Статья : «Использование современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста»
статья по физкультуре

Ирина Борисовна Суворова

Актуальной задачей физического развития является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Автор: инструктор

по физической культуре

Суворова Ирина Борисовна,

МБДОУ д/сад №28

 «Использование современных форм и методов физической культуры

в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста»

Актуальной задачей физического развития является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Потребность в движении является одной из общебиологической особенности организма, которая играет важную роль в его жизнедеятельности. В настоящее время двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности ребенка.

               Дошкольное образование призвано обеспечить не только подготовку ребенка к школе, но и создать максимально благоприятные условия для укрепления здоровья,

                        Доказано, что низкая двигательная активность детей, особенно в период активного роста, когда интенсивное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется подобающей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья. (Усаков 2000)

                     Основным компонентом каждого вида детской деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения,  поэтому необходимо глубоко изучать двигательную активность ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязью с различными сторонами его развития

В настоящий момент произошли большие изменения в требованиях к дошкольному образованию. Мы живем во времена перемен.

Мы работаем по федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который  направлен на решение следующих задач:

  1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Физическое развитие, по требованию ФГОС ДО, включает приобретение опыта в таком виде  деятельности детей, как двигательная,  в том числе: связанной  с выполнением  упражнений, направленных на развитие таких физических качеств,  как координация и  гибкость;

-способствующих  правильному  формированию опорно-двигательной системы организма,  развитию  равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных  движений (ходьба, бег,  прыжки,  повороты в обе стороны);

-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [24, 3].

        Наблюдая, в процессе работы за воспитанниками, родителями и педагогами, пришли к выводу, что существует противоречие между необходимостью стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активностью детей в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье, с одной стороны и недостаточной разработанностью этого вопроса в современных формах методах с другой стороны.

С учетом данного противоречия проблема нашего исследования сформулировала следующие цели и задачи:

Цель: рассмотреть и применить наиболее эффективные современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Провести анализ литературных источников по проблеме поиска наиболее эффективных современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.

2. Проверить эффективность современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.

3. Оценить эффективность выделенных современных форм и методов (физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста).

 При этом учитывать   уровень двигательной активности и физической подготовленности детей. 

  Поставив перед собой цель и задачи мы на базе МБДОУ №28 города Белгорода провели педагогический эксперимент, где были выделены контрольная и экспериментальная группы по 12 человек в каждой. Педагогический эксперимент проводился совместно со всеми  участниками педагогических отношений дошкольного образовательного учреждения (воспитатели, специалисты, родители)

                 Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

Анализ научно-методической литературы, который позволил определить направление исследования, разработать методологический аппарат исследования, выделить наиболее эффективные современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста при проведении педагогического эксперимента, определить  и подобрать критерии оценивания эффективности педагогического эксперимента.

Тестирование проводилось в начале и в конце учебного года.

Тесты определения антропометрических данных: рост стоя (см), вес (кг) и окружность грудной клетки (см). 

Тесты физической подготовленности: бег 10 м (сек), прыжок в длину с места (см), наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см), ловля мяча с 2-мя хлопками (кол-во раз за 30 сек), поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд (кол-во раз).

Тесты определения уровня двигательной активности: определение моторной плотности занятий, хронометраж, шагометрия.

Педагогический эксперимент состоял из трех этапов: подготовительный, который предусматривал анализ литературных источников по проблеме исследования, выбор наиболее эффективных современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста, предварительное тестирование и отбор контрольной и экспериментальной группы.

Основной этап, в котором осуществлялось внедрение наиболее эффективных современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.

        Заключительный этап подразумевал проведение контрольного тестирования и анализ полученных данных.

Полученные количеств  данные данные в процессе педагогического эксперимента обрабатывались с помощью метода математической статистики, которые позволили сравнить между собой полученные предварительные и контрольные результаты.

Содержание системы физкультурно-оздоровительной деятельности.

В любом виде деятельности однообразие не приносит положительных результатов, это только угнетает ребенка. Чтобы разнообразить  физкультурно-оздориветельную деятельность детей в детском саду мы стараемся применять  современные  формы и способы проведения всех  физкультурных мероприятий. Есть несколько способов проведения утренней гимнастики: это и подвижная игра, полоса препятствий, ОРУ с предметами и без предметов, ритмопластика, аэробика, гимнастика «мимом» или беговая тренировка в медленном темпе.

На физкультурных мероприятиях используем упражнения на степ платформах, упражнения с резинками, на  фитболах, тренажерах, с набивными мячами, кинезеологические упражнения.

Используем  подвижные, развивающей игры Вей Той , Дары Фребеля.

             Занятия с играми VAY TOY  затрагивают все образовательные области и способствуют комплексному развитию детей на основе здоровьесберегающей технологии обучения в подвижной форме.

           Логика, память, внимание, пространственное мышление, развитие речи у малышей — важные результаты общения с этой игрой, дети  удовлетворяют естественную потребность в движении и улучшают эмоциональную сферу.   

               Главный посыл развивающей игры VAY TOY  заключается в том, что обучение должно проходить в веселой, активной форме.

            Также используем методы и формы проведения занятий с мячам из игрового набора  Дары Фребеля, мягкие мячи с хвостиками отличаются по цвету, что нужно для изучения и закрепления цвета, за хвостик их можно раскачивать ,объясняя где лево и право, также мячи можно перебрасывать друг другу через сетку, забрасывать в корзину, метать в цель и.т.д,.а также придумывать массу интересных подвижных игр. Применение кинезеологических упражнений в жонглировании.

Корригирующая гимнастика с применением нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и формирования правильной  осанки  (хождение по корригирующим дорожкам, массажным коврикам, палочкам, полусферам, упражнения с массажными роликами, мячиками, с шариками суд-жоку, крышки, платочки, палочки и другие предметы дети переносят пальцами ног). Беговые тренировки, являются отличным средством профилактики психоэмоционального напряжения детей. Но практика показала, что в  период не погодных условий, беговые тренировки не так эффективны и мы решили ввести элементы скандинавской ходьбы.

Пользуясь методикой автора Утробиной К.К. «Занимательная физкультура в детском саду» проводим веселый тренинг с элементами акробатики,  йоги, который позволяет детям в игровой форме развивать гибкость, координацию, укреплять мышцы и понимать, как они владеют своим телом.              

На всех физкультурных мероприятиях  дети занимаются босые (кроме карантинного периода) и заканчиваются эти мероприятия эмоциональной разрядкой дать детям возможность покричать, повизжать. Эмоциональная разрядка позволяет детям сбросить накопившееся физическое и психическое напряжение. 

Релаксация позволит восстановить организм и вернуть ЧСС в первоначальное состояние, и заканчиваются эти мероприятия водными процедурами.                                                  

Дети обтираются влажными салфетками, обливают  верхние части конечностей, так как при активных движениях через кожные поры выбрасывается наружу большое количество вредных веществ и через несколько минут начинается обратное всасывание приносящее организму только вред.

Неотъемлемой частью работы является тесное сотрудничество с родителями, которым предлагаются анкеты, консультации, комплексы упражнений с детьми, мастер классы на родительских собраниях, совместные спортивные праздники , развлечения, квест игры. Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима.

Для определения  плотности и уровня двигательной активности детей были проведены различные типы и формы занятий, как показала практика самые эффективные : по сюжету, поточно-круговой, станционный фронтальный на данном занятии плотность составила 94%тогда, как на занятии классического типа – 79%

Занятие 1 (классического типа, поточно-групповой формы  организации. Задачи: учить детей пролезть в обруч боком, закреплять умение перепрыгивать через модули, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь, сохранять равновесие при ходьбе с перешагиванием предметов, ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Дети выполняли  движения двумя потоками повторяли упражнения 4 раза. Общая плотность составила 79%.Этот показ входит в рамки низкого уровня двигательной активности

Занятие 2 (классического типа, поточно-круговой способ организации). Задачи: обучить ползать по  пластунски, закрепить умение ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове, сохраняя равновесие, совершенствовать умение прыгать из обруча в обруч, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь, подлезать под дугой гуськом. На данном занятии, по определению уровня двигательной активности, общая плотность составила 86% на среднем уровне.

Занятие 3 (по сюжету, поточно-круговой способ). Задачи: совершенствовать умение детей сохранять равновесие, энергично отталкиваться и легко приземляться в прыжках, координировано ползать, отбивать мяч рукой.

Двигательная плотность занятия составила 90% на среднем уровне

Занятие 4(по сюжету, поточно-круговой, фронтальный). Задачи: учить сохранять равновесие при перешагивании с высоты, закреплять умение энергично отталкиваться и легко приземляться в прыжках, подлезать под дугу, группируясь, отбивать мяч одной рукой. Общая плотность занятия составила 92%, средний уровень

Занятие 5 (по сюжету, станционный, поточный, фронтальный). Задачи: совершенствовать умение энергично отталкиваться в прыжках из обруча в обруч, координировать движения при лазании, сохранять чувство равновесия при ходьбе по скамейке с мешочком на голове, упражнять в отбивании мяча двумя руками. Общая плотность составила 94% высокий уровень двигательной активности

Оценка двигательной активности подсчитывается по: объему выполненной работы, суточным энергозатратам, времени на часах, затрагиваемое на организованные формы активной двигательной деятельности, соотношению статического компонента деятельности мышц в режиме дня и динамической работы,  показаниям ЧСС.

Результативность

В конце педагогического эксперимента у детей, которые относились к экспериментальной группе был получен прирост в показателях уровня физической подготовленности, который считался достоверным по t-критерию Стьюдента (р<0,05).  

Для детей при 9-часовом нахождении в дошкольном образовательном учреждении ( в среднем  трех лет - 9,0-9,5 тыс. шагов; четырех лет - 10-10,5 тыс. шагов; пяти лет - 11-12 тыс. шагов и шести  лет -13-13,5 тыс. шагов ) свойственна частая смена движений и поз до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети не устают.

Выводы.

В ходе проведенного педагогического эксперимента было установлено, что показатели физической подготовленности детей 3-6 лет показали положительный результат, заболеваемость снизилась: 2017 -2018 учебном году заболеваемость составила 9,4 % по МБДОУ №28, в 2019 -2020 учебном году заболеваемость составила 7,5 % по МБДОУ №28.

Проведенный эксперимент по проблеме стимулирования двигательной активности детей позволил установить наличие достаточно большого количества форм и методов по совершенствованию физического воспитания и образования детей дошкольного возраста. Выяснили, что системный подход к выбору современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста с учетом уровня двигательной активности детей дошкольного возраста, является эффективным.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подобранные нами и использованные в педагогическом эксперименте современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста являются эффективными.

 Библиографический список

  1. Анисимова М.С.,Хабарова Т.В.,Двигательная деятельность детей 5-7 лет, Детство-Пресс 2020 г,- 256 с
  2. Алямовская В.Г. Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении Н.Новгород 2001г.
  3. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания Н.Новгород,2000г.
  4. Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.:"Просвещение". 2008 – 215 с.
  5. Аракелян О.Г., Карманова Л.В. Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада. Армянская ССР, 2000 – 145 с.
  6. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковникова Е.Н. Музыка и движения. М.: "Просвещение". 2003 – 104 с.
  7. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. – М.: «Физкультура и спорт», 2008.- 56с.
  8. Боген М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] /М.М. Боген.  - М.: Физическая культура и спорт, 2009. – 200с.
  9. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозайка-Синтез, 2005 – 112 с.
  10. Блинов, Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике [Текст] / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева. - М.: Физкультура и спорт, 2009. – 70с.
  11. Воронова Е.К.Формирование двигательной активности детей 5-7 лет, Учитель 2020г.127с.
  12. Волошина Л.Н ,Елецкая Н.М.,Гавришова Е.В.,Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольнков,Учитель ,2020г,-169с
  13. Волкова, Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников [Текст] / Л.М. Волкова: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2008. – 40с.
  14. Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: "Просвещение". 2002 г. – 112с.
  15. Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Пособие для воспитателя. М.: "Просвещение". 2001 – 230 с.
  16. Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: "ФиС". 2007
  17. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. – М.: АСТ, Аквариум, 2000. - 333 с.
  18. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. – М., 1995.
  19. Доскин А.А., Голубева Л.Г. Растем здоровым. – М., 2005
  20. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение". 2008 – 130 с.
  21. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая куль тура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
  22. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка [Текст] / М.А. Рунова.   - М.: «Мозайка-синтез», 2005. – 234с.
  23. Соломенникова Н.М.,Машина Т.Н.,Организация двигательной деятельности детей, Учитель 2018г.
  24. Суянгулова, Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста [Текст] / Л.А. Суянгулова: Автореф. Дис. канд. пед. наук.  - Омск, 2006. -19 с.
  25. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: "Академия", 2008. – 423с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Создание двигательно-игровой среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста.

Создание двигательно-игровойсреды и соблюдение режимовдвигательной активностидетей дошкольного возраста....

Авторский опыт на тему: "Использование современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста"

Потребность в движении является одной из общебиологической особенности организма, которая играет важную роль в его жизнедеятельности. В настоящее время двигательная активность является необходимым усл...

Мастер-класс для студентов и инструкторов по физической культуре «Подвижные игры и упражнения с мячом как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста».

Текст к презентации №1Данный мастер-класс был проведен для студентов "Канского педагогического колледжа", а так же с инструкторами по физической культуре г.Канска и с воспитателями...

Мастер класс для педагогов "Изготовление нестандартного физкультурного оборудования для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста"

Мастер класс для педагогов "Изготовление нестандартного физкультурного оборудования для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста"...

Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста

Использование   инновационных   форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...

«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...