Роль мяча в жизни ребенка
консультация по физкультуре (средняя группа)

Поздняк Лариса Евгеньевна, Табанакова Наталья Владимировна

Всем известно, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Она позволяет соединить воедино физическое и психическое развитие ребенка, создает условия для гармонизации педагогического процесса, становится катализатором в процессе формирования творческой личности дошкольника. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль мяча в жизни ребёнка.

Мастер-класс  для родителей.

       До сих пор люди не могут точно сказать: где и когда появился первый в мире мяч. Археологи и в наше время находят на раскопках древних городов предметы, отдаленно напоминающие по внешним данным современные мячи.                                                                                                                      Наблюдая за детьми, можно с уверенностью сказать, что не что так их не радует, как импровизационные игры с мячом.                                                         В дошкольных учреждениях мяч - это не только любимая игрушка детей, но и необходимый элемент спортивных игр (футбол, мини баскетбол, волейбол, гольф, теннис, хоккей на траве и т. д.). Первое знакомство с мячом является важнейшей формой психофизического развития ребенка. Игровая деятельность с мячами преобразуется в развивающую и даже оздоровительную.

 Всем известно, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Она позволяет соединить воедино физическое и психическое развитие ребенка, создает условия для гармонизации педагогического процесса, становится катализатором в процессе формирования творческой личности дошкольника. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное. Он превращается в «орудие выявления и источник развития: ребенок в целом как личность находит впервые в движениях, в действиях путь к самоутверждению, к признанию себя и своих сил» .

   Мяч можно приобретать даже самым маленьким «игрокам».  Возьмите воздушный шар – привяжите его на длинной веревочке к ножке или ручке ребенка. Малыш взмахивает ручкой – шарик двигается. Сколько радости и восторга! Уже к четырем месяцам ребенок научился обхватывать и удерживать предметы. Он умеет брать и отдавать их, перекладывать из одной ручки в другую. В этом вам поможет мяч небольшой формы, который удобно удерживать в руке. Мяч может быть мягкий, с шумелкой внутри. К 7-8 месяцам малыш может бросать мяч. Мяч – это игрушка, которая поможет научить ребенка ползать. Положите мяч недалеко от крохи. Чтобы достать его, малыш попытается подтянуться к мячу, а вы потихоньку катите его, побуждая ребенка ползти. Пусть в вашем арсенале будет несколько мячей разного размера. Их кроха может складывать в кастрюлю и вынимать, пока мама готовит на кухне обед.

       С года до трех лет научите малыша скатывать мяч с наклонной плоскости, закатывать его в «ворота», прокатить между стульями – в туннеле. Можно поставить корзину посредине комнаты и забрасывать мяч в него. Научите ребенка бросать мяч вверх, затем кому-то из взрослых.                         Постепенно, предлагайте ребенку различные игры, усложняя их.                          Вот некоторые игры с мячом для дошкольников.

«Солнышко»

Возьмите мяч среднего размера, сядьте с ребенком друг напротив друга, разведя ноги в стороны – делаем «домики». Катаем мячик друг другу.                 По небу солнце ходит                                                                                                       И в домики заходит.                                                                                                   И к Тиме заходит (мячик катится к Тиме),                                                                           И к маме заходит (мячик от Тимы катится к маме),                                                          И к Тиме заходит,                                                                                                                  И к маме заходит… (повторение неограниченно – закрепляет направленное катание по полу).                                                                                                   Когда ребенок понял суть игры, добавляйте еще детей и взрослых. Позже ребенок сам решает, кому он хочет покатить мяч.

«Ты катись веселый мячик»

 Дети становятся в круг и передают друг другу мяч со словами:                                              Ты катись веселый мячик                                                                                          Быстро, быстро по рукам.                                                                                                   У кого остался мячик,                                                                                            Тот сейчас станцует нам.                                                                                                    У кого из детей мяч остался, тот выходит в середину круга и начинает танцевать. Игра начинается опять.

«Музыкальный мячик»

Уже к трем годам дети могут поиграть в игру «Музыкальный мячик». Все становятся в круг и передают мячик по кругу из рук в руки под музыку или пение. Как только музыка закончилась, мячик останавливается.

«Летящий мяч»

Возьмите мяч среднего размера, чтобы ребенку было удобно его держать в руках. Взрослый бросает мяч кому-то из детей, а тот возвращает его взрослому.

Летит мой мяч, летит к тебе,                                                                            Смотри, не прозевай.

Держи его, лови его,                                                                                                 И снова мне бросай.

«Мини-баскетбол»

Уже в 3-4года ребенку можно предложить поиграть в мини-баскетбол. Возьмите любую емкость, поставьте или повесьте ее на некотором расстоянии от пола. Предложите ребенку забросить мяч в корзину. Эту игру легко разнообразить, меняя размер емкости и размеры мячей, а также высоту, на которую помещена эта емкость, и расстояние, с которого ребенок пытается забросить мяч.

«Яблочко»

Дети садятся в круг. Выбирается водящий. Мяч передается по кругу со словами:                                                                                                                Яблочко, катись, катись.                                                                                         Ты румяное, катись.                                                                                                Мне в ладошки прикатись.                                                                                        А теперь остановись!                                                                                                  В этот момент мячик останавливается у кого-то в руках. Все быстро прячут руки за спину. Водящий становится в круг и пытается угадать, у кого же мячик, он просит  кого-то показать ручки. Каждый спрашиваемый должен показать обе ручки.

«Мой веселый звонкий мяч»

Предложите ребенку ударять по мячу рукой, сопровождая словами:                            Мой веселый звонкий мяч,                                                                                   Ты куда помчался вскачь?                                                                                    Желтый, красный, голубой                                                                                   Не угнаться за тобой.                                                                                               Эта игра развивает чувство ритма, ребенок учится вести мяч.

«Мячик, мячик, поскачи!»

С 4-х лет покажите ребенку, что мяч можно бросать об стенку и ловить его двумя руками. При этом проговаривайте:                                                        Мячик, мячик, поскачи!

«Съедобное — несъедобное»

Играть в эту игру можно даже с трехлетними малышами. Станьте с ребенком на некотором расстоянии друг от друга. Бросайте ребенку мяч и называйте любой предмет. Если он съедобный – ребенок должен поймать мяч, если несъедобный – отбить.

Существует множество вариантов этой игры, направленной на развитие речи ребенка:                                                                                                              «Животные и их детеныши»                                                                          «Кто как разговаривает»                                                                                   «Кто где живет»,                                                                                                             «Кто как передвигается»                                                                                   «Скажи ласково»                                                                                 «Противоположности»                                                                                              «Из чего сделано»                                                                                                 «Лови да бросай – цвета называй»                                                                     «Третий лишний»                                                                                                    «Какой по форме»                                                                                          «Один – много» (множественное число)                                                           «Я знаю пять имен…»

Задача ребенка – стучать об пол мячом и без остановок называть подряд пять предметов: пять имен, пять овощей, пять городов, пять марок машин и т. д. Кто сбился, тот проиграл.                                                                                           Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

«Повторяем дружно звук» — услышишь звук А, стукни мячом об пол.                                        

«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» — услышишь звук А, подбрось мяч вверх.

«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» — развитие длительного речевого выдоха.

«Тихо – громко»

Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук).

«Слог да слог и будет слово» — добавление слогов.

Уважаемые родители!

  Не забывайте о возрасте ребёнка, его физических возможностях! Обращайте внимание на упражнения, которые он выполняет без нажима с вашей стороны. Будьте мягкими, добрыми, ласковыми. Пусть ребёнок демонстрирует свои умения перед членами семьи или сверстниками: это постепенно развивает уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение мяча в жизни ребенка"

Задачи:- познакомить родителей о пользе и необходимостью совместных игр с мячом и их выбором;- предложить рекомендации при совместных играх с детьми;- познакомить и предложить несколько игр с мячом дл...

Консультация для родителей "Роль мяча в жизни дошкольника"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22740425","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22740429","attributes":{"alt":"","class"...

Доклад на тему "Роль мяча в развитии ребенка"

Игры с мячом бесценны по соей значимости для здоровья детей. Скоро лето. И как его провести с пользой, вы можете узнать прочитав данный материал....

Роль мяча в жизни ребенка

Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, над...

Консультация для родителей "Роль мяча в жизни дошкольника"

МЯЧ знаком каждому с самого раннего детства. Одними из первых основных движений у ребенка считаются хватание, схватывание, бросание, которые позднее используются в манипуляциях с мячом – ме...