"Казачьи шермиции"
план-конспект занятия по физкультуре

Инна Васильевна Бредихина

"Казачьи шермиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_shermitsii.docx44.88 КБ
Файл otchet_shermitsii.docx13.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

праздника для детей старшего дошкольного возраста,

 посвященного Дню Защитника Отечества,

в рамках Года атамана М.И. Платова

                                     Образовательная организация: МБДОУ д/с №19 «Красная Шапочка»                                                

Описание: Материал будет интересен музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре, воспитателям ДОУ.
Цель: приобщение дошкольников к культуре и традициям донского казачества посредством знакомства с казачьими играми и фольклором; воспитание патриотизма на основе культурно-исторических традиций донского казачества.

 Задачи:

Обучающие:

  • расширять знания детей о традициях, культуре и быте донских казаков;
  •  закреплять у детей понятие о казачьих атрибутах и предметах быта (курень, шапка, нагайка, подкова, коромысло).

Развивающие;

  • развивать физические качества, игровые навыки через вовлечение в казачьи шермиции;
  • развивать певческую технику и музыкальный слух;
  • развивать познавательный интерес к фольклору, обычаям донского казачества;

Воспитательные:

  • воспитывать у дошкольников любовь к родному краю, чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности.

Ожидаемые результаты от проведения мероприятия

 В работе с детьми:

-  в процессе досуговой деятельности дети расширят знания об истории донского края, подготовке казаков к военной службе;

- дошкольники овладеют понятиями нагайка, шашка, папаха и др.;

- сформируется интерес к донскому казачеству посредством разучивания казачьих игр, песен и танцев.

В работе с родителями:

- сформируется интерес к данной теме (получение обратной связи через сайт ДОУ).

 В работе с педагогами:

- повысится мотивация к изучению истории и культуры донского казачества и внедрению в свою работу новых форм и методов.

 Предварительная работа

с детьми:

  • проведение ООД « Доблесть  донских казаков»;
  • экскурсия в мини-музей детского сада «Казачья усадьба»;
  • онлайн-экскурсии в Раздорский этнографический музей донского казачества, этнографический музей «Тихий Дон» х. Старозолотовский, в город Новочеркасск.
  • рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультипликационных фильмов и видео фильмов «Казаки», «Казачество в низовьях Дона»;
  • слушание и разучивание казачьих песен;
  •  тематические беседы;
  • разучивание танцевальных композиций;
  • продуктивная деятельность (изготовление атрибутов к подвижным и сюжетно-ролевым играм;

с педагогами:

  • проведение консультации «Развитие музыкально-творческих способностей у детей через знакомство с казачьим фольклором»;
  • изготовление картотеки казачьих подвижных игр;
  •  разработка сценария «Казачьи шермиции»,
  •  изготовление буклетов для представителей муниципальной казачьей дружины Песчанокопского района и наградных документов для участников состязаний.

с родителями:

  • проведение анкетирования с целью изучения отношения родителей к проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством казачьего фольклора

 с социальными партнёрами:

.

  • организация предварительной встречи с представителями муниципальной казачьей дружины Песчанокопского района с целью знакомства с предстоящим мероприятием.

Действующие лица

Оформление праздника: Зал украшен в казачьем стиле. На центральной стене - изображение донского казака.

 Материалы и оборудование:  

для педагогов: портативная мини система, ноутбук, сборник аудио записей, наградные документы.

для детей: коромысло -2 шт., 4 ведра детских, лошади на палочках- 2 шт., игрушечные шашки по количеству мальчиков, 2 магнитные удочки с набором рыбок, платочки 20 штук, подкова, разметочные фишки. 

Ход праздника

Дети в казачьих костюмах перед началом праздника проходят в зал и занимают зрительские места. Звучит музыка. Выходят ведущие.

 Казачка: Здорово ночевали, казаченьки!

 Дети : Слава богу!

 Казачка: Любо!

Казачка: Вижу народ собрался тут на берегу Дона! А вот и Атаман наш. Ты зачем казачков на круг собрал? Али праздник какой?

 Атаман: Конечно, праздник. Сегодня обьявили на Дону казачьи шермиции. А посвящаются они   Дню всех защитников нашей Родины. Вот мы с казачатами и собрались на круг, поиграть да свою удаль показать!

 СТИХИ

Песня «Шли солдаты на войну» (слова и музыка И. Русских)

Казачка: Ай, любо!

Ну что ж, зараз собрался казачий народ-

Значит интересное всех ждет!

 Много плясок, много шуток, песен, игр, прибауток!

 Собралися казаки

На единый «круг»!

Все молодые, весёлые, да удалые!

Будя весело у нас -песни, да задорный пляс!

 Мы друг другу улыбнёмся,

Песню звонко заиграем - плясовую заведем!

Танец «Варенька»

Атаман: -Ох, вы всех повеселили- славной пляской удивили.

Но делу время, а потехе час

 Сядем, да погутарим зараз!

Казачка: Нынче собралися казачки со всей станицы, верно? А я представлю нам наше жюри.

Предоставляется приветственное слово для жюри.

  Атаман: Слухайте атамана!  

А сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь отгадать состязание, которое сейчас будя. Любо? Вот и первая загадка:

- Кто в бою надёжный друг и знает своё дело?

С казаками на врагов наступает смело?

Он как ветер, как огонь.

Лучший и любимый (конь).

Казачка: Верно, конь! Казак без коня не проживет и дня.

А вы знаете, казачки, пословицы о коне?

Дети вспоминают и проговаривают пословицы.

-Казак без коня, что воин без ружья.

-Казак с конём и ночью, и днём.

-Конь познаётся в езде, а друг - в беде.

 -В бою казак себя славит не языком, а конём да клинком.

-Добрый конь в беге, что сокол в небе.

Атаман: Так какое у нас сейчас состязание будя?

Казак-атаман помогает казачатам построится в 2 колонны.

 Девочки- казачки «подводят коней» к детям и читают стихотворение:

1 девочка- казачка

 Мы поклон принесли, и коня привели

Ты коня корми досыта и блюди его копыта

Тогда твой конь ретивый будет друг незаменимый,

Хорошо скачи на нем, хоть куда с таким конем.

2 девочка- казачка

Грациозный и ретивый,

Трусит он красивой гривой.

Любит он в росе купаться,

Кушать сено и брыкаться,

Дали прозвище- Огонь!

Это самый лучший конь!

Эстафета «На коне».

 Правила игры: дети стоят в двух колоннах. Используя атрибут (конь на палке), участники по сигналу змейкой бегут вперед, обегая разметочные фишки (конусы).

Последнюю фишку нужно обежать и так же вернуться в свою колонну, передав атрибут следующему участнику эстафеты.

Атаман: Любо, станичники! Хорошо вы в сёдлах сидите! А вот послухайте другую загадку:

На коне сидит казак
За плечами – бурка.
На поясе – шашка,
На голове – шапка
Из меха барашка.  

Казаку не будет страха,

Коли на голове у него… (папаха)

Игра «Папаха»

Дети садятся на пол, изображая круг. В центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому папаху. Стоящий в кругу должен поймать папаху в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры: папаху перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед. Если  ребёнку, стоящему в кругу удается поймать папаху, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята папаха или который вовремя не поймал её, остается стоять в кругу. Игра продолжается

Казачка: Слухайте, казаки, следующую загадку:

Головной убор казачки
Выбирали себе сами:
И работать, и гулять —
Что же нужно повязать?
Собирали в узелок
Из материи…
(Платок)

                                    «Конкурс атаманов»

 Игра проводится с каждой командой отдельно.

Правила игры: атаману команды завязывают глаза, выводят в центр зала. Казачки разбрасывают платки

Задача участников: собрать как можно больше платков, пока звучит музыка (3 мин). Далее — очередь следующей команды. Выигрывает тот

Атаман, кто больше соберет платков.

  Атаман: Любо! Какие же   сильные, да ловкие. Казаков всегда отличало крепкое здоровье, хорошее телосложение. Они систематически развивали природные задатки, совершенствовали душу и тело через песни и танцы, различные виды состязаний и борьбы. О следующем состязании вы узнаете из этой загадки: - «Кто казаку в бою сестра? (шашка)»

Ответы детей.

Атаман: -Ну ка выходите, казачки, да покажите свою сноровку в джигитке.

Дети под музыку исполняют движения с казачьими шашками по джигитовке.

Казачка: Ай да казачата, как порадовали. Но хотела бы я поглядеть, проворны ли девицы- казачки?  Но для начала ответьте мне на вопрос «Как называется речка, которая протекает возле нашего села?»

 Дети отвечают.

Казачка: А в какую большую и полноводную реку впадает река Егорлык?

 Песня в исполнении вокальной группы «Шел казак на побывку домой». (музыка и слова народные)

Казачка: Любо, казачки! Попросим сюда молодушек наших. Дадим им в руки коромысло, да два ведра. Пусть красавицы порадуют народ, а в работе им гармошка подпоёт. А следующая эстафета у нас для девочек- казачек. Наносите, девицы, водицы, чтоб было в чем ухе вариться!

Эстафета «По воду» (для девочек)

 Правила игры: каждая участница должна пройти по импровизированному мостику с коромыслом, и вернуться в свою команду. Передать коромысло другой участнице.

Казачка: Ну что-ж, воды казачки наносили. Пора бы казаков на Дон посылать, удочкой рыбы наловить.

 Как у Дона у реки ловят рыбу казаки:

Малец Андрей- поймал трёх карасей,

А дед Гаврил –двух сомов подловил.

Атаман: Казаки находили время для любимого занятия. Они очень любили рыбалку. Но рыбачить могли только мужчины. Женский пол они к рыбалке  не допускали. Так давай те же мы отправимся к Дону-батюшке. Да рыбки наловим для ушицы.  

Эстафета «Донская рыбалка»

Правила игры: командам вручается по одной магнитной удочке. Каждый участник должен прибежать к реке, удочкой поймать рыбку, положить в ведро, возвратиться обратно и передать удочку и ведро другому игроку. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и наловит как можно больше рыбы.

Атаман: Пока варится уха, мы проведем состязания для казачат.

Игра «Перетягивание каната»

Правила игры: восемь участников из каждой команды, чей общий вес не должен превышать максимального для данной весовой категории, располагаются у разных концов каната, Посередине каната делается «центральная отметка», и на расстоянии 4 метров от неё-  две боковых отметки. Перед началом состязания команды встают так, что центральная отметка находится над проведённой на земле чертой. По сигналу судьи каждая команда начинает тянуть канат, стараясь или чтобы ближайшая к соперникам отметка пересекла черту на земле (то есть пытаясь перетянуть канат на 4 метра), или чтобы противоположная команда заработала очко, который засчитывается если кто-либо из команды сядет или упадёт.

Казачка: Любо, казачата! Слухайте другую загадку.

Есть примета у людей: чтоб с успехом сладить-

 Взять обувку лошадей и на дверь приладить. (подкова).

 Дети отгадывают загадку.

Атаман: На Дону подкова – символ счастья, гостеприимства, оберег дома. Мы передаем ее по кругу, у кого с окончанием музыки, она будет в руках, тот произнесет пожелание, наказ.

Игра «Подкова»

Правила игры: дети становятся в круг. Под веселую музыку передают подкову друг другу. С окончанием музыки, тот ребенок, у которого оказалась подкова, произносит пожелания. Например: «Берегите Россию!», «Служите Народу!», «Будьте смелыми!», «Верьте в Победу!», «Будьте сильными!» и т.д.

Подведение итогов соревнований.

Слово предоставляется жюри для подведения итогов шермиций и награждения победителей.

Атаман : Настоящие казаки растут в нашем детском саду Получились у нас казачьи шермиции всем на славу. Мы сегодня поиграли и вспомнили традиции казаков и их обычаи. Любите свой дом, свой родной донской край, уважительно относитесь к людям, которые здесь живут. И знайте: где родился- там и пригодился!

 Казачка: Всем известно казаков радушье:

Хлебосольство, дружеский прием.

Мы традиций этих не нарушим-

Приезжайте в гости!

Низкий вам поклон!

Песня «Приезжайте к нам на Дон» (муз Е. Ханаевой.)

 Дети и педагоги в финале шермиций исполняют песню.

 

 

        

           

Приложение1.

Текст песни "Шли солдаты на войну"

1
Шли солдаты на войну
Защищать свою страну,
Драться шли они с врагом
Ради матушки с отцом.
Ради жёнушек детей,
Ради золотых полей.
Шли солдаты на войну
Да пели песенку одну:

Припев:
Пой, живи, Россия, и под небом синим
Расцветай, любимый край дорогой!
Нет на свете краше, чем Россия наша,
И другой сторонки нету такой.

2
Скинем грозного врага
За родные берега,
Эти тоже будут знать,
Как с Россией воевать!
Ну-ка, братцы, заряжай,
И в ряды плотней вставай!
Выше знамя поднимай,
Громче песню запевай!

Припев.

        Текст песни «Приезжайте к нам на Дон» (муз Е. Ханаевой)

  1. Из станицы казаков, раздается звон,

Приглашаем мы друзей к нам на Тихий Дон.

 Припев:  

 Приезжайте к нам на Дон

 Приезжайте погостить        

У Донского казака есть чем угостить.          2 раза.

  1.  Разливается заря, голову кружа

Эй, гармонь, нам подыграй-        

Развернись, душа.    

  Припев.

  1.  Дружелюбный мы народ-

Праздников   размах.

Для гостей горит огонь

В   наших   очагах.

Припев.

  1.  Хлеб донской вам поднесут  

     И нальют вина,

Чтобы с вами мы, друзья,

 Выпили до дна.


 Приложение2.

Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «Доблесть донских казаков» в рамках мероприятий, посвященных открытию в Ростовской области

 года атамана Платова

Цель: создание условий для духовно – ценностного развития подрастающего поколения посредством знакомства с боевой доблестью донских казаков и их атамана Матвея Ивановича Платова.

Задачи:

  1. вызвать интерес к историческому прошлому донского казачества в процессе знакомства с историческими лицами и событиями.
  2. способствовать расширению представлений детей о процессе воспитания будущих казаков – воинов,
  3. способствовать обогащению словарного запаса посредством знакомства с понятиями «атаман»«джигитовка»«джигитка», «майдан» и др.  

4. воспитывать патриотические чувства: любовь, гордость за свою Родину, родной край.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация «Боевая доблесть донских казаков».

Ход беседы.

Ведущий: Здорово ночевали, казачата! Сегодня у нас в гостях Горбанев Виктор Михайлович. (аплодисменты).

Гость приветствует казачат

Ведущий: Вот мы все говорим: казак, казак. А кто же такой казак?

Ответы детей

Ведущий: Верно. Мы с вами тоже живем на Дону, там, где когда-то давно поселились первые казаки. Мы с вами их потомки, т. е. дети, внуки, правнуки. Как вы думаете, мы с вами можем называть себя казаками?

Дети: Да, мы тоже казаки.

Ведущий: Отлично. Сегодня мы пригласили Виктора Михайловича для того, чтобы он рассказал нам о воинской доблести казаков, о том какими они были войнами, а я буду ему помогать.

Казак рождался воином, и с появлением на свет начиналась его военная школа.  Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, как казачонка принимали в казаки и как воспитывали из него воина.

По ходу проведения беседы демонстрируются презентация «Доблесть донских казаков». Гость комментирует ее содержание.

  1. Слайд «Воспитание казачонка»

Рассказ гостя: Казачат обязательно крестили в церкви, и крестные становились для него вторыми родителями. После окончания таинства крещения, ребенка несли в родительский курень и проводили особый ритуал. Когда в семье рождался мальчик, его не спешили распеленывать после крещения, ведь перед тем как двигать ручками и ножками, он должен был увидеть и «почувствовать» важные для любого казака предметы. В колыбель клали шашку, кинжал, пулю или стрелу. Называлось это проверить «на зубок». Если малыш начнет играть с оружием, то казак будет «добрый», а если расплачется, то отцу и крестному следует особое внимание уделить формированию у него воинского духа.

Умение держаться в седле – важная наука для юного казака, ей учили с малых лет. Когда казачонку исполнялся год, его вели или несли к первому причастию. Тогда же мальчика впервые сажали на коня и надевали на него шашку. Отец брал коня под уздцы и проводил его по двору. На празднование первого дня рождения  ребенка мужчины рода относили малыша на священное место станицы или хутора. На Дону оно называлось «урочищем»,

Казачат специально ставили в жесткие условия и наблюдали за их поведением, выявляли недостатки и достоинства, после чего корректировали и вырабатывали необходимые навыки и качества характера.

До 7-8 лет казачонок рос на женской половине куреня, но в его воспитании принимали участие и женщины, и мужчины. Главным на этом этапе был личный пример и погружение мальчика в казачью среду.  В этом возрасте особое внимание уделялось физическому развитию. Если мальчик ударится и заплачет, мужчины запрещали матерям и бабушкам сюсюкаться с ним и говорили: «Не портьте, бабы, казака».

Изучение воинской науки не мешало казачатам наравне со взрослыми выполнять полевые работы, ухаживать за скотом, охотиться, ходить на рыбалку. В 12 лет процесс обучения физической культуре, в основном, завершался, и казачонка начинали учить пользоваться боевым оружием. В это же время подросток начинал посещать сход и другие значимые общественные мероприятия, где слова не имел, но наблюдал за происходящим и все запоминал.

  1. Слайд «Одежда казаков»

Ведущий: А интересно, в какой же одежде воевали казаки?

Ответы детей

Ведущий: Вот так, как богатыри, одевались на войну самые первые казаки. На казаке надета кольчуга, шлем, он вооружен щитом, мечом, пикой.

 Потом стали одеваться по-другому. На казаке надеты шаровары, кафтан, рубаха, подпоясан он кушаком, на голове папаха. На кафтане сзади есть разрез, для того чтобы было удобнее садиться на лошадь. У казаков не было одинаковой военной формы. Все одевались по-разному.

А еще позже одежда казаков стала больше походить на военную форму.

 На этой иллюстрации уже у казаков современная форма: брюки, рубаха, фуражка, ремень, но брюки также как и раньше заправлены в сапоги.

Виктор Михайлович, как называются вот эти красные полоски на брюках и для чего они?

Гость : Красные полоски на брюках называются лампасы. Такие полоски были на брюках у всех казаков, но у разных казаков они разного цвета. У донских казаков – лампасы красные, у сибирских – желтые. Т. е. по цвету лампасов было видно, где живет казак.

Ведущий: Теперь, предлагаю посмотреть, с каким оружием воевали казаки.

Ребята, назовите, пожалуйста, оружие, которое вы знаете.

Ответы детей

Ведущий: Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, об оружии казаков.

  1. Слайд «Оружие казаков»

 Рассказ гостя: Важной чертой казачества являлось отношение казака-воина к оружию. Оно было трепетным и нежным, как к близкому человеку. Главными атрибутами в снаряжении воина были сабля, шашка, плеть, нагайка и кинжал.

Раньше на вооружении казаков была сабля. Затем ее заменили шашкой. Казаку она вручалась в 17 лет, во время боя на ее рукоятку надевался темляк — узкий ремешок с кисточками, который предохранял шашку от выбивания из рук. Он вручался вместе с кокардой на папаху или фуражку. В церкви во время богослужения полуобнаженное оружие символизировало готовность казака немедленно встать на защиту родины. Самым большим позором было лишиться шашки за какой-либо проступок.

Еще одной принадлежностью казачьего снаряжения являлся кинжал. Это один из видов самого древнего холодного оружия. В бою он играл вспомогательную роль, а также часто был аксессуаром одежды мужчин, как боевой, так и гражданской. Особых требований к его форме не было, распространены были два вида — прямой и кривой. Но размеры, были, как правило, традиционными, отличаясь только разнообразием отделки. Рукоять изготавливалась из кости или рога, ножны — деревянные, окованные железом. Крепился кинжал на поясе. Благодаря тому, что кинжалы носили все без исключения казаки, они не пользовались ножом как оружием. Он исполнял больше хозяйственные функции, чтобы не тупить кинжал. У некоторых бойцов популярностью пользовался засапожный нож, который напоминал больше заточенный штырь, сверху для удобства обмотанный тканью. А как вы думаете, почему его называли засапожным? Он носился в голенище сапога и был практически незаметным. Часто использовался как метательное оружие, или в том случае, если основное оружие сломалось или потерялось.

Еще одним видом вспомогательного оружия казаков была нагайка, и носить её имели право не все казаки. В некоторых станицах ее носили только женатые. На свадьбе тесть вручал зятю нагайку как символ власти, и она висела на дверях спальни. Нагайка служила не только средством подстегивания коня. Но и в умелых руках боевым оружием. В развернутом виде её размер составлял 60-70 см, рукоять нагайки изготавливалась из дерева, плеть из кожи, и на конце ее крепился специальный кармашек, в который вставлялась свинцовая пулька. Это было скорее травматическое оружие, казаки пользовались им в том случае, когда хотели кого-то напугать или проучить.

Физкультурная пауза «Упражнение по фланкировке».

  1. Слайд «Друг казака»

Ведущий: Самым главным помощником и другом для казака был его конь. Днем казак воевал на коне, ночью в холодном поле мог согреться, прижавшись к коню.

 Казаки очень любят лошадей и по сей день. В городе Новочеркасске есть памятник боевым коням.

Во время войны казак воевал на лошади, а в мирное время пахал на нем, возил дрова, сено, т. е. выполнял разную работу. А для того, чтобы не терять сноровку, казаки выполняли различные упражнения на конях.

Ведущий: Виктор Михайлович, как эти упражнения назывались у казаков?

Гость: Если упражнения выполнялись на коне, они назывались «джигитовка». А если казак выполнял упражнения без коня с шашкой, они назывались «джигитка».

Ведущий: Какое сложные слова, ребята, попробуйте повторить их.

Дети повторяют слова «джигитовка»«джигитка».

Игра-эстафета «Джигитовка»

Ведущий: В ходе военных действий на фронтах казачьи войска больше других проявляли стойкость, мужество и верность долгу, а сами казаки – высокий боевой дух и отменную воинскую выучку. Ребята, предлагаю вам посмотреть, как воевали казаки.

Виктор Михайлович. расскажите что-нибудь интересное о сражениях казаков.

 5.Слайд «Сражения казаков»

Рассказ гостя:

Донские казаки принимали участие во многих войнах сражениях и походах. Это и Отечественная война 1812 года, Первая мировая война, Гражданская война на Дону и ,конечно, Великая Отечественная война  года и многие другие. Во всех сражениях казаки показывали свою доблесть, мужество. И за это многих награждали почетными званиями и наградами.  Ребята, вы уже знаете, что у казаков были атаманы?

Ведущий: Ребята, кто из вас знает, кто такой атаман?

Ответы детей

Ведущий: Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, ребятам о том, кто такой атаман, и как его выбирали.

6.Слайд «Атаман»

Рассказ гостя Атаман управлял жизнью хутора, станицы или всего казачьего войска. Поэтому атаманом становился самый мудрый, опытный, образованный казак, заслуживший всеобщее доверие. Лидера избирали не только для управления станицей или всем казачьим войском, его выбирали для военного похода, охоты, рыбалки или для встречи с царем.

7.Слайд «Казачий Круг»

Атамана выбирали на казачьем кругу. Круг собирался всегда на площади перед станичной избой, часовней или церковью. Место это называлось -майданом.

В воскресенье или праздник атаман, выйдя на крыльцо церкви, приглашал казаков на сбор. Есаулы делали «закличку» – шли по улицам с насекой в руке и, останавливаясь на каждом перекрестке, кричали: «Атаманы- молодцы, сходитесь на майдан, ради станичного дела!».

После этого станичники торопились на майдан. В «голосовании» участвовали все взрослые казаки, а женщины и недостойные казаки не допускались. Малолетние казаки могли находиться в Круге только под присмотром своего отца или крестного.

В центр собрания выносились хоругвь или иконы, поэтому казаки стояли без головного убора. Когда старый атаман «слагал полномочия», он, положивши свою насеку, спрашивал атаманов-молодцов, кто будет делать доклад. Право доклада принадлежало не каждому, и сам атаман без согласия избранных судей, не мог сделать доклада. Отсюда и пошла поговорка: «атаман не волен и в докладе».

Ведущий :У донских казаков тоже были свои атаманы. Некоторым из них в городе Новочеркасске поставили памятники.

 Это и знаменитый Ермак, и Романов Петр Ильич и многие другие. Но сегодня мы вспомним знаменитого атамана –«вихря» Платова. Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, ребятам об Атамане Платове.

8.Слайд «Атаман-вихорь»

Рассказ гостя: Платов Матвей Иванович. В 13 лет отец зачислил его на службу. Почти 50 лет Матвей Иванович провел в походах и войнах. Воевал с французскими и турецкими войсками. Имел много наград.

Может вы знаете, ребята, как называли казаки атамана Платова?

 В городе Новочеркасске в его честь назвали проспект – называется он Платовский, а в Ростове- на- Дону в его честь назван аэропорт. 2023 год в Ростовской области обьявлен  Годом атамана Платова. В 2023 году исполняется 270 лет со дня рождения легендарного донского «вихорь-атамана». Губернатор Василий Голубев подписал указ о проведении в Ростовской области Года атамана Платова Матвея Ивановича.
Рефлексия.

Ведущий: Наша встреча подошла к концу Кто из вас запомнил, о ком мы рассказывали? Кто из вас запомнил фамилию «вихорь-атамана»? Когда казака начинали учить ездить на коне и пользоваться оружием? Какими были казаки? Что они умели хорошо делать? Я вижу, что вы внимательно слушали и многое запомнили.

 Большое спасибо Вам, Виктор Михайлович, за то, что пришли к нам, рассказали много интересного и познавательного о казаках.

                                               

                                        Авторы: музыкальный руководитель:

                                                        Е.В. Камаристова.

                                                Инструктор по физической культуре:

                                                        И.В. Бредихина



Предварительный просмотр:

 20 февраля 2023 года, в рамках Года атамана Матвея Платова, в МБДОУ д/с №19 «Красная Шапочка» состоялся праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвященный Дню Защитника Отечества «Казачьи шермиции». Судили состязания атаман Песчанокопского казачьего юрта Шнурников А.И., представитель совета стариков Песчанокопского юрта Буняев С.И.и заведующий ДОУ Аксютченко Н.В. С целью приобщения детей к культуре и традициям донского казачества инструктором по физическому воспитанию Бредихиной И.В. и музыкальным руководителем  Камаристовой Е.В. для детей были организованы казачьи состязания. Казачата поупражнялись во фланкировке, в езде на конях, в ловле рыбы, показали ловкость, силу и смекалку в казачьих играх «Папаха», «Платок», «Перетягивание каната». Для юных казачек была проведена эстафета «По воду», где нужно было показать умение грациозно носить вёдра с водой на коромысле. Праздник не обошёлся без казачьих песен и танцев. Казаки наградили будущих защитников грамотами и для всех детей подарили игрушки. А дошкольники поздравили гостей с предстоящим праздником настоящих мужчин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий казачьих посиделок для детей старшего дошкольного возраста «КАЗАЧЬЯ ВОИНСКАЯ ДОБЛЕСТЬ»

Сценарий разработан на основе русского  народного фольклора. Знакомит детей с героическим прошлым казаков....

Использование Кубанских казачьих игр на прогулке и в свободное от образовательной деятельности время "От потех казачьих - к затеям наших дней"

Расширение знаний об играх и затеях казаков. Знакомство детей с бытом, обычаями, традициями людей, живущих на Кубани....

Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье

Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять     представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания дет...

Шермиции «Казачата - бравые ребята»

Сценарий спортивного развлеченияМероприятие предназначено для работы в детских садах по приобщению к культурным традициям российского казачества.Програмное содержание:1. Способствовать формирова...

Сохранение и возрождение традиций казачьей культуры "Казачьему роду нет переводу"

отчет о мероприятиях по сохранению традиций Донского казачества и праздник посвящения в казачата...

Сценарий спортивного развлечения в подготовительной группе «Пчелки» «Шермиции — казачьи состязания»

Цель: приобщение дошкольников к культуре и традициям Донского казачества.Задачи:Совершенствовать физические способности детей, развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость. Воспитывать любовь к ма...

Праздник "Казачьи шермиции"

В рамках Года атамана Матвея Платова, в МБДОУ д/с №19 «Красная Шапочка» состоялся праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвященный Дню Защитника Отечества «Казачьи шерми...