Программа Плавай И Будешь здоров
рабочая программа по физкультуре

Дячук Ирина Анатольевна

Цель программы – создание условий для повышения эффективности и укрепления детского организма, гармоничного психофизического развития с помощью образовательной деятельности по плаванию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_plavay_i_budesh_zdorov.docx42.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНРОВАННОГО ВИДА "РЯБИНУШКА"

ПРИНЯТА                                                                                                   УТВЕРЖДЕНА                                                                                                                                                                                                                                    На заседании Педагогического совета                                заведующий МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»                                                                                           Н.А. Паймухина

Протокол №1                                                                                                                      Приказ №___ -О

От ___________ 20____                                                          От ___________________ 20___

 Программа

игровой деятельности по плаванию

«Плавай! И будешь здоров!»

для детей 4 – 7 лет

Инструктор по физической культуре

Дячук И.А.

г. Покачи

Содержание  Программы

Наименование разделов

Стр.

I.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

3

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.4.

Возрастные характеристики особенностей развития детей

4-6

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы

6

1.6.

Система мониторинга

6

II.

Содержательный раздел

2.1.

Описание образовательной деятельности (перспективное планирование, комплексно-тематическое планирование, учебный план, расписание)

7-8

2.2.

Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

8

2.3.

 Описание особенностей взаимодействия с семьями воспитанников

9

2.4.

Описание особенностей взаимодействия с педагогическим коллективом

9

III.

Организационный раздел

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

9-10

3.2.

Методическое обеспечение Программы

10

3.3.

Особенности организации мероприятий

10

3.4.

Особенности организации предметно – развивающей среды

10-11

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка.

Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МАДОУ ДСКВ "Рябинушка" является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них – это занятия плаванием.

Плавание способствует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, служит одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка. Поиск эффективных путей реализации данного направления с учётом современных требований привёл к организации непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию два раза в неделю в виде занятий плаванием.

Программа не ставит основной целью научить детей профессиональным приемам  плавания. Она направлена на повышение эффективности оздоровления и укрепления детского организма при проведении физкультурного занятия на воде с помощью игры.

  1. Цели и задачи реализации Программы.

        Цель программы – создание условий для повышения эффективности и укрепления детского организма, гармоничного психофизического развития с помощью образовательной деятельности по плаванию.

        Задачи:

Оздоровительные:

  • Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
  •  Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
  •  Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.

Образовательные:

  •  Формировать теоретические и практические основы освоения водного   пространства;
  •  Учить плавательным навыкам и умениям.

Развивающие:

  •  Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
  •  Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.

Воспитательные:

  •  Воспитывать нравственно- волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;
  •  Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде.

  1. Принципы и подходы Программы

  • систематичности -  занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические;
  • доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей к занятиям плавания,
  • наглядности – создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
  •  комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
  • личностной ориентации – учёт разноуровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
  • сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.

  1. Возрастные характеристики особенностей развития детей

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Средний дошкольный возраст – возраст активного приобщения детей к воде. Дети 4-5 лет быстрее и менее болезненно адаптируются к новым условиям.

На первом этапе в игровую деятельность в воде включаются игры с игрушками, все виды ходьбы, бега, прыжков.

Дети учатся, не боясь входить в воду и выходить из нее самостоятельно.

Приучаются к простейшим передвижениям в воде, к погружению лица в воду.

У детей формируется правильная осанка.

Развиваются и совершенствуются двигательные умения и навыки детей, психофизические качества: быстроту, выносливость, ловкость и др.

Учатся построениям, соблюдению дистанции во время передвижения, выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.

Во всех формах организации двигательной деятельности  детей развиваются организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Подвижные игры.

Продолжаем развивать активность детей в играх с мячами, обручами, нудлами,  резиновыми, плавающими и тонущими игрушками и т.д.

Развиваем быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.

Воспитываем самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.

Приучаем к выполнению действий по сигналу.

Гигиенические навыки: дети учатся самостоятельно раздеваться, одеваться, вытираться, принимать душ, сушить волосы.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

К старшей группе дети уже достаточно осваиваются в воде. Двигательные навыки, приобретённые в средней группе, закрепляются уже на большей глубине. Упражнения в воде и игры выполняются без поддержки взрослого.

Продолжаем формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.

Учим доставать предметы со дна, бегать наперегонки, ориентироваться в пространстве.

Учим элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам.

Дети учатся погружаться в воду и открывать под водой глаза, выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой, выполнять серии выдохов в воду, упражнения на задержку дыхания.

Учим продвигаться с плавательной доской на груди, работая ногами.

Совершенствуем двигательные умения и навыки детей.

Уделяем большое значение организованности и дисциплинированности детей.

Развиваем быстроту, силу, выносливость, гибкость.

Закрепляем умение  ходить и бегать в воде, энергично отталкиваясь от дна.

Поддерживаем интерес детей к различным видам спорта, сообщаем им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Подвижные игры.

Учим новым усложненным играм и упражнениям.

Продолжаем учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

Воспитываем у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Гигиенические навыки: дети умеют самостоятельно раздеваться, одеваться, вытираться, принимать душ, сушить волосы.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Дети 6-7 лет  должны преодолеть водобоязнь, получить элементарные азы плавания. Главное, необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни.

В играх и упражнениях продолжаем воспитывать самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность.

Дети уверенно погружаются в воду, открывают глаза в воде, достают предметы со дна, проплывают через обруч под водой с открытыми глазами, задерживают дыхание.

Дети умеют лежать на животе и на спине на воде, умеют выполнять упражнения «Звездочка», «Поплавок», «Акула», «Краб» и т.д.

Продолжаем формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Воспитываем умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Совершенствуем технику основных движений, добиваемся естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Продолжаем развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

Продолжаем учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

Закрепляем навыки выполнения спортивных упражнений.

Поддерживаем интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта, здоровому образу жизни.

Подвижные игры.

Учим детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.

Учим придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.

Гигиенические навыки: дети умеют самостоятельно раздеваться, одеваться, вытираться, принимать душ, сушить волосы, аккуратно складывать свои вещи.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

  • Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;
  • Расширение адаптивных возможностей детского организма;
  •  Повышение показателей физического развития детей;
  •  Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;
  • Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.
  • Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде,     проявления чувства радости и удовольствия от движения;
  • Формирование нравственно-волевых качеств.

  1. Система мониторинга

К определению физической подготовленности дошкольников в воде и на суше предъявляются особые требования  - это учет особенностей развития каждого ребенка, а так же его сил и возможностей. Важно так же состояние здоровья детей, степень подверженности простудным заболеваниям, индивидуальные реакции на физические нагрузки и изменение температурных условий. Следует учитывать, что успешное выполнение заданий в воде требует от детей высокой концентрации духовных сил и приложение волевых усилий. Из этого следует сделать вывод, что количественные показатели не могут в полной мере  отразить степень сформированности двигательных навыков и овладение элементами техники способов плавания.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится инструктором по плаванию в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. Инструментом для педагогической диагностики являются карты наблюдений физического развития детей, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе проведения игровой деятельности в воде.

Средняя группа

ФИ

Преодоление

водобоязни

Самостоятельный

вход и выход

в воду.

Свободное

передвижение

в  чаше

бассейна.

Погружение в воду с головой

Старшая группа.

ФИ

Погружение

в воду

с головой

Выдохи

в воду

Задержка

дыхания

под

водой с

последующим

выдохом в воде.

Упр. «Кит»

Скольжение на

груди с

плавательной

доской

(руки прямые,

работа ног

под водой)

Доставание игрушек со дна бассейна.

Подготовительная группа.

ФИ

Доставание игрушек со дна

Плавание через обруч под водой «Кто дальше?»

Фигура

«Морская звезда» на груди

Фигура «Морская звезда» на спине

Фигура

«Поплавок»

Фигура

«Краб»

Другие фигуры:

«Акула»,

«Рыбка»,

«Морской конек»

  1. Содержательный раздел
  1. Описание образовательной деятельности

        Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, под час представляющие определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Для того чтобы быстрей преодолеть все страхи у детей, в занятия добавляются различные игры и игровые моменты.

Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны друг с другом, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: занятия первой и третьей недели – обучающие, второй и четвёртой недели – закрепляющие. При повторении упражнений, использовать задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.

Так как игре принадлежит большая роль в формировании личности ребенка, все занятия проводятся в игровой форме. В играх дети отражают свое представление об изображаемых событиях. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности. Играя, дети обогащаются новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют кругозор, развивают наблюдательность, сообразительность, умение сопоставлять и обобщать увиденное.

Игры на воде используются для развития физических качеств и двигательных навыков, разучивания или совершенствования элементов техники, переключения с основного вида физических нагрузок на другой. Организуя игры, обязательно учитывается возраст и подготовка детей.

Игры в воде должны быть подвижными. Они делятся на:

  • игры для ознакомления с водой;
  • игры для разучивания двигательных навыков;
  • игры для изучения и совершенствования некоторых отдельных элементов плавания;
  • игры на развитие дыхания.

Задачи подвижных игр применяемых на занятиях по плаванию:

  • способствовать правильному физическому развитию детей;
  • содействовать овладению элементарными двигательными навыками, умениями и их совершенствованию;
  • воспитывать у детей волевые и физические качества;
  • воспитывать культуру поведения;
  • научить соблюдать культурно-гигиенические правила при посещении бассейна.

Игры для занятий по плаванию подобраны таким образом, что они понятны, доступны и интересны детям дошкольного возраста. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира. В игре должны активно принимать участие все занимающиеся.

        При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно – гигиенические требования и правила безопасности на воде. Водные процедуры прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.

Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде:

  • игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям;
  • в игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей;
  • в игре должны активно участвовать все занимающиеся;
  • игра должны служить средством эмоционально воздействия;
  • в игре можно совершенствовать ранее изученные упражнения и элементы;
  • в каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку;
  • дети должны заранее быть ознакомлены с условиями проведения игры: правила, инвентарь;
  • при проведении игры инструктор обеспечивает постоянный контроль за соблюдением правил поведения детей в плавательном бассейне.

Перспективное планирование.

Приложение 1.

Комплексно – тематическое планирование

Приложение 2.

  1. Описание форм, способов, методов и средств

реализации Программы

        Методы обучения – это наиболее рациональные приемы, посредством которых инструктор воспитывает у занимающихся необходимые умения и навыки, и передает им свои знания.Известны три основные группы методов обучения – это словесные (беседа, рассказ, беседы, объяснения), наглядные (показ изучаемого материала) и практические. Помимо перечисленных методов, на занятиях по плаванию широко применяются звуковые, зрительные и комбинированные сигналы (голосом, свистком и жестами), дыхательная гимнастика, элементы аквааэробики.

  1. Описание особенностей взаимодействия

с семьями воспитанников.

Опыт работы инструктора по физической культуре, анализ педагогической литературы показали, что один из наиболее действенных методов оздоровления – водное закаливание. Благотворное влияние плавания на организм ребенка заключается в укреплении различных функциональных систем организма. Плавание помогает адаптироваться к изменениям окружающей среды, повышает общее эмоциональное состояние. Оздоровление детей плаванием возможно лишь при тесном сотрудничестве педагогов детского сада и семей воспитанников. Равноправные партнерские отношения инструктора по физкультуре, родителей и детей приводят к положительным результатам. К концу подготовительной к школе группы дети умеют держаться на воде, овладевают простейшими способами плаванья, у них формируется стойкий интерес продолжать заниматься этим видом спорта и применять накопленный опыт в других, мало знакомых ситуациях. В работу по оздоровлению воспитанников родителей вовлекают постепенно, поэтапно, консультируя их по возникающим вопросам и трудностям при проведении игровой деятельности в воде. Через анкетирование родителей и беседы с ними выявляется уровень осведомленности взрослых в вопросах оздоровления детей, отношение родителей к обучению плаванию в детском саду. Традиционные формы взаимодействия инструктора по плаванию с родителями (родительские собрания, конференции, открытые занятия, праздники) активно используются в нашем ДОУ.

  1. Описание особенностей взаимодействия с педагогическим коллективом

            Одной из задач, реализуемой педагогическим  коллективом  нашего детского сада является  оптимизация работы  по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового образа жизни.

Для того чтобы педагогический процесс проходил плодотворно, инструктор по физической культуре должен работать в тесном сотрудничестве со всем  педагогическим коллективом.  Для этого он посещает родительские собрания, проводит индивидуальные консультации для родителей и воспитателей, показывает презентации, проводит совместные мероприятия (досуги, праздники и развлечения), выступает на педагогических советах, проводит анкетирование, организует совместные выставки детских рисунков, освещает свой опыт в папках передвижках, на сайте дошкольного учреждения и на собственном сайте.

  1. Организационный раздел
  1. Материально-техническое обеспечение Программы

При бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности занятий и страховки детей во время занятий:

  • Нарукавники.
  • Надувные круги.
  • Надувные жилеты.
  • Доски для плавания.

Имеются пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий:

  • Резиновые и пластмассовые игрушки;
  • Мячи разного размера;
  • Мелкие и крупные тонущие игрушки;
  • Заводные игрушки;
  • Лейка и ведерки;
  • Цветные нудолсы и муфты;
  • Обручи.

Игрушки позволяют разнообразить занятия, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм на воде. Все пособия и игрушки периодически подвергаются санитарной обработке в установленном порядке.

  1. Методическое обеспечение Программы
  1.  «Вода дарит здоровье», В.В. Горбунов, изд. «советский спорт», 1990г., с.32
  2. Научно-практические журналы «инструктор по физкультуре».
  3. «Обучение плаванию в детском саду», Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина, изд. Москва, Просвещение, 1991, с.158
  4. «Программа обучения детей плаванию в детском саду», Е.К. Воронова, изд. Санкт- Петербург «Детство-Пресс», 2003, с.80
  5. «Плавание», учебник для институтов физической культуры, под ред. Н.Ж. Булгаковой, изд. Москва «Физкультура и спорт», 1984, с. 286
  6. «Развитие физических способностей детей», А.Д. Викулов, И.М. Бутин, изд. Ярославль «Гринго», 1996г.
  7. «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста», А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова, Изд. Санкт-Петербург  «Детство-Пресс», 2011, с.335

  1. Особенности организации мероприятий

Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 4 – 7 лет.

Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек) в первую половину дня,  продолжительностью 30 минут. Структура занятий традиционная и  состоит из вводной, основной, заключительной частей. Занятия проводятся с октября по май месяц.

Количество занятий в неделю:

-первый год обучения – 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 28 – в год.

-второй год обучения – 1 раз в неделю,  4 раза в месяц, 28 - в год.

-третий год обучения – 1 раз в неделю,  4 раза в месяц, 28 - в год.

Их количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных и карантинных дней. Обязательно ведется журнал посещаемости детей. Медицинская сестра бассейна осматривает детей и ведёт контроль за самочувствием каждого ребёнка.

  1. Особенности организации предметно-развивающей среды

Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, способствующих   эмоциональному комфорту воспитанников, укреплению их физического и психологического здоровья. Кроме того, предметная среда в плавательном бассейне и в целом по детскому саду должна способствовать всестороннему развитию детей, формированию их творческой активности и индивидуальности. Создание именно такой развивающей среды является главной в работе с детьми.

Помещение нашего  плавательного  бассейна включает в себя – просторную светлую комнату, где расположена сама чаша, раздевалку, душевую, туалетную комнату и комнату для сушки волос, оснащенную фенами – сушилками.

Технические  помещения оснащены оборудованием по самым современным технологиям. Хлором вода не обрабатывается. Постоянно поддерживается определенная температура воды 29 – 31 градус, температура воздуха  30 – 32 градуса. Присутствует приточная вентиляция. Полы везде подогреваются и застелены массажными ковриками. Имеется циркулярный душ для ног.

В ДОУ проводится совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи. Родителей знакомят с разными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ, информируют о состоянии здоровья и физическом развитии, привлекают родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Созданная в нашем плавательном бассейне предметно развивающая среда обогащает двигательный опыт детей. Помогает осуществить образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи для реализации программы «От рождения до школы» по физическому воспитанию. Мы помогаем детям развивать физические качества, формировать у них осознанную потребность заниматься спортом и здоровым образом жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления детей «Будь здоров»

Программа по здоровьесбережению  старшей группы (5-6 лет)...

Авторская программа игровой деятельности по плаванию "Плавай! И будешь здоров!" (дети 4-7 лет)

Плавание способствует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарат...

Конспект занятия в подготовительной группе «Будешь есть кашу – будешь здоров всегда»

Закрепление представлений об основных принципах гигиены питания....

АКЦИЯ «Делай зарядку, будешь здоров!» Участие родителей в проекте «Будь, всегда здоров» Средняя группа

Участие родителей в проекте «Будь, всегда здоров». Цель: Формирование здорового образа жизни в семье.Задача:  Показать. как родители способствуют укреплению здоровья детей д...

КОНКУРС Авторская программа "Плавать как ходить"

Целью программы является  – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными ...

Конспект НОД "Закаляйся, и будешь здоров!"

Конспект НОД "Закаляйся, и будешь здоров!" в средней группе....