может их показывать (например, руки на пояс, упор – присев и т.п.). Инструктор демонстрирует детям ряд простых общеразвивающих упражнений, дети повторяют движения. Сделавший запрещенное движение выбывает из игры.

«Опасная зона»

Перед игрой участники договариваются о положении, которое будет сигналом об «опасной зоне» (например, руки в стороны). Инструктор проводит комплекс упражнений в разомкнутом строю в колонне по четыре или по три. Каждая колонна – отдельная команда. Если при показе упражнения инструктор дал сигнал об «опасной зоне», игроки принимают положение упор – присева или другое заранее оговоренное движение. Команда, сделавшая это первой, получает одно очко. После проведения комплекса упражнений объявляют команду победительницу.

«Обманные движения»

Дети должны реагировать только на словесные команды, не обращая внимание на отвлекающие действия инструктора. Например, произнося команду «Руки вперёд», инструктор поднимает руки вверх. Дети должны выполнять задание «руки вперёд».

В следующем учебном году я продолжу работу по этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра-как средство повышения двигательной активности детей"

Мастер-класс на районном методическом объединении.“Игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя...

Авторские подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей – дошкольников

Однажды портниха французской королевы Роза Бертен, переделывая старое платье королевы, сказала  «Все новое – это хорошо забытое старое». Мои игры основаны на наших старых, добрых играх, которые м...

Из опыта работы: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности детей»

Из опыта работы: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности детей»                              ...

Подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей с ОВЗ.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические воз...

Консультация для родителей и воспитателей «Игра, как средство повышения двигательной активности детей в самостоятельной деятельности»

Чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. Поэтому одной из актуальных является проблема организации двигательной активности в те...

Мастер-класс с воспитателями: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс с воспитателями:«Спортивные подвижные игрыкак средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» Притча:Давным-давно, на горе Олимп жили–были бо...

Игра как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста при обучении плаванию

Для обеспечения нормального физического развития ребенка необходима двигательная активность с первых дней его жизни. Специфика детского возраста создает неограниченные условия для закладки возможно бо...