«Развитие физических качеств в процессе организации подвижных игр»
учебно-методический материал по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гончарик Татьяна Анатольевна

Материал для педагогов. Комплекс подвижных игр, направленных на развитие физических качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие физических качеств в процессе организации подвижных игр»

«В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях,

поэтому все производимые здесь движения и действия полнее должны

соответствовать силам и умению занимающихся и производиться

с возможно большей точностью и ловкостью».

П.Ф. Лесгафт

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств - одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств…» приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г №1155.

Один из целевых ориентиров ФГОС на этапе завершения дошкольного образования звучит так: у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Современная система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребенку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни.

Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.

«Детская игра - это не забава». П. Ф. Лесгафт любил повторять это выражение, так как видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра - это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».

Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Но сама по себе игра, которая не контролируется педагогом, не приносит ожидаемых результатов. Главная роль здесь отводится педагогу, который должен целенаправленно, используя научный подход, подбирать комплекс подвижных игр. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные образовательные системы.

Игра - это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на развитие физических качеств, таких как быстрота, ловкость, сила, выносливость и гибкость.

                 Во время формирования комплекса подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, необходимо подбирать игры таким образом, чтобы у ребёнка постоянно поддерживался интерес к игровой деятельности. Понятно, что если несколько часов играть в одну и ту же игру, то она надоест и будет не интересна для детей. Кроме этого, если игры будут однотипны, - это тоже в скором времени приведёт к отсутствию желания играть. Здесь можно посоветовать чередовать игры из различных классификаций. 

В научной и методической литературе подвижная игра определяется как сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил:

-активизирует дыхание, кровообращение, обменные процессы;

-совершенствует движения, развивает их координацию;

-формирует быстроту, силу, выносливость;

-учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации;

-учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям;

-формирует личностные качества (честность, справедливость, дисциплинированность);

-учит дружить, сопереживать, помогать друг другу;

-развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.

Поэтому в работе по формированию физических качеству детей использовала принципы организации подвижных игр:

-осознанности и активности (осмысленное отношение к подвижным играм (надо знать правила игры, как выполнять основные движения, заложенные в игру).

-системности и последовательности (заключается в регулярности, планомерности проведения подвижных игр).

-повторения (только при многократных повторениях образуются двигательные динамические стереотипы).

 -доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей и возможностей ребенка – превышение нагрузки может принести вред здоровью).

-постепенного усложнения (увеличение объема и интенсивности нагрузки).

 -творческий характер развития (создание ребенком движений, двигательных образов, когда он выступает как субъект физической культуры).

Осуществлять варьирование подвижных игр можно разными способами: изменением сигнала, увеличением дозировки, усложнением правил и двигательного содержания, изменением размещения игроков на площадке.

Предлагаю педагогам для ознакомления подвижные игры и упражнения, классифицированные по физическим качествам.  

Прилагаю видео материал.

Физические качества

     Подвижные игры и упражнения

Сила

«Гонка мячей по рядам».

Инвентарь. Набивные мячи весом 3—5 кг.

Подготовка. Играющие делятся на две равные по количеству команды, которые выстраиваются шеренгой лицом друг к другу. Первые в шеренгах игроки кладут мяч перед собой у носков. Все стоят по стойке «смирно».

Проведение. По команде преподавателя «Марш!» первые игроки берут мяч и передают его своим соседям из рук в руки до конца шеренги. Последние в команде игроки, получив мяч, бегут сзади своих команд, становятся впереди и опять начинают передавать мяч своим соседям и т. д. Побеждает команда, участник которой, начавший игру, раньше других вернется на свое первоначальное место в шеренге и примет положение «смирно». Игру можно провести поточно 3—4 раза. Передавать мяч можно только своему соседу. Не разрешается перебрасывать мяч через несколько игроков. Если игрок уронит мяч, он должен сам его поднять. За нарушение правил засчитываются штрафные очки.

«Гонка мячей»

а) Игроки стоят на ступнях и ладонях тоннелем. У первого в руках мяч. Мяч по очереди начинают прокатывать в тоннеле до его конца. Получивший последний игрок мяч, бежит в начало колонны и снова катит мяч в тоннель. Игра заканчивается, когда все игроки переместятся в начало команды. Можно изменить положение в тоннеле – встать на стопы и руки, лицом вверх (пауки)

б) Игроки стоят в обручах в шеренге. Напротив каждого игрока в обруче лежат набивные мячи. По сигналу игроки бегут к обручу, берут мяч и переносят его в пустой обруч. Возвращаются в пустой обруч, запрыгивают в него ногами, бегут к мячу, забирают его из обруча и переносят в обруч напротив. Сами возвращаются в пустой обруч. Можно передвигаться разными способами (приставным шагом, спиной вперёд и т.д)

в) две команды сидят на скамейках. Перед ними выложены мячи и обручи из предыдущей эстафеты. По сигналу первые игроки бегут, берут мячи, убирают за скамейку. Затем убираются обручи. Игра заканчивается, когда будет убрано все оборудование.

 

«Бег паучков»

Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Участники принимают положение на четвереньках животом вверх, ногами вперед и двигаются в таком положении до флажка и обратно. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.

«Кто сильнее?»

В игре участвуют две равные команды игроков (оптимальное число игроков каждой команды — 7—8 человек). Для начала расчерчивается игровое поле. Оно представляет собой три линии, проведенные на расстоянии 8—10 шагов друг от друга. Длина каждой линии составляет примерно 4,5—5 м. Все линии должны быть равной длины и располагаться на одинаковом расстоянии.

Обе команды выстраиваются на двух крайних линиях лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней линии так, чтобы каждый игрок одной команды оказывался между двумя игроками команды противника, спинами вплотную друг к другу, после чего все игроки берут друг друга под руки. Таким образом, из игроков выстраивается цепь, причем каждая команда смотрит в противоположную сторону. Игра начинается. Суть ее проста: команды должны попытаться перетянуть друг друга, пятясь и стараясь сдвинуть противника с места. Получается, что игроки каждой команды будут тащить всю цепь на «свою» линию, туда, где команда стояла в начале игры, до того, как все сошлись посередине поля. И победят в результате те игроки, которые окажутся сильнее.

Примечание. Если в процессе игры цепь рвется, то игроки, повинные в разрыве цепи, выбывают из игры.

2- й вариант. Разметка площадки и построение играющих такие же, только играющие садятся на пол, ноги врозь.

«Перетягивание команды».

Преподаватель делит группу на две команды, одинаковые по силам, так, чтобы каждая команда находилась по одну сторону средней линии. Одна команда поворачивается направо, другая — налево. Затем каждый игрок левой рукой обхватывает впереди стоящего игрока своей команды за талию, а правой рукой захватывает правую руку противника.

Игроки одной команды стараются перетащить игроков другой за среднюю линию. Выигрывает команда, первой перетянувшая другую. При повторении игры руки меняются.

«Эстафета с прыжками по кочкам».

Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на двух противоположных сторонах площадки. Перед ними проводятся стартовые черты. Вдоль площадки обозначаются две дорожки из небольших кружков («кочек»), расположенных зигзагообразно на расстоянии 50—70 см один от другого. Правофланговый каждой команды становится против дорожки.

Проведение. По команде преподавателя игроки, стоящие первыми с правого фланга, с эстафетами в руках перепрыгивают на своих дорожках по всем «кочкам», бегом возвращаются обратно, передают эстафету вторым в шеренгах, а сами становятся на левый фланг. Все передвигаются немного вправо. Когда последний игрок команды после пробежки вернется в шеренгу, он дает команду «Смирно!» Выигрывает команда, в которой все игроки сумели быстрее и правильнее закончить перепрыгивание и пробежки. При перепрыгивании нельзя наступать на черту кружка и пропускать «кочки». Нельзя выбегать навстречу возвращающемуся игроку.

Усложнение: прыгать по «кочкам» на одной ноге.

Выносливость

«День, ночь, огонь, вода»

 ИФК дает команды: «День!» – дети свободно перемещаются по залу; «Ночь!» – замирают; «Огонь!» – быстро залезают на предметы высотой не более 30-50 см; «Вода!» – ложатся на пол, поднимают верхнюю часть туловища, имитируют плавание брассом. Команды даются быстро, в любом порядке, могут повторяться. Игра проводится 2-4 мин.

Правила игры: четко и быстро выполнять движения, соответствующие данной команде.

«Наездники»

Выбирается наездник. Он садится на мяч и по сигналу ведущего прыгает и ловит игроков, которые разбегаются по площадке. Пойманные выбывают из игры. Подсчитывается количество выигравших.

Усложнение: увеличить количество наездников.

 

«Космонавты»

Инвентарь: обручи.

Содержание: дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим – на такую полетим!

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (обруч, кружок) в одной из ракет. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют маршруты (например, Земля-Луна-Земля, Земля-Марс-Земля и другие). Эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращенно: ЗЛЗ, ЗМЗ и т. д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется.

Правила: выигрывают те, кому удалось при троекратном повторении совершить больше полетов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.

Указания к игре: заранее надо предупредить ребят, что в ракету садятся два космонавта.

 

«Тоннель»

С мячом: Игроки встают в туннель друг за другом. Два игрока прокатывают мяч под первым «тоннелем», находясь по разные стороны от него. Когда дети с мячом переходят к прокатыванию под вторым «тоннелем», первый бежит и встает «тонельчиком» в конце колонны. И т.д. Когда первый снова окажется первым в колонне игра заканчивается.

С обручем: Правила игры те же, но игроки пролезают в обруч, который несет ребенок перед играющими.

Ловкость и быстрота

«Обруч крути, не урони».

Дети стоят, образуя круг, у каждого обруч. Дети раскручивают обруч на ободе и по кругу перебегают к соседнему обручу. Если игрок обруч не поймал, и он успел упасть на пол, тот выбывает из игры.

«Переброска мячей»

Дети делятся на 2команды. Становятся по обе стороны сетки (сетка натянута на высоте несколько выше поднятых вверх рук). У каждого в руках мячи. Они перебрасывают мячи через сетку любым способом. По свистку игра заканчивается. Подсчитывается количество мячей. Выигрывает та команда, у которой мячей меньше на площадке. Штраф дается в том случае, когда мячи перелетают под сеткой или броски выполняют после свистка.

«Гонка мячей» (с обручем)

а) Дети стоят в обручах по кругу. Бросают мяч друг другу. После броска, садятся в обруч. Сидя бросают мяч другому и встают. Скорость передачи увеличивается.

б) Игроки делятся на две команды. На полу выложен круг из обручей по количеству всех детей. Одна команда, стоя в обручах (через один обруч) передают мячи друг другу. Вторая команда за обручами бегает по кругу. По свистку нужно занять места в обручах. Можно менять способ передачи мяча (под ногами, от груди, из-за головы, одной рукой и т.д.)

«Ловишка с ленточкой»

Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, получают полоску из цветного материала или ленточку, которую они закладывают сзади за пояс или ворот. Ловишка встает в центр круга. По сигналу: «Раз, два, три- беги!» - дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три, в круг скорей беги!» - дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Усложнение: количество ловишек увеличивается; ловишки могут вытягивать ленточки определенного цвета.

«Зима-лето»

Инвентарь: предмет (например, кружок, окрашенный с двух сторон в разные цвета (белый, зеленый).

В игре участвуют две команды: “Зима” и “Лето”. Как только руководитель игры воскликнет “Зима!” или вброшенный в центр поля кружочек упадет белой стороной вверх, “зима” становятся преследуемыми и убегают. “Лето” - ловцы преследуют “зиму”, чтобы запятнать их в пределах поля. По команде “Лето!” участники меняются ролями. Каждый свободный игрок может быть запятнанным несколькими ловцами.

Правила: после каждой перебежки ловцы должны объявить, кого они запятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко. Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры.

Указания к игре: в зависимости от размеров площадки и исходных позиций игроков расстояние между обеими командами необходимо определять так, чтобы ловцы могли справиться со своей задачей.

Варианты: введение различных исходных позиций: в упоре или приседе. Смена способов передвижения: прыжки на одной ноге, бег на четвереньках в упоре сзади.

Меткость

«Лови и беги»

Игроки стоят в колонне. У первого игрока корзина (можно использовать конус) в руках. Напротив колонны стоит водящий с маленькими мячами или шариками. Первый игрок бежит к водящему и корзиной ловит мяч, брошенный водящим. Возвращается к команде и передает корзину.

2 вариант игры. Напротив друг друга стоят дети в шеренгах. У одних маленькие мячики, у других корзины. Одна шеренга бросает мячи, другая ловит мячи корзинами.

«Страйкербол»

 Инвентарь: (6-8) конусов, чтобы создать круг. Размер круга может изменяться в соответствии с количеством игроков.

Как играть:

1.        Каждый игрок стоит в «воротах» (пробелах) конусов. Один игрок на цель.

2.        Каждый игрок должен оставаться в рамках своей цели. Они не могут свободно перемещаться внутри круга.

3.        Игра начинается, когда один игрок ударяет по мячу ладонью. Игрок не может обслуживать игроков справа или слева от них.

4.        Если мяч попадает в площадь ворот игроков, они должны немедленно ударить по мячу руками. Мяч нельзя пинать, останавливать или поднимать руками.

5.        Чтобы набрать очко, игрок должен ударить мячом через конусы игроков.

6.        Когда набрано очко, забивший игрок должен подойти и забрать мяч.

7.        Игрок, который был подающим, теперь дает игроку право начать игру с подачи.

«Точно в цель»

Квадратом стоят скамейки в центре зала. На скамейках разложены кубики трех(четырех) цветов. В центре стоят корзины такого же цвета, как и кубики. Дети разделены на 4 команды.  Каждая команда располагается у скамейки и метает кубики определённого цвета в корзину таким же цветом, как и кубики. Выигрывает команда, забросившая наибольшее число кубиков.

«Меткий стрелок»

Два обруча, перемотанные скотчем, липкой стороной наружу, подвешены на стене. Игроки делятся на 2 команды. Бегут, преодолевая препятствия до обозначенной линии и метают пластмассовые шарики так, чтобы они прилипли к скотчу. Возвращаются в свою колонну, передают эстафету.

2 способ: Игроки стоят на обозначенной линии и метают шарики в обручи, которые раскачивает взрослый. Выигрывает команда, у которой больше шариков прилипнет к скотчу.

Гибкость

«Игра-движение»

Порядок действий: игроки по очереди (от 1 до 4 человек (дети / взрослые) бросают куб и подсчитывают количество очков, указанное сверху, и выполняют одну из фигур в столбце, соответствующую числу в таблице.

«Передача мяча».

Игроки сидят в колоннах (2-4). Перед первым игроком обруч с мячами. Задача игроков передать через голову мяч ногами до конца колонны. Последний складывает мячи в корзину.  

«Лодочки»

Ход игры. Это командная игра. В ней может принимать участие от двух до четырех команд. Впрочем, с равным успехом в этой игре может принимать участие и два-три игрока: соревнование в этом случае станет не командным, а, так сказать, личным: каждый игрок будет играть за самого себя. Играть в «Лодочки» следует в помещении, причем игровое поле желательно разметить: обозначить стартовую черту, на противоположной стороне помещения поставить несколько кеглей или небольших стульев (по количеству команд), которые игрокам придется огибать. Суть игры — эстафета, при которой игроки должны передвигаться наперегонки. Только в этом случае им придется не бегать, как это обычно делается, а изображать собой лодочки. Делается это так: игрок садится на пол, а прямые руки вытягивает в стороны (руки будут изображать весла). Передвигаясь, игрок сгибает ноги в коленях, не отрывая ступни от пола, в результате чего без помощи рук подтягивает вперед все тело. Затем, передвинувшись, он вновь выпрямляет ноги, но оказывается уже на порядок ближе к финишу. Таким образом, то выпрямляя, то сгибая ноги и перенося при этом тело вперед, игрок и передвигается (кстати, если понаблюдать за движениями гребцов на байдарках или каноэ, то окажется, что они гребут точно так же, то выпрямляя ноги и откидываясь назад, то сгибая ноги в коленях и делая энергичное движение вперед). Во время «плавания» руки игроков делают движения, напоминающие собой движения весел. Выигрывает тот игрок, который в таком положении первым «доплывает» до кегли (стула) и, обогнув ее, тем же манером возвращается к финишу. Если игра командная, то выигрывает та команда, чьи «лодочки» доплыли быстрее всех.

Примечание. Следует учитывать, что такая игра — довольно серьезное испытание на гибкость, поэтому на первый раз не стоит размечать слишком большое игровое поле, особенно если играют дети младшего возраста. Для более старших детей, которые уже стали опытными «гребцами», можно усложнить задание: на пути «лодочек» расставить кегли-«бакены», между которыми игроки должны будут «проплыть». Если игрок задел кеглю, то считается, что он сел на мель, и ему придется начинать «плавание» сначала.

«Лимбо»

Оборудование: планка или скакалка (длина 1 — 1,5 м).

Ход игры. В этой игре-соревновании может попробовать свои силы практически неограниченное количество участников. Двое игроков держат планку или скакалку за концы, стоя друг против друга. Они будут судьями: их задача — следить за ходом игры. Остальные игроки выстраиваются в колонну на расстоянии 1 м от планки. Для начала судьи поднимают планку совсем высоко: над головой на вытянутых руках. Перед всеми игроками стоит пока еще простая задача: пройти под планкой, ни за что не держась, не касаясь руками пола, не присаживаясь на корточки и не задевая планку. Наверняка с этим заданием справятся все. После того как во главе колонны вновь оказался первый игрок, судьи усложняют задачу, немного опуская планку. Так и продолжается игра: с каждым ее туром судьи опускают планку все ниже. Чтобы не задеть ее, игрокам придется проходить под ней, откинувшись назад. Сделать это трудно: придется изгибаться, стараясь сохранять при этом равновесие. Игроки, нарушившие правила или не прошедшие под планкой, выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не остается только один — самый гибкий, ловкий и удачливый — игрок, который смог пройти все туры.

Примечание. Естественно, что судьи должны быть неподкупны: намеренно приподнимать планку им строго воспрещается. Можно и снять с них эту функцию: если дети намереваются играть в эту игру и впредь, то можно специально для них соорудить две стойки с рядом пазов сверху донизу, в которые можно будет вставлять планку, с каждым разом все уменьшая расстояние между ней и полом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры».

Обоснование необходимости проекта. В настоящее время основной проблемой образования является слабое физическое развитие детей. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", з...

Консультация для воспитателей «Роль игры и методика проведения подвижных игр с детьми в процессе развития физических качеств».

Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить св...

Формирование физических качеств в процессе организации подвижных игр с музыкальным сопровождением

Формирование физических качеств  в процессе организации подвижных игр с музыкальным сопровождением...

Презентация "Развитие физических качеств в процессе организации подвижных игр."

Презентация "Развитие физических качеств в процессе организации подвижных игр."...

Консультация «Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения»

По определению П.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни .  Подвижная игра-это незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребёнка...