Физическая готовность ребенка к школе.
консультация по физкультуре (подготовительная группа)
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает: «Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности.»
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая.
Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками — факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом.
Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые дети не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.
Сложной проблемой современной школы остается процесс адаптации ребенка на этапе начального обучения. С первого учебного дня первоклассник испытывает воздействие новых социальных, педагогических и психологических факторов, вызывающих адаптивные реакции, как организма, так и личности в целом. Ему необходимо адаптироваться к новой системе обучения к высоким умственным нагрузкам, к новым межличностным отношениям, к коллективу класса и ко многому другому.
Крайне важно правильно организовывать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача детского сада и родителей. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Систематически проводимые часы двигательной активности и просто прогулки благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.
В процессе занятий по физической культуре дети познают окружающую действительность через различные движения, которые могут приносить им удовольствие, «мышечную радость», пробуждать интерес к физической культуре и стимулировать их творческую активность. Детей учат умению ставить задачу и находить наиболее рациональные способы её решения, соотносить последовательность направления и характер действий с показом педагога.
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Закаливание— это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. .
Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивает коллектив, вызывает чувство ответственности (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально волевых качеств.
Организация спортивных праздников, досугов, развлечений помогла достичь максимальной физической активности детей дошкольного возраста. В ходе данных форм работы осуществлялось конструктивное взаимодействие инструктора по физической культуре, воспитателей с родителями с целью формирования у детей привычки к здоровому образу жизни и развития физических и нравственных качеств, которые станут фундаментом их здоровья. Периодическое оформление различных фото-стендов, где родители могли познакомиться со спортивной жизнью детского сада и физкультурно-оздоровительной работой, проводимой с детьми в течение учебного года. Совместные спортивно-оздоровительные мероприятия с участием и взрослых и детей помогли еще больше сблизить и сплотить семьи воспитанников, обеспечили преемственность в соблюдении единства требований в воспитании здорового ребенка.
Спортивные упражнения - мощное средство всестороннего воспитания детей: они не только улучшают физическое состояние ребёнка, но и способствуют реализации целого ряда задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания; стимулируют (что очень важно в детском возрасте) и развитие психических и волевых качеств.
Физическое воспитание неотъемлемая часть воспитания личности ребенка, которая обуславливает отличную адаптацию и подготовку к учебному процессу в школе.
Таким образом, можно сказать, что процесс физического воспитания существенно облегчает адаптацию к школе и всесторонне развивает личность ребенка. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.
1.Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Начальная школа До и После. - 2012. - № 2.
2.Волошина Л.Н. Физическая подготовка ребенка к школе: учебнометодическое пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений и педагогов дошкольных образовательных учреждений.- Белгород: ИД «Белгород», 2012.
3.Глазырина Парциальная программа «Физическая культура – дошкольникам»,М.: Владос, 1999 г.
4. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10.
5. Кенеман А.В., Д.В.Хухлаева, Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1972 г.
6.Кудрявцев В.Т. Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно- методическое пособие.- М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просветительская работа с родителями(законными представителями) в воспитании детей на тему: физическая готовность ребенка к школе
успешное обучение и развитие в школе возможно, если ребенок физически готов. Она характеризуется состоянием детского здоровья, определенным уровнем физиологической зрелости организма, необходимой степ...
Консультация "Физическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему: «Физическая готовность ребенка к школе»
Консультация для родителей на тему: «Физическая готовность ребенка к школе»...
физическая готовность ребенка к школе
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе...
Физическая готовность ребенка к школе
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе.Консультация направлена на информировани...
Физическая готовность ребенка к школе
Консультация для родителей воспитанников подготовительных к школе групп...